Похожие публикации

Программа кружка «моя родословная» Программа дополнительного образования детей 6-8 лет. Срок реализации программы 2 года
Программа
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии....полностью>>

Программа кружка «моя родословная» Программа дополнительного образования детей 6-8 лет. Срок реализации программы 2 года
Программа
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии....полностью>>

Программа кружка «моя родословная» Программа дополнительного образования детей 6-8 лет. Срок реализации программы 2 года
Программа
- Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выд...полностью>>

Программа кружка «моя родословная» Программа дополнительного образования детей 6-8 лет. Срок реализации программы 2 года
Программа
Цели: воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам; воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание б...полностью>>



Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Таким образом, мы можем наблюдать схожесть характеристик оценочного показателя и (5) и (6) ступеней восприятия произведения (В.С.Библер).

«Я» практического разума и креативный показатель. Характеристика «Я» практического разума как седьмой – высшей ступени «Я теоретика-классика» (В.С.Библер) заключается в творческой деятельности на базе знаний, выведенных на предыдущих уровнях. Креативный показатель медиаобразованности также предполагает активизацию творческих способностей, причем в их различном проявлении, связанном с медиа. Таким образом, налицо идентичность характеристик. На наш взгляд, необходимо остановиться на следующем моменте: креативный показатель развития аудитории в области медиа не имеет определенного места, так как по своей природе он «мобилен» и может «проявиться» после любого другого показателя медиаобразованности. Это зависит от многих факторов: возраста, уровня знаний в области медиа, потребностей и т.д. Разрабатывая технологию рассмотрения текста, В.С.Библер поместил «Я» практического разума на последний – высший уровень познания. И это, на наш взгляд, верно, но при идеальных условиях. А если, например, проецировать данную технологию на ребенка дошкольного возраста, то можно констатировать «смещение» «Я» практического разума на более раннюю ступень. В рассматриваемом случае – после исходного «Я» или «Я» синтезирующей интуиции. То есть для дошкольника пока недоступны знания и технологии, которые включат в себя «Я» рассудочной дедукции, «Я» информационно-алгоритмического знания, «Я» способности суждения, поэтому данные ступени в его восприятии, например, медиатекста, отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии, в то время как «Я» практического разума играет важную роль в познании окружающего мира вообще и медиапроизведения в частности.

Таким образом, данное исследование и сравнение «7-Я теоретика-классика» (В.С.Библер) и показателей развития аудитории в области медиакультуры доказывают схожесть характеристик у исследуемых объектов и еще раз подтверждают, что диалогическая концепция культуры М.М.Бахтина-В.С.Библера является методологической основой медиаобразования.

Выявление первичного уровня медиакультуры старшеклассников. Говоря об общем уровне медиаобразованности старшеклассников как удовлетворительном, необходимо отметить, что это, конечно, связано с огромным опытом «общения», «взаимодействия» учащихся и медиа. В связи с практически полным игнорированием, прежде всего, многими учителями, весьма устойчивых постоянных контактов учащихся с широким спектром произведений медиакультуры, такой уровень медиаобразованности – есть результат саморазвития, самопознания школьников. Но им, (что, несомненно, вытекает из ответов анкеты), требуется педагогическая помощь. Школьникам не всегда хватает собственных знаний, прежде всего потому, что они почти не получают специализированной информации о медиа. В данном случае можно говорить об избыточной практике и недостаточной теории.

В анкетировании приняло участие 87 учеников старших классов: 10 «а» школы № 4 - 19 учащихся, 10 «б» школы № - 34 - 21 учащийся, 11 «а» школы № 23 - 19 учащихся, отряд «Орленок» - 28 учащихся.

Таблица 4

Результаты проведенного анкетирования старшеклассников (первый блок).

Вопросы анкеты

Ответы старшеклассников

10«а»

%

10«б»

%

11«а»

%

Отряд

%

1) Бывают ли случаи, когда вам не хватает собственных знаний при общении с масс-медиа (ТВ, кинематограф, видео, музыка, радио, фотография, компьютер, Интернет, пресса и т.д.)?

а) да, часто

28,6

5,0

5,3

0,0

б) нет, моих знаний достаточно

21,4

24,0

0,0

22,2

в) не часто, но случается

42,9

38,0

84,2

55,6

г) не задумываюсь об этом

7,1

33,0

10,5

22,2

2) Часто ли вы не соглашаетесь с какой-либо информацией, поступающей через медиа?

а) да

7,1

14,3

15,8

33,3

б) иногда

64,3

85,7

63,2

55,6

в) нет

21,4

0,0

10,5

11,1

г) медиаинформация меня вообще не интересует

7,1

0,0

10,5

0,0

3) Опираетесь ли вы в своей жизни, учебе, межличностных отношениях на информацию, получаемую через медиа?

а) да, во многом

7,1

19,0

5,3

22,2

б) редко

50,0

23,8

52,7

44,4

в) в 50% случаев

35,7

42,9

21,0

22,2

г) не задумываюсь об этом

7,1

14,3

21,0

11,1

4) Какая форма проведения медиаобразовательных занятий (например, посвященная кино и его освещению в прессе) вас могла бы заинтересовать?

а) урок

14,3

25,0

23,5

10,0

б) интеграция в другие учебные предметы

7,1

25,0

5,9

10,0

в) внеурочные занятия (кружок, факультатив, клуб и т.д.)

42,9

40,0

58,8

70,0

г) никакая

35,7

10,0

11,8

10,0

5) Хотелось бы вам получать оценки по медиаобразованию?

а) да

14,3

33,3

36,8

11,1

б) нет

42,9

23,8

15,8

66,7

в) все равно

42,9

42,9

47,4

22,2