Похожие публикации

Дорогие родители! Побеседуйте с ребенком о времени года
Документ
Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. - О ком говорится в этом стихотворении? - Что делают трактористы весной? Рассмотрите картинки, что делают лю...полностью>>

П. моделирование на народнохозяйственном уровне часть а. Экономическая статика
Документ
Экономическая статика и экономическая динамика — это связанные друг с другом стадии исследования экономических систем, отличающихся характерными пробл...полностью>>

Протокол викторины «Никто не забыт, ничто не забыто!» по истории
Документ
Пензы (Центр дистанционного обучения) 10 153 8 Пучкарев Михаил МОУ Чиршкасинская СОШ Чебоксарского района Республики Чувашия 9 153 9 Габриэли Макар МО...полностью>>

1. Координаты курсора текстового редактора фиксируются
Документ
В НЕМ ПРОСТО НАХОДЯТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБРОБОТКИ ДАТЫ И ВРЕМЕНИ ДНЯ, АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ МАГНИТНЫХ ДИСКОВ, СРЕДСТВА РОБОТЫ СО СПРАВОЧНИКАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ФАЙЛА...полностью>>



Рабочая программа по биологии на 2013-2014учебный год

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по биологии

на 2013-2014учебный год

Учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424

Класс 9 в

Общее количество часов за год ___68___________ в неделю ___2______

Количество контрольных работ _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указать вид работы и количество часов)

Учитель:

ФИО Жулинская О.Б.________________________________________

Квалификационная категория 1

Педагогический стаж 11лет

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Биология» 5-11 классы Изд. «Дрофа» 2009г.___________________________

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Количество часов: 68

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный

Тема

Количество часов

Введение

1

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

19

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

15

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

5

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

13

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

11

ОБОБЩЕНИЕ

5

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

1-я неделя сентября

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической дея­тельности людей.

Вводный урок

Сформировать знания о

практическом применении достижений современной био­логии;

дифференциации и интегра­ции биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология

Факты Биология как наука.

Процессы Становление биологии как нау­ки.

Интеграция и дифференциация.

Давать определение терми­ну

биология.

Приводить примеры:

Практического применения достижений современной био­логии;

дифференциации и интегра­ции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельно­сти людей.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/ з: стр. 3 -5,

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)

2

1-я неделя сентября

Признаки живых ор­ганизмов.

Комбинированный урок

Сформировать знания о свойствах живых организмов

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организа­ции, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды,

Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена

Учебник, таблицы

Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1);

"Задание №9 (Раз­дел 1, Гпава1)

Д/ з: Глава 1, стр. 7-11.

Вопросы к тексту параграфа № 4,5,6,7,8,9.

3

2-я неделя сентября

Естественная клас­сификация живых организмов. Видо­вое разнообразие.

Комбинированный

Сформировать знания об уровнях организации живой материи

Основные понятия

Таксон

Система

Иерархия

Факты

Уровни организации живой при­роды.

Краткая характеристика естест­венной системы классификации живых организмов. Царства жи­вой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину

таксон. Называть:

уровни организации жизни и эле­менты, образующие уровень;

основные царства живой приро­ды; основные таксономические еди­ницы. Характеризовать естественную систему классификации живых ор­ганизмов. Определять принадлежность биологических объектов к опреде­ленной систематической группе.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1)

Д/ з: Глава 2 , §1. Вопросы №1,3,4 к тексту §1.

4

2-я неделя сентября

Предпосылки воз­никновения учения Ч. Дарвина.

Комбинированный

Сформировать знания о додарвиновском периоде развития биологии

Основные понятия

Эволюция. Искусственный отбор Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естест­венных наук.

Давать определение поня­тию эволюция.

Выявлять и описывать пред­посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2 (ГлаваЗ, § 3).

Д/з: §2, §3, §4

5

3-я неделя сентября

Учение Ч.Дарвина о естественном отбо­ре.

