Похожие публикации

Забота, комплексный центр социального обслуживания населения хмао-югры адрес
Документ
п.г.т.Пойковский, 3-й мкр, 47 Телефон: 21-10-85 - Приемная, факс21-10-83 - Зам.директора Время работы: Часы работы: с 9 до 17, перерыв с 13 до 14, пон...полностью>>

Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным кате
Документ
Министерство здравоохранения и социального развития Российской ФедерацииПриказот 18 сентября 2006 г. N 665Об утверждении перечня лекарственных средств...полностью>>

О мерах по пресечению несанкционированной торговли на территории города Москвы
Документ
В целях реализации Закона города Москвы от 26 июня 2013 г. № 35 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города М...полностью>>

Администрация ненецкого автономного округа постановление от 13 августа 2013 г. N 299-п об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории ненецкого автономного округа на 2014 2016 годы
Документ
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 N 146 "О федерал...полностью>>



Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

На основе экспериментальных исследований В.П. Зинченко делает вывод о наличии в зрительной системе творческих механизмов порождения образа, благодаря которым человек может видеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может (или должен) быть. Визуальная культура при этом связывается с двойным функционированием рождающихся образов: регуляцией творческой деятельности и изменением субъекта восприятия. Несомненной заслугой автора является детальное рассмотрение визуального восприятия в анализе его культурогенного значения и системодеятельности. Вместе с тем, на наш взгляд, есть смысл распространить данную точку зрения не только на эстетическую, но и – художественную сферу. Словом, чувственная основа перцептивной деятельности как акта мышления играет ведущую роль также и в аудиовизуальном художественном творчестве.

Когнитивно-ориентированное восприятие аудиовизуального содержания информации достаточно глубоко было исследовано Д. Брунером. Отдельные аспекты процесса восприятия в плане выхода за пределы возможного, рассмотрены им в концепции психологии аудиовизуального познания. Восприятие автором рассматривается как познавательный процесс, главная роль в котором отводится мышлению как последовательному процессу перехода от наглядного образа к отвлеченному понятию. Значительным вкладом в исследование когнитивных творческих процессов является положение Д.Брунера о стратегии приема информации при образовании понятий, в процессе которой выявляются феномены выхода за пределы непосредственной информации с помощью кодирующих систем. Этот выход, как считает автор, приводит к оценке воспринятого объекта, формированию «нового» объекта, нового взгляда, отличного от прежнего по числу признаков. Восприятие-познание, по мнению ученого, включает в себя ожидание (всматривание), прием информации и ее подтверждение, проверку.

Индивидуализация экранного творчества в системе персонифицированного восприятия была раскрыта в теоретических положениях А.Г.Соколова, обосновывающего психологические закономерности, лежащие в основе экранного творчества. Автором намечены основные подходы к генезису аудиовизуального синтеза, что является движущим стимулом генерации экранных образов. Важным достижением автора было то, что он выявил психологические закономерности экранного творчества в процессе общения, лежащие, по мнению автора, в природе психических процессов. Вместе с тем, обнаружены детерминированные видением способности монтажного художественного мышления, экстраполяция смыслов, синкретизм восприятия-осмысления. Персонификация восприятия связывается с уже переработанной информацией, приобретающей определенный смысл. При этом субъективность по А.Г. Соколову проявляется в «акте отбора, вычленения событий, фактов, черт, деталей реальности или воображаемой действительности, которые личность художника находит наиболее ценными и выразительными» [Соколов, 1997, с.38]. Выстроенная автором концепция экранного творчества, во-первых, учитывает синкретизм и синтетическую природу экранного творчества, во-вторых, опирается на взаимосвязь преобладающих функций восприятия и мышления; в-третьих, - на формирование субъективности видения на основе соотнесения внутреннего и внешнего и, в-четвертых, - на установление зависимости способностей аудиовизуального восприятия с особенностями медиаязыка.

