Похожие публикации

Отделение (бригада) №1 Выписка из реестра о намолоте зерна и убранной площади
Документ
0 .7 г. № 9- Сельхозпредприятие ТОВ "Зірка" Отделение (бригада) № 1 Выписка из реестра о намолоте зерна и убранной площади за 08....полностью>>

Оборудование для производства рекламных и строительных конструкций погонажных изделий, утеплителей для труб, элементов фасадной отделки
Документ
Наша компания занимается производством и продажей оборудования для резки пенополистирола. В состав производимой продукции входят как ручной инструмент...полностью>>

Эффективность очистки до 99,9%. Принцип действия "Газоконвертора "Ятаган" основан на комбинированном воздействии объёмного барьерно-стриммерного разряда, озона высокой концентрации и каталитического воздействия на молекулы газообразных загрязнений
Документ
"Газоконвертор "Ятаган" предназначен для: - очистки воздуха от газообразных загрязнений или дурнопахнущих веществ органической природы; - обеззаражива...полностью>>

Енуемый далее «Исполнитель», с одной стороны и,в лице
Документ
УО «Полоцкий государственный университет», в лице проректора по научной работе Глухова Д.О., действующего на основании доверенности от 30.08.2013 № 10...полностью>>



Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи во 2 классе скоу

Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 4 классе (170 ч)

/№

п/п

Дата

Тема урока

Развитие речи

Письмо и чистописание

Изучение словарных слов

Контрольные и диагностические материалы

I

8 ч

Повторение

1.1.

Выражение в предложении законченной мысли. Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке. Выделение предложений из текста. Уточнение временных представлений (лето, осень, их признаки)

Гласные буквы: прописные и строчные (письмо в соединении)

Комментированное письмо. Списывание с оформление предложений.

Диктант односложных и двусложных слов на тему: лето, осень.

1.2.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Роль слова в предложении.

Дополнение предложений. Изменение смысла предложений с помощью слова. Деление текста на части.

Парные звонкие глухие-согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении).

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 3 слов.

1.3.

Связь слов в предложении. Использование вопроса при употреблении различных форм слова.

Дополнение предложений по вопросам. Упражнения в словоизменении.

Непарные звонкие и глухие согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении)

Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание.

Карточка «Изменяй слово по вопросам».

1.4.

Последовательность и связь слов в предложении.

Восстановление последовательности слов в предложениях, словоизменение. Дополнение предложений из сказки «Лиса и Журавль» по вопросам. Устный пересказ сказки. Составление предложений со словарными словами.

Письмо букв, не обозначающих звуки: ь и ъ. Письмо слов с этими буквами.

Списывание со вставкой слов, восстановлением порядка слов и изменением формы слова.

Считать

решать

Карточка «Расположи слова по порядку».

1.5.

Восстановление последовательности слов в предложении.

Составление предложений по данным схемам. Определение темы текста по данным словам. Восстановление порядка слов в предложениях текста. Озаглавливание текстов.

Письмо букв Цц и слов с ними (цирк, деревце, цокот).

Комментированное письмо. Списывание с изменением порядка слов и изменение формы

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

1.6.

Предложение как часть текста.

Практическое использование синонимов и личных местоимений для связи предложений в тексте. Подбор предложений к картинкам. Озаглавливание текстов.

Письмо букв Лл, Мм и слов с ними: Митя, медвежонок, мишка, лес, лапы, Лена.

Списывание с заменой слов, вставкой слов.

Карточка «Исправь ошибки в предложении» (связь слов в предложении, изменение формы)

1.7.

Практические упражнения в составление простых распространённых предложений.

Ответы на вопросы по тексту. Восстановление последовательности частей в тексте по данному плану (начало, главная часть, конец)

Письмо букв Чч и слов с ними: беречь, ёлочка, Частов.

Списывание с изменением последовательности предложений. Комментированное письмо.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов.

1.8.

Коллективное составление по вопросам письменного рассказа о летних каникулах.

Объяснение значений слов. Практическое знакомство с многозначностью слов: язык, пример. Чтение диалога по ролям. Составление предложений с данными словами и материалу диалога. Определение границ предложений в тексте. Оценочные суждения.