Обобщающий урок

Сформировать знания о движущих силах эволюции.

Основные понятия

Наследственная изменчивость Борьба за существование

Ч.Дарвин - основоположник уче­ния об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - дви­жущие силы эволюции. Формы борьбы за существова­ние: внутривидовая и межвидо­вая, борьба с неблагоприятны­ми физическими условиями.

Давать определения поня­тиям:

наследственная изменчи­вость, борьба за существова­ние.

Называть: основные положения эволю­ционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существо­вание и приводить примеры проявления.. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/ з: §5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту.

6

3-я неделя сентября

Учение Ч.Дарвина о естественном отбо­ре (продолжение).

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.

Основные понятия

Естественный отбор Факты

Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естест­венного отбора.

Закономерности Положения учения Ч.Дарвина.

Давать определения поня­тию естественный отбор. Называть движущие силы эво­люции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эво­люции. Сравнивать по предложен­ным критериям естественный и искусственный отборы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §5.

Вопросы № 1,2, 5, 7.

7

4-я неделя сентября

Формы естественно­го отбора.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.

Основные понятия

Естественный отбор Факты

Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм есте­ственного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основ­ному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естествен­ного отбора.

Учебник, таблицы

Задания № 1,2,3,6 (Глава 4, §

7);

Д/з: §6.

Вопросы № 1,2,3.

8

4-я неделя сентября

Результат эволюции - приспособлен­ность организмов к среде обитания.

Обобщающий урок

Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов.

Основные понятия

Приспособленность вида

Мимикрия. Маскировка

Предупреждающая окраска Физиологические адаптации

Приспособительные особенно­сти растений и животных. Многообразие адаптации.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естествен­ного отбора.

Раскрывать содержание по­нятия приспособленность ви­да к условиям окружающей сре­ды.

Называть основные типы при­способлений организмов к ок­ружающей среде. Приводить примеры приспо­собленности организмов к среде обитания.

Объяснять относител ьный характер приспособительных признаков у организмов.

Учебник, таблицы

Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9);

Д/з: Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8.

9

1-я неделя октября

Выявление приспо­собленности к среде обитания.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятие приспособленности.

Основные понятия

Адаптация (приспособлен­ность вида к условиям окру­жающей среды).

Приспособительные особенно­сти растений и животных.

Выявлять и описывать раз­ные способы приспособленно­сти живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность

приспособлений.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: § 9 (повторить). Вопросы № 1-5 к § 9.

10

1-я неделя октября

Вид, его критерии и структура.

Комбинированный урок.

Сформировать понятие вида, его критериев, популяции.

Основные понятия

Вид. Виды-двойники Ареал

Критерии вида: морфологиче­ский, физиологический, генети­ческий, экологический, геогра­фический, исторический. Совокупность критериев - усло­вие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для со­хранения целостности и единст­ва вида.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 5, § 10, за­писи в тетради.

11

2-я неделя октября

Популяция.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятия популяции.

Основные понятия. Популяция

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эво­люционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практи­ческого значения изучения по­пуляций.

Анализировать содержание определения понятия - популя­ция. Отличать понятия вид и популяция.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 5, §10. Вопрос № 6 к тексту §10.

12

2-я неделя октября

Видообразование.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах микроэволюции.

Основные понятия

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: гео­графические барьеры, про­странственная разобщенность,

Приводить примеры различ­ных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географиче­ского видообразования; сущность экологического ви­дообразования.

Анализировать содержание

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 5 , §11.

13

3-я неделя октября

Биологические по­следствия адаптации.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах макроэволюции.

Основные понятия

Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция

Главные направления эволюци­онного процесса: биологический прогресс и биологический регресс.

Давать определения поня­тиям: биологический про­гресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эво­люционных изменений, обеспе­чивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 6, стр. 59.

14

3-я неделя октября

Главные направле­ния эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах макроэволюции.

Основные понятия

Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, деге­нерация.

