Похожие публикации

Элементы математической статистики
Программа курса
Необходимость освоения будущими специалистами основ высшей математики продиктована широким использованием математических методов в современной экономи...полностью>>

Элементы математической статистики
Программа курса
Необходимость освоения будущими специалистами основ высшей математики продиктована широким использованием математических методов в современной экономи...полностью>>

Элементы математической статистики
Программа курса
Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения элементов конечного множества в соответствии с заданными правил...полностью>>

Элементы математической статистики
Программа курса
Пусть событие А может произойти совместно с одной из гипотез Н1, Н2,…, Нn . Если до проведения опыта были известны вероятности гипотез , а в результат...полностью>>



Каждый год в нашей школе проходит неделя математики. Это стало традицией. Икаждый раз, проводя очередную неделю, мы стараемся сделать ее непохожей на предыдущу


Предисловие.

Каждый год в нашей школе проходит неделя математики. Это стало традицией. И каждый раз, проводя очередную неделю, мы стараемся сделать ее непохожей на предыдущую. Подготовка и проведение недели начинается с организационных вопросов, тщательно продумываются все детали, все «мелочи»: от установления времени, места проведения до назначения ответственных, занимающихся оформлением зала или подбором материала. Формы проведения выбираются с учетом возрастных особенностей и рассчитаны на массовое участие в них школьников, на привитие интереса к предмету.

В рамках недели математики традиционно мы проводим олимпиады для всех классов, включая и начальные. Олимпиады проводятся в два тура. В первом туре участвуют все желающие, а во втором те, кто решил более половины предложенных задач.

Ребятам 5-7 классов очень нравится математический поезд, на котором почти весь класс отправляется в путешествие, и во время остановок на станциях решают различные задачи.

В этой работе предлагаем вашему вниманию подробные сценарии с конкретными задачами, увлекательные состязания, КВН-ы, викторины, вечера, игры «Что? Где? Когда?», часы весёлой и занимательной математики, которые проводились в рамках недели математики.

Проводимые внеклассные мероприятия делают школьную жизнь интересной, дают возможность учащимся ощутить вкус к успеху, развивать свои способности и творить.

Наша задача с помощью различных форм внеклассной работы привить познавательный интерес к математике, научить школьников мыслить логически, быстро думать и принимать правильные решения, вызвать желание расширить свой кругозор, заставить детей удивляться и восхищаться богатой историей математики.

Мы будем очень рады, если наши разработки и предлагаемые нами возможные задания к различным конкурсам помогут вам, дадут какие-то идеи для ваших разработок. Каждый, конечно же, может вносить свои дополнения и изменения. Желаем успехов!

Неделя математики

Подготовка

За две недели до проведения мероприятия вывешиваются объявления:

Объявление 1.

Карта путешествия

Понедельник. Аукцион знаний (8-9 классы )

Вторник «Математическое кафе» (5-7 классы)

Среда Олимпиада (5-11 классы)

Четверг КВН

Пятница 1) Интеллект-шоу (вечер для старшеклассников)

2) Игровой салон (1-4 классы)

3) Выставка наглядных пособий

Суббота 1) Математический ринг ( бои между 7и 8 кл., 5-6 кл.)

2) Подведение итогов на линейке

Объявление 2.

Внимание!

Встреча в Клубе Веселых и Находчивых состоится в четверг.

Состав команды: 10 человек (самые веселые)

Капитан (самый остроумный)

Эмблема (любой формы, любого цвета, самая интересная)

Девиз (выражающий дух команды)

Название (соответствующее команде)

Приветствия: а) соперникам (не принижающее достоинства)

б) жюри (не подкупающее)

в) болельщикам (не отпугивающее)

Домашнее задание: а) команде: сочинить « Оду математике!»

(убедительно восхваляющую, остроумную и торжественно исполнить)

б) болельщикам: написать плакаты, лозунги (поддерживающие дух своих команд).

Объявление 3.

Внимание! Внимание! Внимание!

27 октября в 18 часов состоится «Интеллект – шоу».

Приглашаются 9 – 11 классы.

Для участия в шоу надо:

  1. Составить команду из 10 человек.

  2. Уметь мыслить логически, быстро думать и принимать правильные решения.

  3. Доказать, что « И прекрасна и сильна

Математика – страна!».

  1. Знать « О простом и сложном,

Об истинном и ложном

Правдивые истории,

Серьезные шутливые.

Про важные события –

Великие открытия».

  1. Быть готовыми показу музыкальных номеров.

Объявление 4

Внимание! Внимание! Внимание!

Указ.

