Похожие публикации

Заявление о выдаче паспорта нового поколения
Документ
Я ПРЕДУПРЕЖДЕН, ЧТО СООБЩЕНИЕ ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ В ЗАЯВЛЕНИИ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВЛЕЧЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УСТАНОВЛЕННУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ...полностью>>

Проект положение об электроснабжении в снт «райки»
Документ
Настоящее Положение разработано на основании ст.ст. 539-547 Гражданского кодекса РФ, положений Федерального Закона «Об электроэнергетике», Федеральног...полностью>>

Положение о журнале учебных занятий
Документ
Настоящее Положение определяет порядок оформления и ведения журнала учебных занятий государственного бюджетного образовательного учреждения среднего п...полностью>>

1 за первый год обслуживания Сбербанк–Maestro, Сбербанк–Visa Electron
Документ
2. Первоначальный взнос на счет банковской карты Сбербанк–Maestro, Сбербанк– Visa Electron, Сбербанк– Maestro Зарплатная”, Сбербанк– Visa Electron “За...полностью>>



Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил – адаптированный тест ммрi1

Л.Н. Собчик. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ


СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СМИЛ –

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕСТ ММРI1

Л.Н. СОБЧИК.

Москва, 2002.

Ме­то­ди­ку СМИЛ по ее зна­чи­мо­сти и эф­фек­тив­но­сти по пра­ву мож­но на­звать "тя­же­лой ар­тил­ле­ри­ей" пси­хо­ди­аг­но­сти­ки. И не по­то­му, что не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты, ма­ло зна­ко­мые с ме­то­ди­кой, счи­та­ют ее гро­мозд­кой и тру­до­ем­кой: на са­мом де­ле - это око­ло ча­са ра­бо­ты са­мо­го об­сле­дуе­мо­го (при этом пси­хо­лог мо­жет да­же не при­сут­ст­во­вать) и 10 ми­нут на об­счет дан­ных. Глав­ное, что по­сле это­го пси­хо­лог по­лу­ча­ет мно­го­сто­рон­ний порт­рет че­ло­ве­ка, вклю­чаю­щий бо­га­тый спектр та­ких струк­тур­ных ком­по­нен­тов лич­но­сти как мо­ти­ва­ци­он­ная на­прав­лен­ность, са­мо­оцен­ка, стиль меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния, по­ло­ро­ле­вой ста­тус, чер­ты ха­рак­те­ра, тип реа­ги­ро­ва­ния на стресс, за­щит­ные ме­ха­низ­мы, ког­ни­тив­ный стиль, ве­ду­щие по­треб­но­сти, фон на­строе­ния, сте­пень адап­ти­ро­ван­но­сти ин­ди­ви­да и воз­мож­ный тип де­за­дап­та­ции, на­ли­чие пси­хи­че­ских от­кло­не­ний, вы­ра­жен­ность ли­дер­ских черт, наличие сексуальных проблем, склон­ность к суи­ци­ду, пред­рас­по­ло­жен­ность к ал­ко­го­лиз­му, а также ко­ли­че­ст­вен­ные и ка­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­стики ус­той­чи­вых про­фес­сио­наль­но важ­ных свойств и пр. При этом боль­шим пре­иму­ще­ст­вом дан­ной ме­то­ди­ки яв­ля­ет­ся на­ли­чие в ее струк­ту­ре шкал дос­то­вер­но­сти, по­зво­ляю­щих оп­ре­де­лить не толь­ко на­деж­ность ре­зуль­та­тов, но и ус­та­нов­ку ис­пы­туе­мо­го на са­му про­це­ду­ру об­сле­до­ва­ния. Это да­ет воз­мож­ность ин­тер­пре­та­ции по­лу­чен­ных дан­ных че­рез приз­му вы­яв­лен­ных с по­мо­щью шкал дос­то­вер­но­сти тен­ден­ций к пре­уве­ли­чи­ва­нию имею­щих­ся про­блем или к их сгла­жи­ва­нию.

Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ный мно­го­фак­тор­ный ме­тод ис­сле­до­ва­ния лич­но­сти СМИЛ пред­став­ля­ет со­бой мо­ди­фи­ка­цию тес­та ММРI2, соз­дан­но­го в 1942-49 гг. в це­лях про­фес­сио­наль­но­го от­бо­ра лет­чи­ков во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Ав­то­ры - аме­ри­кан­ские пси­хо­ло­ги И.Мак­кин­ли и С.Ха­тэу­эй3. Это - кван­ти­фи­ци­ро­ван­ный (ко­ли­че­ст­вен­ный) ме­тод оцен­ки лич­но­сти, ко­то­рый, бла­го­да­ря ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­му спо­со­бу об­ра­бот­ки ре­зуль­та­тов об­сле­до­ва­ния, исключает за­ви­си­мость по­лу­чае­мых данных от субъ­ек­тив­но­сти и опы­та экс­пе­ри­мен­та­то­ра (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и опытен психолог). Вы­со­кая на­деж­ность ме­то­ди­ки, на­ли­чие шкал дос­то­вер­но­сти и по­ли­фак­тор­ный ха­рак­тер ин­тер­пре­та­ции соз­да­ли ба­зу для ши­ро­кой по­пу­ляр­но­сти этой ме­то­ди­ки в раз­ных стра­нах ми­ра. В по­след­ние го­ды формализо­ван­ная ба­за ме­то­ди­ки спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ра­бот­ке на ее ос­но­ве ком­пь­ю­тер­ных про­грамм, по­зво­ляю­щих не толь­ко об­счи­ты­вать ре­зуль­та­ты и вы­чер­чи­вать про­филь лич­но­сти, но и ин­тер­пре­ти­ро­вать по­лу­чен­ные дан­ные с боль­шей объ­ек­тив­но­стью и пол­но­той, чем это мо­жет сде­лать на­чи­наю­щий пси­хо­лог.

Создавая этот тест, авторы оригинального теста опирались, с одной стороны, на строгий квантифицированный подход, обеспечивающий надежность и статистическую достоверность данных; с другой стороны, свое толкование показателей методики они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам в рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражена у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Эти клинические по своей сути определения и бы­ли при­да­ны названиям со­от­вет­ст­вую­щих шка­л ме­то­ди­ки. Та­кой прин­цип по­строе­ния пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дик часто используется пси­хо­ло­га­ми, ко­то­рые пред­став­ля­ют себе лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти нор­мы как "раз­бав­лен­ную" па­то­ло­гию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у пси­хи­че­ски здо­ро­во­го че­ло­ве­ка урав­но­ве­ше­но и сгла­же­но, у боль­но­го про­яв­ля­ет­ся в ви­де гро­те­ска - рез­ко и об­на­жен­но. Время показало условность нозологических границ, вслед за этим интерпретационные подход авторов ММРI оказался устаревшим и попросту несоответствующим реальности. Да и упрощенное отношение к норме (к понятию нормальной личности), также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизированного теста ММРI - методики СМИЛ представляет собой новый, более дифференцированный подход, базирующийся на ином концептуальном и методологическом подходе. Связано это с тем, что в процессе работы с методикой обнаружились ее некоторые слабые места.

Во-первых, формализованный подход в оценке психологических феноменов, на первый взгляд выглядящий как достоинство методики, на практике иногда проявляется парадоксально: нарастание баллов по шкалам означает лишь более выраженную реакцию индивида на наличие (реальных или субъективно воображаемых) психологических проблем, но не всегда является отражением клинической тяжести состояния, особенно при давности болезненного процесса. У сохранной личности в рамках ситуативных, психогенно обусловленных расстройств высота профиля действительно отражает степень дезадаптации. Здесь мы можем встретить и “плавающий” профиль – признак выраженного стресса, когда задействованы все защитные и компенсаторные функции психики, и высоко расположенный пикообразный или пилообразный профиль. Но такого рода профили могут встретиться и при психических расстройствах эндогенного происхождения чаще всего в дебюте заболевания как признак состояния стресса. Однако опыт показывает, что динамическое (лонгитюдное, повторное) исследование и дополнительные экпериментально-психологические пробы позволяют дифференцировать пограничные, личностные расстройства от эндогенного заболевания. Патология серьезного, психиатрического регистра проявляется высокими пиками в профиле ММРI лишь тогда, когда мы имеем дело с эмоционально сохранной, остро реагирующей личностью.

Если при психическом заболевании личность изменяется в сторону снижения эмоциональных реакций, уплощения, оскудения с нарастанием интеллектуальной неполноценности, отсутствия критики, с искажением внутренней картины «я», то при очевидной патологии поведения и высказываний больного, при давности патологического процесса и наличии длительного катамнеза заболевания мы можем получить невысокий, близкий к нормативному разбросу профиль. Так может случиться, когда в силу личностных изменений больной не способен объективно оценить свое состояние и личностные свойства, не критичен в оценке самого себя и сложившейся ситуации. Профиль в этой ситуации показывает отсутствие яркой эмоциональной реакции на объективную реальность и не отражает степень дезадаптированности. По сути дела мы здесь наблюдаем проявление защитных функций человеческой психики: эмоциональное перенапряжение сменяется в конце концов “тупостью”, приглушенностью реакций. Безусловно, сама история болезни, клиническая картина и дополнительные психологические исследования не дадут специалисту впасть в ошибку несмотря на кажущееся “спокойствие” профиля MMPI, отражающего всего лишь неадекватность реакций больного и неоправданное благодушие. Поэтому следует помнить, что количественные показатели методики не являются абсолютом: они должны рассматриваться в обобщенной совокупности данных об изучаемом человеке.

