Похожие публикации

1. Метод проекций. Проецирование точки на 3 плоскости
Документ
Прямая в пространстве определяется положением двух нетождественных точек. Условная запись определителя прямой l (А, В). Положение прямой в пространств...полностью>>

Отчетный доклад исполняющего обязанности акима Соловьевского сельского округа. «Об итогах социально-экономического развития Соловьевского сельского округа» за
Отчет
Отчетный доклад исполняющего обязанности акима Соловьевского сельского округа. «Об итогах социально-экономического развития Соловьевского сельского ок...полностью>>

«Самоучитель по развитию скорости мысли, или можно ли воспитать гения? Часть первая»
Документ
Самоучитель по развитию скорости мысли - Данная книга была написана автором и его друзьями для того, чтобы создать школу Будущего- новую школу, где ин...полностью>>

Тема : Сфера. Уравнение сферы
Документ
Определите, принадлежат ли данной сфере точки А(4; -3; -1) и В(0; 1; 3). Сфера с центром в точке О(-1; 0; ) проходит через точку А(1; ; 1). Составьте ...полностью>>



Урок по русскому языку в 3-ем классе. Тема урока: «Части слова. Окончание»

Открытый урок

по русскому языку в 3-ем классе.

Тема урока:

«Части слова. Окончание».

Учитель: Володина Т.В.

Задачи урока:

  • формирование представления об окончании как части слова;

  • повторение и закрепление знаний о корне и приставке;

  • повторение и закрепление знаний об изученных ранее орфограммах;

  • развитие орфографической зоркости, логики. Внимания, памяти, речи;

  • формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

  • привитие внимательного отношения к языку художественного произведения;

  • воспитание любви к природе.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, «Тетрадь по чистописанию» для учащихся 3 класса (авт. М.А.Яковлева), учебник русского языка для 3 класса (авт. Бунеев, Бунеева, Пронина), таблички для составления алгоритмов о корне, приставке и окончании, схемы с орфограммами, листочки со словами для выделения корня и приставки, фломастеры, рисунок с изображением берёзы, опорная таблица с вопросами для изменения слов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Давайте сначала улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

-Откройте рабочие тетради, запишите число.

  1. Чистописание.

-Ну, а сначала минутка чистописания, задание № 57.

-Рассмотрите многобукву.

-Найдите в ней спрятанные буквы. (У.Т)

-Из каких элементов состоит заглавная буква У?

-Пропишите заглавную букву У каллиграфически правильно 3 раза на нижней строчке.

-Чем похожи заглавная буква У и заглавная буква Т?

-Какие ещё элементы есть у буквы Т?

-Пропишите три раза заглавную букву Т.

-Прочитайте предложение в тетради.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

(С.Есенин)

-Кто автор этих строк?

-Как называется стихотворение, из которого взяты эти строки? (« С добрым утром»)

-Кто может продолжить?

-Запишите это предложение каллиграфически правильно.

  1. Постановка проблемы.

А) -Какую тему мы изучаем? (Состав слова.)

-Какие части слова мы изучали? (Приставку, корень)

-Найдите в предложении слово с приставкой. (Растрепали.)

Выделите корень и приставку.

-Вспомните, что такое приставка и корень. Составьте план ответа или, как мы ещё называем алгоритм.

(Два ученика у доски составляют алгоритмы на наборном полотне.)

Корень.

-Это общая часть однокоренных слов.

-в нем заключено лексическое значение слова.

Приставка.

-это часть слова.

-стоит перед корнем.

-служит для образования новых слов.

Б) Задание для самостоятельной работы.

-Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.)

-Повторим некоторые изученные орфограммы.

-Приведите и запишите в тетради два примера к данной орфограмме (показывается графическая схема):

запомни!

Проверка.

(Это орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне слова. Я записал слова …)

-А я предлагаю слово «лиса».

(Нет. В слове «лиса» есть орфограмма – безударная гласная в корне, но её можно проверить.)

-Приведите и запишите ещё два примера к этой орфограмме:

Проверка.

(Это орфограмма – удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Я записал пример:…)

-А я предлагаю слово «масса».

(Нет. В этом слове удвоенная согласная в корне слова.)