  1. Объявляется конкурс знатоков математики с присуждением титула « Великий Решатель»

  2. Каждый ученик имеет право участвовать в конкурсе и решать любое количество предложенных задач.

  3. Ответы и решения задач положите в ящик, который находится в кабинете математики, указав число и время.

  4. Преимущество будет у того, кто раньше всех найдет ответ.

  5. Последний срок сдачи ответов – 5 декабря

  6. Указ вступает в силу со дня опубликования.

Оргкомитет.

Объявление 5.

Для 8- 9 классов.

На аукцион выставляются

треугольник, параллелограмм, круг, число семь.



Узнайте об их роли в жизни, назначении и свойствах и тот, кто больше знает об этих предметах, может их приобрести и в придачу получит ценный приз.

Конкурс знатоков математики

В течение недели мы обязательно проводим конкурс знатоков математики. Задания для конкурса вывешиваются в первый день недели и они должны быть самые разные, чтоб привлечь как можно больше учащихся. Обязательно включаются олимпиадные задачи. Решения задач, ответы в письменном виде нужно положить в ящик, который находится в кабинете математики. При этом обязательно нужно указать, в какой момент времени был опущен в ящик ответ, т.к. при определении победителя учитываются не только правильность, оригинальность решения, но и время выполнения задания

На итоговой линейке победителю вручается приз с присуждением титула «Великий решатель».

Задания к конкурсу:

  1. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка?

Фигура, которую вы видите на рисунке (пятиконечная звезда), необычайно интересна: она обладает свойствами, выделяющими её среди других звезд. Сумма углов равна двум прямым углам. Докажите это и найдите еще свойства этой фигуры.

  1. Постройте отрезок, равный частному двух чисел, например а и в.

  2. В связи с кризисом зарплата сотрудников фирмы понизилась на 1/5. На сколько процентов следует её повысить, чтобы она достигла прежнего значения?

  3. Может ли сумма шести различных положительных чисел равняться их произведению?

  4. Дано число 123…9101112… . какая цифра стоит на 2000-м месте?

  5. В параллелограмме АВСD АС=АВ2. Доказать, что угол между диагоналями параллелограмма равен углу между его сторонами.

  6. Дату рождения деда Мазая можно записать несколькими одинаковыми цифрами: 22.2.22 (год обычно указывается двузначным числом) Столь же красиво записывается день рождение его внука:7.7.77. Сколько всего дат века можно записать одинаковыми цифрами?

  7. С помощью циркуля и линейки постройте отрезок 93.

  8. Свежие грибы содержат 90% влаги, сушеные – 12%. Сколько сушеных грибов получится из 10 кг свежих?

КВНы

КВНы также стали традиционными при проведении недели математики. Все они строятся приблизительно по одному плану с традиционными конкурсами:

  1. Приветствие. Команда должна представить себя, название команды, эмблему, обратиться к соперникам и жюри.

  2. Разминка. Здесь требуется быстро и коротко ответить на предложенные вопросы (см. Приложение 1)

  3. Выездной конкурс. В этом конкурсе команда должна отправить самого находчивого, сообразительного игрока за какой-нибудь «математической ерундой», или в путешествие, во время которого выполняет задания. (см. Приложение)

  4. БРИЗ. (Бюро по Рационализации и ИЗобретениям) Этот конкурс творческий, включает в себя задания что-либо придумать, изобрести

  5. Конкурс художников.

  6. Конкурс капитанов.

  7. Домашнее задание.

Примерные задания к конкурсам КВН смотрите в Приложениях. Каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов, после его окончания подводятся итоги. Каждому члену жюри выдается лист, в котором они проставляют баллы. Желательно на доске иметь табло, где фиксируются результаты игры.

Предлагаем несколько вариантов КВН.

Вечер-КВН.

Ведущий: « Тем, кто учит математику,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто еще не знает,

Что может любить математику

Вечер наш посвящается ».

Программа вечера:

  1. Встреча в Клубе Веселых и Находчивых, где вам предстоит участвовать в веселой игре и сражаться в бою на Брейн – ринге.

  2. Игры и развлечения

Ведущий:

Прежде чем начать, я хочу познакомить вас с законами КВН:

КВН – это веселая игра;

- это соревнования в эрудиции, находчивости, остроумии;

- это юмор, смех;

- это дружба.

Представляю вам жюри сегодняшнего конкурса. Один единственный вопрос членам жюри:

-- Какое у вас настроение и повлияет ли оно на исход встречи? (ответ жюри).

Прошу тянуть жребий, чтоб узнать очередность выступлений команд.