Письмо букв Фф, Хх и слов с ними: футбол, Фрол, хорошо, Харитон.

Комментированное письмо. Списывание с выделением предложений в тексте.

пример

Письмо по памяти.

II.

70 ч

Звуки и буквы.

2.1.

Алфавит.

Составление алфавитных списков. Составление предложений с данными словами.

Письмо букв Хх, Жж и слов с ними: Жуков, Хабаров, орех, жасмин.

Списывание с изменением порядка слов, со вставкой букв.

Контрольное списывание словарных слов со вставкой пропущенных букв.

2.2.

Звуки и буквы. Гласные и согласные.

Беседа о хлебных растениях. Дополнение словосочетаний по вопросам. Уточнение словаря по теме «Растения поля»

Письмо бук Пп, Гг и слов с ними: гречиха, пшеница, Галя, Поля.

Списывание со вставкой слов, букв.

Пшеница

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

2.3.

Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные.

Участие в беседе о библиотеке. Установление порядка событий в сказке «Курочка Ряба». Узнавание текста по опорным словам. Продолжение рассуждений.

Письмо букв Ии, Шш и слов с ними: Иван, Шура, школа, интересно. Списывание с восстановлением порядка. Комментированное письмо.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 3 слов.

2.4.

Мягкие и твёрдые согласные.

Работа с пословицами. Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой. Составление рассказа «Хлеб» по серии сюжетных картинок и данному началу. Оценка поступка героя рассказа. Заголовок рассказа.

Письмо букв Сс, Хх и слов с ними: хлеб, снег.

Комментированное письмо.

Письменные ответы по сюжетным картинкам с использованием слов из справок. Взаимопроверка.

2.5.

Мягкий знак на конце и в середине слова. Определение количества звуков и букв в словах с ь, обозначающим мягкость согласных.

Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой.

Письмо сочетаний ль, нь и слов с ними: мебель, конь, угольки, коньки.

Выборочное списывание. Комментированное письмо.

Словарный диктант (лова с ь на конце и в середине слова).

2.6.

Правописание мягкого знака на конце слов.

Объяснение значений родственных слов. Изменение формы числа в словосочетаниях. Слова, противоположные по смыслу. Уточнение словаря по теме «Черты характера». Работа с пословицами. Дополнение предложений словами по смыслу.

Письмо сочетаний ть, мь и слов с ними: семь, сеть.

Письмо со вставкой слов.

Выборочное списывание.

Корабль

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

2.7.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.

Дополнение предложений словами по смыслу. Слова, противоположные по значению. Сравнения одного предмета с другим.

Письмо слов: горка, горько, любить, любит.

Списывание со вставкой пропущенных букв.

Слуховой предупредительный диктант из 4 слов

2.8.

Различение правил правописания в предложениях.

Выбор заголовка к тексту. Выделение главной мысли в тексте. Употребление в предложении слов, противоположных по значению. Составление рассказа «Наш класс» по вопросам.

Письмо слов: пальто, гулять.

Списывание со вставкой слов и букв.

Комментированное письмо.

Человек

Объяснительный диктант из 4 слов.

2.9.

Восстановление текста по серии сюжетных картинок.

Восстановление последовательности предложений в тексте. Выбор заголовка: «Смешная история», «Глупый ёж», «Ёжик». Устные ответы на вопросы по сюжетной картинке «Что можно делать в лесу, а чего нельзя?»

Письмо букв Цц, Чч и слогов с ними.

Комментированное письмо.

Письмо по памяти.

2.10.

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. Сравнение по смыслу, произношению и написании пар слов типа полю – полью.

Ответы на вопросы учебной беседы. Практическое построение рассуждений по данным вопросам. Дополнение предложений словами по смыслу. Составление предложений по сюжетным картинкам (изменение лица глаголов). Работа с пословицами.

Письмо слогов: лю, лью, мя, мья и слов: полю, полью, семя, семья.

Списывание со вставкой слов.

Словарный диктант.

2.11.

Правописание слов с разделительным ь.

Упражнения в выразительном чтении. Изменение глаголов по лицам, словосочетаний прилагательное с существительным по числам с опорой на дынный образец. Упражнения в словообразовании (модель образования притяжательных прилагательных).

