Похожие публикации

Конкурс «Викторина» Что такое «гидросфера»? Перечислите части гидросферы (работа с таблицей)
Урок
Задачи: продолжить формирование приемов учебной работы в группе; продолжить формирование элементарных понятий экологии, выделив взаимосвязи «природа –...полностью>>

Задание Составить программу для обработки одномерных массивов на языке vba
Документ
14. При поступлении в вуз абитуриенты (n человек), получившие двойку на первом экзамене, ко второму не допускаются. В массиве А[n] записаны оценки экз...полностью>>

Тема времени в авторских ремарках пьесы а. П. Чехова «вишневый сад» Существуют ведущие функционально-коммуникативные признаки, позволяющие определить достаточн
Документ
Существуют ведущие функционально-коммуникативные признаки, позволяющие определить достаточно жесткие нормы в построении ремарок. Перечислим эти нормы,...полностью>>

Перечень продукции, подлежащей штриховому кодированию
Документ
Напитки, алкоголь Сок «Яблочный» 100% 1 л пакет тетрапак - - . Продукты питания Крупа гречневая ядрица ВС 1 кг, полипропиленовый пакет - - 7....полностью>>



Профессиональный конкурс «Воспитатель года» Творческий отчет «Краеведение в детском саду» Исполнитель: Якуба Светлана Ивановна

Районный отдел образования администрации МР «Мещовский район»

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

«Мещовский детский сад «Солнышко»

Профессиональный конкурс «Воспитатель года»

Творческий отчет

«Краеведение в детском саду»

Исполнитель: Якуба Светлана Ивановна

Мещовск 2012 год.

Оглавление

  1. Введение

  2. Актуальность темы.

  3. Воспитание патриотических чувств на основе краеведческого материала.

  4. Основные направления реализации программы.

  5. Методы, используемые в работе по краеведении.

  6. Работа с родителями.

  7. Заключение.

“Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

Творческий отчет

«Краеведение в детском саду»

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры. Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные явления. Причем факты, явления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь. Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира, для его небольшого жизненного опыта и считаем, что, способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Потому краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, заложены в фундаменте исторической памяти.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить детей с историей и современностью края;

- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- развить у школьников стремление знать свой край;

(Это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины).

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;

- способствовать адаптации дошкольников к действительности своего края;

- способствовать становлению и развитию учебно-воспитательных коллективов, семьи;

- способствовать развитию личностных качеств дошкольников при помощи краеведения;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

- воспитание уважения к труду людей;

- дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях;

- познакомить с именами тех, кто прославил город;

- развивать интерес к местным традициям.

Актуальность проблемы заключается еще и в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. И сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Наш современник Д.С.Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родинке нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.

Поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.

Эти задачи решаю во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх в труде, в быту и т. Так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношениях со сверстниками.

Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Чтобы в сердце ребенка зародилась любовь к родным местам, сам воспитатель должен быть, любящим свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться..

Для реализации этих задач необходимо:

- Создание благоприятных ,технических и социальных условий.

- Обновление содержания программы, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей.

- Последовательная ориентация на культурообразность программы, признанной обеспечить формирование духовного мира человека.

- Тесный контакт по данной теме с семьей, опора на её традиции и опыт.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» - писал А.В. Запорожец.

Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношений в семье, к самым близким людям; матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением (детский сад, родная улица, город и др.)

Чувство Родины связано и с восхищением тем что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Любой край, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировав у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, духовным наследием. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями.

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа в основном должна проходить вне образовательной деятельности. В нее включаем только сложные, требующие объяснения, толкования темы.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Итак, мною в основные направлениями реализации программы по краеведению положены следующие принципы;

  1. Индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателями.

  2. Материал предполагается по блокам родная семья – родная природа – родной город – родная культура.

  3. Широкое представление материала наглядностью: фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей; портреты известных людей города, картины городских художников.

  4. Материал должен быть интересным, увлекательным, что формирует желание, стремиться к достижению результата.

Работу начала от простого к сложному.