Процессы макроэволюции.

Пути достижения биологического прогресса.

Давать определения поня­тиям: ароморфоз, идиоадап­тация, общая дегенерация Называть основные направ­ления эволюции. Описывать проявления ос­новных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 6, §12.

15

4-я неделя октября

Зачет «Учение об эволюции органиче­ского мира».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Учение об эволюции органиче­ского мира».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Фронтальный

16

4-я неделя октября

Современные пред­ставления о проис­хождении жизни.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле.

Основные понятия

Гипотеза. Коацерваты

Пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный эта­пы развития живой материи. Проблема доказательства совре­менной гипотезы происхождения жизни.

Давать определение терми­ну- гипотеза.

Называть этапы развития жиз­ни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 7, §14.

17

4-я неделя октября

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты

Давать определения основ­ным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, ана­эробы, прокариоты, эукариоты.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 7, §15.

18

2-я неделя ноября

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз.

Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные па­поротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появле­ние двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у жи­вотных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, орга­нов воздушного дыхания у живот­ных.

Давать определение терми­ну- ароморфоз. Приводить примеры:

растений и животных, суще­ствовавших в протерозое и па­леозое;

ароморфозов у растений и животных в протерозое и па­леозое.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "Объяснять причины появле­ния и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Глава 8, §16,17.

19

2-я неделя ноября

Развитие жизни в ме­зозойскую и кайно­зойскую эры.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных расте­ний. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания.

Изменение животного и раститель­ного мира в палеогене, неогене кай­нозоя.

Развитие жизни в мезозое и в кай­нозое.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терми­нам: ароморфоз, идиоадапта­ция.

Приводить примеры:

растений и животных, суще­ствовавших в мезозое и кайно­зое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появле­ния и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

: Глава 8, §18,19.

20

3-я неделя ноября

Место и роль челове­ка в системе органи­ческого мира. Эво­люция человека.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о происхождении человека.

Антропология Антропогенез

Движущие силы антропогенеза Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство про­исхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Давать определение терми­нам:

антропология, антропогенез. Называть признаки биологи­ческого объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Чело­век» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:

место и роль человека в при­роде; родство человека с млекопи­тающими животными; родство, общность происхож­дения и эволюцию человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Глава 7, §20.

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)

21

3-я неделя ноября

Элементарный со­став клетки. Неорга­нические вещества клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о химическом составе клетки.

Микроэлементы Макроэлементы.

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в обра­зование неорганических и органи­ческих веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Вода, минеральные соли живых организмов.

Давать определение терми­нам: микроэлементы, макроэле­менты.

Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические ве­щества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организаци­ей молекул воды и ее свойст­вами. Характеризовать: биологическое значение мак­ро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение со­лей неорганических кислот.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Глава 9, стр. 104 -105, § 21.

22

4-я неделя ноября

Органические веще­ства клетки. Углево­ды. Липиды.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Углеводы Липиды Гормоны

Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный ма­териал, информационная функция).

Приводить примеры ве­ществ, относящихся к углево­дам и липидам. Называть:

органические вещества клет­ки;

клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы

23

4-я неделя ноября

Органические веще­ства клетки. Белки.

Урок обобщения и сис­тематизации знаний.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Белки, Гормоны Ферменты

Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (струк­турная, каталитическая, двигатель­ная, транспортная, защитная, энер­гетическая). Молекула белка.

Давать определение основ­ным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первич­ную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функ­ции.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Глава 9, § 22 , стр. 107-109. Вопросы №1,2-

24

1-я неделя декабря

Органические вещест­ва клетки. Нуклеино­вые кислоты.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Нуклеиновые кислоты Нуклеотид. Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК (дезоксирибонуклеиновая ки­слота), РНК (рибонуклеиновая ки­слота). Пространственная структура ДНК -двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пла­стиды. Виды РНК и нахождение: рибосо-мальные, транспортные, информа­ционные. Функции нуклеиновых кислот.