-Приведите и запишите два примера к следующей орфограмме:

Проверка.

(Это орфограмма – безударная гласная в приставке. Я записал пример: …)

-А я предлагаю слово «прадед».

(Нет. Это слово с ударной гласной в приставке.)

-Молодцы! А теперь проверим алгоритмы о корне и приставке, составленные вашими товарищами. Прочитайте. Проверьте, ребята.

В) Задания на развитие памяти и речи.

-Используя алгоритмы, выделите корень и приставку в словах ,записанных на листочках (фломастером). (Слова: белые, березу, укрылась, накрылась, снега.)

Учитель вывешивает листочки на доску:

Белые березу укрылась снега

накрылась

_Прочитайте. Хорошее ли предложение у нас получилось?

(Нет. Это не предложение, так как не выражена законченная мысль, так как слова не связаны по смыслу.)

-Понятен ли смысл каждого слова? (Да, лексическое значение заключено в корне.)

-Смысл каждого слова понятен, поскольку он заключен в корне, но как именно связаны слова между собой неясно.

Г) Поиск решения.

-Для связи слов в предложении служит предлог. Пригласим его.

-Какой предлог можно употребить?

(Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов.)

-Конец каких слов нужно изменить?

-Что у нас получилось? (Белая берёза укрылась снегом.)

-Всё ли хорошо в этом предложении? Нравиться ли оно вам?

-Соответствует ли наше предложение действительности?

-Какое значение имеет слово «укрылась»? (Совсем, вся целиком снегом укрылась.)

-А слово «накрылась»? (Верхушка в снегу.)

-Посмотрите на картинку. Подходят ли эти слова? А может вы вспомните стихотворение С. Есенина «Берёза»? Какое слово он использовал? (Принакрылась.)

-Какое же у нас получится предложение? (Белая берёза под моим окном принакрылась снегом …)

д) Комментированное письмо.

-Запишите это предложение с комментированием.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это берёзки в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сгибает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Е) Составление алгоритма.

-Подчеркните, что мы изменили в словах, какую часть слова? (Окончание.)

На доске появляется надпись «Окончание».

-Почему она так называется? (Она стоит в конце слова?)

- Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)

-Прочитайте, что у нас получилось.

Окончание.

-Это часть слова.

-Стоит в конце слова.

-Служит для связи слов в предложении.

-Что мы составили? (Алгоритм.)

ж) Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 122. Прочитайте правило в учебнике. Совпадает ли наше определение с текстом учебника? (В правиле говорится, что окончание – это изменяемая часть слова. В этом отличие.)

-Давайте исследуем это.

-Рассмотрите рисунок. (Берёза.)Прочитайте слова на доске:

берёза

берёзы

берёзу

-Как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова? Объясните свою точку зрения. (Они однокоренные не являются, т.к. обозначают один и тот же предмет, изменилось только окончание, это форма одного и того же слова.)

-Запишите эти слова. Выделите изменяемую часть слова. Как она называется? (Окончание.) Используйте значок: .

-С помощью опорной таблицы образуйте и другие формы этого слова.

к берёзе

берёзой

о берёзе

-Выделите окончания в словах.

-Итак, что вы записали, однокоренные слова или формы одного и того же слова?

З) Уточнение и углубление понимания.

-Могут ли с помощью окончаний образовываться новые слова? (Нет.)

-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? (У одного и того же слова окончания меняются.)

-Как найти в слове окончание? (Нужно изменить слово, подставляя вопросы.)

-Прочитайте определение на стр. 123.

И) Самостоятельная работа.

-Измените слово поэт по вопросам опорной таблицы. (один ученик работает у доски.)

-Слово «зима» измените самостоятельно.

Проверка.

  1. Итог урока.

-Что общего у окончания и предлога? (Служат для связи слов в предложении.)

-Что общего у окончания и приставки? (Являются частью слова.)

-Что общего у окончания и облака? (Изменяют форму.)

-Ответьте кратко: «да» или «нет» :

- Окончание это часть слова? (Да.)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

- С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

  1. Домашнее задание .

    1. Выучить правила на странице 122, 123.

    2. Упражнение 1 на странице 138.