Изучение закономерностей экранной коммуникации в контексте креативного его содержания предприняты в последние годы ХХ века Л.В.Матвееевой [Матвеева и др., 2002]. Психологические особенности медиаобщения раскрыты на примере телевидения. В них прослеживаются возможности творческих преобразований. Предложенная модель структуры коммуникации в условиях экранного опосредования построена на более высокой роли образной репрезентации, виртуализации представляемой реальности. Определенный акцент делается здесь на механизме самовыражении личности телеведущих, что имеет отношение к творческому процессу ведущего, но отнюдь не зрителя. Представляется важным указание на синономичность самоактуализации понятиям: «самоосуществление», «самореализация» и «творческое самовыражение», что дает основание понимать рассматриваемое явление как широкую функцию телевизионного общения. Обозначен важный аспект аудиовизуальной коммуникации  ее творческая роль. Углубление познания в процессе экранного творчества рассматривается в его отраженном, косвенном понимании. Можно указать на некоторую узость данного подхода, не распространяющегося на творчество самих зрителей и преодоление их дезактивации. Предлагаемая модель в работе предусматривает использование реконструктивных особенностей восприятия, создание творческого коллектива, перетекание социальных представлений в персонифицированные. Работу можно считать чрезвычайно полезной для проблемы коммуникативного аудиовизуального творчества.

Вместе с тем характеристика творческих умений, часть из которых связана с восприятием в аудиовизуальной сфере как компонентов медиаграмотности была охарактеризована Д.Дебсом, а в связи с процессом осуществления кинотворчества проделана Т.Мамбеталиевым.

Психолого-педагогический анализ аудиовизуальной деятельности соединяет в себе перцептивные и коммуникативные компоненты, взаимодействие которых выражено Д.Дебсом в представленной им иерархии базовых визуальных умений, лежащих в основе творческого тренинга в визуальной форме. Согласно Д.Дебсу и его последователям, с помощью визуальной грамотности можно определить пути самовыражения. Это указание способствует формированию преемственной связи между элементарными навыками, регулирующими акт восприятия и более сложными, включающими творческий компоненты пространственного распределения, визуального выражения, его понимания и реализации. Таким образом, обоснование системы визуальной грамотности вышеуказанными авторами приводит к пониманию архитектоники экранного творчества как процесса поиска знаков визуального выражения образного смысла с точки зрения изменения композиции в ее синкретичном и динамическом смысле.

Данные компоненты нашли практическое выражение в кандидатской диссертации Т.Мамбеталиева . Им были обоснованы теоретические основы модели кино/фототворческих умений выраженные в блоках проектирования, режиссуры, операторства, монтажа и демонстрации, в состав которых включены ценностно-смысловые, визуально-логические, и коммуникативные умения. Дополнение к данной системе служит система базовых умений для развития аудиовизуальной грамотности А.В.Спичкина: (описание, звуковая составляющая медиатекстов, создание собственных текстов на основе полученных навыков) [Спичкин, 1999, с.13].

Наконец, исследование сферы аудиовизуальных творческих способностей было начато еще в 80-е годы на примере способностей к восприятию. Ряд исследований посвящено рассмотрению общих подходов к творческим способностям восприятия (А.А.Леонтьев, С.М.Даниэль). В работе С.М.Даниэля рассказывается о творческих способностях восприятия, основанных на языке линий, тона, цвета, композиции, дающих возможность перехода к собственному видению произведения, воспринимаемого зрителем. С позиций искусствоведческого анализа он раскрывает способности восприятия через знание языка визуальных форм, законов видения, особенностей композиции и техник исполнения. Генетической базой этих качеств, по мнению автора, является умение извлекать из зрительного опыта информацию с помощью визуальных моделей вещей. Зритель, по С.М.Даниэлю, проходит тот же путь, что и автор, также переживая процесс возникновения и становления образа. Зрительское творчество во многом определяется культурой восприятия, связанной с некоторыми особенностями ощущения эстетизированной реальности как формирующейся у рецепиента картины мира. Восприятие, как отмечает А.А. Леонтьев,  это активный процесс, представляющий собой систему действий, организованных в виде последовательных уровней деятельности, предполагающий формирование образа и манипулирование им. Аудиовизуальное эстетическое творчество являет собой лишь частный случай перцептивного, основанного на значительном приближении к полноте и адекватности восприятия за счет механизмов синестезии, полисенсорности и полихудожественности экранного пространства, обобщения эстетической реальности. На этом основывается социокультурное восприятие экранной информации любителями.

В результате психологического анализа проблемы выявлены следующие нераскрытые особенности аудиовизуального творчества любителей: структура и закономерности развития аудиовизуальной креативности; проблема форм видения как система отраженного медиавзаимодействия; структура и деятельностная модель аудиовизуальных способностей и умений, включая социальные (медиа)компоненты; механизмы стимулирования и психологические предпосылки развития аудиовизуального творчества; этапы творческого процесса в аудиовизуальной деятельности, механизмы экранного творчества.