Итак, слово командам для приветствий. (Каждой команде дается на это не более 5 минут)

( подводятся итоги)

Ведущий: Встречу нашу мы начнем с разминки, от участников прошу не только знаний, но и юмора, находчивости, остроумия.

1. Вопрос первый. Что вы поняли, услышав слова « вопрос первый»? (что будет второй).

2. Математический знак, зарекомендовавший себя только с положительной стороны? ( плюс).

3. Целеустремленный отрезок (вектор)

4. Укороченный метр ( ярд )

5. Исправительный дом для чисел (модуль)

6. Миллион единиц (забор).

7. Как из трех, отрезав один, получить четыре? (отрезав угол у треугольника)

8. Кто соавтор Ньютона? (яблоко)

Закончилась разминка и нам придется сразиться на Брейн – ринге.

Конкурс сообразительных и находчивых.

  1. Старик, у которого мы купили пули, по мелочи не торгует. Он согласен продать только такое число пуль, чтобы в нем все цифры встречались. Сколько пуль, самое меньшее, можно у него купить? Ответьте быстро.

  1. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?

  2. У Бориса в команде 9 человек, а верных сторонников у него четверо. Он все боится, вдруг его не выберут капитаном. Как устроить выборы, чтоб его выбрали капитаном?

  3. В некотором государстве был обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью « жизнь», другую – « смерть». У одного осужденного человека были враги, которые заменили накануне бумажку с надписью « жизнь» бумажкой с надписью « смерть» и он не мог избегнуть смерти. Так думали враги. Но у осужденного были друзья, которые об этом его предупредили. Ничего, не сказав судьям о заговоре врагов, он вытянул жребий и был отпущен на свободу. Как же ему удалось?

5. В квадратный двор арсенала вышел лейтенант с командой солдат: он должен был расставить посты. Вдоль стены он поставил по 4 солдата и ушел. Затем пришел капитан и поместил вдоль каждой стены по 5 солдат и ушел. Пришел майор и поставил по 6 солдат вдоль каждой стены. Как они расставили солдат, если располагали одним и тем же числом солдат?

Ведущий: Следующий конкурс у нас называется « БРИЗ». Это « Бюро по Рационализации и ИЗобретениям». В телепередаче « Мы чье дурачьё?» Михаил Задорнов удивлялся нашей изобретательности в использовании капронового чулка. Его используют как сетку для хранения лука. Вам предстоит удивить нас своей изобретательностью в использовании циркуля. Пока готовятся команды, с остальными проведем блиц –викторину «Антикроссворд», то есть я задаю вопрос, вы отвечаете. Например, так: «Хорошая, ясная погода»- (ненастье), « Самая крупная птица» - колибри. Итак, начинаем:

1) Высшая отметка (единица).

2) Высшее учебное заведение (ясли)

3) Число, на которое можно делить (нуль)

4) Отрезок без направления (вектор)

5) Параллелограмм с неравными сторонами (ромб)

6) Дробь, у которого числитель больше знаменателя (правильная)

7) Равносторонний прямоугольник (квадрат)

8) Утверждение, которое нельзя доказать (теорема)

9) Неверное равенство (тождество).

10) Самое большое натуральное число. (1)

Ведущий: Часто судьба команды зависит от этого конкурса. Конкурс капитанов.

« Сейчас он рулевой

Команды вашей боевой!»

Задание капитанам:

1) « Я вам слово – вы мне десять». Я называю математический термин «плоскость», а вы мне математические термины, начинающиеся с такой же буквы. Кто больше?

2) «Анкета капитанов» Я читаю анкету, а вы постарайтесь запомнить вопросы. Возраст, рост, цвет глаз, походка, цвет волос, костюм, вес? Запомнили? Запишите теперь ответы на вопросы анкеты в том порядке, в каком я вам зачитала. Только не о себе, а о сопернике.

3) Как не проверить знание математики наших капитанов. Конкурс называется «Арифметическая стометровка». Предлагаю решить арифметический пример с завязанными глазами и написать « я – первый».

(Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов)

Ведущий Объявляю конкурс художников. В конце ХХ века в живописи появилось направление, которое называется кубизмом. То есть появились художники, которые писали картины, используя геометрические фигуры. Они изображали различные ситуации, явления и даже портреты в этом стиле. Вот и вам придется нарисовать свой портрет из геометрических фигур, а остальных прошу составить рассказ «Кино + математика». В вашем рассказе должны быть использованы названия фильмов с числительными. Например, «Однажды «Три мушкетера»…». Команда соперников должна найти названия фильмов в вашем рассказе.

