Похожие публикации

Нормативный срок обучения – 4 года (4)
Документ
имя, отчество Результаты экзаменов Количество набранных баллов Документ об образовании Корнилаева Анна Алексеевна Математика - 77 (ЕГЭ) Обществознание...полностью>>

Нормативный срок обучения – 4 года (4)
Документ
имя, отчество Результаты экзаменов Количество набранных баллов Документ об образовании Корнилаева Анна Алексеевна Математика - 77 (ЕГЭ) Обществознание...полностью>>

Нормативный срок обучения – 4 года (4)
Документ
(ЕГЭ) Обществознание - 80 (ЕГЭ) Русский язык - 87 (ЕГЭ) 39 Копия Краснова Марина Андреевна Математика - 5 (ЕГЭ) Обществознание - 85 (ЕГЭ) Русский язык...полностью>>

«Кино за неделю»
Документ
Ссылки на ваши страницы в социальных сетях: Facebook Вконтакте Ваш e-mail Ваш телефон Присылайте заполненные анкеты по адресу kinolabfest@ до 15 ноябр...полностью>>



Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся,

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Организация личностно-ориентированного урока

Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.

Личностно-ориентированный урок - это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно - ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные особенности каждого ученика, особенно старших классов.

На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!

ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!

I. Методика

Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; педагоги-ческих мастерских; личностно-ориентиро-ванного

На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников

Наличие заданий творческого уровня

Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения

Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую само-стоятельность при выборе способов решения учебных задач

Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем

Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала

Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность

Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному резуль-тату, но и по процессу его достижения

Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария

Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников

Домашнее задание едино для всех учеников

II. Мотивационный аспект

На уроке создается эмоционально-положи-тельное отношение к изучаемому предмету

Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке

Поощряется выполнение заданий повышенной сложности

Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач

Высокая познавательная активность на уроке

Познавательная мотивация не сформирована

III. Учебная деятельность ученика

Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся:

  • осознанное целеполагание;

  • индивидуальная постановка учебной задачи;

  • высокий уровень самоконтроля;

  • развитый рефлексивный анализ

Критерии учебной деятельности неопределенны

Ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы

Учебная задача формулируется учителем

Деятельность учеников контролирует учитель

Самоанализ не поощряется

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, учитель может не излагать его, а организовывать беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников. Обсуждая различные способы работы над учебником, учитель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной ученик (на анализ содержания, форму его репрезентации-иллюстрации, картинки, карты, схемы).

Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.

Чтобы пронаблюдать, как учитель выполняет свои функции, мы предлагаем карту наблюдения на уроке.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УРОКОМ

1.Содержание

Материал урока соответствует по сложности типу урока (да, нет, частично)

Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией (да, нет, частично)

Учителем подобран оптимальный объём материала для достижения целей урока

(да, нет, частично)

2.Ход урока.

  1. Перед учащимися ставится цель урока (да, нет, частично)

  2. Учитываются потребности, склонности, возможности учащихся в определении цели урока (да, нет, частично)

  3. Предоставлена возможность учащимся соотнести цели урока со смыслом учения: а) для себя (да, нет, частично); б) для других людей (да, нет, частично)

  4. Обеспечивается понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме (да, нет, частично)

  5. Учащимся предоставляется возможность внести изменения в планирование работы на уроке (да, нет, частично)

  6. Чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока (да, нет, частично)

  7. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели (да, нет, частично)

  8. Продумано чередование видов работы, типов задания для снижения утомляемости учащихся в ходе урока (да, нет, частично)

  9. Наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся (да, нет, частично)

  10. Учитель использует разные источники информации (да, нет, частично)

  11. В ходе урока рационально используются возможности кабинета (да, нет, частично)

  12. Задания предлагаются учащимся на выбор: а) по форме (словесная, графическая, условно-символическая) (да, нет, частично); б) по содержанию (да, нет, частично)

