Похожие публикации

Конкурс. Вед. 1: Так пожелаем участницам успеха и откроем нашу программу конкурсом «Разрешите вам представить» (визитка). Гавронская Дарья
Конкурс
Вед. 1: В будущем нашим участницам предстоит стать хозяйками. А насколько они будут соответствовать званию «хозяйка», мы сейчас выясним. Проверим их з...полностью>>

Графи к дежурства учителей по школе на 2013-2014 уч год
Документ
00-9.45 10 минут 9.55-10.40 15 минут 3 10.55-11.40 15 минут 4 11.55 -1 .40 10 минут 5 1 .50-13.35 10 минут 13.45 -14....полностью>>

К вопросу об учебниках для будущего компьютерного обучения
Учебник
Однажды, ещё в «докомпьютерное» время, на учёном совете факультета профессор кафедры теоретической физики, большой шутник и острослов, сообщил, что по...полностью>>

«Как решать B10 в егэ по математике?»
Документ
Для решения данных задач необходимо знать лишь базовые понятия теории вероятностей. Таким образом, с ними в состоянии справится, без преувеличения, ка...полностью>>



Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся,

Характерные черты личностно-ориентированного урока

Характерные особенности урока при использовании педагогом личностно-ориентированного подхода

Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка.

ЦЕЛИ:

  1. Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта.

  2. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.

  3. Содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

    • принцип самоактуализации;

    • принцип индивидуальности;

    • принцип субъективности;

    • принцип выбора;

    • принцип творчества и успеха;

    • принцип веры, доверия и поддержки.

Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления несоответствующих изменений в личности в связи с постижением своего образа.

Организация учебного занятия предполагает:

  1. применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

  2. проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

  3. использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

  4. создание для учащихся ситуации успеха;

  5. проявление доверия и толерантности (терпимости) в учебных взаимодействиях;

  6. стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

  7. избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке;

  8. использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по моему мнению…", "я думаю…" и т. д.

Приоритетное значение в оценочно-аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких аспектов, как:

    • обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;

    • сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

    • проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся, его творческих способностей.

Рациональное применение методов обучения на уроке.

Методы обучения на уроке должны соответствовать:

  • задачам урока,

  • характеру и содержанию учебного материала,

  • уровню знаний, умений и навыков,

  • материальному обеспечению урока,

  • личностным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства,

  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся,

  • бюджету времени.

Методы обучения

При каком содержании материала рационально применять метод?

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каких особенностях учащихся рационально применять метод?

Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода?

1

2

3

4

5

Словесные

Когда материал носит теоретико-информационный характер

При формировании теоретических и практических знаний и решений всех других задач обучения

Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов.

Когда учитель владеет соответст-

вующими словесны-

ми методами лучше,

чем другими методами

Наглядные

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам

Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам

Когда учитель располагает необхо-

димыми пособиями

или может изготовить их сам

Практиче-ские

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера

Когда учитель располагает пособиями, дидактически-

ми материалами для

организации пра- ктических упраж.

Репродуктивные

Когда содержание слишком сложное или простое

Для формирования знаний, умений и навыков

Когда ученики еще не готовы к проблемному изучению данной темы

Когда у учителя нет

времени для проб-

лемного изучения этого материала

Проблемные

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Когда ученики готовы к проблемному изучению материала

Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы,

хорошо владеет методами

Индуктив-

ные

Когда содержание темы

в учебнике изложено индуктивно

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаклю-

чения (от частного к общему)

Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затруд-

Няются в дедуктивных рассуждениях

Когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения

Дедуктивные

Когда содержание материала в учебнике изложено дедуктивно или его рационально изложить подобным образом

Для развития умений осуществлять дедуктив-

ные умозаключения (от

общего к частному)

Когда ученики готовы к дедуктивным рассуждениям

Когда учитель хорошо владеет дедуктивными методами

Самостоятельная работа

Когда содержание материала доступно для учащихся и может быть изучено самостоятельно

Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы,

Располагают необходимыми умениями и знаниями

Когда имеются дидактические материалы для само

стоятельной работы учеников, время, и учитель умеет правильно организовать её

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

включают в себя различные виды заданий для развития индивидуальности личности.

I. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (по заданному плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

  • анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личности плана сочинения последовательности действий в лабораторной работе и пр.);

  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовать и корректировать свои учебные действия, организовать и оценивать результаты");

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.);

  • включение в урок или в домашние задания диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (как средства для выбора способа, плана выполнения учебного задания);

  • "зеркальные задания" – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учителем содержанием или внесенными в урок диагностическими и квазидиагностическими моделями ("прикинуть" на себя).

II. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя")

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической – синтезирующей направленности);

  • задания, предлагающие выбор уровня учебной работы (ориентация на учебный балл);

  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием);

  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – "работа порциями" и пр.);

  • задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической (а может быть идеологической) позиции в рамках представленного учебного материала;

  • задания на определение самим школьником своей зоны ближайшего развития.

III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):

  • требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов, сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень);

  • требующие творчества в способе учебной работы (переработка в схемы, опорные конспекты: самостоятельная – не по образцу – постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);

  • задания, создающие возможность проявить себя в ролях: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.);

  • выбор различных "жанров" заданий (научный отчет, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.);

  • задания, предлагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в маске, в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля, как элемента изучаемого процесса);

  • проекты, в ходе выполнения которых учебное содержание реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности.

!!! Возможно мотивирование самореализации отметкой, оценкой, рецензией, анализа и мнений.

IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников

("Твори совместно"):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", театрализация, интеллектуальные командные игры;

  • "обычные" творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах - сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии);

  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролер ( оценивается вклад в общий результат);

  • творческие игровые совместные задания – деловые игры, театрализация (взаимозависимость общих и индивидуальных проявлений);

  • задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (опыты, интервью с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);

  • совместный анализ результата и процесса учебной работы, содержательная оценка степени освоения учебного материала;

  • задания, предполагаемые взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (план осуществления индивидуальной лабораторной работы с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением;

  • стимулирование, мотивирование творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).