Процессы Редупликация ДНК. Передача наследственной инфор­мации из поколения в поколение.

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК

Называть:

нахождение молекулы ДНК в клетке;

мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение моле­кул ДНК и РНК.

Учебник, таблицы

Фронтальный

/з: §22, стр. 111-112. Вопросы № 11,12.

25

1-я неделя декабря

Обмен веществ и пре­вращение энергии в клетке.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Ассимиляция. Диссимиляция

Фермент. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организ­мов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиля­ция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важ­нейшие реакции обмена веществ.

Дать определение поняти­ям: ассимиляция и диссимиля­ция. Называть: этапы обмена веществ в ор­ганизме;

роль АТФ и ферментов в об­мене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассими­ляции и диссимиляции.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: § 23 , стр. 113, записи в тетради.

26

2-я неделя декабря

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Ген, Триплет, Генетический код Кодон, Транскрипция

Антикодон, Трансляция

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организ­мов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического ко­да: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации в клетке (биосинтез бел­ков). Биосинтез углеводов в клетке.

Давать определение терми­нам: ассимиляция, ген. Называть:

свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосин­тезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция. Объяснять сущность генети­ческого кода. Описывать процесс биосинте­за белка по схеме.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: 23, записи в тет­ради. Вопросы № 1-5.

27

2-я неделя декабря

Энергетический об­мен. Внутриклеточ­ное пищеварение. Дыхание.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Гпиколиз. Брожение. Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энер­гией в процессе дыхания. Биологи-

Называть:

вещества - источники энер­гии;

продукты реакций этапов об­мена веществ;

Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Учебник, таблицы

Фронтальный

: § 24. Вопросы № 1,2,3,4.

28

3-я неделя декабря

Прокариотические клетки.

Изучение клеток бак­терий.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки.

Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микро­препараты).

Строение прокариот: плазматиче­ская мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, склад­чатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды дви­жения. Отсутствие органоидов: ЭПС, мито­хондрий и пластид. Значение образования спор у бак­терий. Клетки прокариот.

Спорообразование у бактерий.

Давать определение терми­ну прокариоты.

Узнавать и различать по не­мому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому ри­сунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы­вать особенности клеток бак­терий.

Учебник, таблицы

Д/з: Глава 11, §25. Вопросы № 1-5 к § 25.

29

3-я неделя декабря

Эукариотическая клетка.

Клеточная мембрана, цитоплазма, орга­ноиды цитоплазмы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клет­ки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метабо­лизме клеток. Особенности строения раститель­ных клеток.

Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение бел­ков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы проникновения ве­ществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточ­ных включений. Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к § 26.

30

4-я неделя декабря

Эукариотическая

клетка.

Ядро.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип

Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом

Функции ядра: деление клетки, ре­гуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клет­ках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте опреде­лений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 11, §27. Вопросы № 1-7 к § 27.

31

4-я неделя декабря

Изучение клеток рас­тений и животных.

Урок обобщения и сис­тематизации знаний.

Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.

Особенности строения раститель­ной, животной, грибной клеток.

Эукариотические клетки растений, животных.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.

Работать с микроскопом,

изготовлять простейшие препа­раты для микроскопического исследования.

Учебник, таблицы

32

4-я неделя декабря

Деление клеток.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о митозе, его фазах.

Основные понятия

Митотический цикл

Интерфаза. Митоз

Редупликация. Хроматиды

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

33

2-я неделя января

Клеточная теория строения организмов.

Комбинированный урок.

Познакомить с клеточной теорией строения организмов.

Основные понятия

Цитология

Клетка - основная структурная и функциональная единица организ­мов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единст­ва живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры орга­низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки;

признаки клеток различных систематических групп;

положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория. Объяснять общность проис­хождения растений и животных. Доказывать, что клетка - жи­вая структура.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: § 29. Подгото­виться к зачету.