Рассмотрим педагогические особенности аудиовизуального творчества. Логикой нашего анализа будет изучение трех направлений творческой деятельности, заключенных в понятиях: «аудиовизуальное творчество в образовании», «экранное творчество как сфера дополнительного образования» и «аудиовизуальное медиатворчество» аудитории.

Первое направление педагогических исследований аудиовизуального творчества любителей связано с его педагогическим пониманием как формы интеграции с образованием с психолого-педагогической точки зрения – это вид художественно-технической деятельности, опосредованный различными средствами экранного воплощения, который определяется включением базовых умений восприятия-мышления в контекст эстетического анализа, оценки и отбора информации в процессе перехода от медиаграмотности к развернутому медиаобразованию.

Медиаграмотность является как бы трансформацией понятий «экранная грамотность», «визуальная грамотность», находящихся на пересечении смысла с понятием «критическое видение». Проблемами базовых элементов медиаграмотности, лежащих в основе креативных актов, занимался Д.Дондис. Его концепция опирается на базовые элементы формирования зрительного образа. К ним относятся: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в любом зрительном образе, эти элементы сильно влияют на восприятие и освоение человеком зрительской информации. Благодаря этим элементам происходит формирование коммуникативной визуально-знаковой системы, перцептивных действий. Д.Дондис при этом справедливо предостерегает от прямой аналогии с языковой грамотностью, так как логика структуры языков как искусственных систем кодирования и раскодирования информации не может соответствовать визуальной грамотности. Следует согласиться с утверждением автора о том, что акцент необходимо ставить на визуальном знаково-семантическом содержании аудиовизуальной деятельности.

По Д.Дондису, главное в медиаграмотности  широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического воспитания и творчества, самолюбия. Похожую трактовку медиаобразования дает и другой американский педагог и исследователь Р.Кьюби, видя его цель в том, чтобы дать учащимся понимание механизмов отражения средствами массовой коммуникации людей/общества, развить в них аналитические способности по отношению к медиа, научить его языку. Резюмируя вышесказанное, можно отметить что визуальная, аудиовизуальная, как и любые другие виды медиаграмотности, обусловливают проявление информационно-критических, коммуникативных и других креативных компонентов в педагогическом процессе.

В концепцию медиаграмотности входят положения, изменяющие принципы восприятия коммуникации как средства преобразования действительности в новую среду существования человека и метафору общечеловеческого существования. Определенное значение имеют особенности восприятия различных мультимедийных программ, а также связь медиаграмотности с различными концепциями коммуникативистики, в частности: воздействие функций СМИ на социокультурную жизнь.

Базовые принципы визуальной грамотности, заложенные западными исследователями, нашли свое отражение в теории эстетического киновосприятия и продуктивного анализа аудиовизуальных произведений Ю.Н.Усова [Усов, 1989]. Им было осуществлено развитие концепции визуальной грамотности. В основе положений ученого лежат идеи соединения анализа и синтеза образного потенциала экранного творчества с уровнями аудиовизуального повествования (на различной глубине эмоционально-эстетического погружения в художественный материал). Эти качества затем распространяются на духовно-нравственные механизмы развития личности, которые заключаются в перенесении культурных архетипов экрана в плоскость своеобразной духовной вертикали, середина которой,  традиционные нормы и ценности как отправная точка бесконечного восхождения вверх.

Теория практического медиаобразования полностью отвечает положениям о духовно-нравственном содержании экранной эстетической информации Ю.Н.Усова. В этом отношении нельзя не согласиться с мнением А.В.Федорова и А.А.Новиковой [Федоров, Новикова, 2002], что практические подходы в том или ином виде присутствуют почти во всех концепциях медиаобразования. Суть этой теории  в предоставлении учащимся доступа к средствам при одновременном развитии их способностей к анализу, оценке и производству текстов в различных формах. Важный момент здесь - опора на потребности и интересы, позволяющие извлекать из медиа максимум практической пользы. Очевидно, что эффективность медиаобразования целиком и полностью определяется оптимальным соотношением эстетического и большей части аналитического подхода при условии инициации творческих побуждений учащихся на основе включения в педагогический процесс прогрессивных элементов интеллектуально/нравственно/аналитического медиатворчества.

