Похожие публикации

Критерии эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе
Документ
Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях, анализировать урок в аспекте системно...полностью>>

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Веселая грамматика». 18. 10 13г
Внеклассное мероприятие
18.10 13г. Зам.дир по УВР ХужуловаА.А., рук. ШМО МагомадоваМ.С. Суббота Конкурс стенгазет, конкурс чтецов 5-11 классы 19....полностью>>

The winning edge: show ring secrets by George G. Alston with Connie Vanacore
Реферат
Эта книга написана для непрофессионалов, которые имеют некоторый опыт в хэндлинге. Информация в этой книге – результат моего опыта профессионального х...полностью>>

The winning edge: show ring secrets by George G. Alston with Connie Vanacore
Реферат
Эта книга написана для непрофессионалов, которые имеют некоторый опыт в хэндлинге. Информация в этой книге – результат моего опыта профессионального х...полностью>>



Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся,

Модель педагогического сотрудничества на уроке

Компоненты

Процесс изучения темы

Участники

Мотивационный

Выдвижение целей Определение путей достижения цели Прогнозирование результатов

Учитель

Учитель и ученики

Учитель

Содержательный

Обсуждение процесса педагогического сотрудничества.

Обсуждение критериев и показателей взаимодействий.

Учитель и ученики

Операционный

Процесс сотрудничества на уроке

Учитель и ученики

Скрытый

Интериоризация (мыслительные операции по обработке полученных знаний, идут процессы запоминания)

. Учитель и ученики

Оценочный

Оценивание

Взаимное оценивание, самооценивание.

Рефлексивно-прогностический

Рефлексия:

а) анализ совместной деятельности

б) обсуждение листов рефлексии

в) обоснование и выдвижение новых целей и форм совместной деятельности

Учитель составляет анкету, на которую отвечают ученики

Учитель и ученики

Учитель и ученики

Огромное значение имеет учитель, который способен:

  • понять своеобразие ученика;

  • постичь состояние ученика на уровне сопереживания;

  • не искать в ученике тождества с самим собой;

  • осознавать свое несовершенство и стремиться к тому, чтобы его ученик пошел дальше него в процессе познания;

  • не замыкаться только в своих педагогических задачах и целях;

  • помогать ученикам обнаруживать их проблемы;

  • верить в ученика;

  • внушать эту веру в интеллектуальный успех каждого своего ученика;

  • стремиться к духовному и интеллектуальному развитию школьников;

  • видеть в ученике не второстепенное, а главное;

  • иметь сверхзадачу: побуждать ученика трудиться с предельной ин-тенсивностью;

  • помогать совершенствовать опыт общения;

  • не являться конформистом;

  • открывать классу простор самобытности и творческой само-стоятельности;

  • являться мудрым организатором интеллектуальной свободы ребят;

  • быть творческой личностью;

  • любить всех своих учеников;

  • сотрудничать на паритетных отношениях с детьми.

Сравнение традиционного способа с коллективно-творческим

Признаки сравнения

Традиционный способ обучения

Коллективно-творческий способ

Цель обучения

Усвоение школьниками знаний, выработка умений и навыков. В основе структуры лежит деятельность учителя.

Развитие не только интеллектуального потенциала школьника, но и умений коллективно добывать знания.

Содержание обучения

Школьник должен знать только материал учебника и то, что объяснил учитель.

Освоение коллективных способов учебного познания, общественно значимых изменений и в себе, в окружающей действительности.

Движущие стимулы

Учитель ученикам угрожает, приказывает, запрещает.

Школьник уверен в своих силах, ощущает радость творчества и интеллектуального роста.

Роль учителя

Распорядитель учебно-воспитательного процесса.

Помощник и соратник своим ученикам.

Результаты учения

Соответствие умений, навыков школьников запрограммированным стандартом, а также их способность работать в одиночку по образцу, предложенному учителем.

Навыки самостоятельного и коллективного приобретения знаний.

РАССТАНОВКА ПАРТ В КЛАССЕ

Процесс педагогического сотрудничества требует общения, а при традиционной постановке парт его довольно сложно организовать. Думается, что неплохим выходом из создавшегося положения можно считать нетрадиционную постановку парт в классе.