Письмо слогов: бьи, вьи – и слов с ними: муравьи, воробьи.

Комментированное письмо. Списывание со вставкой букв.

Контрольное списывание текста со вставкой букв.

2.12.

Упражнения на правописание слов с разделительным ь.

Объяснение значений родственных слов. Изменение формы слов в предложении (управление). Выбор заголовка к тексту. Дополнение предложений словами по смыслу.

Письмо слогов: чья, жья – и слов с ними: птичья, заячья, медвежья.

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

Деревня

Зрительно-предупредительный диктант из 5 слов.

2.13.

Различение слов с ь, обозначающим мягкость согласных, и разделительным ь.

Ответы на вопросы по тексту «Этажи леса». Классификация слов по указанным признакам. Работа с загадками.

Письмо сочетаний: сь, сья – и слов с ними: колосья, просьба.

Комментированное письмо. Выборочное списывание.

Слуховой предупредительный диктантов из 5 слов.

2.14.

Деление слов с ь, обозначающим мягкий знак, и разделительный ь для переноса.

Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о здоровом образе жизни. Работа со сравнениями.

Письмо слогов: ве, вье – и слов: ветер, здоровье.

Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание с делением слов для переноса.

здоровье

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

2.15.

Различение изученных орфограмм: мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь, слова из словаря.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных по данному образцу. Дополнение предложений по вопросам.

Письмо слога нью и слов с ним: ночью, осенью.

Выборочное списывание. Комментированное письмо.

аптека

Словарный диктант.

2.16.

Коллективное составление рассказа «Кот-разбойник» по серии сюжетных картинок и данным вопросам.

Составление предложений по вопросам с опорой на серию сюжетных картинок.

Различение понятий текст и не текст. Заголовок текста.

Письмо букв О,С и слов с ними: собака, Собакин, орех, Орехов.

Комментированное письмо.

Письмо по памяти.

2.17.

2.18.

Контрольный диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость согласного, разделительным ь. Словарные слова».

Работа над ошибками.

2.19.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Замена слов в предложениях на синонимы, данные в словах для справок. Составление предложений с данными словосочетаниями. Дополнение словосочетаний и предложений словами по смыслу.

Письмо букв Ж, Ш и слов с ними: Шишкин, Жильцов.

Выборочное списывание.

Письмо со вставкой слов.

земляника

Выборочный диктант «Где жи, а где ши?».

2.20.

Правописание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Составление предложений с данными словами. Выбор заголовка к тексту. Изменение глаголов по образцу. Выразительное чтение стихотворения.

Письмо букв Ч, Щ и слов с ними: Частов, Щавелёв.

Списывание со вставкой букв.

Заполнение таблицы «Сочетания гласных с шипящими».

2.21.

Тренировочные упражнения в правописании слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Восстановление последовательности предложений в стихотворении по вопросам. Письменные ответы на вопросы по тексту «Лось».

Письмо букв Ч, Ш, Щ и слов с ними: Широков, Щукин, Чугунов.

Списывание со вставкой букв и слогов. Комментированное письмо.

Выборочный диктант «Чу ли щу? Ча или ща?»

2.22.

Различение изученных орфограмм.

Дополнение текста о подготовке лесных жителей к зиме предложениями о зайце и волке; на тему «Приметы осени» по личным наблюдениям. Восстановление последовательности частей текста. Работа с пословицами.

Письмо букв Э, С и слов с ними: Эля, Слава (нижние соединения).

Списывание со вставкой слов. Списывание с восстановлением последовательности. Комментированное письмо

экскурсия

Зрительно-предупредительный диктант

2.23.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Подбор проверочных слов с помощью изменения формы слова.

Упражнения в объяснении правописания сомнительных согласных по образцу. Дополнение предложений словами, отличающимися одной буквой (лук – луг, пруд – прут).

Письмо букв З, С и слов с ними: Зина, Сомов.

Списывание со вставкой букв и слов. Комментированное письмо слов по данному образцу.

Выборочный диктант «Звонкий или глухой?»

2.24.

Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова.

Работа с загадками. Устные ответы по тексту «Кто какие гнёзда вьёт7» Коллективное составление плана к тексту «Травы». Беседа о бережном отношении к растениям. Изменение формы числа существительных.