34

2-я неделя января

Зачет по теме "Клетка".

Обобщающий урок.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме "Клетка".

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

35

3-я неделя января

Размножение. Беспо­лое размножение.

Комбинированный урок

Сформировать знания о бесполом размножении организмов.

Основные понятия

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы

Гэрмафродиты

Размножение. Половое и беспо­лое размножение. Бесполое раз­множение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию

размножение. Называть:

>основные формы размноже­ния; >виды полового и беспо­лого размножения; ^способы вегетативного раз­множения растений. Приводить примеры расте­ний и животных с различными формами и видами размноже­ния.

Характеризовать сущность полового и бесполого размно­жения.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 12, стр.146, §30.

36

3-я неделя января

Половое размноже­ние. Развитие поло­вых клеток. Оплодо­творение.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о половом размножении организмов.

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое зна­чение.

Оплодотворение, его биологиче­ское значение. Объекты Половые клетки: строение, функ­ции.

Образование половых клеток (га­метогенез). Осеменение. Оплодо­творение.

Узнавать и описывать по

рисунку строение половых кле­ток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Вы­делять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных поня­тий.

биологическое значение по­лового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §31. Вопросы №1-5.

37

4-я неделя января

Онтогенез. Эмбрио­нальный период раз­вития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о эмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы. Эмбриональ­ное и постэмбриональное разви­тие организмов. Дробление. Гаструляция. Органо­генез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (за­кон К. Бэра).

Давать определение поня­тий:

онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оцени­вать: воздействие факторов среды на эмбриональное раз­витие организмов; факторы риска, воздействую­щие на здоровье.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6.

38

4-я неделя января

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период раз­вития.

Формы постэмбрионального пе­риода развития. Прямое и непрямое развитие; по­стэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы Изменение организма при постэм­бриональном развитии: рост, раз­витие половой системы.

Называть:

начало и окончание постэм­брионального развития; >виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры живот­ных с прямым и непрямым по­стэмбриональным развитием.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 13, § 33.

39

1-я неделя февраля

Общие закономерно­сти развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Закономерности

Закон зародышевого сходства (за­кон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

Давать определение понятию

эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэм­брионального развития; >виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры живот­ных с прямым и непрямым по­стэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать:Сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионально-

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 13, §34.

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов)

40

1-я неделя февраля

Основные понятия генетики. Гибридоло­гический метод изу­чения наследствен­ности Г.Менделя.

Вводный урок.

Познакомить с основными понятиями генетики

Основные понятия

Аллельные гены Генетика Ген

Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наслед­ственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гиб­ридологического метода.

Моногибридное скрещивание.

Давать определения поня­тиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологи­ческих объектов - генов и хро­мосом. Характеризовать сущность биологических процессов на­следственности и изменчиво­сти.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формирова­нии современной естественно­научной картины мира, в прак­тической деятельности людей. Объяснять значение гибридо­логического метода Г.Менделя.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 14, § 35,36.

Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36.

41

2-я неделя февраля

Законы Г.Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о первом законе Менделя

Основные понятия

Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Давать определения поня­тиям:

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11.

42

2-я неделя февраля

Законы Г.Менделя (продолжение).

Комбинированный урок.

Сформировать знания о втором законе Менделя

Основные понятия

Гэнотип

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип. Условия проявления закона неза­висимого наследования. Соотношение генотипов и фено­типов при проявлении закона не­зависимого наследования: 9:3:3:1.

Описывать механизм прояв­ления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона не­зависимого наследования. Анализировать: Содержание определений ос­новных понятий: дигибридного скрещи­вания.

Составлять схему дигибрид­ного скрещивания.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §37, стр.180-185, записи в тетради.

43

3-я неделя февраля

Генетика пола.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях генетики пола.

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .

Наследственность - свойство ор­ганизмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследова­ние признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по при­знаку определения пола. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение терми­ну

Аутосомы. Называть:

типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дро­зофилы.

Приводить примеры наслед­ственных заболеваний, сцеп­ленных с полом. Объяснять:

причину соотношения полов 1:1;

причины проявления наслед­ственных заболеваний челове­ка.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и гено­типов, вероятность проявления признака в потомстве.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §39, записи в тет­ради. Вопросы к па­раграфу.

44

3-я неделя февраля

Генотип как система

взаимодействующих

генов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о генотипе, как целостной системе.

Основные понятия

Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип

Генотип - система взаимодейст­вующих генов (целостная систе­ма).

Качественные и количественные признаки.

Давать определения терми­нам. Приводить примеры:

аллельного взаимодействия генов;

неаллельного взаимодейст­вия генов. Называть характер взаимо­действия неаллельных генов. Описывать проявление мно­жественного действия гена.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §40. Вопросы № 1-6.

45

4-я неделя февраля

Решение генетиче­ских задач.

Комбинированный урок.

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности

Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном до­минировании; наследовании, сце­пленном с полом.

Объяснять:

механизмы передачи призна­ков и свойств из поколения в поколение;

возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетиче­ские задачи.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: повторить §11.

46

4-я неделя февраля

Наследственная (ге-нотипическая) измен­чивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной измен­чивости.

Основные понятия

Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.

Изменчивость - свойство орга­низмов. Основные формы измен­чивости.

Виды мутаций по степени измене­ния генотипа: генные, хромосом­ные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мута­ция человека.

Давать определение терми­нам изменчивость. Называть:

вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромо­сом;

основные формы изменчиво­сти.

Различать наследственную и ненаследственную изменчи­вость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мута­ций.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: § 41. Вопросы № 1-4.

47

1-я неделя марта

Фенотипическая (мо-дификационная) из­менчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о ненаследственной измен­чивости.

Основные понятия

"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции

Изменчивость - свойство орга­низмов. Зависимость проявления действия генов от условий внеш­ней среды. Ненаследственная из­менчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы Наследование способности про­являть признак в определенных условиях.

Давать определение терми­ну изменчивость. Приводить примеры:

> ненаследственной изменчи­вости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нор­мы реакции от условий окру­жающей среды.

Анализировать содержание определений основных поня­тий.

Объяснять различие феноти­пов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модифика-ционную изменчивость.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з:§42. Вопросы

48

1-я неделя марта

Выявление изменчи­вости организмов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной и ненаследственной измен­чивости.

Факты

Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.

Выявлять и описывать раз­ные формы изменчивости орга­низмов (наследственную и не­наследственную).

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: повторить §35-37, 39-42.

49

2-я неделя марта

Зачет «Наследствен­ность и изменчи­вость».

Обобщающий урок

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Наследствен­ность и изменчи­вость».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

50

2-я неделя марта

Селекция. Центры многообразия и про­исхождения культур­ных растений.

Вводный урок.

Сформировать знания о Центрах многообразия и про­исхождения культур­ных растений.

Основные понятия

Селекция. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы Независимое одомашнивание близ­ких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных расте­ний.

Называть практическое зна­чение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных поня­тий.

Характеризовать роль уче­ния Н. И. Вавилова для разви­тия селекции.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/?: Глава 16, стр. 204-205, § 43. Вопросы №1-4.

51

3-я неделя марта

Методы селекции растений, животных.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о методах селекции.

Основные понятия

Гибридизация

Депрессия. Мутагенез

Порода. Сорт. Основные методы селекции расте­ний и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: мас­совый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.

Давать определения поня­тиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.

Характеризовать методы селекции растений и животных.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 16, §44. Вопросы №1-7.

52

3-я неделя марта

Селекция микроорга­низмов.

Достижения и основ­ные направления со­временной селекции.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о методах селекции.

