Похожие публикации

Рабочая программа учебной дисциплины “метрология, теплотехнические измерения, сертификация” Цикл
Рабочая программа
Целью изучения дисциплины является изучение основных понятий метрологии и сертификации, методов и технических средств измерения теплотехнических велич...полностью>>

Расписание занятий второго курса (32 чел.)
Расписание
45-18. 0       Вторник   13.15-14.50 Уголовное право Омигов В.И.   15.00-1 .35 Уголовное право Омигов В.И.   1 .45-18. 0 Гражданское право Загоруйко И...полностью>>

Методика развития творческого потенциала детей с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры
Документ
Подготовка учащихся образовательных (коррекционных) учебных заведений III и IV вида к профессиональной деятельности средствами адаптивной физической к...полностью>>

График проведения Интернет-экзамена фэпо-18: компетентностный подход (осень 2013-2014 у г.)
Документ
11.13 15. 0-1 .55 151 11 41 Х-1 5 Русский язык и культура речи .11.13 13.35-15.10 30, 341 1 080 00 ЭМ- Русский язык и культура речи ....полностью>>



Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

При отказе тормозов на затяжных спусках автомобиль движется вниз, наращивая скорость, несмотря на торможение двигателем. На прямолинейном спуске сразу же начинай переключать передачи, переходя постепенно на низшую. Если попытаешься включить более низкую, чем возможно, передачу, может произойти поломка шестерен, и будет потеряна последняя возможность торможения.

Если впереди движется машина, можно наехать на нее сзади, по возможности уравняв скорости и подавая водителю сигналы об остановке.

Если местность пересеченная, то следует использовать любые взгорки, косогоры, откосы кювета или обочины, кустарник, деревья для погашения скорости

Если это случилось на горной дороге, надо переместить пассажиров на одну сторону автомобиля, а другой его стороной притереться к горным уступам, стараясь не опрокинуться.

Если это произошло в городе, направь машину на другую для касательного удара, но не в сторону людного тротуара.

Лопнула шина

При разрыве одной из шин приходится приложить немало усилий, чтобы удержать автомобиль на проезжей части. Для этого надо прочно удерживать рулевое колесо двумя руками — оно стремится вырваться. Поперечные силы, возникающие во время этого заноса, особенно велики на высоких скоростях. Чтобы удержаться на дороге, не тормози педалью. Лучше выжми сцепление и компенсируй занос вращением руля. Рысканье автомобиля постепенно ослабнет, и его легче будет остановить, притормаживая двигателем и направляя его в сторону обочины. Если удалось стабилизировать направление движения автомобиля, можно затем импульсно притормаживать педалью. Надежно удерживай руль при разрыве шины переднего колеса. Сила удара по рукам будет велика, и если не удержишь руль, то либо получишь травму рук, либо неуправляемый автомобиль дернется так что может даже перевернуться.

Начинай торможение лишь тогда, когда будет достигнут полный контроль над автомобилем. Нажимай на тормозную педаль плавно, не выключая сцепления, чтобы двигатель способствовал замедлению скорости автомобиля.

Опытные водители чувствуют по поведению руля даже небольшие различия в давлении шин и компенсируют отклонение автомобиля от направления движения поворотом рулевого колеса. Малоопытные могут ехать на полностью спущенной шине несколько километров, удивляясь уводу автомобиля и необходимости силой удерживать руль. На закруглениях дорог автомобиль может не вписаться в поворот, если полуспущена шина переднего внешнего колеса.

Разбито стекло

Разбито ветровое стекло камнем, вылетевшим из-под колеса идущего впереди или встречного автомобиля. Если стекло однослойное, от удара оно покрывается трещинами и становится непрозрачным. Нужно быстрее остановиться, одновременно выбивая стекло кулаком и стараясь, чтобы осколки не попали в глаза. Полностью удалив стекло и защитившись, чем придется, от возможного дождя и холода, можно продолжать движение, включив отопитель — поток теплого воздуха от него будет отражать холодный атмосферный. Пассажирам лучше сесть на пол.


ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ПРИЦЕПОМ

На дорогах Европы в сезон отпусков часто попадаются караваны — автомобили с прицепом-дачей. Путешествия с ними весьма популярны. Во всех странах есть специальные стоянки для таких караванов. Обеспеченные водопроводом, мусоросборниками и туалетами, эти стоянки выполняют роль гостиниц, только без комнат и ресторанов. Жилье у путешественников свое, а пункты питания попадаются на каждом шагу.

Ниже приведены некоторые термины, употребляемые в нормативных документах, регламентирующих использование прицепов с легковыми автомобилями.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

К движению по дорогам с легковым автомобилем допускаются прицепы, прошедшие испытания, сертифицированные и имеющие регистрационные знаки.

«Разрешенная максимальная (или полная) масса» — масса снаряженного автомобиля с грузом, водителем и пассажирами или прицепа с грузом, установленная предприятием изготовителем в качестве максимально допустимой.

За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Масса снаряженного автомобиля или прицепа» — масса заправленного автомобиля без водителя, пассажиров и груза или прицепа без груза.

К «легким» относят прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг. Легкие прицепы могут иметь тормозную систему, но не обязательно.

К «тяжелым» относят прицепы с разрешенной максимальной массой большей, чем 750 кг. Тяжелые прицепы должны быть оборудованы тормозной системой.

Прицепы могут эксплуатироваться только с механическими транспортными средствами, оборудованными стандартными тягово-сцепными устройствами и штепсельной розеткой.

Легковой автомобиль-тягач должен быть оборудован двумя зеркалами заднего вида на удлиненных кронштейнах, если прицеп шире тягача, как, например, прицеп-дача, прицеп-магазин.

На всех прицепах необходимо возить 2 подкладных клина для установки под колеса при остановках на уклонах.

Масса снаряженного автомобиля и максимальная полная масса некоторых моделей машин



Кому разрешается буксировать прицепы

Требования к уровню подготовки водителя автопоезда в составе легкового автомобиля-тягача и прицепа определяются действующими Правилами дорожного движения и другой нормативной документацией по обеспечению безопасности на автомобильном транспорте.

«Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а также разрешенная максимальная масса сцепленного состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении ими достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "В".

Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "D" могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Водители транспортных средств категорий В, С и Д при буксировке прицепов полной массой более 750 кг должны иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку категории Е.

К экзаменам на получение водительское удостоверение на управление составами транспортных средств категории "Е" допускаются водители, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "В", "С" и (или) "D", общий стаж управления транспортными средствами указанных категорий не менее 12 месяцев и прошедшие переподготовку по соответствующим учебным планам и программам.»[21]

Ниже приведено изложение содержания положений о буксировке прицепов из Конвенции ООН о дорожном движении и из правил дорожного движения некоторых европейских стран.

Разрешенный максимальный вес прицепа, не оборудованного рабочим тормозом, не должен превышать половины суммы веса транспортного средства-тягача без нагрузки и веса водителя[22] Половина снаряженного веса автомобиля определяется по паспортным данным, вес водителя принимается равным 75 кг.

С водительским удостоверением категории «В» можно буксировать легкий и тяжелый прицеп при следующих условиях:

Если двойная максимальная масса легкого прицепа, не имеющего тормозов, не превышает более, чем на 75 кг массу снаряженного автомобиля, используемого в качестве тягача.

Пример:

Масса снаряженного автомобиля — тягача: 1450 кг

Масса прицепа с грузом: 740 кг

Разрешенная максимальная масса прицепа: 750 кг

Двойная фактическая масса прицепа (740 кг x 2) меньше, чем 1450 кг + 75 кг

Легкий прицеп с инерционной тормозной системой можно буксировать, если фактическая полная масса прицепа не превышает разрешенную максимальную массу транспортного средства, используемого в качестве тягача. Если же в паспорте транспортного средства указана разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа, следует руководствоваться этим значением.

Пример:

Груженый автомобиль — 1700 кг, груженый прицеп — 700 кг.

Прицеп не тяжелее автомобиля.

Буксировка тяжелого прицепа допускается, если разрешенная максимальная масса прицепа с грузом меньше снаряженной массы автомобиля-тягача без груза, а суммарная разрешенная максимальная масса тягача и прицепа с грузом не превышает 3500 кг.

Если же в паспорте транспортного средства указана разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа, следует руководствоваться этим значением.