Во-вторых, же­ст­кие рам­ки кре­пел­ли­нов­ской но­зо­ло­ги­че­ской схе­мы, на ко­то­рой Мак­кин­ли и Ха­тэу­эй ба­зи­ро­ва­ли свою ин­тер­пре­та­цию, ока­за­лись слиш­ком уз­ки­ми для ре­аль­ной кар­ти­ны кли­ни­че­ско­го мно­го­об­ра­зия психических расстройств с их мно­го­чис­лен­ны­ми ати­пич­ны­ми и пе­ре­ход­ны­ми фор­ма­ми. Дебют заболевания, как правило проявляющийся на почве эмоционально и интеллектуально сохранной личности, отражается высокими пиками профиля СМИЛ, картина психологического паттерна у больных-хроников сглаженная, но сам по себе ведущий пик по той или иной шкале не является строго диагностическим. Пе­ст­рую кар­ти­ну психопатий не ис­чер­пы­ва­ет шка­ла "пси­хо­па­тии". Са­ми ав­то­ры ме­то­ди­ки при­зна­ют, что толь­ко в 60% слу­ча­ев 8-я шка­ла (шка­ла "ши­зоф­ре­нии") в ка­че­ст­ве од­ной из трех ве­ду­щих шкал вы­яв­ля­ет ши­зоф­ре­нию, что сво­дит ее ди­аг­но­сти­че­скую роль лишь к 20% на­деж­но­сти. При этом она часто встречается в профилях наркоманов, алкоголиков, больных с органическим поражением головного мозга, а также - в рамках нормативного разброса - у оригинально мыслящих лиц с выраженной индивидуальностью. Вы­со­кие по­ка­за­те­ли 5-й шка­лы (нацеленной на выявление гомосексуальных тенденций) ча­ще от­ра­жа­ют про­бле­му фе­ми­ни­за­ции и эстетической ориентированности у муж­чин, а у жен­щин выявляют деловую активность и подчеркнутое стремление к эман­си­па­ции; шка­ла "ипо­хон­д­рии" в груп­пе нор­мы в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев об­на­ру­жи­ва­ет на­бор свойств, ха­рак­тер­ных для ос­то­рож­ных и ги­пер­со­ци­аль­ных лич­но­стей; при этом бо­лез­нен­ная со­сре­до­то­чен­но­сть на сво­ем са­мо­чув­ст­вии является вторичной или вообще может от­сут­ст­вовать.

В-третьих, в обозримой литературе психологическая (индивидуально-личностная) интерпретация профилей MMPI крайне бедна и опирается лишь на эмпирические данные. Концептуальный личностный подход при этом полностью отсутствует. В то же время методика все чаще применяется в целях изучения различных групп населения, относящихся к норме. И не только в медико-профилактических целях, но и в кадровом отборе, в процессе обучения, в профориентации, при комплектовании спортивных команд, рейсовых экипажей и пр. При этом выяснилось, что понятие нормальной личности перестало быть безликим усреднением, статистически нормативной единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют “пирожок-ни-с-чем”. Это вполне приспособленные к жизни люди, ни чем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они как эхо отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, все делают “как все”, чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально-личностными особенностями, чем и обусловливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. Черты характера, т.е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим социальным окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах нормативного «коридора». Однако, “коридор нормы” вполне широк, а верхняя его граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выявляют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях.

Психологу, пытающемуся понять сущность того или иного личностного профиля, следует иметь в виду, что профиль СМИЛ не только обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, но и подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированный путь подхода к нему в целях оказания социально-психологической помощи или разумного использования свойств и способностей данного человека в контексте общественной, профессиональной активности, для решения проблем, связанных с межличностными отношениями в семье или на производстве. Приходилось встречать такие личностные профили, которые по своему рисунку и высоте шкал напрашивались на суровый психиатрический диагноз. Однако благодаря интуитивно найденной им самим или специально рекомендованной психологами благоприятной социальной нише и близкой им по душе профессиональной занятости эти лица не только обходились без психиатрической помощи, но и проявлялись как незаурядные личности. Такие находки нередки среди художников, скульпторов, музыкантов, артистов, поэтов, писателей, а также ученых, воинов, правителей, спортсменов, изобретателей и др. По-видимому, чтобы совершить нечто из ряда вон выходящее, и сам человек должен быть чем-то непомещающимся в рамки обыденного.

