Похожие публикации

Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификацией
Руководство
Современные тенденции здоровья населения отражают сложные процессы социально-экономических преобразований в стране и необходимы надежные оценки деятел...полностью>>

Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификацией
Руководство
Современные тенденции здоровья населения отражают сложные процессы социально-экономических преобразований в стране и необходимы надежные оценки деятел...полностью>>

Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификацией
Руководство
МКБ создает для этого необходимую основу. В сложившихся условиях необходима широкая поддержка МКБ-10 как более совершенного инструмента технологическо...полностью>>

Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификацией
Руководство
Например, код B20.7 Болезнь, вызванная ВИЧ, с проявлениями множественных инфекций, применяется в кодировании диагноза ВИЧ, проявляющемся в виде микоба...полностью>>



Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

Для выравнивания степени увода передних и задних колес рекомендуется давление воздуха в шинах передних колес поддерживать ниже, чем в задних.

Устойчивость движения характеризуется критической скоростью криволинейного движения по опрокидыванию и заносу под воздействием поперечной составляющей силы инерции.

Поворачиваемость автомобиля — одна из их характеристик. Переднеприводные автомобили имеют недостаточную поворачиваемость, что помогает им более уверенно проходить закругления на обычных скоростях, без заноса. Заднеприводные автомобили с двигателем сзади имеют избыточную поворачиваемость. Заднеприводные автомобили с двигателем впереди и полноприводные автомобили в обычных условиях имеют недостаточную поворачиваемость, но при изменении режимов движения, перегрузке задних колес или снижении давления в них — избыточную.

Маневренность характеризуется минимальным и габаритным радиусами поворота, а также габаритной полосой движения. Чем меньше эти радиусы, тем выше маневренность. Габаритная полоса характеризует ширину коридора, необходимую при крутых поворотах, а также возможность движения автомобиля с прицепом или без него в проездах заданной формы и размеров. Она определяется траекторией автомобиля и сдвигом траектории прицепа к центру поворота.

Профильная проходимость — способность автомобиля преодолевать неровности и препятствия, а также вписываться в габариты дороги. Она зависит от габаритных размеров, высоты центра тяжести, переднего и заднего углов свеса, радиуса горизонтальной проходимости, продольного и поперечного радиуса проходимости, наименьшего расстояния между низшими точками автомобиля и дорогой, продольной и поперечной устойчивости к опрокидыванию — наибольших углов преодолеваемых подъема и поперечного откоса, диаметра колес, а для автомобиля с прицепом также и углов гибкости автопоезда.

Опорная проходимость определяет способность автомобиля двигаться по мягким поверхностям. Важным условием опорной проходимости является соотношение между наибольшей силой тяги и силой сопротивления движению.

Рис. 4. Параметры проходимости

В большинстве случаев проходимость автомобиля с прицепом ограничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в связи с этим невозможностью использовать максимальную силу тяги. Опорная проходимость определяется сцепной массой — массой, приходящейся на ведущие колеса: чем она ниже, тем выше проходимость. Очевидно, что у внедорожников сцепная масса ниже, так как все колеса ведущие.

Сила сцепления ведущих колес с дорогой определяется давлением массы, приходящейся на одно колесо, на площадь контакта шин с дорогой - удельным давлением. На рыхлых грунтах проходимость лучше, если удельное давление меньше — площадь контакта больше за счет ширины шин или снижения давления в них. На твердом покрытии проходимость выше при большом удельном давлении — меньшей площади контакта — за счет узких шин или высокого давления в них.

На льду желательно снижать удельное давление для увеличения площади контакта шины с дорогой. Шины с крупным рисунком протектора на мягких грунтах имеют большую площадь контакта и меньшее удельное давление; на твердых грунтах площадь контакта этой шины меньше, и удельное давление увеличивается. Для движении по мягким, песчаным, торфяным грунтам, тундре и снегу применяют широкие или арочные шины либо шины с регулируемым давлением. При совпадении колеи передних и задних колес проходимость автомобиля повышается — меньше сопротивление движению. Оба вида проходимости определяются также соотношением между тяговой силой и силой сопротивления движению, возможностью использования тяговой силы, зависящей от силы сцепления ведущих колес с дорогой.


Дороги

Дороги — сложные сооружения, оснащенные водоотводными кюветами, пересечениями в разных уровнях, мостовыми переходами, путепроводами, раздельными полосами движения, ограждениями, линиями разметки, средствами регулирования и информации. Проезжая часть с обочинами называется земляным полотном, а вместе с боковыми канавами — дорожным полотном. За дорожным полотном располагаются так называемые обрезы. На них сажают деревья, устраивают снегозащитные устройства. Чтобы увеличить срок службы дороги, проезжую часть покрывают бетоном, асфальтобетоном, брусчаткой, булыжником, гравием и другими материалами. Для отвода дождевых и талых вод устраивают водоотводные кюветы. На опасных участках дороги вдоль обрывов и откосов устанавливают ограждения из надолб, тумб, парапетов или отбойных брусьев. На крупных дорогах посередине иногда устраивают разделительную полосу в виде зеленых насаждений или отбойных брусьев, разделяющих встречные потоки транспортных средств. Для остановок автобусов и мест отдыха устраивают «карманы». На участках пересечений или ответвлений имеются разделительные и направляющие островки, окаймленные бортовым камнем, окрашенным белыми и черными полосами, а иногда и оборудованные маяками.

Скоростные дороги, представляющие собой повышенный источник опасности для жизни и здоровья людей, прокладывают вне населенных пунктов. На дорогах с широкой проезжей частью выделяют полосы для движения транспортных средств в несколько рядов. Для гужевого транспорта, гусеничных тракторов и громоздких сельскохозяйственных машин параллельно основной прокладывают грейдерную дорогу.

На дорогах, проходящих через пересеченную местность, встречаются уклоны, подъемы и повороты. Горные дороги имеют крутые и затяжные уклоны, подъемы, крутые закрытые повороты; встречаются нависшие скалы, увлажненные, запорошенные или зауженные участки. Для защиты дорог от снеговых заносов и лавин применяют зеленые насаждения, переносные щиты, козырьки или туннельные ограждения.

Международные стандарты для дорог различных категорий приведены в таблице. Дороги делятся на пять категорий, определяемых шириной дорожного полотна, проезжей части, обочин, полосы движения, а также величинами уклонов и радиусов кривых.

При определении скорости и режима движения учитывай и характеристики дорог, и сцепные качества дорожного покрытия.

Автомагистрали не имеют пересечений в одном уровне с другими автомобильными или железными дорогами. Въезды и съезды на них допускаются лишь в специальных местах. Проезжие части для каждого направления движения обособлены и разделены зеленой зоной. На автомагистралях запрещена остановка и стоянка транспорта, движение велосипедистов, гужевого и другого тихоходного транспорта, а также пешеходов. На автомагистрали нет резких поворотов, крутых подъемов и спусков, реже приходится поворачивать рулевое колесо, переключать передачи, тормозить. Вместе с тем однообразная дорожная обстановка, монотонный шум автомобиля утомляют и даже усыпляют водителя. При движении автомобиля со скоростью около 100 км/ч и более возникают большие инерционные силы. Даже незначительная резкость при управлении становится опасной. Воздушный поток под автомобилем поднимет его, уменьшая сцепление колес с дорожным покрытием примерно наполовину, и на закруглении дороги автомобиль может вылететь с полосы движения. Вождение автомобиля на больших скоростях требует дополнительных знаний и практики.

На автомобильных дорогах встречаются мосты, путепроводы, туннели. Перед ними дорога чаще всего сужается, в местах примыканий этих сооружений к дороге могут быть уступы или неровности, сцепные качества покрытия на мостах и путепроводах могут резко отличаться.

Увлажнение, а зимой гололед нередки на дорогах, проходящих через сырые, низкие места с частыми туманами и вблизи крупных водоемов. На дорогах, проходящих через лесные массивы или аллейные насаждения, скольжение увеличивается во время листопада. Тонкий слой снега на обледенелом покрытии при торможении не укатывается, а перемещается перед заторможенными колесами автомобиля. Мягкий, свежевыпавший снег от контакта с шиной мгновенно тает и образует водяную пленку, способствующую скольжению. Плотно укатанный снег, без обледенелой корки, обладает достаточными сцепными свойствами и менее опасен.

Чем больше отшлифовано покрытие дороги, тем хуже сцепление колес с ним. Наибольшая опасность скольжения, заноса и увеличения тормозного пути возникает при выезде с шероховатого дорожного покрытия на гладкое, с сухого — на мокрое, с твердого — на неукатанную грунтовую или грязную дорогу. Серьезную опасность при разъезде или обгоне на узких дорогах представляет заезд колесами одной стороны автомобиля на мягкий грунт, грязь, рыхлый снег, лед, которые могут быть на обочине. Колеса одной стороны автомобиля, встретив повышенное сопротивление качению, резко меняют направление движения, и автомобиль быстро и неожиданно выносит на обочину. При этом велика опасность съезда в кювет и опрокидывания.