Пример:

Допустимая полная масса тягача: 1700 кг

Снаряженная масса тягача: 1200 кг.

Полная масса прицепа с грузом: 1000 кг

Допустимая полная масса прицепа: 1150 кг

1150 кг не выше 1200 кг

1700 кг + 1150 кг меньше, чем 3500 кг

Если разрешенная максимальная масса груженых автомобиля и прицепа превышает 3500 кг, буксировка разрешена только водителям, имеющим водительское удостоверение категории «В» + «Е» и соответственно «С» + «Е».

Если имеются водительское удостоверение категории «В» + «Е», то имеет значение следующее:

Если прицеп имеет только инерционную тормозную систему, то разрешенная максимальная масса груженого прицепа не должна превышать снаряженную массу тягача.

Если заводом-изготовителем автомобилей разрешена буксировка данным автомобилем тяжелых прицепов.

Если же в паспорте транспортного средства указана разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа, следует руководствоваться этим значением.


Распределение нагрузки

Безопасность автомобиля, буксирующего прицеп, зависит от соблюдения правил размещения грузов в автомобиле и в прицепе.

При буксировке прицепа нагрузка на заднюю ось автомобиля (вес, приходящийся на заднюю ось полностью груженного автомобиля) плюс нагрузка на сцепное устройство от буксируемого прицепа в сумме не должны превышать значений, предельно разрешаемых руководством по эксплуатации.

Груз на прицепе размещают так, чтобы центр тяжести был как можно ниже и располагался над осью прицепа или чуть впереди нее.

Полная масса автопоезда, состоящего из автомобиля и буксируемого прицепа, не должна превышать предельного значения, разрешенного для данного автомобиля. Фактическая полная масса автомобиля включает снаряженную массу автомобиля, массу водителя и пассажиров, массу грузов, массу сцепного устройства, установленного на автомобиле (обычно 7 — 20 кг), и массу, приходящуюся на сцепное устройство от буксируемого прицепа (обычно 35–95 кг).

Полная масса прицепа включает в себя снаряженную массу прицепа и массу всех грузов. Масса снаряженного прицепа указывается в паспортах без учета массы дополнительного оборудования. При установке дополнительного оборудования масса снаряженного прицепа увеличивается на величину массы установленного дополнительного оборудования. При этом фактическая масса не должна превышать максимальной полной разрешенной массы.

Предельно допустимая нагрузка на сцепное устройство указывается в руководствах по эксплуатации. Для того чтобы правильно загрузить прицеп-дачу или грузовой прицеп, нужно уметь определять полный вес прицепа и нагрузку на сцепное устройство. Вес автомобиля и прицепа известны из руководств по эксплуатации. Груз можно взвешивать по частям. Вес пассажиров известен им самим.

Нагрузку на сцепное устройство легкового автомобиля можно измерить с помощью бытовых напольных весов. Нагрузка на сцепное устройство определяется при полностью груженном прицепе и расположении сцепного устройства на нормальной рабочей высоте от поверхности дороги. Высота центра сферы сцепного шара на автомобиле обычно должна располагаться на расстоянии 350…450 мм от уровня дороги.

Загружать прицеп необходимо равномерно по всей площади пола грузового прицепа или фургона, а одиночные грузы должны быть расположены и закреплены над осью или спаренными осями.

Допустимая нагрузка на сцепное устройство легковых автомобилей указывается в руководствах по эксплуатации прицепов и обычно составляет 35–95 кг. Такое усилие создается, если прицеп нагружен не более нормы и центр тяжести прицепа с грузом расположен на несколько сантиметров впереди оси колес прицепа. Перед началом движения следует убедиться, что вертикальная нагрузка на сцепную головку прицепа при ее поднятии на высоту центра сферы сцепного шара автомобиля соответствует указанным выше величинам — при этом дышло сравнительно легко поднимает один человек.

Рис. 14. Влияние распределения груза в прицепе на управляемость автопоезда.

Расположение центра тяжести над осью прицепа обеспечивает нормальную нагрузку на сцепной шар.

Смещение центра тяжести прицепа вперед увеличивает нагрузку на сцепной шар и вызывает ослабление сцепления передних колес с дорогой.