Вопреки высказываниям отдельных психологов о том, что психодиагностика наклеивает психиатрические ярлыки здоровым людям, необходимо подчеркнуть следующее: многолетний опыт (30 лет) и многочисленные наблюдения (свыше 10 000) показывают, что так называемый “коридор психической нормы” представляет собой не унылую однообразность, а целую галерею различных характеров, отражающихся в профилях СМИЛ разными сочетаниями показателей базовых шкал. Акцентуированные или резко усиленные (до психопатического уровня) черты характера, демонстрируемые повышенными показателями отдельных шкал методики, не являются единственной мерой социальной адекватности человека. Важно, чтобы учитывалось также и наличие тех личностных свойств, которые выявляют противостоящие, компенсирующие характеристики, способствующие усилению самоконтроля, формированию адекватной самооценки и самопонимания у данной личности. При этом, безусловно, в рамках целостного подхода к изучению личности следует принимать во внимание иерархию ценностей и интеллектуальный уровень обследуемого лица. Профиль СМИЛ - это лишь паттерн (контур, канва) индивидуально-личностной основы, по которой перипетии судьбы могут начертать свой рисунок. Поэтому в каждом конкретном случае следует принимать во внимание и биографию человека, и его образование, и послужное досье, и влияющее на него окружение.

Раз­ра­бо­тан­ный аме­ри­кан­ски­ми пси­хо­ло­га­ми тест MMPI в Аме­ри­ке до сих пор в ос­нов­ном при­ме­ня­ет­ся как диф­фе­рен­ци­аль­но-ди­аг­но­сти­че­ский ме­тод. Пси­хо­ло­ги­че­ская ин­тер­пре­та­ция, при­во­ди­мая в прак­ти­че­ском ру­ко­во­дстве Даль­ст­ро­ма-Уэл­ша, а также в других публикациях ла­ко­нич­на и при­ми­тив­на. Она не да­ет це­ло­ст­но­го лич­но­ст­но­го порт­ре­та, ог­ра­ни­чи­ва­ясь пе­ре­чис­ле­ни­ем 2-х-3-х наи­бо­лее вы­ра­жен­ных черт ха­рак­те­ра, не учитывая значимость сопутствующих повышений и низких показателей других шкал. Усо­вер­шен­ст­во­ван­ный ва­ри­ант ММРI - тест СМИЛ на­про­тив, в пер­вую оче­редь на­це­лен на изу­че­ние лич­но­сти. Мно­го­лет­ний опыт при­ме­не­ния ме­то­ди­ки по­ка­зал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: методика рас­кры­ва­ет кан­ву пси­хо­ло­ги­че­ски по­нят­ных пе­ре­жи­ва­ний и свойств лич­но­сти нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной мною концепции личности, структурированной в виде теории ведущих тенденций. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального фактора. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимовлияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Лежащая в основе теории ведущих тенденций ти­по­ло­гии не про­ти­во­ре­чит воз­зре­ни­ям мно­гих оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных пси­хо­ло­гов; она лишь бо­лее стро­го упо­ря­до­чи­ва­ет их. В первую очередь, она делит людей по их ре­ак­ции на внеш­ние воз­дей­ст­вия та­ким об­ра­зом:

1) ре­ак­ция, си­лы ко­то­рой на­прав­ле­ны во­вне (на­сту­па­тель­ность, ак­тив­ное от­стаи­ва­ние сво­ей по­зи­ции, про­ти­во­дей­ст­вие, об­ви­не­ние во всем ок­ру­жаю­щих, наи­бо­лее рез­кий спо­соб реа­ги­ро­ва­ния - аг­рес­сия в от­но­ше­нии дру­гих);

2) ре­ак­ция, пре­иму­ще­ст­вен­но на­прав­лен­ная на се­бя, внутрь лич­но­сти (от­сту­п­ле­ние, го­тов­ность от­ка­зать­ся от реа­ли­за­ции сво­их на­ме­ре­ний, склон­ность к са­мо­об­ви­не­нию, наи­бо­лее рез­кая фор­ма реа­ги­ро­ва­ния - суи­цид, ау­то­аг­рес­сия).

Да­лее, ти­по­ло­гия кон­сти­ту­цио­наль­но за­дан­ных свойств, про­дол­жа­ясь бла­го­да­ря ве­ду­щим тен­ден­ци­ям в пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях, мо­жет быть пред­став­ле­на следующими ор­то­го­наль­ными при­зна­ками: ин­тро­вер­сия - экс­т­ра­вер­сия, тре­вож­но­сть - аг­рес­сив­но­сть, ри­гид­но­сть - ла­биль­но­сть, сен­зи­тив­но­сть - спон­тан­но­сть (см. рис.1).

Рис.1

Ве­ду­щие ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­по­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и со­пря­жен­ный с ни­ми

со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский и ког­ни­тив­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль

1 Ког­ни­тив­ный стиль Ког­ни­тив­ный стиль 2

Тре­вож­ность

Кон­форм­ность Ком­про­мисс­ность