Похожие публикации

Индивидуальное задание по теме «Физические и химические явления»
Документ
1) взрыв динамита; а) физическое явление;2) затвердевание расплавленного парафина; б) химическое явление.3) подгорание пищи на сковороде;4) образовани...полностью>>

Календарно-тематическое планирование к учебнику для 6 класс
Календарно-тематическое планирование
Приоритетным становится развитие способности школьника адаптироваться к инокультурным поведенческим нормам, умений осмысливать и понимать социальные ц...полностью>>

Календарно-тематическое планирование к учебнику для 6 класс
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методический комплект “Le français en perspective” предназначен для обучения французскому языку учащихся 6 класса с углубленным изучением иност...полностью>>

Календарно-тематическое планирование к учебнику для 6 класс
Календарно-тематическое планирование
Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах...полностью>>



Учитель математики (2)

Муниципальное образовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

Сложение отрицательных чисел.


разработка урока математики,

6 класс

Учитель математики

Коробенко

Ирина Валерьевна

II квалификационная

категория

Стаж работы – 12 лет

2006 г.

Цели:

  • способствовать формированию у учащихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом;

  • развивать умение классифицировать и устанавливать логические связи;

  • воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение разноуровневых заданий;

  • способствовать рефлексии собственной деятельности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Организационные формы урока: фронтальная, групповая,

индивидуальная или

парная (по выбору

учащихся).

Технология: технология
деятельностного метода
с элементами уровневой
дифференциации

Средства обучения: карточки с
разноуровневыми заданиями

для работы индивидуально или

парами, карточки для работы в

группах, плакат для первичного

закрепления «песочные часы»,

схемы.

I.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся и знакомит с планом предстоящей на уроке работы, с критериями её оценки и правилами заполнения листа самоконтроля.

II.Актуализация знаний

На доске записан ряд чисел –24; 4; -12; 8; -6; 12;…

  • Рассмотрите числа. На какие две группы можно разбить все числа данного ряда?

/На положительные и отрицательные/

  • Где встречаются положительные и отрицательные числа?
    /При измерении: температуры, уровня моря, …/

  • Назовите число противоположное числу 12; -6; 4; -12?

/-12; 6; -4; 12/

  • Найдите модуль числа 8; -6; -12; 4?

/8; 6; 12; 4/

  • Что называется модулем числа а?

/Модулем числа а называют расстояние (в единичных

отрезках) от начала координат до точки А(а)./

  • Какие числа имеют модуль равный 4; 8; -12; 12; -24?

/4; 8; таких чисел нет; 12; таких чисел нет/

  • Продолжите данный ряд на четыре числа.

/-3; 16; -1,5; 20/

  • Назовите лишнее число. Объясните, почему оно лишнее.
    /-1,5, так как это число дробное/

  • Назовите наибольшее число данного ряда.

/20/

  • Назовите наименьшее число данного ряда.

/-24/

  • Можно ли сказать, что числа данного ряда расположены в порядке возрастания? Докажите.

/ Нет, так как в ряду числа чередуются отрицательное,

положительное, а положительные числа больше

отрицательных./

  • Вспомним правила сравнения положительных и отрицательных чисел и числа ноль по схемам на доске (Приложение 1 ).

/ Положительное число всегда больше отрицательного.

Ноль всегда больше отрицательного числа. Из двух

отрицательных чисел больше то, модуль которого

меньше./

  • Оцените свою деятельность на этом этапе урока.
    Учащиеся ставят отметку в листе самоконтроля. / Приложение 2/.

III. Ориентировочно-мотивационный этап.

  • Какие задания можно придумать с числами данного ряда? /Сложить, вычесть, умножить, разделить, …/

  • Составьте с числами данного ряда два выражения по схеме. /Приложение 3/

  • Найдите значения каждого выражения.

  • Почему не нашли значения выражений?

/Не умеем складывать два отрицательных числа/.

  • Чему вы хотели бы научиться на уроке?

/Складывать отрицательные числа/

  • Какова тема урока ? Запишите её в тетрадь.