Основные понятия

Биотехнология Штамм

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селек­ции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производст­ва, медицинской, микробиологиче­ской и других отраслей промыш­ленности.

Процессы

Микробиологический синтез.

Давать определение поня­тиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры исполь­зования микроорганизмов в микробиологической промыш­ленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности лю­дей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 16, §45.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)

53

4-я неделя марта

Структура биосферы.

Вводный урок.

Сформировать знания о структуре биосферы.

Основные понятия

Биосфера

Биосфера - глобальная экосисте­ма. Границы биосферы. Компонен­ты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распростране­ние и роль живого вещества в био­сфере.

Условия жизни.

Учение В. И. Вернадского о био­сфере.

Давать определение понятию

биосфера.

Называть:

признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое ве­щество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологиче­ского разнообразия в сохране­нии биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 17, стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46.

54

1-я неделя апреля

Круговорот веществ в природе.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о круговороте веществ в природе.

Основные понятия

Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус

Фильтрация

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократ­ное использование биогенных эле­ментов. Трофический уровень. На­правления пока вещества в пище­вой сети.

Роль производителей, потребите­лей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговоро­те веществ в природе.

Называть вещества, исполь­зуемые организмами в процес­се жизнедеятельности. Описывать:

биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление физико-химического воздействия орга­низмов на среду. Объяснять значение кругово­рота. веществ в экосистеме. Характеризовать:

сущность круговорота ве­ществ и превращения энергии в экосистемах;

роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 17, § 47

55

1-я неделя апреля

Экологические фак­торы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об экологических факторах.

Основные понятия

Экология

Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодей­ствие факторов среды.

Давать определение терми­нам:

экология, биотические и абиотические факторы, ан­тропогенный фактор. Приводить примеры биоти­ческих, абиотических и антро­погенных факторов и их влия­ния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и

вопросы №1-4 к §51.

56

2-я неделя апреля

Биогеоценозы. Био­ценозы.

Видовое разнообра­зие.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о биоценозах.

Основные понятия

Популяция. Биоценоз

Экосистема

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусст­венные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и мор­фологическая структуры экосисте­мы. Популяция - элемент экоси­стемы.

Классификация наземных экоси­стем.

Свойства экосистемы: обмен ве­ществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообра­зие.

Давать определение поня­тиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:

компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популя­ций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);

признаки и свойства экоси­стемы.

Приводить примеры естест­венных и искусственных сооб­ществ.

Изучать процессы, происхо­дящие в популяции. Характеризовать: струкгуру наземных и водных экосистем;

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 17, § 49, § 52 стр. 239-243, во­просы №2, 3 к §49.

57

2-я неделя апреля

Пищевые связи в эко­системах.

Составление схем передачи веществ и энергии.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о биоценозах.

Основные понятия

Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии. Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотро-фов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. На­правления потока вещества в пи­щевой сети. Функциональные группы организ­мов в биоценозе: продуценты, про­изводители, редуценты..

Трофическая структура биоценоза. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Давать определение терми­нам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры орга­низмов разных функциональ­ных групп.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направление пото­ка вещества в пищевой сети. Характеризовать роль орга­низмов (производителей, по­требителей, разрушителей ор­ганических веществ) в потоке веществ и энергии.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 17, § 52, вопросы № 4-7.

58

3-я неделя апреля

Биотические факто­ры. Взаимоотноше­ния между организ­мами.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о биоценозах.

Основные понятия

Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм

Типы взаимодействия разных ви­дов: конкуренция, хищничество,

Давать определение терми­нам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодейст­вия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 17, § 53. Вопросы и задания №1-6.

59

3-я неделя апреля

Изучение и описание экосистем своей ме­стности.

Выявление типов взаимодействия раз­ных видов в конкретной экосистеме.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о биоценозах.

Основные понятия

Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса

Взаимоотношения организмов

Состояние экосистемы своей мест­ности.

Любая экосистема своей местности.