Письмо букв Г, К и слов с ними: Курск, Горки.

Списывание со вставкой букв.

берег

Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов.

2.25.

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Различение произношения и написания сомнительных согласных. Способ проверки сомнительных согласных.

Рассуждение по опорной таблице «Как слышим, как пишем». Объяснение выбора сомнительной согласной по данному образцу.

Письмо букв Б, П и слов с ними: Борисов, Петров.

Списывание со вставкой букв.

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

2.26.

Подбор к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов.

Заголовок текста. Составление предложений с данными словами.

Письмо букв В, Ф и слов с ними: Воронеж, Фролов.

Списывание со вставкой букв и проверочных слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 5 слов.

2.27.

Подбор к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов по правилу.

Беседа о бережном отношении к хлебу. Дополнение предложений по смыслу.

Письмо букв Д, Т и слов с ними: Дон, Тула.

Списывание со вставкой букв и слов.

обед

Словарный диктант.

2.28.

Способы проверки написания парных звонких и глухих согласных в словах («один – много», «Назову ласково»)

Работа с загадками. Устный пересказ сказки «Репка».

Письмо букв Г, П, Т и слов с ними: Глеб, Петербург, Тамбов.

Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов.

2.29.

Упражнения в проверке написания сомнительных согласных на конце и в середине слова.

Составление предложений с данными словами. Работа с загадками. Упражнения в словоизменении и словообразовании (уменьшительно-ласкательная форма слова)

Письмо букв Б, Д и слов с ними: Братск, Двина.

Списывание со вставкой пропущенных букв и слов.

автобус

билет

Выборочный диктант «Нужно ли проверять?»

2.30.

Объяснение правописания сомнительных согласных на конце и в середине слова.

Дополнение предложений словами по предметным картинкам. Работа над сравнениями. Составление предложений со сравнительными оборотами.

Письмо букв З, В и слов с ними: Волга, Заречье.

Списывание со вставкой пропущенных букв, подбор проверочных слов.

Словарный диктант.

2.31.

Упражнения в правописании сомнительных согласных на конце и в середине слова.

Составление предложений с данными словами. Работа с загадками. Восстановление порядка слов в предложениях текста. Выбор заголовка: «На заставе», «Вишнёвый сад», «Память о погибших»

Письмо букв Н, К и слов с ними: Нева, Калуга.

Списывание с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо.

Выборочный диктант «Где сомнительный согласный – в начале или в конце?»

2.32.

Различение звонких и глухих согласных, требующих и не требующих проверки, в конце и в середине слова.

Восстановление порядка слов в предложениях текста. Части текста. Дополнение текста предложениями с данными словами. Озаглавливание текста.

Письмо букв Б, В и слов с ними: Вологда, Белая.

Выборочное списывание.

Комментированное письмо.

Карточка «Вставь пропущенные сомнительные согласные»

2.33.

Коллективное изложение рассказа «Ястреб» по данному плану.

Составление предложений к каждому пункту плана.

Дополнение второй части сложного предложения и предложения с однородными членами.

Письмо букв Л, Яя и слов с ними: Лена, Ярославль, ястреб.

Комментированное письмо составленных предложений.

ястреб

Карточка «Расположи по порядку» (порядок слов в предложении).

2.34.

Различение и применение изученных орфограмм.

Выбор заголовка к рассказу: «Лиса», «Кумушка-лиса».

Письмо букв Ш, М и слов с ними: Москва, Шарья.

Списывание со вставкой пропущенных букв. Выборочное списывание.

Слуховой предупредительный диктант из 6 слов.

2.35.

Практические упражнения в распознавании изученных орфограмм.

Составление предложений по сюжетной картинке и опорным словам «В школьной мастерской». Устное продолжение текста «Что нашёл Митя?» Составление рассказа «Гроза» по данному началу и заголовку.

Письмо букв З, Е и слов с ними: Енисей, Заозёрск.

Комментированное письмо.

вдруг

Работа с таблицей «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.36.

Коллективное составление рассказа «Скоро зима» по данному началу и концу и опорным словам.

Составление предложений по опорным словам и материалам наблюдений за признаками поздней осени.

