Похожие публикации

1. Что такое Strongdc ++ клиент и как им пользоваться
Документ
StrongDC (далее DC ) расшифровывается как Strong Direct Conection (peer to peer (p2p - устойчивое прямое соединение (равный к равному). Другими слов...полностью>>

Норма расхода продуктов на 1 порцию массой нетто 100 г (1)
Документ
Технология приготовления: подготовленное филе рыбное без костей на коже промывают, нарезают порционные куски, делают несколько надрезов на коже и укла...полностью>>

Норма расхода продуктов на 1 порцию массой нетто 100 г (1)
Документ
Технология приготовления: подготовленное филе рыбное без костей на коже промывают, нарезают порционные куски, делают несколько надрезов на коже и укла...полностью>>

Норма расхода продуктов на 1 порцию массой нетто 100 г (1)
Документ
Технология приготовления: подготовленное филе рыбное без кожи и костей размораживают, промывают, дают стечь воде, нарезают на куски, пропускают через ...полностью>>



Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

Распределяй загрузку прицепа так, чтобы на сцепное устройство действовал вес около 50 кг для прицепов весом до 1200 кг и 75 кг для прицепов весом свыше 1200 кг.

Вес, приходящийся на сцепное устройство (50/75 кг), включается в разрешенную нагрузку автомобиля и при буксировке прицепа может быть придется разгрузить багажник, чтобы не превысить общий разрешенный вес или разрешенную нагрузку на ось.

Избегай буксировки прицепа весом более 1200 кг при уклонах дороги свыше 12 %.

При уклонах свыше 15 % следует избегать буксировки — нагрузка на передние ведущие колеса может стать столь малой, что они начнут проворачиваться и дальнейшее движение станет невозможным.

Не всегда можно остановить автомобиль с прицепом с помощью ручного тормоза, поскольку колеса могут начать скользить по дороге.»


Особенности вождения

Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает парусность, затрудняющая управление при боковом ветре и обгонах крупными машинами. От водителя автомобиля с прицепом требуется повышенное внимание, так как прицеп ограничивает маневренность, проходимость, увеличивает время разгона и тормозной путь тягача с прицепом.

Автомобиль с прицепом стесняет на дороге другие транспортные средства, в плотных транспортных потоках возможны попутные столкновения из-за ошибок в выборе дистанции, боковых интервалов, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.

В движении любые маневры возможны лишь при избыточном запасе времени и расстояния. У автомобиля с прицепом существенно возрастает необходимый для обгона и торможения. Снижать скорость вынуждают прицепы с колесами меньших размеров, чем автомобильные — они чаще повреждаются и перегреваются.

Движение с прицепом начинай плавно, без рывков и только после прогрева двигателя до температуры не менее 70°. Трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля и износу шин, перерасходу топлива, к поломке деталей трансмиссии и сцепных устройств, а на скользких или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.

Не превышай разрешенную скорость. Избегай резкого трогания, разгона и торможения, резких маневров, поворотов и перестроений. На стоянке всегда затормаживай и автомобиль, и прицеп. Используй стояночный тормоз прицепа при его наличии.

Во избежание заноса прицепа и "складывания" автопоезда следует избегать резких торможений на скользкой дороге, а при гололеде — снизить скорость и соблюдать особую осторожность.

В пути обязательно следи за характером движения прицепа. Виляние, подергивание и увод прицепа говорят об износе сцепного устройства или ходовой части прицепа, неравномерном распределении груза на нем, недостаточном или неравном давлении в шинах, или неравномерном износе шин.

В зеркала желательно видеть колеса прицепа, так как проколы шин незагруженного прицепа почти не сказываются на усилиях на руле, и, двигаясь на спущенной шине, можно ее испортить окончательно.

На уклонах

Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием проходите с разгона, скользкие подъемы — на пониженной передаче при равномерной скорости движения, крутые или затяжные подъемы преодолевай на низшей передаче.

На спусках скорость выбирай с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности, не выключай двигатель, передачу и сцепление.

Не останавливай автомобиль с прицепом на крутых уклонах, а если придется, то под колеса ставьте упоры.

Преодолевая подъемы, не превышай скорость в 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч на второй.

При трогании на подъемах сцепление включай немного раньше полного растормаживания колес.

Повороты

Маневренность автомобиля с прицепом намного хуже, чем без прицепа. На повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортным средством или съезда в кювет, потому что колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.

При повороте автомобиля с прицепом убеждайся, что свободного пространства достаточно для проезда прицепа. Выполняя поворот, учитывай его длину и рассчитывай путь передних колес автомобиля, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.