Вначале, сама знакомилась и изучала историю города Мещовска. Встречалась с людьми, которые изучают и накапливают исторические сведения, о городе, имеют документы фотографии старого города.

В ходе этой работы столкнулась со следующими проблемами. Родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном городе, крае. Мало познавательного материала для дошкольников. Недостаточно иллюстраций (быт, традиции). Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.

Работу по воспитанию любви к родному городу начала с бесед, в ходе которых выяснила имеющиеся знания о родном городе. Оказалось, что знания невелики. Дети имели представление лишь о тех улицах, на которых проживают, о своем детском саде, да и то не очень ясные (Диагностика. Приложение №1) На основе диагностических данных я разработала программу по краеведению и проект «Край родной навек любимый» (Приложение №2).

Цель программы:

Воспитание гражданина – патриота России, своего края, через изучение окружающей, социальной, экономической, географической, исторических и литературных источников, воспоминаний современников для развития у детей широких представлений:

- об особенностях русского национального характера;

- о русских и региональных традициях жизни, культуры и быта;

- трудовые традиции и народные промыслы края;

- о народном искусстве;

- об истории своей малой Родины, города, сада, семьи;

- о географических особенностях своего края, растительного и животного мира;

- о современном состоянии своего города.

Тематика мероприятий.

  1. Тема: «Моя семья» (мои родители, мои бабушки и дедушки, мои прадеды, моя родословная, семейные традиции).

  2. Тема: «Школьная страна» ( история детского сада, школы, посещение школьного музея).

  3. Тема: «Моя малая Родина» (наш город и его достопримечательности, история и люди нашего города Мещовска, экскурсия по родному городу)

  4. «Моя Земля» (растительный мир нашего района, животный мир Мещовского края, полезные ископаемые района).

  5. Тема: «Живая вода» (река нашего города Турея, источники и другие водоемы родного края).

  6. Тема: «Мы – русские» ( наши умельцы, народное творчество Мещовского края, обычаи и обряды родного края).

  7. Тема: «Гордость земли Мещовской» (великие люди Мещовской земли, Герои Советского Союза – наши земляки, экскурсии по местам жизни замечательных людей, сбор информации).

  8. Тема: «Разоренные гнезда» (усадьбы и их владельцы, Свято-Георгиевский монастырь его история и наше время), экскурсии, сбор материала)

  9. Тема: «Край родной» (игры и развлечения наших бабушек и дедушек. Поход в лес с родителями. Развлечение – Викторина – «Что я знаю о земле Мещовской». Выставка детских работ.

Решая данные задачи, стараюсь свою работу проводить в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей. В работе использую следующие методы:

Наглядный – во время рассказов и наблюдений, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Словесный – представляются эффективным при чтении рассказов, стихотворений, проведении игр, разгадывание загадок, конкурсы, разбор житейских ситуаций, тематические вечера.

Практические методы использую, когда надо организовать продуктивную деятельность – провести экскурсию, вечера с родителями. Изготовление наглядных пособий.

Главные темы в программе расписаны понедельно. Каждую неделю предлагаю различные формы работы по знакомству детей с родным городом. Целевая прогулка, беседа, дидактические игры, чтение литературы, праздники и вечера. Все занятия провожу с использованием наглядного материала, стараюсь построить их так, чтобы дети узнали что-то новое, объясняю непонятные слова, что способствует расширению речевого развития детей.

При знакомстве дошкольников с историей родного города приходится многое им рассказывать. Информацию отбираю так, чтобы это затронуло чувства детей, по ходу обязательно использую фотографии, слайды, репродукции картин и др. В рассказ включаю вопросы к детям, это активизирует познавательную деятельность и внимание, учит предполагать, рассуждать, вызывает интерес. Рассказ в этом случае переходит в беседу, что способствует более успешному усвоению знаний. Составляю его очень просто, не употребляю часто даты (детям это не запомнить), применяю только выражения типа «это было очень - очень давно» или «когда папа и мама были маленькими» и др.