Письмо букв А, Л и слов с ними: Амур, Липецк.

Комментированное письмо.

Письмо по памяти.

2.37.

2.38.

Контрольный диктант «Сочетания гласных с шипящими (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова».

Работа над ошибками.

2.39.

Роль ударения в слове. Ударные гласные.

Составление предложений с данными словами. Объяснение значений родственных слов. Дополнение словосочетаний по вопросам. Составление предложения в однородными членами по данной схеме. Восстановление последовательности частей текста «Зоомагазин».

Письмо букв Мм и слов с ними: Мурманск, маслёнок.

Списывание слов с постановкой ударения.

Списывание со вставкой слов, восстановление порядка частей текста.

магазин

Карточка «Поставь ударения в словах»

2.40.

Смыслоразличительная роль ударения.

Сравнение значений слов, отличающихся ударением (замок – замок). Объяснение значений слов (устно). Составление предложений с такими словами.

Письмо букв Жж и слов: Жучка, жучок.

Выборочное списывание с постановкой ударения.

Зрительно-предупредительный диктант 2-х предложений из 3- слов с парами слов, отличающих ударением.

2.41.

Изменение места ударения в слове.

Орфоэпические упражнения. Составление предложений со словосочетаниями: мамины руки, упало с руки – и данными словами.

Письмо букв Р, Г и слов с ними: Руслан, Громов.

Списывание. Комментированное письмо.

Словарный диктант.

2.42.

Сравнение произношения и написания ударной гласной.

Работа с загадками. Определение темы. Уточнение временных представлений (времена года).

Письмо букв П, Т и слов с ними: Псков, Томск.

Списывание со вставкой пропущенных букв.

Письмо по памяти.

2.43.

Ударные и безударные гласные.

Выбор заголовка к тексту: «Совесть», «Плохой поступок». Беседа о совести. Упражнения в словообразовании по данному образцу. Составление предложений по данной схеме.

Письмо букв Р, Ф и слов с ними: Родион, Фёдор.

Списывание со вставкой букв и слов.

фабрика

Слуховой предупредительный диктант из 5 слов.

2.44.

Различение ударных и безударных гласных в произношении и написании. Выделение сомнительных гласных в слове.

Составление предложений с данными словами. Построение вывода о сомнительных гласных. Составление рассказа «Зимние забавы» по данным словам

Письмо букв З, В, Б и слов с ними: Зина, Воркута, Борисов.

Выборочное списывание.

Комментированное письмо.

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

2.45.

Единообразное написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова. И того же слова.

Составление пар предложений, связанных по смыслу, с данными словами (поле - поля). Дополнение предложений словами. Изменение существительных по числам и падежам (практические упражнения).

Письмо букв И, Ц и слов с ними: Иваново, Цимлянск.

Списывание со вставкой слов и букв.

Карточка «Подчеркни проверочное слово»

2.46.

Выбор безударной гласной по проверочному слову.

Составлений словосочетаний с данными словами и предложений из них. Письменные ответы на вопросы по тексту «Иней».

Письмо букв У, Ч и слов с ними: Урал, Чкалов.

Комментированное письмо.

иней

Словарный диктант

2.47.

Правило проверки безударной гласной.

Рассуждение о проверке сомнительных гласных по данному образцу.

Письмо букв Ч, Ц и слов с ними: Челябинск, Царёв.

Письмо по образцу. Выборочное списывание.

Письмо по памяти

2.48.

Подбор проверочных слов для проверки правописания сомнительных гласных (один –много)

Работа с загадками. Беседа о правилах поведения в лесу, об отношении к природе.

Письмо букв Н, В, К и слов с ними: Нерль, Владимир, Киров.

Списывание со вставкой пропущенных букв, записью проверочных слов.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 6 слов.

2.49.

Определение сомнительных гласных в словах и подбор проверочных слов.

Дополнение предложений словами по смыслу. Выбор словосочетаний на тему «Зима в лесу». Устное составление высказывания с ними.

Письмо букв И, Ш, Щ и слов с ними: Ильинское, Шексна, Щукин.

Списывание со вставкой слов.

Шофёр

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

2.50.

Упражнения в определении слов с безударной гласной и закрепление способов проверки.