В населенных пунктах различают улицы, проспекты, бульвары и переулки. Улицы состоят из проезжей части, тротуаров или дорожки для пешеходов. Обычно тротуары делают выше проезжей части. Трамвайное полотно размещают посередине либо сбоку проезжей части. Велосипедные дорожки выделяют на проезжей части линиями разметки или соответствующим дорожным знаком.

Пересечения встречаются крестовидные, Х-образные, Т-образные, У-образные, вилковидные, кольцевые и смешанные. Площадь представляет собой перекресток, занимающий значительную территорию. Для пересечения дорог в разных уровнях и для въезда без пересечений на дороги, мосты, путепроводы устраивают «примыкания» различных типов — «клеверный лист» и др.

На магистральных дорогах и улицах с интенсивным движением пересечения в разных уровнях оборудуют съездами и выездами с таким расчетом, чтобы пути движения транспортных средств не пересекались.

На пересечениях дорог или улиц транспортные потоки пересекаются, сливаются, ответвляются или разветвляются. Там, где движение малоинтенсивное, пересечение транспортных потоков выполняют в одном уровне, образуя железнодорожный переезд. На дорогах с интенсивным движением проезды для нерельсовых транспортных средств устраивают над железной дорогой в виде путепроводов. Для того, чтобы уменьшить задержки, пересечения дорог и улиц выполняют в двух или нескольких уровнях либо в виде площади, создавая условия, при которых потоки не пересекаются.

Движение на дорогах и улицах может быть двусторонним и односторонним.

На площадях безостановочное движение достигается за счет вливания, ответвления и разветвления транспортных потоков, т. е. необходимое направление движения осуществляется за счет одного или нескольких правых поворотов. Уличная сеть может строиться по радиальному, радиально-кольцевому, прямоугольному либо смешанному принципу.

Ориентироваться в городе или населенном пункте помогает знание расположения торговых, зрелищных, культурных, деловых, промышленных зон, наиболее выгодных транспортных путей и сложных пересечений, разрешенных направлений движения по определенным магистралям, направления нумерации домов, размещения средств регулирования движения.


Пешеходы

Пешеход — это ты, когда не за рулем, это твои друзья, родственники, знакомые. Будь всегда настороже при проезде пешеходных переходов — это единственное место, где пешеходы имеют право перехода улиц и дорог. Нельзя допустить, чтобы твоим автомобилем был покалечен или убит человек.

Определение «пешеход» включает инвалидов, передвигающихся на самоходных инвалидных креслах, трех- и четырехколесных велосипедах.

Всегда будь внимателен около школ, игровых площадок и парков, поскольку дети могут вдруг выбежать или выехать на велосипедах, роликовых коньках или роликовых досках на улицу.

Необходимо остановиться и пропустить любого человека, использующего собаку — поводыря или белую трость.

Помни — контакт глазами с пешеходом не означает, что пешеход уступит право пути.

Пешеходы чаще всего не могут правильно определить степень риска, они этому не учились. Правила движения для пешеходов существуют, но мало кто их знает. Водитель обязан не допустить наезда и при неправильном поведении пешехода — он управляет средством повышенной опасности, пройдя соответствующую подготовку, и принял на себя ответственность за все последствия своего управления.

В темное время суток выбирай скорость движения с учетом возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Если ослепят встречные фары — останавливайся. Пешеходы, находящиеся на переходе, имеют право преимущественного движения. Хамоватые водители, не снижая скорости, едут прямо на пешехода, вынуждая его спешить, выходить на соседний ряд, а там — другие машины. Проезжая переход, всегда ожидай пешехода из-за автомобиля, следующего в смежном ряду. Из-за автобуса, стоящего на остановке, тоже может в любой момент появиться пешеход. Эти места проезжай, держа ногу на педали тормоза и не увеличивая скорости.

Нередко близ проезжей части, а иногда и на ней находятся дети или люди в нетрезвом состоянии. Не жди от них разумных действий.