С изменением расстановки парт в классе дети перестают бояться лица одноклассников, опасаясь быть осмеянными, непонятыми, не услышанными. Более того, движение парт – это не бесцельная перестановка, избавляющая от многолетней неподвижности рабочее место ученика. Нарушение традиционного интерьера класса позволяет создать условия максимальной контактности учащихся друг с другом.

Для того, чтобы увидеть глаза собеседника, необходимо выйти из-за своей парты к доске, а это порой психологически трудно для ребенка по ряду причин. Время, затрачиваемое на выход к доске, не всегда благоприятно сказывается на личности ребенка, так как начало волнения порождает корявость речи:

  • не у каждого ученика адекватная самооценка, фактор стеснительности и отсутствия раскованности не в состоянии позволить многим ученикам, несмотря на знание вопроса, верно осветить проблему;

  • отсутствие риторики, как предмета изучения в школе, привело к тому, что не каждому школьнику по силам выразить мысль так, как этого хотелось бы.

Итак, коллективная деятельность в процессе педагогического сотруд-ничества ускоряет переход класса от диффузной группы к коллективу, а через него – к формированию и развитию личности ученика. Коллективная учебная деятельность активизирует процесс обучения, позволяет повышать конкурентные способности ученика в условиях высокой требовательности общества к личности и совершить процесс адаптации плавно и безболезненно.

ПАМЯТКА

"Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью"

  1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

  2. Использование проблемных творческих заданий.

  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  5. Сообщение в начале урока не только темы, но организации учебной деятельности в ходе урока.

  6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по другому.

  7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался.

  9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  10. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Содержание обучения учителей при введении новых технологий

Учитель должен знать

Учитель должен уметь разработать

Учитель должен уметь правильно действовать на практике

  1. Проблемы, которые могут быть решены с помощью новой технологии.

  2. Результаты, которые могут быть получены после применения новой технологии на практике.

  3. Сущность новой технологии, теоретическое обоснование получения новых результатов.

  4. Методы и приёмы, которые используются учителем в новой технологии.

  5. Методы работы учащихся.

  6. Методы обучения работе в новой технологии.

  7. Этапы освоения новой технологии учителем и учащимися.

  1. Модифицированный вариант учебной программы: -развивающей направленности; -социализирующей направленности; -для модульного курса; -для коллективной системы обучения; -для обучения с использованием метода проектов; - для других технологий.

  2. Календарно-тематическое планирование.

  3. Поурочное планирование

  4. Планы уроков различных типов, предусмотренных новой технологией.

  5. Учебные модули.

  6. Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся по модулям.

  7. Самостоятельные задания для учащихся к модулям

  8. Задания для групповой работы учащихся.

  9. Содержание учебных проектов.

  10. Задания для учеников к учебным проектам.

  11. Система дифференцированных самостоятельных упражнений школьников по усвоению нового материала.

  12. Новые тексты заданий для текущего и итогового контроля.

  13. Показатели для словесной оценки учебной деятельности.

  14. Тестовые контрольные задания.

  15. Задания для компьютерного контроля.

Другое.

  1. Применить отдельные приемы и методы работы, используемые в новой технологии.

  2. Проводить уроки различных типов.

  3. Анализировать проведённые уроки и выявить скрытые причины их недостатков.

  4. Обучать школьников новым приёмам учебной деятельности, которыми они должны пользоваться в новой технологии.

  5. Оценивать результативность использования новой технологии, использовать для этого простейшие методы педагогической диагностики.

Советы идущему на урок

Совет первый. “Прежде чем намечать круг их (детей) прав

и обязанностей, отдай себе отчёт в том,

на что ты способен сам…”

Я. Корчак

Урок требует от учителя системы основных профессиональных способностей: организаторских, коммуникативных, дидактических, перцептивных; диагностических и т.д. Чем полнее реализуются способности учителя, тем выше результативность урока.

Совет второй. “Задача заключается не в том, чтобы

получить какой-то результат, а в том,

чтобы добиться максимальной эффективности

обучения для развития школьников”.

