Похожие публикации

Кандидатура от студенческого совета по вводу в состав ученого совета исторического факультета студенческий совет Исторического факультета рекомендует для ввода в состав Ученого совета Исторического факультета от представителей студенчества максименко ярославу Игоревну
Документ
Студенческий совет Исторического факультета рекомендует для ввода в состав Ученого совета Исторического факультета от представителей студенчества МАКС...полностью>>

Концепция развития прокуратуры на современном этапе. Место и роль органов прокуратуры в системе государственной власти в современных условиях деятельности общества
Документ
Поводы и основания надзорной деятельности прокурора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следств...полностью>>

Состоится Круглый стол «Формирование системы подготовки кадров для управления государственными закупками в соответствии с Федеральным законом от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Документ
30.10.2013 г. в 10.00 в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоится Круглый стол «Формирование системы подготовки кадров для ...полностью>>

Состав Комиссии при Наблюдательном совете нп «Совет рынка» по платежам на оптовом рынке электрической энергии и мощности
Документ
Ю. (Палата покупателей электроэнергии); Фатеева Е.И. (Палата покупателей электроэнергии); Васильев О.А. (Палата покупателей электроэнергии)....полностью>>



Задачи: Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»; Выявить уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики

3.1 Применение уровневой дифференциации на уроках русского языка в 8 – 9 классах

Для работы по данной технологии была разработана система уроков.

При изучении темы выделяются микротемы (уроки), каждый из которых имеет свои цели. Каждая микротема заканчивается самостоятельной работой, включающей разноуровневые задания для каждой группы учащихся. Изучение темы завершается контрольной работой, которая также представлена дифференцированными заданиями.

Структура каждого урока по теме представлена несколькими этапами:

Первый этап:

Организационный момент урока;

Проверка домашнего задания.

Второй этап:

Организация самостоятельного усвоения учащимися новой темы с применением соответствующих каждому уровню методов обучения;

Обсуждение совместно с учителем результатов самостоятельной деятельности;

Закрепление на практике теоретических выводов по теме, выполнение у доски тренировочных упражнений.

Третий этап:

Выполнение самостоятельной работы, включающей разноуровневые задания;

Четвёртый этап:

Инструктаж по выполнению домашних заданий.

Так на этапе Усвоения нового материала предлагаю задания различных уровней сложности.

Например, для «сильных» учащихся (1 группы) предлагаю карточку с примерами предложений, иллюстрирующих все случаи, например, постановки тире в БСП. Предлагаю самостоятельно вывести правило, подобрать соответствующий иллюстративный материал, составить схему (таблицу).

Учащиеся 2 группы работают с учебником. Им предлагается прочитать теоретические сведения, сформулировать вопросы и подобрать примеры по всем пунктам материала.

«Слабые» (3 группа) работают над параграфом по плану, записанному на доске, устно готовят ответы к каждому пункту плана.

После этого необходимо совместно с учителем обсудить результаты работы, сделать обобщение изученного, сформулировать цель урока (что должны узнать, чему должны научиться), выполнить тренировочные упражнения с постепенно нарастающей сложностью. Начинать работу необходимо с заданий обязательного уровня. Учащиеся работают у доски.

На этапе обратной связи в конце урока провожу самостоятельную работу. Предлагаю задания разных уровней сложности. Учащиеся сами выбирают задания, соответствующие их знаниям.

При этом учащимся, выбравшим задание, соответствующее базовому уровню, предлагаю алгоритм и образец выполнения задания.

Классификацию заданий провожу с учётом реального процесса их выполнения.

На этом этапе важно проверить работу, чтобы спланировать домашнее задание с учётом усвоения темы для каждого учащегося. Не справившемуся с самостоятельной работой ученику, даётся возможность пересдать данную тему. Например, для самостоятельных работ по теме « Главные члены предложения» предлагаются следующие задания (приложение 3).