На поворотах и на скользкой дороге особенно велика опасность заноса прицепа, складывания автомобиля с прицепом и опрокидывания прицепа. Поэтому при прохождении поворота скорость автомобиля с прицепом должна быть постоянной, уменьшать частоту оборотов и тормозить нельзя, выполнять повороты следует плавно, без рывков.

Рис. 15 Колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.

С прицепом в городе

Наиболее сложно управлять автомобилем с прицепом в городе, где много пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность. В местах повышенной опасности применяй приемы, способствующие сокращению остановочного пути. Перестроение затруднено, если автомобили движутся сплошным потоком. Выполнять перестроение на соседнюю полосу движения можно, если дистанция между машинами, движущимися по этой полосе, в 4–5 раз больше длины автомобиля с прицепом. Перестроение выполняй четко, заранее включив указатели поворота.

Быстро оценивай обстановку на перекрестке, своевременно перестраивайся, пересекай перекресток на скорости, позволяющей немедленно остановить автомобиль в случае опасности. Сцепление не выключай.

Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог пересекай, лишь убедившись в полной безопасности.

По правой полосе веди автомобиль с прицепом подальше от тротуара, особенно если на нем много пешеходов. Если на перекрестке поворачиваешь направо, то расстояние между колесами автомобиля и тротуаром должно быть не менее 1–1,5 м. При меньшем расстоянии прицеп выедет на тротуар, а при большем — на полосу встречного движения.

Торможение автопоезда

Затормозить автомобиль с прицепом сложнее, поэтому перед торможением заранее снижай скорость движения. Тормози плавно и преимущественно на прямолинейных участках. Тормозной путь автомобиля с прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому научись рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность.

Резкое торможение недопустимо — сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и прицепа. Если начинается занос прицепа, плавно увеличивай скорость, выровняй автомобиль, а затем снова начни торможение. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.

На длинных крутых спусках тормоза испытывают значительные напряжения. Переходи на низшую передачу и тормозите двигателем.

Легковому автомобилю с прицепом свойственна склонность к «складыванию» — явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто — при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно.

Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.

Тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля — это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание автомобиля прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.

Обгон при вождении автопоезда

Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.

Иди на обгон, только если есть хороший обзор дороги, не требуется значительно увеличивать скорость движения, нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. В случае вынужденного прекращения обгона автомобилю с прицепом сложно вновь вернуться в свой ряд.

Грунтовые дороги

При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую.

При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес, которое приводит к заносу и складыванию автомобиля с прицепом, особенно если дорога будет иметь поперечный уклон. Двигайся по гребню такой дороги и используй имеющуюся колею. Короткие труднопроходимые участки проходи с разгона, длинные — на пониженной передаче.

При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают лишь после того, когда прицеп преодолеет это препятствие.

Зимой с прицепом

Вождение автомобиля с прицепом зимой требует осторожности — накатанный снег уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как на поворотах, так и во время торможения, особенно на обледенелой дороге. В этих случаях держи большую дистанцию. На скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос.

При заносе автомобиля с прицепом необходимо плавно уменьшить подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля в сторону заноса, и не выключать сцепление. Затем для выравнивания следует плавно увеличить подачу топлива. Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем. В исключительных случаях допускается замедлять скорость импульсным торможением при включенном сцеплении.

При заезде на обочину с рыхлым снегом может произойти занос прицепа или его затягивание в глубокий снег. Затягивание произойдет тем быстрее, чем выше скорость. Поэтому совершай обгон на узких участках такой дороги, только если уверен, что обочина покрыта плотным укатанным снегом.

При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, снижай скорость.

По глубокому снегу автомобиль веди на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок. Если началось буксование колес, применяй раскачку. Если несколько попыток не помогли, расчисть от снега дорогу перед колесами.

Скорость автомобиля с прицепом на закруглениях выбирай в зависимости от радиуса закругления и состояния дорожного покрытия — чем меньше радиус, тем меньше скорость. При движении по обледенелым закруглениям дорог, при разъездах на участках дороги, суженных снежными заносами, скорость автомобиля с прицепом должна быть минимальной.

Задним ходом

Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Оно удается после нескольких тренировок на ровной площадке, пока водитель не уяснит четко, что для подачи прицепа, например влево, рулевое колесо автомобиля надо поворачивать вправо и наоборот.

Движение задним ходом некоторых видов прицепов, оборудованных тормозами с инерционным приводом, может быть затруднено, а в некоторых случаях и невозможно без отключения привода, так как при движении задним ходом он срабатывает (прицепы «Тонар»).

При комплектации прицепов тормозной системой и тягово-сцепным устройством фирмы «KNOTT» отключение инерционного привода тормозов для движения задним ходом не требуется. Колесные тормоза фирмы «KNOTT» имеют так называемый «автомат заднего хода» и при движении задним ходом тормозные колодки не прижимаются к тормозным барабанам.