/Сложение отрицательных чисел/

  • Сформулируйте цель урока, используя слова научиться, знать, уметь (слова записаны на доске).

/ Научиться складывать два отрицательных числа. Знать

правило сложения отрицательных чисел. Уметь

применять правило на практике./

  • Где вы сможете применить знания полученные на уроке?

/Дети высказывают свои мнения./

  • Как вы думаете, как складываются отрицательные числа?

/Дети интуитивно выдвигают свои предположения/

- Оцените свою деятельность на этом этапе урока.

Учащиеся ставят отметку в листе самоконтроля.

  1. Операционально-деятельностный этап.

  • Чтобы сделать вывод о том, как складывать отрицательные числа, нужно вспомнить правило сложения чисел с помощью координатной прямой. Выполните карточку № 1. (Приложение 4).

  • Теперь вы будете работать в группах. Выполните карточку № 2. (Приложение 5).

Дети работают в группах. Заполнение таблицы проверяют по образцу на обратной стороне доски.

  • К какому выводу вы пришли?

Каждая группа зачитывает вывод
  • Проверим.

Разгибают листок карточки № 2

  • Может ли при сложении отрицательных чисел получиться 0? Положительное число? Отрицательное число?

/нет, нет, да/

  • Вернемся к нашим предположениям. Были ли среди них верные?
    V. Первичное закрепление.

- Вы, наверное, устали, давайте отдохнем. Заполните «песочные часы». (Приложение 6).

Дети выходят и заполняют плакат.

  • Проанализируем ошибки, допущенные вами в ходе выполнения задания.

/Ошибки могут быть вычислительные или отсутствие знака/

  • Оцените свою деятельность на этом этапе урока.

Учащиеся ставят отметки в листе самоконтроля.

VI.Этап применения знаний и умений.

Учащиеся выполняют дифференцированные тренировочные упражнения, работая индивидуально или в парах (по выбору). (Приложение 7).

  • Оцените свою деятельность на этом этапе урока.

Учащиеся ставят отметки в листе самоконтроля.

VII.Рефлексивно – оценочный этап.

  • Пришло время подвести итог нашей работы.

  • Чему мы научились на уроке?

/ Складывать отрицательные числа./

  • Как сложить отрицательные числа?

Учащиеся озвучивают правило сложения отрицательных чисел сначала в парах, затем в громкой речи.

  • Вот как индийский математик Брахмагупта (VII – в) излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг».

  • Что он имел в виду?

/При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное число./

  • Что важно запомнить с урока?

/Правило сложения отрицательных чисел/

  • Над чем еще надо поработать?

Дети анализируют ошибки, допущенные ими в ходе выполнения дифференцированных упражнений.

  • Оцените свою деятельность на уроке.

Учащиеся ставят отметки в листе самоконтроля и сдают их учителю.
Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Сегодня на уроке я чувствовал себя…………… .

Приложение 1.

«+» и «-«

0 и «-«

«-« и «-«

Приложение 2.

1

2

3

4

Итоговая

Приложение 3.

«-» и «-»

Приложение 4.

Карточка № 1.

Завершите утверждения, выбрав нужный вариант ( нужные подчеркните).

Если к числу прибавить отрицательное число, то ответ на координатном луче будет лежать ( правее левее).

Если к числу прибавить отрицательное число, то результат (уменьшится увеличится).

Приложение 5.

Карточка № 2.

  1. Заполните таблицу, сумму чисел найдите с помощью координатной прямой.

а

в

а+в

а

в

а+в

- 4

- 3

- 7

- 1

- 6

- 4

Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу ( на обратной стороне доски).

  1. Если вы заполнили таблицу верно, то выполните задание:

а) рассмотрите числа в таблице. Что можно заметить?

б) попробуйте сформулировать вывод, используя следующие утверждения (нужные подчеркните и пронумеруйте).

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо ……..

 из большего модуля слагаемых вычесть меньший;

 поставить перед полученным числом знак « – «;

 сложить модули отрицательных чисел;

 к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому

 поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

------------------------------------------------------------------------------------------

напечатать с обратной стороны карточки № 2 и загнуть.