Л. В. Занков

Определите, зачем вы идёте на урок. Учитель видит и общую перспективную цель: развитие личности ребёнка, продвижение его вперёд (воспитание познавательных потребностей, стимуляция интеллектуальной активности, открытие в ребёнке новых возможностей, формирование мотивов учения и т.д.). Учитель видит и конкретную цель сегодняшнего урока, данной его тема.

Совет третий. “Учитель, будь солнцем, изучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в душах и сердцах”

Ш. А. Амонашвили

Помните, ваше рабочее самочувствие на уроке немедленно по механизму “заражения” передаётся детям. Позаботьтесь о создании и сохранении оптимального эмоционального и волевого состояния. В нём и чувства, связанные с темой урока (дуль и смерть М. Ю. Лермонтова, революционный характер теории относительности, радость первооткрывателя при освоении новых земель), и расположенность к людям, с которыми предстоит работать. Волевой настрой-это готовность к преодолению трудностей, выдержка, и самообладание. “Любое наше состояние, даже удручённое, подавленное, сделаем компонентом, а не помехой мастерства” (Е. Н. Ильин).

Совет четвёртый. “… На самой верхней грани соприкосновения

способностей и эмоций учителя со способностями, силами, и эмоциями… учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность учителя и его ученика”.

Духовная общность учителя и учащихся на уроке выражается в психологическом контакте. Он может быть достигнут разными путями: выдержкой, строгостью, силой характера, убеждённостью, требовательностью, справедливостью учителя по отношению к учащимся (нравственно-волевой контакт); эрудицией, логикой и строгостью мышления, доказательностью убеждений и т.д. (интеллектуальный контакт ); пониманием учащихся, расположенностью к ним, чуткостью, тактом, искренностью, естественностью в поведении (эмоциональный контакт). Чем полнее учитель владеет всеми видами психологического контакта, тем больше он проявляет себя как мастер своего дела.

Совет пятый. “Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него – вот крайний предел педагогики во всех степенях учения”.

В. Ф. Одоевский

Рационально организуйте работу ученика в школе. Помните о необходимости соблюдения психологических законов приёма, сохранения и переработки информации.

Совет шестой. “Самое главное, с чего мы должны начать

и чему постоянно следовать – это дать

ему (ребёнку) чувствовать, что у него

тоже есть своя особая “искра божья”.

Ш. А. Амонашвили

Учитывайте индивидуальность школьника. Каждый из них по-своему воспринимает, запоминает, мыслит. Индивидуальность ребёнка как ученика ярче всего проявляется в особенностях его мышления и в обучаемости в целом.

Совет седьмой. “Учение должно быть радостным, трепетным и победным"

Я.Корчак

Успешность - первое условие формирования положительных мотиваций ученика. На фоне успеха у ребёнка возникают положительные эмоции. Они стимулируют преодоление того, что трудно, но приносит успех. Так закладываются основы трудолюбия. Ставшее устойчивым положительное отношение к урокам - залог последующих успехов.

И наоборот, при постоянном неуспехе в учении отрицательные переживания ослабляют активность ученика и порождают уже два препятствия: внутреннее (собственное нежелание) и внешнее (трудность учебного материала). Учение становится бесперспективным. “Есть успех – есть желание учиться”, - вот формула гуманистической педагогики.

Совет восьмой. “Воспитатель, который не скрывает,

а освобождает, не подавляет, а возносит,

не комкает, а формирует, не диктует,

а учит, - переживает вместе с ребёнком

много вдохновляющих минут”.

Я.Корчак

Освободите урок от его принудительного и императивного характера. Опирайтесь на гуманистические принципы обучения и воспитания.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СТАТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ:

  • будь хозяином своей судьбы

  • достигни успеха в том, что ты любишь

  • внеси свой конструктивный вклад в общее дело

  • строй свои отношения с людьми на доверии

  • развивай свои творческие способности

  • культивируй в себе смелость

  • заботься о своём здоровье

  • не теряй веру в себя

  • старайся мыслить позитивно

  • сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением

Рекомендуемая литература

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.