Смещение центра тяжести прицепа назад вызывает колебания прицепа в вертикальной плоскости и ослабление контакта задних колес с дорогой.

Смещение груза и, соответственно, центра тяжести снаряженного прицепа вперед от оси колес прицепа вызывает увеличение нагрузки на тягово-сцепное устройство автомобиля. Это приводит к большему, чем следует, прижиманию задней части автомобиля к дороге, перемещению центра масс автомобиля назад и поднятию его передней части. Вследствие такого распределения веса ухудшается сцепление передних колес с дорогой и автомобиль становится менее управляемым. Кроме того, из-за ослабления сцепления с дорогой на передних колесах при торможении не создается достаточная тормозная сила, особенно необходимая при движении с прицепом (напомним, что у автомобилей именно на передних колесах создается значительно больший тормозной эффект, чем на задних).

Загрузка прицепа, вызывающая смещение его центра тяжести назад за оси колес прицепа, тоже недопустима. Если нагрузка на сцепной шар мала, прицеп будет раскачиваться в вертикальной плоскости. Его колебания будут поднимать заднюю часть автомобиля, ухудшая сцепление задних колес с дорогой, что может привести к заносу на скользкой или мокрой дороге и на поворотах.

Во избежание дорожно-транспортных происшествий из-за отрыва или поперечных колебаний прицепа, вызванных неровностями дорожного покрытия, порывами бокового ветра или аэродинамическим взаимодействием с проходящими мимо тяжелыми автопоездами, необходимо строго выдерживать рекомендуемую нагрузку на сцепное устройство.

Некоторые зарубежные автомобили (например, Volvo) оснащают системой Nivomat, встраиваемой в заднюю подвеску, которая автоматически поддерживает дорожный просвет и частично улучшает развесовку, не допуская осадки кузова при большой нагрузке. Эта система работает только при движении автомобиля. Если, например, в багажнике большой груз или автомобиль буксирует прицеп, то при выключении двигателя кузов осядет, но при возобновлении движения система Nivomat поднимет кузов до нужного уровня.

Водитель должен очень строго подходить к размещению груза на прицепе и тщательно контролировать его после каждого изменения нагрузки прицепа в результате частичной разгрузки или догрузки. Величина нагрузки на сцепное устройство может изменяться за счет перемещения незакрепленных грузов в прицепе.

Полная масса прицепа не должна превышать предельных разрешенных значений. Приведенные в инструкциях значения полной массы прицепа соответствуют эксплуатации автомобиля на дорогах с продольными уклонами до 12 % для местностей, расположенных не выше 1000 м над уровнем моря.

При уклонах свыше 15 % буксировка прицепов автомобилями с передними ведущими колесами затруднена — нагрузка на ведущие колеса может уменьшиться настолько, что они будут проворачиваться.

При буксировке прицепа на высоте более 1000 м над уровнем моря полную массу прицепа следует уменьшать на величину, равную 10 % полной массы автомобиля с прицепом на каждые 1000 м высоты над уровнем моря. Это необходимо, так как из-за снижения атмосферного давления уменьшается содержание кислорода в воздухе и поэтому ухудшается качество рабочей смеси и уменьшается эффективная мощность двигателя.

В жару мощность двигателя тоже падает и нагрузка прицепа должна быть ниже максимально разрешенной.

Если на автомобиле имеется система ABS, допустимый вес буксируемого легкого прицепа без тормозов должен быть уменьшен на 50 кг.

Данные по максимальной допустимой нагрузке прицепа и максимальной вертикальной нагрузке шаровую головку тягово-сцепного устройства, приведенные на заводской табличке, представляют собой лишь контрольные данные. Значения, рекомендуемые для каждой модели автомобиля, можно найти в руководствах по эксплуатации автомобиля и прицепа. Изготовители автомобилей, как правило, в инструкциях дают свои рекомендации по использованию прицепов. Например, ниже приведены рекомендации компании «Volvo»:

«С автомобилями серии 700 и 900 рекомендуется использование не оснащенных тормозами прицепов с максимальной полной массой не более 500 кг, а максимальная полная масса оснащенных тормозами прицепов должна быть не более 1600 кг при макимальной скорости 80 км/ч. При буксировке в жаркую погоду вес прицепа не должен превышать 1500 кг.