  13. Задания предлагаются учащимся: а) репродуктивного характера (да, нет, частично); б) частично-поискового характера (да, нет, частично); в) ис-следовательского характера (да, нет, частично); г) творческого плана (да, нет, частично)

  14. На уроке используются формы обучения: а) монологическая (да, нет, частично); б) диалогическая (да, нет, частично); в) полилогическая (да, нет, частично)

  15. Учитель формулирует вопросы так, что бы выявить субъектный опыт ученика по данной теме (да,нет, частично)

  16. Учитель поддерживает наиболее правильные версии учеников по данной проблеме (да, нет, частично)

  17. Версии ответов используются при изучении нового понятия (да, нет, частично)

  18. Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении новой темы (да, нет, частично)

  19. На уроке у учащихся формируются навыки: а) самоанализа (да, нет, частично); б) самоконтроля (да, нет, частично)

  20. Домашнее задание имеет оптимальный объём (да, нет, частично)

  21. При определении домашнего задания учитель дает рекомендации по его выполнению (да, нет, частично)

  22. Для некоторых учеников задается индивидуальное домашнее задание (да, нет, частично)

  23. Домашнее задание предлагается ученикам по выбору: а) по форме (да, нет, частично); б) по содержанию (да, нет, частично)

  24. Обсуждение с учащимися итогов урока (да,нет, частично)

3.Характер педагогического общения на уроке.

  1. Учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого отвечающего (да, нет, частично)

  2. Используется ли учителем: а) ситуация успеха (да, нет, частично); б) одобрение, поддержка, поощрение (да, нет, частично)

  3. Учитель обращается к ученикам только по имени (да, нет, частично)

  4. Беседа строится на равных основаниях (да, нет, частично)

  5. Во время общения ответы учеников поддерживаются учителем (да, нет, частично)

  6. Оценка процесса выполнения задания (да, нет, частично)

  7. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность и оригинальность ответа (да, нет, частично)

4.Уровень активности учащихся на уроке.

  1. Выбор учениками способа работы (да, нет, частично)

  2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы (да, нет, частично)

  3. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников (да,нет,частично)

  4. Организация атмосферы включённости каждого ученика (да,нет,частично)

  5. Создание условий для самостоятельности каждого ученика на уроке (да, нет, частично)

  6. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса (да, нет, частично)

  7. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: а) фронтальные (да, нет, частично); б) парные (да, нет, частично); в) групповые (да, нет, частично); г) индивидуальные (да, нет, частично).

При анализе ответа на уроке целесообразно обращаться к ученику с вопросом: " Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?" При оценке выполненного задания: "Что делал для того, чтобы найти ответ?", "Какие действия совершал, решая задачу?" При проверке домашнего задания: " С чего ты начинал, когда читал текст учебника?", "Каким планом пользовался при подготовке устного ответа?", "Как рассматривал рисунок растения, строение которого описываешь?" и т. п.

Отвечая на эти вопросы, ученики раскрывают собственную технологию работы, но при этом на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности.

Анализируя ответы, учитель может в ходе урока давать ученикам нужные советы по рациональной организации работы, сравнивать предлагаемые способа, оценивать наиболее эффективные, выбирать те, которые кажутся более оригинальными, продуктивными, совместно их обсуждать.

Итак, описываемый сценарий личностно-ориентированного урока изменяет:

  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий;

  • характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Личностно - ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.

Представим более наглядно эти различия в виде схемы.

ЦЕЛИ УРОКА

Традиционные

Нетрадиционные

  1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

  1. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

  2. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель

  3. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми

  4. Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

  5. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

  6. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

  1. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

  1. Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта

  2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

  3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

  4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

  5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

  6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

  7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

  8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Личностно-ориентированный урок предполагает иную систему оценивания ученика. Это очень сложная проблема, решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов методистов, психологов, управленцев образования. Решая её, следует различать два часто смешиваемых термина: "Отметка" и "Оценка".