  1. Агеев В.В. Психология создания или образования как шанс стать самим собой. - Волгодонск, 1994.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М.,1990.

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Минск, 1990.

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.,1968.

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.,1997

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

  1. Библер В. С. Мышление как творчество- М.,1975.

  1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.,1994.

  1. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.,1977.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.,1991.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. (под ред. И. С. Якиманской). - М.,1989.

  1. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.,1994.

  1. Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М.,1991.

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996.

  1. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.- М.,1990.

  1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.,1990.

  1. Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М.,1986.

  2. Краевский В. В. , Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. - М.,1982.

  1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига,1995.

  2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить ребенка. - М.,1997.

  3. Лийметс А. И. Групповая работа на уроке. - М.,1975.

  4. Маркова А. К.и др. Формирование мотивации учения. - М.,1990.

  5. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. - М.,1989.

  6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.,1995.

  7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека.- М.,1995.

  8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.,1991.

  9. Образование в поисках человеческих смыслов (под ред. В. В. Бондаревской). - Ростов/Дон, 1995.

  10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов/Дон, 1996.

  11. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика.-М., 2003.

  12. Психологические критерии качества знаний школьников (под рук. И. С. Якиманской). - М.,1990.

  13. Рубцов В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987.

  14. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе.- СПб.,1996.

  15. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. - Волгоград,1994.

  16. Сериков В.В. Образование и личность (теория и практика проектирования образовательных систем). - М.,1999.

  17. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.

  18. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль,1996.

  19. Слободчиков В. И. Психология личности. - М.,1995.

  20. Теоретические основы процесса обучения (под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера). - М.,1989.

  21. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1990.

  22. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.,1993.

  23. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.,1995.

  24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М.,1995.

  25. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,1996.

  26. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.,1991.

  27. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.,1974.

  28. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.,1979.

  29. Якиманская И. С. Знание и мышление. - М.,1985.

  30. Якиманская И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. - М.,1996.

Технология личностно-ориентированного образования.

  1. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод её диагностики //Мир психологии.- М.,1999, №1.

  2. Горбачева Е. И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности.//Вопросы психологии. М.,1999,№3.

  3. Зайцев С. В. Не вместо, а вместе. Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка //Директор школы. 1996,№4.

  4. Гинецинский В. В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии //Советская педагогика , 1991,№9.

  5. Зимичев А. М. (ред.) Учимся учиться. - Л.,1990.

  6. Зайцев С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации.//Вопросы психологии. 1995,№4.

  7. Косюк Л.П. Центральная фигура-ученик как личность//Директор школы.1995,№5.

  8. Луцковская С. Д. Что сначала, а что потом (время в восприятии ребёнка) //Материнство.1999,№9.

  9. Луцковская С. Д. Представление о времени в опыте дошкольников// Вопросы психологии.2000,№4.

  10. Методы исследования невербального мышления (под ред.И. С. Якиманской). - М.,1993.

  11. Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения (под ред.И. С. Якиманской). Петрозаводск, 1996.

  12. Пименов А. Ю. Учитель и ученик: в роли деловых партнеров //Директор школы,1997,№ 6.

  13. Рябоштан Е. П. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого //Директор школы,2000,№1.

  14. Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1991.

  15. Якиманская И. С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения //Директор школы. 1998,№3.

  16. Якиманская И. С. , Рыжухина И. Ю. Предмет анализа-субъектный опыт // Директор школы.1999, .№8.

  17. Якиманская И. С. Как развивать учащихся на уроках математики (учебно-методическое пособие). М.,1996.

  18. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: " внешние" и " внутренние" формы//Директор школы,1995,№3.

  19. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. 1999, №3.

  20. Якиманская И. С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика.//Школа здоровья. 1996, №1.

  21. Якиманская И. С. Роль образов в овладении научными знаниями. //Лицейское и гимназическое образование.2000, №2.

  22. Якунина О.С. Ребёнок и пространство //Материнство.1999, №2.

  23. Якунина О.С. Развитие пространственного мышления у младших школьников //Школа и производство.1999, №1.