Похожие публикации

О назначении административного наказания
Документ
Мировой судья судебного участка № 5 города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Чех Г.В., расположенного по адресу: ...полностью>>

Богатырёва Ирина Валентиновна (2)
Документ
Начиная с 60-х годов прошлого века, в нашей стране существовали специализированные школы и классы, куда отбирались дети на основе их склонностей и бол...полностью>>

Положение о кадетском классе Муниципального общеобразовательного учреждения
Документ
1.1 Кадетский класс является структурным звеном школы и руководствуется в своей деятельности Законом РФ «Об образовании», Уставом школы. Учредителем я...полностью>>

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05 12 13 «системы, сети и устройства телекоммуникаций»
Программа
Ильинков В.А, Липкович Э.Б, Тарченко Н.В., Ткаченко А.П, Урядов В.Н., Мищенко В.Н., Хацкевич О.А. – к.т.н., доценты кафедры СТК Учреждения образования...полностью>>



Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Таблица 1. Степень согласия/несогласия респондентов массового опроса с присутствием тех или иных негативных элементов («зол ТВ») в деятельности отечественного телевидения

Ранг

«ЗлоТВ»

Согласны с суждением, %

Не согласны с суждением, %

1

Слишком много рекламы

81,2

1,6

2

Слишком много сцен насилия на экране

68,9

9,2

3

Избыток иностранной продукции

43,7

12,3

4

Катастрофизм в новостях

41,1

15,3

5

Дурные образцы поведения и речи

34,3

11,1

6

Избыток непристойных любовных сцен

38,4

15,6

7

Некорректная политическая пропаганда

31,4

13,9

8

Исковерканный русский язык

26,3

24,2

9

Неуважение к людям и организациям

18,7

19,8

10

Сильное искажение реальности

24,7

31,3

11

ТВ само нарушает законы

13,0

30,1

12

Неуважительное отношение к истории и культуре России

16,2

34,9

Около трети участников опроса согласны с тем, что телевидение задает образцы дурного поведения (34,5%) и грешит некорректной политической пропагандой (31,4%). Респондентов, не соглашающихся с этими суждениями, насчитывается, соответственно, 11,1% и 13,9%.

Чуть более четверти опрошенных (26,3%) отмечают еще один сильный раздражитель - исковерканный русский язык, звучащий с телеэкрана. Не согласных с этим суждением 24,2%.

По четырем позициям участники массового опроса чаще высказывали несогласие, чем согласие с приведенными суждениями. Это целенаправленное искажение реальности на телевидении (согласны 24,7%; не согласны 31,3%), демонстрация неуважения к людям и организациям (соответственно, 18,7% и 19,8%), неуважительное отношение к истории и культуре России (16,2% против 34,9%) и нарушение законов самим телевидением (13,0% против 30,1%). Тем не менее, мнением и такого числа согласившихся респондентов пренебрегать нельзя – оно достаточно велико, если учесть, что за каждым процентом стоит более миллиона россиян.

Экспертов просили оценить свое согласие/несогласие с присутствием 12 «зол» телевидения по шкале от -5 (абсолютно не согласен) до +5 (абсолютно согласен). Полученные результаты иллюстрирует таблица 2. Первое, что бросается в глаза, – резкое несовпадение оценок телевизионщиков и экспертов, внешних по отношению к телевидению. Можно даже сказать, несовпадение драматическое. Практически все оценки телевизионщиков существенно ниже. Исключение лишь одно: оценка выраженности некорректной политической пропаганды на телеэкране. Телевизионщики именно это «зло» телевидения считают наиболее опасным, в то время как внешние эксперты ставят его на самое последнее место.

Таблица 2. Степень выраженности негативных элементов («зол ТВ») в деятельности отечественного телевидения в целом: мнение экспертов

Внешние эксперты

Эксперты ТВ

Слишком много рекламы

4,33

Некорректная политическая пропаганда

3,17

Исковерканный русский язык

4,00

Исковерканный русский язык

2,50

Избыток иностранной продукции

4,00

Слишком много сцен насилия на экране

2,08

Слишком много сцен насилия на экране

3,42

Катастрофизм в новостях на ТВ

2,08

Катастрофизм в новостях на ТВ

3,08

Искажение реальности

1,33

Образцы дурного поведения и речи

3,00

Слишком много рекламы

0,92

Искажение реальности

2,58

Избыток иностранной продукции

0,83

Неуважение к людям и организациям

2,58

Образцы дурного поведения и речи

0,83

Избыток непристойных любовных сцен

2,50

Неуважение к людям и организациям

0,83

Неуважение к истории и культуре России

2,50

Нарушение законов самим ТВ

-0,09

Нарушение законов самим ТВ

2,45

Избыток непристойных любовных сцен

-0,67

Некорректная политическая пропаганда

2,00

Неуважение к истории и культуре России

-1,17

Внешние эксперты абсолютно солидарны с респондентами массового опроса в том, что наиболее сильным раздражителем общества является реклама: выраженность этого «зла» ТВ оценивается в 4,33 балла, приближаясь к максимально возможному значению. В группе телевизионщиков средняя оценка составила всего лишь 0,92 – такое значение выражает «вялое», неохотное согласие с этим фактом, отражающее полное нежелание принять рекламу за главный раздражитель для общества.

Второе и третье места по степени раздражимости для внешних экспертов делят такие негативные явления, как исковерканный русский язык и избыток на телеэкране иностранной продукции (обе по 4,00 балла). Как разнится отношение телевизионных топ-менеджеров по этим двум позициям – средний балл составил, соответственно, 2,50 и 0,83 балла.

Далее внешние эксперты отмечают сцены насилия (3,42), катастрофизм в телевизионных новостях (3,08), образцы дурного поведения (3,00). Телевизионщики присутствие на экране всех этих позиций оценивают существенно ниже, выставляя им в среднем, соответственно, 2,08; 2,08 и 0,83 балла.

По трем позициям телевизионные эксперты выставляют отрицательные значения. Это нарушение законов самим телевидением (-0,09 против 2,45 у внешних экспертов), непристойная эротика (-0,67 против 2,50) и неуважение к истории и культуре России (-1,17 против 2,50). Отрицательные значения в данном контексте означают фактическое отрицание этих «зол» ТВ в сознании телевизионных топ-менеджеров, нежелание признать их.

Отметим также, по каким позициям наблюдается наибольшая разность в оценках телевизионных и внешних экспертов. Это только что отмеченное неуважение телевидения к истории и культуре России (разность равна 3,67), избыток рекламы (3,41), слишком большое количество иностранной продукции (3,17) и непристойная эротика (3,17).

Специальные математические процедуры (корреляционный и кластерный анализ) приводят к следующему заключению: последовательность позиций в оценках внешних экспертов существенно ближе к результатам массового опроса, чем в оценках топ-менеджеров телевидения. Таким образом, налицо противостояние телевидения и общества.

В заключение вернемся к задачам медиаобразования. Если эти задачи, в частности, выводить из напряжений между обществом и телевидением в России, то очевидно следующее. На медиаобразовательных занятиях необходимо рассматривать перечисленные негативные явления. И наибольшее внимание, на наш взгляд, следует уделить феномену рекламы, разъясняя сложность, неоднозначность этого феномена, его манипуляторскую сущность.

Дети, молодежь и медиа: социологический аспект