Если на автомобиле автоматическая коробка передач

Каждая автокомпания в инструкциях по эксплуатации отмечает особенности вождения автомобиля с прицепом, включая особенности управления, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.

Ниже приведена выдержка из инструкции "Volvo":

«При буксировании прицепов автомобилями с автоматической коробкой передач нужно помнить:

На горных дорогах с длинными спусками и подъемами, если коробка передач часто переключается с одной передачи на другую, следует перевести рычаг селектора в положение «3» или «L».

Во время движения вниз по длинным крутым склонам также следует перевести рычаг в положение «3» или «L». Это обеспечит наилучшее торможение двигателем.

Не следует пытаться останавливать автомобиль при движении вверх по склону путем нажатия на акселератор — есть риск перегрева масла. Вместо этого следует пользоваться тормозами.

При движении на низкой передаче вверх но крутому склону с прицепом повышается вероятность перегрева системы охлаждения, особенно в жаркую погоду.

Во время буксировки по гористой местности обычного или жилого прицепа не допускай, чтобы двигатель постоянно работал в режиме, превышающем 4500 об/мин, ибо это может привести к чрезмерному повышению температуры масла.»

В инструкции по эксплуатации автомобиля "Mitsubishi Pagero" говорится:

«При движении с прицепом на уклонах или с малой скоростью рекомендуется устанавливать переключатель передач в положение «2».

При движении в гористой местности для лучшего использования торможения двигателем и содействия тормозной системе пользуйся положением "L". Учти, однако, что скорость автомобиля не должна превышать максимальную величину, установленную для данной передачи.»

Перевозка длинномерных грузов

На прицепах с установленным удлинителем дышла допускается перевозка длинномерных грузов длиной до 5,5 м, при условии обеспечения требуемой нагрузки на сцепной шар до 250–300 Н (25–30 кгс) и соблюдении требований Правил дорожного движения.

При перевозке длинномерного груза не допускается выступание его за заднюю кромку прицепа более чем на 0,6 м, а при установленном удлинителе дышла — более чем на 1,5 м.

Если груз выступает за габариты более чем на 1 м, его необходимо обозначить согласно Правилам дорожного движения.

При перевозке длинномерных грузов соблюдай повышенную осторожность из-за увеличенного коридора движения и ухудшения обзорности, избегай крутых поворотов и узких проездов.

Скорость движения при перевозке длинномерных грузов не должна превышать:

— на дорогах с асфальтобетонным покрытием — 60 км/ч;

— на дорогах с твердым покрытием — 40 км/ч;

— на прочих дорогах — 20 км/ч.


Советы бывалых

При буксировке прицепа учитывай нижеприведенные рекомендации опытных водителей.

Не допускай пробуксовки сцепления (касается только автомобилей с механической коробкой передач) и не превышай необходимого числа оборотов двигателя при трогании с места.

Не превышай разрешенную максимальную скорость движения автомобиля с прицепом.

Учитывай, что при буксировке прицепа кузов, тормоза, сцепление и шасси испытывают повышенные нагрузки и напряжения.

Помни, что увеличение массы, а также повышение сопротивления качению и сопротивления воздуха, вызывают увеличение расхода топлива.

Нежелательно буксировать полностью загруженный прицеп при незагруженном автомобиле. Если все же приходится делать так, то нужно двигаться медленно из-за невыгодного распределения тяжести по осям автопоезда.

Учитывая, что с возрастанием скорости понижается устойчивость автопоезда, не води автомобиль с прицепом с максимально допустимой правилами скоростью, особенно по плохим дорогам, зимой, на спусках. Всегда двигайся на умеренной скорости. Не двигайся быстрее, чем 80 км/ч, даже в случаях, когда правилами это разрешено.

Если при движении начинается раскачивание прицепа, следует уменьшить скорость, а при возможности — остановиться и перераспределить размещение груза.

Немедленно снижай скорость, если заметил малейшее виляние прицепа. Ни в коем случае не пробуй погасить виляние ускорением движения автомобиля.

Буксируя прицеп с инерционной тормозной системой, тормози сперва слегка и впоследствии плавно — тогда удастся предотвратить толчки, вызванные заблокировавшимися колесами прицепа.

Чтобы тормозить двигателем, перед уклоном дороги во-время включай более низкую передачу.

Помните, что при повышенной нагрузке система охлаждения и двигатель могут перегреваться.

Если при высоких температурах воздуха придется преодолевать длительный подъем с включенной низкой передачей и на высоких оборотах вала двигателя, следи внимательно за показаниями указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка указателя попадет в красную зону шкалы указателя, тогда останови автомобиль и подожди несколько минут, чтобы двигатель остыл на холостом ходу.