Восстановление последовательности частей текста «Солнце и ветер». Выделение основной мысли текста. Дополнение предложений. Рассуждение по данному образцу.

Письмо букв Ю, В и слов с ними: Витя, Юлия.

Списывание с печатного текста со вставкой слов, изменением последовательности частей текста.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов.

2.51.

Коллективное изложение рассказа «Ромашки в январе» по данным вопросам и сюжетной картинке.

Составление предложений по вопросам. Выяснение скрытого смысла рассказа.

Письмо букв У, Щ и слов с ними: Щеглов, Уткин. Комментированное письмо.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу» (слова из текста)

2.52.

Определение слов с сомнительной гласной и закрепление способа проверки.

Дополнение предложений словами по смыслу. Ответы на вопросы. Объяснение правописания слов с безударными гласными.

Письмо букв Э, Х и слов с ними: Эдуард, Хабаровск.

Выборочное списывание. Комментированное письмо.

Зрительно-предупредительный диктант из 6 слов с изученными орфограммами.

2.53.

Объяснение правописания слов с безударной гласной, проверяемой ударением.

Составление словосочетаний. Составление рассказа «Кормушка» по сюжетным картинкам и данным вопросам. Выразительное чтение стихотворения.

Письмо букв Х, Ж и слов с ними: Химки, Жуковский.

Выборочное списывание. Комментированное письмо составленных по вопросам предложений.

завтра

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.54.

Различение пройденных орфограмм.

Устные ответы на вопросы «Кто как зиму встретил?» по стихотворению Г. Ладонщикова.

Восстановление последовательности частей в тексте. Составление высказывания по сюжетной картинке.

Письмо букв Я, Л и слов с ними: Яуза, Липецк.

Выборочное списывание.

Списывание с восстановлением порядка предложений.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу» (парные звонкие - глухие согласные, проверяемые безударные гласные)

2.55.

Определение в предложениях и текстах слов на пройденные правила правописания.

Восстановление порядка слов в предложении. Дополнение текста предложением.

Письмо букв О, Ю и слов с ними: Онега, Юрьев.

Списывание с восстановлением последовательности слов в предложениях. Комментированное письмо.

Письмо по памяти.

2.56.

2.57.

Контрольный диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова, проверяемых безударных гласных»

Работа над ошибками.

2.58.

Непроверяемые безударные гласные. Словарь в конце учебника.

Дополнение предложений словами по смыслу. Объяснение написания непроверяемых безударных гласных.

Письмо букв А, Л и слов с ними: Амур, Луга.

Списывание со вставкой букв.

Диктант словарных слов.

2.59.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Уточнение словаря по темам «Транспорт», «Рабочие машины», «Местожительства». Адрес школы.

Письмо букв Е, Э и слов с ними: Эмма, Енисей.

Комментированное письмо.

автомобиль

метро

трамвай

Карточка «Исправь ошибки» (словарные слова)

2.60.

Различение слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Работа с пословицами. Адрес на конверте.

Письмо букв О, А и слов с ними: Ока, Амур.

Комментированное письмо составленных предложений. Списывание со вставкой слов.

Выборочный диктант «Проверяю по правилу – запоминаю (смотрю в словаре)».

2.61.

Объяснение правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Работа со сравнениями. Ответы на вопросы по тексту «Помогите птицам» и личным наблюдениям учащихся.

Письмо букв П, Т и слов с ними: Тимур, Припять. Комментированное письмо составленных предложений.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 5 слов (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

2.62.

Коллективное составление письма родным.

Составление предложений по вопросам учителя. Структура письма.

Письмо букв Дд, Бб и слов с ними: Добров, добро, Белкин, белка.

Комментированное письмо.

2.63.

Различение слов с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными.

Беседа о значении слов. Сравнение признаков зимы и осени (устные высказывания).

Письмо букв Ее, Ии и слов с ними: Иволгин, иволга, Ежов, ежи.

Выборочное списывание.

Списывание со вставкой букв.

спасибо

Слуховой объяснительный диктант из 5 слов.

2.64.

Закрепление способов проверки парных звонких и глухих согласных и проверяемых безударных гласных (изменение формы слова: один – много; «назови ласково).