В непогоду пешеходы утепляются, поднимают воротники, пользуются капюшонами и зонтами — это ухудшает видимость и подвижность, замедляет реакцию. Пешеход может иметь слабое зрение, недостатки слуха, находиться в болезненном состоянии, нервном возбуждении. Ошибок от пешеходов ожидай всегда и заблаговременно принимай меры к обеспечению их безопасности. Приближаясь к пешеходу, переходящему проезжую часть, ожидай самой невероятной реакции. Мужчина, попавший в поток машин, вероятнее всего, переждет, женщина же может неожиданно ускорить шаг или возвратиться назад. Беседующие пешеходы, не замечающие приближающегося автомобиля, обнаружив его вблизи, примут различные решения — один устремится вперед, другой — назад, третий окажется перед автомобилем. Ребенок может перебегать дорогу перед автомобилем.

Не считай, что пешеходы или другие водители действительно видят твою машину, если смотрят в твою сторону.

Поставь себя на их место и вспомни, что обычно при переходе и переезде улицы все машины в поле зрения воспринимаются или как препятствия, которые нужно обойти, или как опасные махины, которые вот-вот сорвутся с места. Ну да, это автомобили, но какие модели, какие цвета, какие приметы, какие номера — этого чаще всего не могут вспомнить после происшествия.

Спокойное вождение автомобиля помогает пешеходам определить, в каком месте им не стоит находиться. Пешеходов, пересекающих путь движения автомобиля, всегда объезжай со спины, чтобы не вызвать у них замешательства.

Резкий сигнал может напугать пешехода, вызвать неожиданные и опрометчивые поступки. Сигнал должен быть коротким и мягким. Не убедившись в том, что сигнал воспринят пешеходом, не проезжай вблизи него. Никогда не обгоняй другой автомобиль у пешеходной дорожки — возможно, что он замедляет скорость движения для пропуска пешехода, который тебе не виден.

При движении на переходе контролируй невидимую зону за передней стойкой, особенно в дождь или снегопад.

Сложность движения в местах скопления людей обусловлена и непредсказуемостью их действий, и необходимостью видеть вокруг себя буквально все, и постоянным переключением передач, и частым выключением сцепления, и постоянным притормаживанием. В некоторых арабских странах при сдаче экзамена по вождению сдающему нужно проехать через «сук» — старинный торговые район, забитый людьми и машинами. Проехать один километр по такому рынку в Дамаске мне не удавалось быстрее, чем за полчаса.


Безопасное общение с автомобилем

Выезжать водитель имеет право только на исправном автомобиле. Устройства, выступающие по ширине более 500 мм за обычные габариты автомобиля, необходимо оборудовать дополнительным освещением по бокам, спереди и сзади. В автомобиле с прицепом должна быть страховочная цепь или трос для удержания прицепа при поломке сцепного устройства. После сцепки нужно запереть сцепное устройство, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, применяя предохранительную цепь или трос. Буксировать на мягкой сцепке можно только автомобиль с исправным управлением, тормозами, передним мостом, звуковым сигналом и освещением. Длина мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 м. Нельзя присоединять буксир к переднему мосту. Буксирный трос нужно обозначить лоскутом красной материи, а ночью — освещать. При буксировании на жесткой сцепке в буксируемом автомобиле должны быть исправны рулевое управление, передний мост и приборы освещения.

Нельзя стоять вблизи натянутого троса. Стальные тросы нельзя брать руками без рукавиц.

При погрузке или разгрузке надежно закрепляй на месте автомобиль, не отлучайся от него и не выполняй ремонтные работы.

Бензин легко воспламеняется, вызывает раздражение, попадая на кожу. Его пары, оставшиеся в таре, могут взорваться. Не используй для бензина пластмассовые канистры — некоторые виды пластика электризуются, и при отворачивании пробки может возникнуть искра, от которой взорвутся пары.

В этилированном бензине содержится тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Не следует мыть руки и детали таким бензином. Пары этилированного бензина не менее ядовиты, чем сам бензин, поэтому заправляя автомобиль этилированным бензином, становись с наветренной стороны, а при ремонте деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, подержи их в керосине для обезвреживания отложившегося на них тетраэтилсвинца.

Этилированный бензин обезвреживается промыванием участка кожи или глаз теплой водой с мылом или 2 %-ным раствором соды. При попадании этилированного бензина в глаза промой их, а затем обратись к врачу. Пол, на который был пролит этилированный бензин, посыпают песком, затем сметают его и наносят слой хлорной извести на 4–5 ч.

Если приходится возить канистру с бензином, ее нужно обязательно привязывать, и в багажнике, и в салоне, иначе при аварии или даже при резком торможении она может стать причиной пожара.