Важным этапом в изучении раздела является контрольная работа (зачёт). Она состоит из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть направлена на достижение уровня стандарта. За успешное выполнение обязательной части ученик получает «3» (зачёт). Дополнительная часть направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Её выполнение позволяет ученику получить одну из повышенных отметок «4» или «5». Организую работу учащихся по карте, в которую включены следующие разделы:

Цели (что должны знать, уметь);

Диагностику, включающую задания на «3», задание на «4», задания на «5»;

Источники информации:

Цели:

(что должны знать, уметь, понимать)

Задание на

«3»

Задание на

«4»

Задание на

«5»

Источники информации

Практика показывает, что обычная контрольная работа порождает у учащихся определённую неуверенность, боязнь получить «2». Работа по карте позволяет избежать ненужного волнения, так как учитывает возможности каждого ученика, создаёт мотивацию успеха, способствует повышению результативности.

Оценка «3» должна соответствовать выполнению не менее 50% из числа предложенных заданий, «4» - 70 -80%; «5»-90 -100%.

Так выполнение контрольной работы по теме «Главные члены предложения» в 8 классе предполагает следующие задания: (Смотри приложение №4)

Так изучение темы предполагает:

-текущий контроль (самостоятельные работы) после изучения микротемы;

-тематический контроль в конце изучения темы.

Неотъемлемой частью работы является ведение мониторинга знаний учащихся по теме, что позволяет держать в поле зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, добиваться выполнения стандарта.

Таким образом можно организовать изучения любой темы по русскому языку. Например, по теме «Главные члены предложения» (приложение 5).

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю и на уроках по развитию речи. Например, при работе над изложением слабым учащимся предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, таким учащимся даётся больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной работе, с ребятами, затрудняющимися в воспроизведении текста, продолжается работа в группе.

Применение технологии уровневой дифференциации способствовало формированию у детей самостоятельности, развитию следующих показателей:

- интереса к учению;

- самообучения, взаимообучения;

-любви к родному языку;

- повышению грамотности письма;

- развитию речи учащихся.

А также помогло в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций, в достижении результатов образования школьников. Мониторинг результатов обучения учащихся по четвертям в 7 -9 классах показывает, что абсолютная успеваемость в 7 классе колебалась от 90% до 94%, что объяснялось наличием неуспевающих по предмету. В 8, 9 классах прослеживается отсутствие неуспевающих (абсолютная успеваемость составила 100%). Также наблюдается рост качественной успеваемости: если в 7 классе к концу года она составила 47%, то в третьей четверти 8 класса она повысилась до 55% и осталась стабильной до конца 9 класса.

Заключение

Практическая реализация теоретических основ организации обучения на основе уровневой дифференциации выявила изменения:

- в методической системе работы учителя;

- в предъявлении учащимся предметного содержания учебного материала;

- в содержании промежуточного контроля.

В ходе работы была доказана эффективность и целесообразность введение в практику преподавания русского языка уровневой дифференциации.

Было установлено: уровневая дифференциация обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только «сильными» учащимися, но и «слабыми», предполагает возможность проявления на уроке самостоятельности, способствует целенаправленной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, влияет на устойчивое формирование ЗУН. Это способствует повышению результативности обучения по русскому языку, на что указывает:

- рост успеваемости учащихся;

- высокие результаты на итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе (абсолютная успеваемость- 100%, качественная –70%);

- победа учащегося в Олимпиаде по русскому языку (муниципальный уровень) в 2006-2007 учебном году( 8-й класс), в 2007-2008 учебном году( 9 класс).

Опыт работы по теме «Применение уровневой дифференциации на уроках русского языка» был обобщён в школе.

Приложение 1

Успеваемость по русскому языку за 2005-2006 учебный год учащихся 7«б» класса.

Приложение 3

Система самостоятельных работ по теме: «Главные члены предложения»

  1. Задания по теме: «Подлежащее».

1 уровень.

Укажи подлежащие, способы их выражения; вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограммы.

1.Б…льной обратился в клинику.

2.Встр…ч…ющие т…лпились на перрон….

3. Яркий луч осв..тил п…ляну.

4. Никто не скуч…л на праздник…

5.Светлое завтра в наших рука葅.

6. Двадцать делится 䐽аР два.‍7. Анютины глазки укр...шают клумбу.

8. Тихое «ах» выдало их присутствии…

9. Любить – зѽачит ж…ть.

10. Мы с друго䐼 ..тправились в путешествии

При работе над первым заданием используй д䐾зированԽую помощь №1

(Таблица «Способы выражения подлежащего»);

При выполнении второго задания воспользуйся дозированной помощью №2( Карточки «Правописание безударных гласных», «Правописание падежных окончаний существительных»)

2 уровень.

Составь таблицу «Способы выражения подлежащего», используя данные предложения:

  1. Мы сегодня пут…шествовали по саду.

  2. Ближние уехали домой, а дальние с…брались к ужину.

  3. Семеро одного ( не) ждут.

  4. Далече грянуло «ура».

  5. Ж…ть –родин… служить.

  6. Мы с братом отправились на рыбалку.

  7. Дед с матерью шли (в) переди всех.

  8. Человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах? Какие ещё способы вы знаете? Приведите примеры.

3 уровень.

Напишите миниатюру «Что я знаю о подлежащем». Приведите примеры, подчеркните главные члены предложения, укажите способы выражения подлежащего.

Домашнее задание:

  1. уровень. Упражнение №90.

  2. уровень. Упражнение №94.

  3. Уровень. Составить задания для 3 группы (1 уровня).

  1. Тема: «Сказуемое»

  1. уровень.

Спиши. В предложениях выдели грамматическую основу, укажи вид сказуемого.

  1. Наступила ночь.

  2. Как хороши русские берёзки.

  3. Впереди что – то чернеет.

  4. Мама начинает читать вслух своим звучным голосом.

  5. Я стремился следовать совету Блока.

  6. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть зонтик.

  7. Я не смог тебя забыть.

  8. Юноша был смелым.

  9. Лиза решила помочь сестре.

При определении вида сказуемого воспользуйся дозированной помощью (Схема «Виды сказуемого»)

  1. уровень.

Выпиши из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, с составным именным, с составным глагольным сказуемыми.

Силу и бодрость даёт пр…рода.

С нею уме…м мы друж…ть.

Пусть прол…тает го.. за годом,

Мол…дость в сердце будет жить.

Путь кам…нист.

И скалы стали строже.

Ты турист.

Ты всё …силить смож…шь.

Ты сможешь справиться

С бурей любой.

В каком случае глагол был является вспомогательной частью составного сказуемого, а в каком – простым глагольным сказуемым?

Я был в школе. Ветер был мягким и ласковым. Приведите свои примеры подобного случая.

3 уровень.

Закончите и напишите предложения. Подберите примеры.

  1. Простое глагольное сказуемое отличается от составных тем, что…

  2. В составном глагольном сказуемом основная часть выражается…

  3. Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена…

Дайте характеристику сказуемых в записанных предложениях.

Домашнее задание:

1 уровень. Упражнение №112.

2 уровень. Упражнение № 110,113.

3 уровень. Составить инструкцию о том, как вести себя в общественном транспорте, употребив разные виды сказуемых.

  1. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

  1. уровень.

Спишите, поставьте, где нужно, тире. ПодчеркнҸ⑂е грамматические основы.

1.И.А. Крылов извес (?)ный русѡкий басн…писец.

2.Жить родин… служить.

3.Она врач(?)

4.Бедность не" порок.

5.Шестью шес⑂ь тридцать шесу⑌.

6.С…чраниђь любовь неле…кое дело.

7.Корень есть ( не)производная !основа.

8. Прокопьевск мой любимый горо..

9. Он знам…нитый актёр.

10. Язык мой вра… мой.

При выполнении задания обратитесь к таблице «Тире между подлежащим и сказуемым».

2 уровень.

Продолжите предложения, используя слова, словосочетания для справок, расставь знаки препинания.

  1. Подлежащее…

  2. И.А. Крылов…

  3. Тысяча девятьсот сорок первый год …

  4. Хорошо учиться…

  5. Поспешить…

  6. Большая Медведица…

  7. Прокопьевск..

Материал для справок: великий баснописец, жемчужина Кузбасса, главный член предложения, здоровью вредить, наша задача, начало Великой Отечественной войны, значит, людей насмешить, семь ярких звёзд.

В каких случаях тире не ставится? Приведите примеры.

3 уровень. Напиши миниатюру о родном крае, используя случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Домашнее задание.

1 уровень: упражнение №119.

2 уровень: упражнение№117.

3 уровень: Используя дополнительную научную литературу, подготовить сообщение по теме урока. ( В.В.Бабайцева «Синтаксис и пунктуация», «Все правила современного русского языка» Издательство БАРО-ПРЕСС.)