Похожие публикации

Правительство российской федерации постановление (25)
Документ
Об утверждении порядка и сроков представления органами охраны объектов культурного наследия сведений о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам кул...полностью>>

Для рассмотрения предложений инвесторов
Документ
Дочернее жилищно-эксплуатационное унитарное предприятие «ЖРЭП № 3» Минского областного производственного проектно-строительного унитарного предприятия...полностью>>

Программа «Историческая культурология»
Программа
А.П.Уракова Современные техники анализа текстов культуры С 0 сентября, с 14.05-15.35 Суббота А.П.Уракова Антропология дара и литературный процесс С но...полностью>>

Согласие на передачу персональных данных третьей стороне
Документ
даю свое согласие ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее - оператор), зарегистрированному по адресу: 115114, г. Москва, 2-й Паве...полностью>>



Задачи: Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»; Выявить уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики

1.3. Виды дифференциации

Выделяют два вида дифференциации обучения: дифференциацию внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дифференциация подразумевает относительно стабильные группы, на основе определённых особенностей развития интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

Группы создаются с учётом:

- интересов, склонностей;

- способностей;

- достигнутых результатов;

- проектируемой профессии.

Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы, либо в рамках элективной системы.

Элективная ( гибкая)

Селективная (жёсткая)

Свободный выбор предметов вариативной части учебного плана

Профильные классы, школы.

Курсы по выбору

Специализированные классы, школы.

Факультативы

Специально- профессиональные образовательные учреждения

Внеклассные формы деятельности

Профильное обучение – для подготовки к избирательному продолжению образования;

Специализированное обучение- специально-профессиональная подготовка к творческой деятельности на базе повышенного образования;

Специально-профессиональное обучение – подготовка специалистов среднего звена для общественного производства с присвоением профессии, квалификации.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в группе ( в классе) учащихся ,подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, подвижны.

Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – её направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.

Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности каждой из названных форм дифференциации.

Внешняя

Внутренняя

Уровневые классы: повышенного уровня, возрастной нормы, педагогической поддержки

Уровневые группы внутри класса

Формируются на основе психолого – педагогической диагностики

Формируются с учётом самостоятельного выбора учащихся

Возможен переход учащегося из класса одного уровня в другой через медико- психологический консилиум.

Переход из одной группы в другую (более высокого уровня) возможен, если выполнена программа предыдущего уровня.

2. Уровневая дифференциация

Разновидностью внутриклассной дифференциации является уровневая дифференциация, при которой ученики, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней отмечаются некоторые отрицательные аспекты (деление детей по уровню развития негуманно, в слабых группах снижается уровень самооценки, понижается уровень мотивации ученья) ; Но тем не менее на лицо положительные аспекты:

- исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;

- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Всё это ведёт к повышению результативности.

2.1. Виды уровневой дифференциации

Рассмотрим несколько видов уровневой дифференциации.

1. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, разработанная В.В. Фирсовым.

В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения ( уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику)и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, который должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Концептуальные положения:

- Базовый уровень нельзя представить в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.

- Совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима

- обязательность базового уровня означает, что вся система планируемых обязательных результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьнику.

-Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей.

-Признание права ученика на выбор уровня обучения.

Новая психологическая установка для учащихся: « возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Данная технология предусматривает:

-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый;

-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют)

-наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову-систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов.

Оценивание знаний

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативной традиционному способу оценки «вычитанием» является оценка «методом сложения», критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.

Предусматривается:

тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

-открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

-оценка методом сложения (общий зачёт=сумма частных зачётов);

-повышенные оценки за достижение сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов ( досдача, а не пересдача).

2. По- своему подошёл к проблеме дифференцированного обучения Н.П.Гузик.

Он назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию

обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, следующие друг за другом.

  1. Уроки общего разбора темы (лекции)

  2. Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся.

  3. Уроки обобщения и систематизации знаний ( тематические зачёты);.

  1. Уроки межпредметного обобщения материала;

  2. Уроки – практикумы.

Учитель организует уровневую работу этих учащихся на уроке, на всех этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Они рассматривают два важнейших аспекта:

а) Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками ( от репродуктивного до творческого);

б) Обеспечение определённой самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж до полной самостоятельности)

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Его должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Задания программы «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных задач в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают , иллюстрируют основное знание ,показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, даёт развивающие сведения, углубляющие материал, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала применяеся методика свободного выбора разноуровневых заданий;

Выбор программы изучения предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося) Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

3.Педагогическая технология В.М.Монахова.

В технологии В.М.Монахова определены три главных объекта проектирования учебного процесса:

- Технологическая карта (ТК);

- Информационная карта развития учащихся (ИКРУ);

- Информационная карта урока (ИКУ)

Технологическая карта -« паспорт» проекта учебного процесса. В ней представлены пять компонентов: целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция.

Остановимся подробнее на компонентах технологической карты.

1. Целеполагание – это система микроцелей. Они формулируются в форме: «знать», «уметь», «понимать».

С точки зрения В.М. Монахова, в педагогической технологии гарантируется конечный результат обучения : он задаётся в виде самостоятельной работы (СР)

2. Сущность блока «Диагностика» излагается в виде правил :

Первое правило: СР состоит из двух типов заданий : задания на уровне образовательного стандарта, задания на повышенном уровне;

Второе правило: СР имеет четыре задания : два – на уровне стандарта, два – на повышенном уровне;

Третье правило: Общий вид самостоятельной работы представлен таким образом :

- два задания на уровне требований образовательного стандарта;

- задание на уровне требований к оценке «хорошо»;

- задание на уровне требований к оценке «отлично».

Четвёртое правило: Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся;

Пятое правило: Каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или оставаться на этом уровне, или двигаться дальше;

Шестое правило: Задание №3 на «хорошо» должно быть более трудным, чем задания №1, №2;

Седьмое правило: Задание №4 на «отлично» должно быть труднее, чем задание №3.

Система оценок успехов учащихся.

- Ошибки в заданиях №1 и №2 – ученик попадает в группу коррекции;

- выполнено задание №1 или №2 – даётся дозированный объём заданий в блоке «Дозированное домашнее задание»;

- выполнены задания №1 и №2 – ученик получает «зачёт» ( «удовлетворительно»- что означает: «ученик удовлетворяет требованиям государственного стандарта».)

3.Дозирование домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся). Цель данного блока -гарантированно подготовить ученика через самостоятельное выполнение определённого объёма системы упражнений к диагностике, преодоление перегрузки учащихся.

4.Логическая структура учебного процесса – цепочка уроков, которые

разбиваются на группы по числу микроцелей., соответствующих главным вопросам темы. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.

5.Коррекция рассчитана на учащихся, которые не получили «зачёт» на диагностике, т.е. не достигли уровня стандарта.

В этом блоке выделяются три рубрики:

Первая – возможные затруднения при освоении учебного материала;

Вторая – наиболее типичные ошибки, которые поджидают учащегося в данной теме.

Третье – система мер, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

Информационная карта урока даёт конкретную информацию о каком – либо уроке. Она имеет следующую структуру :

- Задачи урока;

- Содержание урока;

- Методический инструктаж;

-Результаты.

Информационная карта развития учащегося подразумевает задачи развития, содержание учебно- познавательного процесса, методический инструментарий учителя, ориентиры развития.

Главное достоинство педагогической системы В.М.Монахова заключается в том, что она гарантирует достижение конечного результата обучения, рассматривает школьника как равноправного участника учебного процесса, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности.

Во всех случаях смысл уровневой дифференциации сводится к тому, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения.