Похожие публикации

Положение о школьном спортивном клубе «Лидер»
Документ
Школьный спортивный клуб (в дальнейшем ШСК) —общественное объединение тренеров, учителей физкультуры и учащихся, способствующее формированию здоровьес...полностью>>

Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий в мнениях и взглядах, либо неумения правильно общаться. Всвязи с этим важно научиться замечат
Документ
Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий в мнениях и взглядах, либо неумения правильно общаться. В связи с этим важно научит...полностью>>

Юн ити unity
Документ
5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликто...полностью>>

Юн ити unity
Документ
5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликто...полностью>>



Задачи: Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»; Выявить уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики

2.2. Групповая работа учащихся на уроке как средство уровневой дифференциации

Эффективность дифференциации в обучении зависит от того, насколько удачно сформированы группы школьников.

В дидактическо – методической литературе предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни предлагают объединить учащихся в группы по успеваемости, устойчивости интереса к уровню познавательной самостоятельности. Другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, уровня выполнения мыслительных операций.

И.Э.Унт предлагает в качестве критериев деления обученность, обучаемость, умения самостоятельно работать, специальные способности, познавательные интересы, отношение к труду.

Также предлагается деление учащихся на группы исходя из фактического уровня знаний, умений, навыков, по разделу, теме, курсу.

Многие учителя используют свои варианты деления на группы.

В любом случае необходимо знать, что самое важное условие эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп, при котором учитывается уровень учебных успехов и характер межличностных отношений.

Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы) , или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гетерогенные группы могут включать и сильных, и средних, и слабых. В такой группе лучше всего создаются условия для взаимодействия и сотрудничества, но может существовать опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. С другой стороны, учащиеся могут чувствовать себя комфортно в однородной группе. Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно.

Процесс формирования групп может проходить в рамках обычных уроков. Учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности каждого учащегося в своём классе, может сам разбить класс на группы по результатам успеваемости, при этом учитывается и психологическая совместимость учащихся. Это разбиение стабильно в течение года, хотя частые переходы из группы в группу возможны в случае, если ученик стал заниматься лучше или, наоборот, хуже.

Характеристика групп, предложенная учёным – дидактом Т.М.Орловой.

Учащиеся первой группы (наименее успешные) имеют пробелы в знаниях программного материала; учебные задания выполняют на уровне копирования и воспроизведения. В процессе закрепления проявляют догадливость, но проявить собственное отношение к фактам не могут, при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, нуждаются в дозированной помощи, обязательным результатом овладевают после длительной тренировки.

Учащиеся второй группы («успешные») имеют достаточные знания программного материала, умеют проводить тщательный анализ учебной задачи, придают предстоящей деятельности строгую логику ; свободно переносят знания с одного явления на другое, умеют классифицировать, систематизировать информацию; могут проводить опытную работу на основе предложенного учителем плана. Самостоятельно составляют рассказ; многосторонне подходят к изложению, переводя его в сочинение, используя основы творческой логики.

Учащиеся третьей группы (творческий уровень) имеют следующие характеристики:

Обладают многосторонними способностями;

имеют высокую работоспособность, испытывают непрерывную потребность в умственном труде;

обладают умениями широко интерпретировать и конструировать материал, пересказывая разными способами, сопоставлять критически анализировать;

работать с различной литературой, отбирая необходимый материал, увлекаясь историей открытий с определённой целевой установкой;

свободно выстраивают новые знания в систему уже сложившихся,

расширяют при выполнении творческого задания самостоятельно поисковую деятельность, открывая новые стороны изучаемого явления, объекта.

С большим интересом посещают занятия, расширяя и углубляя знания интересующей его области.

Такая форма урока способствует качественному усвоению материала, повышению результативности.

2.3. Организация предметного содержания учебного материала

Рассматривая уровневую дифференциацию как условие повышения результативности, ключевым моментом в организации учебного процесса следует считать создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

Особое значение для внедрения в практику форм и приёмов дифференцированного обучения имеет организация предметного содержания учебного материала.

Центральное место в нём отводится системам заданий,так как они служат основными средствами формирования приёмов учебной деятельности учащихся, особенно в режиме самостоятельной работы. Уровень сложности задания соотносится с этапом освоения предметного содержания и с уровнем подготовки учащихся.

Так для наиболее подготовленных школьников нужно планировать задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения изученного даже в начале изучения темы;

Для менее подготовленных – задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления ими нового материала.

Очень важное значение имеют разноуровневые дидактические материалы, включающие учебные задания для самостоятельной работы.

Их можно делить по следующим логическим основаниям:

1. По методу самостоятельной работы учащихся (например, наблюдения, работа с текстом ,упражнения)

2 По звеньям учебного процесса (задания на восприятия, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала)

3. По характеру познавательной деятельности учащегося (репродуцирующие и творческие задания)

4 По характеру руководства (подробное или менее подробное инструктирование)

Все задания должны соответствовать определённому уровню.

Уровень «А» базовый, задания включают систему опор (алгоритм и ключ)

Уровень «В» - повышенный, задания предлагают лишь частичный алгоритм выполнения, ключ отсутствует

Уровень «С» - высокий, задания ориентированы на полную самостоятельность при выполнении.

Особое внимание следует уделять помощи учащимся при выполнении заданий. Эта система помощи предусматривает определённый набор элементов помощи. Это может быть

Указание типа правила,на которое опирается задание;

Дополнение к заданию (рисунок, чертёж, инструкция);

Указание алгоритма решения или выполнения;

Указание аналогичной задачи, решённой раньше;

Предупреждение о наиболее типичных ошибках.

Промежуточный контроль целесообразно также готовить на основе принципа уровневой дифференциации, однако итоговая контрольная работа ( диктант, изложение, сочинение) предлагается единой для всех с целью осознания уровня своих личных достижений на фоне единой шкалы измерения.

2.4. Условия успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации

Учёными выявлен ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации :

  1. Выделенные уровни усвоения материала, и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся;

  2. Предлагая учащимся одинаковый объём материала, мы устанавливаем различные уровни требования к его усвоению;

  3. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении по уровням.

  4. Трудности в работе должны быть посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.

  5. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.

Применение данной технологии влияет прежде всего на качество обученности учащихся, результат обучения.

2.5. Понятие результативности

Результативность – это « конечный итог, завершающий собой что – нибудь». (Словарь русского языка. С.И. Ожегов.)

В процессе обучения результативность означает сформированность знаний, умений, навыков; качество обученности.

Результативность общеобразовательной подготовки учащихся во многом зависит от построения учебного процесса, который включает следующие составляющие: деятельность преподавания, средства управления учебным процессом и деятельность учащихся. Определяющая роль в этом процессе отводится поставленной цели, которая подразумевает заранее осознанный и планируемый результат.

Правильно организовать учебный процесс, добиться результативности помогает технология уровневой дифференциации, основанная на планировании результатов обучения, предоставляющая возможность учащимся усваивать программу на уровне своих возможностей, тем самым снимающая проблему «неуспеваемости».

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения результативности

Необходимость внедрения в образовательный процесс дифференцированного подхода возникла в начале учебного года в 8 классе в связи с низкой успеваемостью по предмету.

По своему составу класс неоднороден, учащиеся имеют разные способности к обучению русскому языку, разные уровни обученности. «Наиболее успешные» (годовая оценка –«5»)- 15%; «успешные» (годовая оценка – «4») - 26%; « наименее успешные» (годовая оценка – «3») -57%. Некоторые учащиеся (2 человека ) имели за четверти «2» (приложение 1).

Было проведено анкетирование родителей, которое показало, что за данный эксперимент проголосовало 98% , а также проведена психолого – педагогическая диагностика. (Приложение 2)

По результатам диагностики, по уровню обученности были созданы гомогенные группы трёх уровней:

«А» - базовый в составе 10 учащихся;

«В» - продуктивный в составе 6 человек;

«С» - творческий в составе 3 человек.

Перед каждой группой были поставлены задачи:

Уровни сложности

Задачи

Методы, приёмы организации деятельности

Способы решения

Репродуктивный «А»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развитие навыков осуществлять самостоятельную деятельность по образцу, воспроизводить изученный материал, достигнуть обязательного уровня достижения знаний.

Традиционные задания, содержащие подсказку

Работа по образцу, воспроизведение.

Продуктивный «В»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развить умения самостоятельно работать с учебной литературой, достичь более высокого уровня.

Частично-поисковый метод(содержит незначительную подсказку)

Анализ, классификация, систематизация знаний.

Творческий «С»

Расширить и углубить знания, формировать умения использовать знания в нетрадиционной ситуации, развить умение самостоятельно работать с научно-популярной литературой

Проблемный метод

Конструирование, интерпретация, критический анализ, поисковая деятельность.

1гр. (уровень «С») Расширение и углубление знаний, формирование умений использования знаний в нетрадиционной ситуации; развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно- популярной литературой.

2 гр. (уровень «В») Создание условий для ликвидации пробелов, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня;

3 гр. (уровень «А») Ликвидация пробелов в знаниях и умениях, развитие навыков и умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, доведение учащихся до обязательного уровня усвоения и способов деятельности.

Также для группы каждого уровня были выбраны соответствующие методы, приёмы организации деятельности.