Каждое занятие и мероприятие по краеведению начинаю со слов наших местных поэтов, как знаменитых ( В.Берестов), так и начинающих, молодых, например, на занятии, где мы применяли виртуальную экскурсию по «старому» Мещовску, детям зачитывала стихи Берестова о малой Родине. Что именно эти слова посвящены городу где мы с вами живем.

Городок

О перекрёсток детства! В мир безбрежный,

В его простор, желанный, неизбежный,

На юг, на север, запад и восток

Идут дома... Мой санный и тележный,

Мой летом травяной, зимою снежный,

Мой деревянный, с виду безмятежный,

Садово-огородный городок.

1969. Валентин Берестов

Знакомя детей с достопримечательностями родного города (храмы, здания) выделяю самое главное, что отличает его от других (например Благовещенский собор в центре города, ее башня с часами рядом с ним. Другое архитектурное сооружение церковь Благовещенья и колокольня также находятся рядом).

Конечно, широко использую такую форму работы как экскурсии и целевые прогулки по городу, где дети видят красоту улиц города, зданий, памятников, любуются природой. Полученные впечатления дети отражают в рисунках, в рассказах об увиденном родителям. Очень затронула детскую душу экскурсия в Свято-Георгиевский монастырь, где Матушка Рахиль рассказала об истории монастыря, его великомучениках, иконах. Дети с восторгом звонили в колокола, слушая удивительный их звон. В монастыре мы побывали в храме и приложились к святому животворящему кресту, удивительно любознательные и непоседливые мои дети, были как зачарованные, соблюдали правила поведения в храме.

Еще одна экскурсия была очень интересна детям, в школьный краеведческий музей. Где нас встречал заслуженный учитель России, историк – краевед Зорюков Дмитрий Васильевич. Он рассказал об истории возникновения и развития Мещовска, сопровождая показом фотографий с видом города в разные годы. Много вопросов задавали дети о Великой Отечественной войне, о найденных на Мещовской земле останках мамонтов, о герое – подводнике И. Федоричеве погибшем на подлодке «Курск». В конце встречи дети сфотографировались на память с Д.В.Зорюковым.

На экскурсиях мы также знакомились с улицами города, с историей их названий. Сравнивали старые дома и новостройки. Побывали с детьми у дома, где жил известный детский писатель В.Д.Берестов. В канун 9 мая посетили сквер Победы и возложили цветы к памятнику Воина-Освободителя. Были с детьми в городском саду, на реке Турея и конечно рассматривали памятники архитектуры Благовещенский собор и церковь Благовещенья.

Все запланированные экскурсии я проводила таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, предварительно рассказывая им о том месте, которое собираемся посетить. Прежде чем отправиться в сквер Победы, мы с детьми рассматривали иллюстрации в книгах о героических подвигах наших людей в годы войны. Выясняла, что знают дети о войне, кого в наши дни можно назвать героем.

Прививая любовь к своему родному городу, я показывала его в разные времена года. Мы побывали в тех местах где дети лучше всего могли бы наблюдать признаки того или иного сезона; весной в цветущем саду, зимой – на заснеженных улицах города, осенью в парке. После экскурсии беседовали, где старалась узнать отношение детей к родному городу, задавала вопросы: Нравиться ли вам наш город? Что больше всего понравилось из увиденного? Что бы вы сделали для того, чтобы наш город стал еще краше?

Я объясняла детям, что тот, кто горячо любит свой город, тот старается сделать его своим трудом еще лучше. Наш город населяют люди самых разных профессий. Давала детям задание, чтобы расспрашивали родителей, где они работают, какую пользу приносит их труд окружающим и городу. Дети с восторгом рассказывали о своих родителях, их труде. После этого провела ряд экскурсий в библиотеку, на почту, в магазин, на стройку, в пожарную часть. На одном из занятий просила детей рассказать, о том, что больше всего понравилось и проиллюстрировать свой рассказ. Дети рисовали на темы «Моя улица», «Мой дом», Мы в библиотеке», «День Победы», «Мой город» и др.

Каждый город славен своими делами и традициями. Наш город славен тем, что он является Родиной двух цариц из рода Романовых. Евдокии Стрешневой первой русской царицы и Евдокии Лопухиной жены Петра 1. Также Мещовск славился проведением в нем сельскохозяйственной ярмарки, учредителем которой был сам Петр 1. Отдельные занятия были посвящены именно этим темам.

Не менее важным условием в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями. Это способствует воспитанию бережного отношения к традициям сохранению семейных связей. Родители помогали в сборе информации о городе, своей семье. Многие даже не предполагали как интересна история их предков, жизнь бабушек и дедушек, старшего поколения. Так, если прогуливающаяся по населенному пункту семья расскажет ребёнку о зданиях, стоящих когда-то вдоль улицы, о людях, живущих здесь, то информация запомнится лучше, чем если бы рассказ шел о некоем абстрактном доме, в котором жили смутно знакомые люди.

В саду совместно с родителями проходили праздники, тематические мероприятия «Край, родной навек любимый» (Презентация), родительское собрание в нетрадиционной форме (Приложение №3 ). Большое значение имеют совместные с родителями походы на природу, где родители учат играть детей в игры своего детства «Лапта», «Выбивалы», «Картошка», «Чай, чай выручай» и др.

Большую помощь родители оказывали в проведении традиционных праздников и обрядах: «Рождество», «Масленица», «Праздник Руссой березки», «День Победы», «День Защитника Отечества», «День города».

Еще одно важное условие в формировании патриотических чувств – создание предметно – развивающей среды в ДОУ. В групповых комнатах оформлен краеведческий уголок, где с учетом возрастных особенностей был отобран материал на темы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Достопримечательности родного города», «Люди, прославившие Мещовск» и др. Сообразно несколько презентаций о городе Мещовске, его истории, современной жизни, природе родного края. Папки – передвижки по краеведческой тематике. Впечатления о родном городе дети отражали в совместных с родителями и воспитателями работах (рисунки, поделки, буклеты, фотографии)

Безусловно, впечатления, полученные в ходе проведенных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, его традициям, привили еще большую любовь к Родине, своему Отечеству, природе родного края.

Заключение

Таким образом, организация в нашем ДОУ краеведческой деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения - это введение маленького человека в мир малой и большой Родины не “беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины” /В.А. Сухомлинский/.

Результаты работы с детьми по данному направлению, в течении небольшого времени, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького Мещовца, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения социального мира. Повысилось качество жизни. У будущих школьников наблюдаются: легкая адаптация к условиям социальной жизни и общения со старшими. Нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями – как полноправными участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ.

Таким образом, тесное взаимодействие участников педагогического процесса социализации – не только дало возможность нашему коллективу системно и последовательно формировать у наших воспитанников “Я” - концепцию, но и активно познавать свою “малую” Родину, ее природные и человеческие достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной культуры.

Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада.

Воспитывая любовь к своему городу, мы подводим детей к пониманию , что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.) соблюдают традиции. Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций.

По словам В.А.Сухомлинского, "человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечиков, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонков в бездонном летнем небе, шорох снежинки и завывание вьюги, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Появляется желание вникать в тайны природы. А с этим наверняка свяжутся незабываемые образы родного края.

Всё это в комплексе должно способствовать развитию краеведения не только в школах, но и в детских садах, с детства развивать в детях: любовь к родному краю, патриотизм, любознательность - а в перспективе это более культурное и развитое поколение.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

Литература:

  1. Мы живем в России, авт. И.Н. Зеленова, Л.Е.Осипова, изд.Москва 2010 г.

  2. «Воспитание маленького гражданина», авт. Г.А.Ковалева, Москва 2004 г.

  3. Нравственно – патриотичсекое воспитаие детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маканева, Москва 2005 г.

  4. Журналы, «Воспитатель ДОУ», №2, №7 2010 г., №1 2012 г.

  5. Журналы «Дошкольное воспитание», №1, №5, №8, №10 2005 г., №3, №6 2006 г.

  6. Материалы из программы Д.В.Зорюкова.