Кроме того, наибольшую значимость в концепции Ю.Н.Усова имеет раскрытие им интуитивного механизма схватывания аудиовизуального смысла. При этом развитие восприятия экранного повествования осуществлялось на трех уровнях: осознанных действий, подсознания и сверхсознания. На уровне сознания осваиваются перцептивные действия анализа и синтеза формы повествования. На уровне подсознания закрепляются рефлекторные реакции в системе тренинга, использование анализа и синтеза формы киноповествования. Развитие восприятия на уровне сверхсознания предполагает целостный охват структуры экранного произведения, осмысление

концепции автора, выход за пределы ранее сложившихся стереотипов, используемых алгоритмов к интуитивному созданию своих программ восприятия.

Развертывание концептуальных положений Ю.Н.Усова [Усов, 1989] было продолжено в теории эстетического киновосприятия А.В.Федорова. Им рассматривается тесная взаимосвязь между установкой на восприятие и структурой эстетического сознания в экранном медиаобразовании [Федоров, 1993]. Как считает автор, в связи с этим, можно сделать вывод о необходимости учета различных видов установок на восприятие при анализе и разработке показателей культурного развития. Это понятийный, сенсорный, мотивационный, оценочно-интерпретационный и креативный показатели-уровни [Федоров, 2001]. Медиавосприятие по Федорову формируется на уровнях первичной, вторичной и комплексной идентификации, которые определяются степенью оценки (анализа) медиатекстов и показателями художественного личностного развития аудитории в области медиакультуры. Анализ иерархии личностного роста в экранном медиатворчестве показывает, что здесь ощутим переход от овладения теорией и систематическим общением с медиа к расширению картины полимотивации деятельности. Развиваются способности к анализу и синтезу, оценке социальной значимости медиатекстов, что, в свою очередь, приводит к ярко выраженному уровню творчества в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской), связанной с медиа. Важной особенностью данного подхода является связь произвольных процессов идентификации и программируемых способов управления творчеством, показывающих многоаспектность и неоднозначность креативных проявлений в художественном медиаобразовании.

Продолжением данных идей является теория экранного культуротворчества О.А.Баранова, основанная на переходе от факультативных интересов к экранным искусствам к личностному содержанию деятельности как своеобразной экранной среды. Основной акцент в формируемых медиаобразовательных программах ученый-практик делает на развитие эмоциональной отзывчивости, ценностных и нравственно-эстетических ориентации в концепции культуротворческой школы [Баранов, 1979]. Креативность в системе автора просматривается в самостоятельной оценке, принятии и развитии условностей, накоплении художественных впечатлений, изменении «доминанты восприятия», освоении многозначности экранных образов. Используются формы-активаторы аналитического мышления; стимулы, провоцирующие дискуссионность в продуцирующем типе взаимодействия. Согласно О.А.Баранову, ключевой механизм деятельности педагога - персонифицированный принцип кинодискуссий, дающий перспективную линию домысливания, атмосферу импровизации, коллективизм творческого столкновения суждений и развивающий культуру восприятия. От киновосприятия через кинообщение участники киноклуба приходят к культуре поведения, преодолению утилитаризма и потребительства. Научно-методические разработки О.А.Баранова имеют важное значение в реализации личностно-деятельностного подхода и общего уровня социокультурного взаимодействия. Полностью соглашаясь с автором, можно увидеть необходимость распространения его системы творческого управления киновосприятием и на современные медийные формы. В целом данный подход к медиаобразованию, связанный с взаимодействием эмоций и ценностей с выходом на нравственную сферу чрезвычайно необходим и полезен, особенно в направлении изменения «доминант восприятия» в силу многослойности экранного пространства.

Интегральная система подготовки учащихся к творческой экранной деятельности в образовательном пространстве разработана Л.С.Зазнобиной. Ее концепция основана на усилении медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин, с помощью развития критического мышления с использованием различных знаков. Ее модель была направлена на формирование собственного взгляда на получаемую информацию, противостояние манипулированию со стороны СМИ, развитие умений конструировать вербальные копии визуальных образов; обучение умениям находить, готовить и принимать информацию. В ее направлениях ее деятельности были обозначены приемы работы с информацией в формах поиска, систематизации, перевода из видимой формы в невизуальную, рецензирование, акцентирование и т.д. [Зазнобина, 1999]. Данные положения развивают систему творческого плюрализма в парадигмах многовариатного включения в базовую программу, что существенно стимулирует творческую активность учащихся.