Изучать процессы, происхо­дящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообра­зие, плотность популяций, био­масса).

Определять отдельные фор­мы взаимоотношений в кон­кретной экосистеме. Объяснять:

взаимосвязи организмов и

окружающей среды;

Применять на практике све­дения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обос­нования мер охраны природных сообществ.

Учебник, таблицы

Фронтальный

60

4-я неделя апреля

Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании.

Основные понятия

Агроэкосистема Природные ресурсы

Давать определение терми­ну агроэкосистема (агроце-ноз).

Приводить примеры:

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 18, § 54. Вопросы и задания №1-6.

61

4-я неделя апреля

Роль человека в био­сфере.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о роли человека в биосфере.

Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздейст­вия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологиче­ский кризис.

Экологический кризис и его послед­ствия.

Раскрывать роль человека в биосфере.

Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

повторить § 54.

62

1-я неделя мая

Последствия дея­тельности человека в экосистемах.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о последствиях дея­тельности человека в экосистемах.

Последствия хозяйственной дея­тельности человека для окружаю­щей среды:

-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирово­го океана;

-антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение био­сферы;

Называть антропоген н ые факторы воздействия на био­ценозы.

Анализировать и оцени­вать:

последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступ­ков на живые организмы и эко­системы;

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 18, §55, 56. Подготовить сообще-

63

1-я неделя мая

Экологические про­блемы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о экологических про­блемах.

Экологические проблемы (парнико­вый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загряз­нение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Называть:

Современные глобальные эко­логические проблемы; антропогенные факторы, вы­зывающие экологические про­блемы. Анализировать и оцени­вать: Последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступ­ков на живые организмы и эко­системы.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

повторить мате­риал глав № 2,3,4,5,6 учебника.

ОБОБЩЕНИЕ (5 часов)

64

2-я неделя мая

Становление совре­менной теории эво­люции.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний по теме «Становление совре­менной теории эво­люции»

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции; -причины многообразия и приспо­собленности организмов к среде обитания; -понятие о микроэволюции и макро­эволюции; - основные направления эволюции;

Объяснять основные свойст­ва живых организмов как ре­зультат эволюции живой мате­рии.

Учебник, таблицы

Фронтальный

повторить мате­риал глав №№ 9,10,11 учебника.

65

2-я неделя мая

Клетка - структурная и функциональная единица живого.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний по теме «Клетка - структурная и функциональная единица живого».

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Описывать:

химический состав клетки; структуру эукариотической клетки;

процессы, протекающие в клетке.

Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль раз­личных клеточных структур в процессах, протекающих в клет­ке.

Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

Учебник, таблицы

Фронтальный

повторить мате­риал глав № 14,15,16 учебника.

66

3-я неделя мая

Закономерности на­следственности, из­менчивости.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний по теме «Закономерности на­следственности, из­менчивости».

Закономерности наследования при­знаков, открытие Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

Давать определения законам Г. Менделя.

Называть формы изменчиво­сти.

Объяснять:механизмы передачи призна­ков и свойств из поколения в поколение, возникновение от­личий у родительских форм; необходимость развития тео­ретической генетики для меди­цины и сельского хозяйства. Составлять родословные, решать генетические задачи.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: повторить мате­риал глав № 17,18 учебника.

67

3-я неделя мая

Взаимодействие ор­ганизма и среды оби­тания.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний по теме «Взаимодействие ор­ганизма и среды оби­тания»

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Выявлять признаки приспо­собленности видов к совмест­ному существованию в экоси­стемах.

Учебник, таблицы

Фронтальный

68

4-я неделя мая

Итоговая контроль­ная работа.

Урок контроля и оценки знаний.

Урок контроля ЗУН

Проверка усвоения знаний за год

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

V. Литература и средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;

а также методических пособий для учителя:

  1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое посо­бие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  2. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про­свещение, 1997;

  3. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся