Похожие публикации

Вопросы к экзамену по фармакогнозии для студентов IV курса 2014/2015 уч г. Определение фармакогнозии как науки и учебной дисциплины.
Вопросы к экзамену
Определение фармакогнозии как науки и учебной дисциплины. Цели и задачи фармакогнозии. Ее связь со смежными дисциплинами. Значение фармакогнозии в пра...полностью>>

«Учет денежных средств»
Документ
При поступлении денежных средств в кассу организации за проданную продукцию, работы, услуги за наличный расчет производится запись: а)Дт 50 Кт 90 б)Дт...полностью>>

«Учет денежных средств»
Документ
2.Прекращение обязательств организации перед поставщиками за товарно-материальные ценности при оплате расчетных документов наличными отражается бухгал...полностью>>

«Учет денежных средств»
Документ
Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы: а)поступившие в организацию, но не оплаченные б)оплаченные, но не поступившие в организац...полностью>>



Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

В таких ситуациях руль держи крепче и корректируй малейшие отклонения автомобиля. А лучше увеличивай интервал, если возможно. Сильные перепады давления воздуха ощущаются при проезде с высокой скоростью под мостами, при выезде с лесного участка автомагистрали на открытый.

Увод прицепа с траектории движения может быть вызван сильным боковым ветром, если у прицепа большая боковая поверхность, «парусность».

Ветер пустыни

Ветер пустыни - мощный и равномерный поток воздушных масс, перемещающихся с наступлением ночи от холодных гор или моря в нагретую пустыню. Этот ветер опасен не своей силой, у него нет порывов. Он опасен тем, что вызывает очень большой перепад температур: например летом, — от плюс 50° днем до плюс 10–15° ночью. Небольшой остановки ночью недалеко от Пальмиры мне хватило, чтобы запомнить мощь ветра и холод пустыни на всю жизнь. Этот перепад — причина сильного переохлаждения людей, оказавшихся без теплых вещей ночью в пустыне на неисправной машине. Мне довелось видеть однажды в сирийских газетах сообщение о том, что успешно приземлившийся после катапультирования летчик был найден в глубине пустыни умирающим от переохлаждения, так как ему пришлось провести ночь без теплой одежды.

Аквапланирование

Аквапланирование случается на мокром твердом покрытии. При большой скорости вода перед шинами не успевает расплескаться в стороны, оказывает сопротивление качению, попадает под управляемые колеса.


Рис. 13. Увод колес

Колеса поднимаются на водяной подушке и плывут, «планируют.». При скорости около 100 км/ч легковой автомобиль с изношенными шинами на мокрой дороге полностью теряет контакт с поверхностью и становится неуправляемым. Аквапланирование случается во время сильного дождя, когда на дороге образуется толстая водяная пленка, в длинных лужах, потоках воды, перетекающих через дорогу от ручьев. Из-за него автомобили на закруглениях дорог соскальзывают на обочину и опрокидываются, а на прямолинейных участках вдруг направляются на встречную полосу.

Для устранения аквапланирования испытываются различные дорожные покрытия — во Франции фирма "Мишлен" выложила большой кусок магистрали N5 Paris — Melun плитами с частыми узкими и глубокими продольными бороздками, предназначенными как для отвода воды, так и для препятствования заносу.

На этом участке действительно не удается вызвать занос и не наблюдается аквапланирование.

Незаметная скорость

Легкость управления на большой скорости создает иллюзию легкости преодоления любых ситуаций. На горизонтальном прямолинейном участке дороги скорость может казаться вдвое меньшей, чем на самом деле. Если поддаться иллюзии и войти в закругление или поворот, лишь чуть сбросив «газ», то инерция вынесет автомобиль с проезжей части. Если еще круто повернуть рулевое колесо, пытаясь удержаться на проезжей части, автомобиль вылетит за обочину и перевернется. Удобство и легкость управления вовсе не гарантируют безопасность.

Коварные дороги

На прямолинейных горизонтальных участках дорог не заметны малые отклонения плоскости дороги от вертикали. Между тем такие отклонения опасны. В Молдавии есть участок дороги, на котором автомобиль с выключенным двигателем при очевидном плавном уклоне катится не вниз, а вверх — очевидно, что эта часть местности имеет обратный уклон и незначительный уклон поверхности дороги в другую сторону не влияет на поведение автомобиля.

Встречаются участки по видимости прямолинейные и горизонтальные, но на самом деле с косыми незаметными уклонами, превращающими их в винтовые поверхности. На таких поверхностях легковые автомобили на большой скорости в некоторых случаях приобретают боковое смещение и вылетают на полосу встречного движения. Дорога сбрасывает автомобили и в случае, если проезжая часть имеет «волны» протяженностью 30–80 м.

Иногда ремонтники разрывают покрытие и забывают огородить место работ и поставить предупреждающий знак, не учитывая, что эти нарушения покрытия не видны водителю, следующему на большой скорости, до самого последнего момента.

Если после 10–20 км прямолинейной дороги вдруг встречается поворот, не оборудованный предупреждающим знаком, водитель, привыкший к режиму движения по прямой, может не успеть среагировать на изменение ситуации и оказаться в кювете.

На современных дорогах имеются неровности — как поперечные, так и поперечно-продольные. Первые вызывают тряску, а вторые еще и рысканье. Когда автомобиль делает такие непроизвольные движения, водитель стремится удержать его на прямолинейной траектории, поворачивая колеса. Вес автомобиля тянет его к обочине, а управляемые колеса — от нее. Если сцепление колес с дорогой достаточное, автомобиль подчиняется водителю. Самый неприятный вариант — это сочетание вертикальной, продольной и поперечной неровностей. Подскакивание управляемых колес ведет к потере управляемости.

Трамплин

Если при движении по волнистой дороге автомобиль попадает на трамплин и после прыжка опускается на дорогу — не тормози, иначе сжатая подвеска сломается от удара; не газуй — колеса в воздухе и так крутились быстрее, и может потеряться сцепление с дорогой и начаться занос; не крути руль — при приземлении колеса должны быть направлены прямо. Тормозить можно только до трамплина, на подъеме.

Неожиданная скользкость

Выбросы многих промышленных предприятий, расположенных вблизи дорог, делают дорожное покрытие скользким. Такое действие в мокрую погоду оказывают, например, оседающие на дорогу выбросы химических комбинатов, производящих стиральные порошки, оседают на дорогу и в мокрую погоду делают ее скользкой. Выбросы сажи, цементной пыли и других отходов производства в сырую погоду образуют на дороге жидкую смазку. Жиры, выбрасываемые в атмосферу при сжигании падежа на птицефермах, также оседают на дорогу, уменьшая сцепление шин с ней, особенно в дождь.

Не верь автопилоту

Автопилот - навыки автоматизированного выполнения приемов управления без заметного участия сознания, точные, быстрые и экономичные действия, использующие минимум энергии. Водитель, выработавший автоматизированные схемы действий во многих ситуациях, особенно сложных, имеет время на оценку обстановки, приобретает выдержку, хладнокровие и решительность. Выработка автоматизированных схем действий снижает физическую и нервную нагрузку при управлении автомобилем и повышает работоспособность.

Режим «автопилота» нередко включается сам на привычных маршрутах при движении без спешки. Задумаешься о чем-то и спохватываешься, когда уже приехал или когда возникла необычная ситуация. В этом режиме скорость автоматически снижается до оптимальной, запрограммированно выполняешь все необходимые действия. Если по тому же маршруту едешь, торопясь, — «автопилот» не включается. «Автопилот» и полезен, и опасен. Полезен для снижения затрат энергии, а опасен тем, что если на привычном маршруте возникнет экстренная ситуация, автопилот выполнит стандартный, отработанный прием, а часто бывает нужен нестандартный, редко применяемый или комплекс приемов. Вот почему нетрезвый водитель по привычной дороге ехать на «автопилоте» может, а по незнакомой — не может.

Дорожный гипноз

Ровная, однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерное покачивание, возможность продолжительного движения с ослабленным вниманием вызывают сонливость. Водитель начинает дремать, а затем и засыпает. На автомагистралях, где отсутствуют пересечения в одном уровне, где нет светофоров и можно двигаться на высоких скоростях, при постоянном режиме движения проявляется специфический вид утомления — оцепенение, похожее на гипнотический сон, «дорожный гипноз» — состояние сонливости, рассеянности, недомогания, отрешенности, ослабление рефлексов, замедление реакции.

В таком состоянии водитель может находиться 10–15 минут, проскакивая около 20 км. И хотя в это время он автоматически все же контролирует управление автомобилем и реагирует на внешние раздражители, у него сильно снижается скорость реакции. Ему кажется, что он в состоянии вести автомобиль и своевременно реагировать на изменение окружающей обстановки. Однако объективно это уже далеко не так. «Дорожный гипноз» проявляется в психологической инерции скорости, когда тянет ехать все быстрее и необходимость быстрой остановки вызывает стресс и неверные действия. Подтверждение тому — групповые аварии на автомагистралях. Одну из таких мне едва удалось избежать на отличной, но скучной трассе Торонто — Монреаль.

Водители субъективно не чувствует большого утомления, хотя объективно психофизиологические функции изменяются. Не следует управлять автомобилем без отдыха более 3 часов подряд.

Иллюзии

Длинные скоростные трассы в необжитой местности опасны своей монотонностью, вызывающей иллюзии восприятия. Рассказывают, что на всей пятисоткилометровой дороге через пустыню Александрия — Эс-Саллум в Египте встречается одно-единственное дерево. И именно возле этого дерева иногда автомобили слетают на обочину или даже врезаются в него. Водители почему-то реагируют на дерево, хотя оно не мешает движению. Видимо, истинное положение дерева искажает после длительного монотонного пути иллюзия восприятия — измененное отображение наблюдаемого объекта или явления, с ним связанного.

Примером таких иллюзий может быть восприятие сужения дороги большим, чем на самом деле, восприятие горизонтального участка дороги, как имеющего некоторый уклон, и т. д. Особенно ярко это проявляется при высокой скорости движения. С иллюзией сужения дороги тесно связана иллюзия опасной близости встречного автомобиля — если его скорость велика, искажение настолько значительно, что водителю этот автомобиль может казаться движущимся прямо в лоб. Это приводит к эмоциональному напряжению и ненужным действиям.

Повороты дороги в перспективе воспринимаются искаженно. Длина кривых участков дороги представляется уменьшенной, а крутизна поворота — увеличенной. Короткая кривая между длинными прямыми издалека кажется очень резким изломом дороги, а сравнительно пологие подъемы за длинными спусками — крутыми.

На закруглении водитель наклоняет голову в сторону центра поворота — он интуитивно стремится правильно воспринимать окружающую обстановку. Если же он не будет наклонять голову, то дорога покажется ему уже. Это результат иллюзии, вызванной воздействием угловых и линейных ускорений.

Если иллюзии возникают в условиях высоких скоростей и сложных ситуаций, они могут стать причинами неверной реакции водителя.

Галлюцинации

Галлюцинации - тоже искажения восприятия, возникающие в темное время суток, на рассвете или в вечерние сумерки, а иногда и днем при большом утомлении, в состоянии страха или стресса, а также при чрезмерном напряжении и постоянном ожидании какого-то препятствия. В мозгу возникает картина нереальной опасности, а вслед за этим - реальный испуг и резкое изменение режима движения, приводящее к происшествию. Галлюцинациями бывают изображения людей, машин, деревьев и других предметов, которые водитель резко объезжает, создавая тем самым опасную дорожную ситуацию — видение является лишь одному водителю, а остальные не подготовлены к его резким маневрам и ничего не успевают предпринять.

Часто галлюцинации появляются, когда бодрствование сменяется сном. Днем такое состояние возможно летом, в полуденную жару, на очень хорошей дороге, свободной от встречных автомобилей. Особенно опасны галлюцинации у психически неуравновешенных водителей — они приводят к тяжелым последствиям.

Необходимо исключать возможность появления галлюцинаций. Прекращай движение и отдыхай при малейшей неуверенности в правильном восприятии дорожных условий. Можно пить сладкие напитки — повышение сахара в крови уменьшает чувство утомления, вялости и апатии. Но лучше всего — поспать.

Снежная слепота

Это временная потеря зрения. Она может случиться даже в пасмурный, но достаточно светлый день, когда нет прямых лучей солнца. Симптомы: глаза становятся чувствительными к яркому свету; человек начинает моргать и щуриться. Все, что человек видит, приобретает розовый или красный оттенок. Появляется ощущение «песка в глазах».

Лечение: заберись в темное место и наложи на глаза непрозрачную повязку, а на лоб — влажный компресс. Зрение восстановится само собой.

Буксировка

Буксировка автомобилей с применением жесткой или гибкой сцепки возможна при условии, что за рулем буксируемого автомобиля находится водитель, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого автомобиля по колее буксирующего. Длина гибкого троса должна составлять 4–6 м, жесткого устройства — не более 4 м. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны рулевое управление и тормоза, а в темное время суток — также переднее и заднее освещение. Водитель буксируемого с помощью гибкой сцепки автомобиля обязан постоянно наблюдать за натяжением троса и слегка притормаживая, если он ослабевает. Скорость движения не должна превышать 50 км/ч. Нельзя резко тормозить и разгоняться, чтобы избежать накатывания буксируемого автомобиля или обрыва троса. Запрещается буксировать автомобиль с применением гибкой сцепки в гололедицу.

Автомобиль, буксируемый на жесткой сцепке, должен иметь исправные рулевое управление и освещение. В качестве жесткого буксира применяется стальная труба диаметром 75 — 100 мм и 4 м длиной, как с петлями. Буксировка запрещается, если фактическая масса буксируемого автомобиля с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы буксирующего. До начала буксировки водителям необходимо договориться о сигналах.

Животные на дороге

Вне населенных пунктов и в лесных районах всегда нужно ожидать появления животных рано утром и поздно вечером и обязательно пристегиваться ремнями безопасности. Если через дорогу идет лань, то за ней могут идти другие, если появилась самка кабана, то за ней появятся еще и поросята, поэтому при появлении одиночного зверя нужно сбросить «газ», притормозить, убавить свет и сигналить. Олени, лани и кабаны в любом случае представляют опасность для жизни. Не нужно пытаться проехать перед ними. Животные редко поворачивают назад.

Лоси, коровы, свиньи, овцы и козы от машин не шарахаются, поэтому, еще издали увидев их, нужно тормозить. Собаки и лисы могут перебегать дорогу прямо перед автомобилем. Зайцы и сайгаки днем на оживленную дорогу не выбегают, а ночью, попадая в свет фар, бегут в лучах вперед. Они не ослеплены, а попав на освещенный участок, воспринимают темноту, как непреодолимую стену. Обязательно нужно тормозить, включить ближний свет, а после снижения скорости выключить фары, дать звуковой сигнал. Когда фары погаснут, глаза животного привыкнут к темноте, и оно исчезнет с дороги.

Ночью в свете фар можно распознать животных на расстоянии до 200 м и больше по мерцающим зеленым огонькам в глазах. У фазанов и собак эти огоньки красноватые.

Лани пугливы и передвигаются днем и в сумерки, олени и кабаны — в темное время суток. Ночные птицы чаще одиночные, а летучие мыши летают стаями и при больших скоростях тоже опасны. Мелкие грызуны и ежи, перебегающие ночью дорогу, могут стать причиной заноса. Фазаны с проселочных дорог не считают нужным уходить, мне приходилось их чуть ли не сталкивать бампером. Гуси и утки переходят дорогу, предварительно оглядевшись, но в случае опасности просто замирают. Однажды мне пришлось списать машину после замедления перед утиным семейством, но виноваты были не утки, а женщина за рулем машины, сзади догнавшей мою.

Не следует пытаться объехать зверя, в любом случае это рискованно, и, при всей нашей гуманности, альтернативу — кому погибать, следует решать в пользу человека. Лучше затормозить. При вероятности столкновения руль следует крепко держать в руках Если столкновение неизбежно, это менее опасно для пристегнутых ремнями безопасности людей, чем объезд при котором можно удариться в дерево, свалиться с насыпи или столкнуться со встречным транспортом.

Попытки движения «зеленых» в европейских странах вводить ограничения скорости в местах возможного появления любых животных и вызвать негативное отношение общества к водителям, «губящим» их, привели к увеличению аварий на дорогах. Спасая животных, страдали люди. Поэтому неписаным правилом стало — на магистралях избегать наездов на средних и крупных животных, так как последствия неблагоприятны прежде всего для пассажиров, но при появлении на дороге мелких животных и птиц принимать лишь безопасные для людей меры.

Собак лучше всего возить в автомобилях, имеющих за сиденьями грузовой отсек, — его можно отгородить красивой решеткой, чтобы собака при торможении или по своей инициативе не болталась по салону, особенно после грязной улицы. Следует помнить, что в жару нельзя оставлять собаку на стоянке в машине с наглухо закрытыми окнами — она может задохнуться. Нужно приспустить одно из стекол.

Отказали тормоза

Если педаль тормоза «провалилась», тут же несколько раз быстро, но на полный ход нажми на педаль, чтобы использовать остатки тормозной жидкости. Во многих случаях это спасает, удается замедлить ход и довершить остановку ручным тормозом. В автомобилях с двухконтурной системой тормозов это удается почти наверняка. Не следует только после этого продолжать путь, не устранив неисправность.

Если многократная работа педалью не помогает, быстро переключайся на низшую передачу (только не на первую), даже если придется «втыкать» ее силой. Если удастся, замедление станет ощутимым. Тут же потяни до отказа рычаг стояночного тормоза.

При отказе тормозов, если местность позволяет, направляй автомобиль на подъем, взгорок, холм, чтобы погасить скорость.

Если все эти меры не помогли снизить скорость, остается последний шанс — контактное торможение: по касательной боком прижимать автомобиль к другим автомобилям, парапетам, заборам.