7 Домашнее задание:

На дом было задано задание составить рассказ на тему «Война цифр с алфавитом».

8 Последний конкурс «Три рояля» (предлагаются отгадать слова песен ).

1) «…Два дощечка будет лесенка…»

2) «…одиноко под небом одиннадцатый мой…»

3) «…Три колодца защити нас от…»

4) «…один домик имел холсты…»

Ответы: 1. «Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка…»

2.«Бродит одиноко по свету

Одиннадцатый мой маршрут…»

3. « Учкудук, три колодца защити нас от солнца…»

В конце подводятся итоги.

КВН

Ведущий: Сегодня мы собрались помериться силами в интеллекте и юморе, в эрудиции и находчивости, в остроумии и в знании математики. Представлю жюри.

Первое правило КВН – это слово для приветствий и знакомств команд (по жребию определяем очерёдность выступления команд). Жюри оценивает оригинальность названия команд, девиз, выступление с представлением команд.

Любое состязание начинается с разминки. Разминка – это гимнастика ума. Займёмся ею.

И я предлагаю вам несколько вопросов:

1. Сколько будет нулей в конце произведения чисел последовательно от 1 до 10?

    1. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?

    2. Сумма, произведение каких двух чисел равны между собой?

    3. Их всего три: отрежь один, получишь четыре.

    4. Как, отняв из 19 единицу, получить 20?

    5. Во сколько раз километр больше миллиметра?

    6. Кто сможет пролезть через эту бумагу, сделав в нем дыру? (даем лист бумаги)

    7. Железный кубик весит 10 г. Сколько весит железный кубик с ребром вдвое большим?

    8. Полный бидон весит 7 кг, а наполненный на половину-4 кг. Сколько весит бидон?

    9. Летела стая, сов семь, небольшая. Сколько их было и какие это птицы?

Ведущий: В энциклопедических словарях определения словам даны просто умные, а нам нужны остроумные. Остроумие-это умение посмотреть на вещь под неожиданным, только под своим, углом зрения. Например, карта - это шпаргалка для путешественника, или карта - это территория, где плавают, не знающие географию. Или вот, например, точилка-вещь, который имеет зуб на карандаш.

Итак, задание командам: дать определения (остроумные) словам: единица, модуль, угол.

( пока команды работают, болельщикам нужно отгадать ребус или составить рассказ, применяя как можно больше числительных)

Ведущий: Следующий конкурс у нас выездной. Тот, кто у вас самый находчивый, отправится сейчас за «математической ерундой на постном масле» и принесет нам её, снабдив описанием. Может взять с собой болельщиков.

Пока они ищут то, за чем мы их послали, остальные пусть подготовятся к конкурсу, который называется «Блиц-викторина» (вопросы см. в Приложениях)

(подводятся итоги этих конкурсов)

Ведущий: Как вы знаете, каждой команде было задано домашнее задание: раскрыть тему «Очень важная наука-математика» Давайте посмотрим, что вы приготовили.

(после дается слово жюри)

Ведущий: Сейчас выходите капитаны. Ваш конкурс.

  1. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

  2. Отмерьте на глаз 20 см от этой ленты (даются ленты)

  3. Половина от половины равна половине. Какое это число?

  4. Ваш друг не любит математику. Выскажите свое мнение по этому поводу.

Ведущий: Пока капитаны готовят свой ответ, команда выполнит это задание: досочините еще строчки, чтоб получилось смешное стихотворение:

«Вы, слыхали, на базаре

единицу продавали…»

(подводятся итоги)

Ведущий: Конкурс художников. Ваши задания:

1. Чтобы это значило?

(спираль Зазнайки)

2. «Одна голова хорошо, а два лучше» Нарисуйте пословицу

3. Начертите окружности одновременно левой и правой рукой

4. Нарисовать подкову и разделить ее на 6 частей

Ведущий: В нашей школе появились Неопознанные Математические Объекты. Найдите их и опишите. Это первое задание конкурса для команд, а следующее звучит так:

под музыку песни Шаинского «Улыбка» придумайте танцевальную композицию «Я получил двойку по математике». И последнее: сделайте что-нибудь приятное соперникам.

Пока команды готовятся к этим конкурсам, болельщики всех трёх команд выполнят такое задание: представьте, что вы а) собака б) кошка в) утка. А теперь песню «Учат в школе» прогавкайте, промяукайте и прокрякайте. Итак, начинаем, (команды по очереди выполняют данное задание).

Далее каждая команда показывает свои номера, а жюри подводит итоги этих конкурсов.