Вывод . Чтобы сложить два отрицательных числа надо:

  1. сложить модули этих чисел;

  2. поставить перед полученным числом знак « – «.

Приложение 6. «Песочные часы»

Приложение 7.

Вариант А – 1.

Вариант А – 2.

№ 1. Вычислите

-28 + ( - 28) =

-54 + ( - 17) + ( - 16) =

№ 1. Вычислите

-( - 34) + (- 22) =

-52 + ( - 17) + ( - 18) =

Проверка. Ответы должны быть равными.

№ 2.

Температура воздуха в 8 часов утра составила - 8°. К 9 часам она изменилась на -2°. К 10 часам на -10°, к 11 часам на -1°. Найдите температуру воздуха в 11 часов.

№ 2.

Водолаз начал работу на глубине – 11 метров. В ходе работ он изменял глубину погружения на – 4м, - 2м и на – 5м. На какой глубине водолаз закончил работу?

Проверка. Выбери один из ответов - 22, - 21.

№ 3.

Представь число –3 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно – 1,2.

№ 3.

Представь число –3 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно – 2,1.

Проверка. Ответы отличаются в два раза

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел

от –24 до – 16 включительно.

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел

от –34 до – 26 включительно.

Проверка. Сумма ваших ответов должна быть равна – 450.

Вариант Б – 1.

Вариант Б – 2.

№ 1. Вычислите

-32,7 + ( - 11,34 ) =

-21/3 + ( - 17/9 ) =

№ 1. Вычислите

-15,6 + (- 28, 44) =

-38/9 + ( - 6/27 ) =

Проверка. Ответы должны быть равными.

№ 2.

В январе баланс по оплате электроэнергии на счету Владимира Андреевича составил - 259 рублей ( то есть 250 рублей долга). В феврале за потребление энергии он задолжал ещё 38, 5 рублей. Найдите баланс счётчика по состоянию на конец февраля.

№ 2.

Уровень воды в озере составил – 1,2 м.

В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды ещё на 1,6 м. Какой уровень воды установился?

Проверка. Выбери один из ответов - 285, - 288,5.

№ 3.

Представь число –4,2 в виде суммы трёх одинаковых слагаемых.

№ 3.

Представь число – 2,4 в виде суммы трёх одинаковых слагаемых.

Проверка. Ответ одного из вариантов больше ответа другого на 0,6.

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству

–40,3 < Х < – 30,8 .

№ 4.

Найдите сумму всех целых чисел, удовлетворяющих неравенству

–49,1<Х<до – 39,2.

Проверка. Сумма ваших ответов должна быть равна – 810.

Вариант В– 1.

Вариант В – 2.

№ 1. Вычислите

-0,75 + ( -13/7 ) =

- 21/10 + ( - 3,8) =

№ 1. Вычислите

-0,1 + (- 33/10 ) =

-6, 15 + ( - 23/20 ) =

Проверка на доске или с учителем.

№ 2.

В течение недели температура воздуха изменялась соответственно на 3,2 °, 4,1°, 2,4°, 0,2 °, 1,5 °. Найдите температуру воздуха в начале недели, если к концу недели она составила

-8 °.

№ 2.

В течение недели уровень воды в бассейне изменялся на 1,4 м, 2,7 м, 0,6М, 0,2 м, 3,1 м. Найдите уровень воды в начале недели, если в конце недели он составил – 2,3.

Проверка учителем.

№ 3.

Представь число –273 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых больше другого на 1.

№ 3.

Представь число –159 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых больше другого на 1.

Проверка. Сумма большего слагаемого первого варианта и большего слагаемого второго варианта равна – 215.

№ 4.

Определите закономерность построения последовательности

- 11/19 ; - 33/19 ; - 55/19 ; -……

Найди сумму первых десяти членов этой последовательности.

№ 4.

Определите закономерность построения последовательности

- 22/23 ; - 44/23 ; - 66/23 ; -……

Найди сумму первых десяти членов этой последовательности.

Проверка. Один из ответов – ваш : - 1055/19 ; 1055/19 ; -1048/23 ; 1048/23 ; -1067/19 ; -1067/23 .