Похожие публикации

Становление личности
Документ
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию издательской де...полностью>>

Становление личности
Документ
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию издательской де...полностью>>

Становление личности
Документ
Очень многое зависит от того, как мы обозначаем черты. Олпорту принадлежит одно из первых лексикографических исследований черт личности через анализ с...полностью>>

Становление личности
Документ
Испытывал ли когда-нибудь парень со Среднего Запада большее воздействие от «поездки на Восток в колледж»? Сомневаюсь. Почти мгновенно весь мир для мен...полностью>>



Задачи: Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»; Выявить уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики

Тема: применение уровневой дифференциации как условие повышения результативности обучения по русскому языку.

Цель: выявление зависимости результатов обучения от особенностей организации процесса обучения через реализацию уровневой дифференциации.

Объект исследования: успеваемость 8-9 классов.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»;

  2. Выявить уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики;

  3. Разработать систему обучения русскому языку с использованием уровневой дифференциации;

  4. Апробировать данную систему в практике преподавания русского языка в 8 -9 классах;

  5. Обобщить результаты исследования.

Введение

В начале 21 века в школьном образовании наметились серьёзные изменения, связанные с появлением новой структуры образования, новых типов школ, новых концепций преподавания учебных предметов. Это объясняется переосмыслением целого ряда представлений об учебном процессе, необходимостью фундаментального совершенствования обучения.

В недалёком прошлом при существующей авторитарной парадигме образования сложилась достаточно жёсткая система учебно-познавательной деятельности школьников. Учителю в ней отводилась главенствующая роль информатора, а учащимся предписывалось запоминать рассказы учителя и сведения, прочитанные в учебниках. Оценка учебной деятельности сводилась к приоритету знаниевого компонента, что привело к порочной практике выучивания готовых ответов на билеты, сочинений, формулировок, изложенных в учебной литературе. Отсюда падение интереса учащихся к предметам, в том числе к русскому языку, а значит, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль, и как следствие, понижение успеваемости учащихся.

Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей. Этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6 -7 классах ряд учеников практически выпадает из процесса обучения. Присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нём.

Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации. Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя. Увеличение тренировочных упражнений на уроке не решает проблему обучения «слабых». Если учитель ориентируется на уроке на «слабых» и «средних» учеников, то сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Традиционные формы работы не дают должных результатов.

Как же обеспечить усвоение материала всеми учениками? Как предупредить неуспеваемость? Как добиться результативности и при этом сохранить и укрепить здоровье ребёнка?

Один из путей решения данных проблем – применение на уроках современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.

1. Дифференциация. Понятие дифференциации

Слово дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия «дифференциация обучения» не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учёт типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: «Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением.» При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

В трудах Ю.К. Бабанского, И.С. Якиманской дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения и организации коммуникации учителя-учеников с учётом индивидуально-психологических особенностей учащихся.

И.Э. Унт и др. рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных планов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. Е.А. Бондаревская, О.Е. Лебедев, И.С. Якиманская подчёркивают, что ведущей функцией дифференциации обучения является обеспечение каждого ученика максимально возможными условиями гармоничного развития на основе выбора содержания образования и создания благоприятных условий в социальном окружении.

В методическом аспекте проблема дифференциации обучения рассматривается в работах В.М. Монахова, В.В.Фирсова, В.А. Орлова, Л.В. Кузнецовой и др.

Во всех случаях в дифференциации выделяют 3 основных компонента:

1.Учёт индивидуально-типологических особенностей личности;

2. Группирование учащихся;

3. Различие построения процесса обучения в группах.

Если в процессе обучения присутствует только один из этих компонентов, это не дифференцированное обучение.

Дифференциацию можно рассматривать с нескольких точек зрения:

  • Как процесс обучения (отбор форм, методов и приёмов обучения)

  • Как содержание образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся)

  • Как построение школьной системы (формирование различных школ и классов)

1.1. Теоретические основы дифференциации в школе

Дифференцированное обучение в тех или иных формах реализуется сегодня практически в каждом общеобразовательном учреждении. Об этом свидетельствует наличие профильных классов, гимназических, классов коррекции, организуются гибкие группы учащихся и в составе обычных классов. При реализации дифференцированного обучения в школе возникает ряд проблем, которые требуют осмысленного теоретического подхода.

История дифференцированного обучения, как в нашей стране, так и за рубежом может дать педагогу богатый материал для размышления.

Возникновение дифференциации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы. До этого обучение было индивидуальным, соответственно и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика.

Важность учёта природных способностей и свойств ума ученика отмечали великие мыслители прошлого: Платон, Я.Каменский и др. Отечественные педагоги (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) также подчёркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения.

Рост интереса к идеям дифференциации наблюдался в России в послереволюционные годы, в пятидесятые- шестидесятые годы, в девяностые- период демократизации страны.

В 20 – е годы, путём активного поиска принципов, методов, содержания образования, идея дифференцированного обучения нашла своё выражение в профессионализации школы, что было обусловлено трудностями в экономической жизни страны. Возникла необходимость вооружения старшеклассников какой-либо профессией.

В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса апробировалась дифференциация по способностям детей. Были созданы группы учащихся с чётко выраженным интеллектом, а также слабоуспевающих детей. Для последних общеобразовательные дисциплины преподавались сокращённо, но увеличивалось количество практических занятий в школьных мастерских.

В эти годы реализовалась дифференциация по интересам учащихся в форме кружковых занятий. Кроме этого, в ряде школ в отсутствие классно-урочной системы ученики распределялись по группам умственного труда: физико-математическим ,биологическим, общественных наук и т. д.

В 30-е годы начался новый этап в истории советской педагогики. Был взят курс на единообразие и жёсткую регламентацию учебного процесса. Однако идеи дифференцированного обучения выдвигались и в это время как средство преодоления неуспеваемости школьников, как способ устранения перегрузки учащихся, но широкого распространения они не получили.

Работа в направлении индивидуализации и дифференциации обучения вновь стала активно проводиться в конце 50-х годов. В этот период после опубликования закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в 1958 году, необходимо было определить систему обучения в школах, формы и методы учебной работы, которые обеспечили бы связь между общеобразовательными предметами, специальной теоретической подготовкой и обучением производительному труду. В связи с этим «возвращением», характерным для первых экспериментальных школ с дифференцированным обучением, произошло подчинение всей их деятельности задачам профессиональной подготовки учеников. Эффективность найденных форм данной дифференциации отметил Н.М. Шахмаев. Однако в педагогической литературе тех лет встречается и другая, отрицательная оценка проведённого эксперимента. Основное возражение вызвала узкая профессиональная направленность процесса обучения в дифференцированных классах. В обществе периода застоя дифференциация обучения, как и всё новое, нестандартное, оказалась ненужной.

В 60-е, 70-е годы единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия.

80-е и 90-е годы двадцатого века охарактеризовались резким подъёмом интереса педагогов к дифференцированному обучению. Это связано с крупными социальными переменами, демократизацией жизни общества, сменой ценностных ориентиров, выдвижением на первый план интересов отдельной личности. Создавались гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Дифференцированное обучение охватило и современное образование. Значительно шире стал спектр профилей школ: физико-математический, гуманитарный, технический, педагогический, технологический и т.д. Многообразие профилей и типов школ естественно ведёт к изменению целей дифференциации. Её целью становится способствование более полному учёту индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования.

В настоящее время в мировой образовательной практике сложилось 5 моделей дифференциации:

- селективно – поточная;

-селективно- уровневая;

-смешанных способностей;

-интегративная;

-инновативная.

1.2. Сущность дифференциации

Сущность дифференциации можно рассмотреть с разных точек зрения:

  • Психолого- педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков развития способностей и интересов школьника.

  • Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

  • Дидактическая сущность проявляется в решении назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях.

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференцированного обучения:

- по образовательным целям;

- по уровням выполнения задания;

- по времени выполнения задания;

- по содержанию обучения;

- по последовательности изложения материала;

- по подходам к обучению;

- по видам учебной деятельности;

- по оценке деятельности.

Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких- либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные группы, либо в целые классы, даже школы для отдельного обучения по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.