Различение зачина и концовки сказки. Работа с загадками. Объяснение правописания гласных и согласных букв по образцу.

Письмо букв Кк, Нн и слов с ними: Кама, Носов.

Списывание со вставкой букв.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

2.65.

Различение правил правописания.

Работа с загадками. Дополнение предложений текста «Пшеница» словами из справок. Восстановление последовательности предложений в сказке «Ёлочка». Озаглавливание.

Письмо букв Ее, Ёё и слов с ними: ель, ёлочка, Ёлочкина.

Списывание со вставкой слов, с восстановлением порядка предложений в тексте.

трактор

Письмо по памяти

2.66.

Упражнения в выделении слов на изученные правила.

Восстановление последовательности частей текста «Заяц-беляк», последовательности предложений в тексте. Беседа о правилах вежливости.

Письмо букв Ф, Р и слов с ними: Фая, Рая.

Списывание со вставкой букв, с восстановлением порядка предложений.

Выборочный диктант «Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными

2.67.

Коллективное описание щенка по данному образцу и картинке.

Составление предложений по данному образцу.

Письмо букв Ч, Ц, Щ и слов с ними: Чапка, Цуцик, Щепка.

Комментированное письмо

Письмо по памяти.

2.68.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Восстановление последовательности слов в предложениях текста. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы о ёлке и сосне.

Карточка «На какое правило слово?» (классификация орфограмм)

2.69.

2.70.

Контрольный диктант «Звуки и буквы. Правила правописания».

Работа над ошибками.

III.

50 ч

Слово

3.1.

Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

Уточнение словаря по темам: «Лесные птицы и звери», «Растения леса». Составление предложений по сюжетной картинке и данным вопросам. Согласование глаголов и существительных в числе.

Письмо слов: кто, что.

Выборочное списывание.

Комментированное письмо. Списывание с изменением формы слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов с однородными подлежащими, выраженными существительными.

3.2.

Что могут называть слова, обозначающие предметы.

Различение слов, обозначающих предметы, по вопросам кто? что?

Уточнение словаря по темам: «Животные», «Явления природы», «Профессии», «Чувства». Беседа о правилах дорожного движения. Составление предложений по данному образцу и картинкам

Письмо сочетаний тр, мв, лл и слов с ними: трамвай, троллейбус.

Выборочное списывание

Выборочный диктант словарных слов «Кто это? Что это?»

3.3.

Изменение формы слов, называющих предметы, по вопросам.

Составление словосочетаний (управление). Синонимические замены для избежания повторов слов в тексте.

Письмо букв П, Т и слов с ними: Пушкин, Толстой.

Списывание со вставкой слов в нужной форме.

портрет

Слуховой предупредительный диктант с выделением слов, называющих предметы.

3.4.

Изменение формы слова, называющего предмет по вопросу и в соответствии со связью с другими словами в предложении.

Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о значении бытовой техники, о правилах использования телефона. Работа с загадкой. Упражнения в словообразовании. Предупреждение повторов в парах предложений, связанных по смыслу.

Письмо букв п, т и слов с ними: трактор, пшеница.

Списывание со вставкой слов в нужной форме.

квартира

телефон

Объяснительный диктант предложения из 6 слов.

3.5.

Практические упражнения со словами, близкими и противоположными по значению, называющими предметы.

Работа с пословицами. Использование синонимических замен в тексте о труде. Беседа о значении труда в жизни человека.

Письмо букв Жж, Хх в соединении. Письмо слов: жалоба, холод.

Выборочное списывание. Списывание с заменой слов.

Словарный диктант.

3.6.

Слова, называющие действия. Связь слов, называющих предметы и действия предметов.

Дополнение предложений глаголами по данным вопросам. Различение законченного и совершающегося действия по вопросам. Составление устного высказывания «Уборка класса».

Письмо слогов по, вы и слов с ними: построил, выстроил.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов.

3.7.

Выделение слов, называющих действия, из предложений.

Составление устного высказывания «Режим дня школьника». Дополнение предложения о режиме дня. Подбор глаголов, противоположных по смыслу.

Письмо слогов от, по и слов с ними: откроет, покроет.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Выборочный диктант (выписать из предложений слова, называющие действия).

3.8.

Выделение из предложений названий предметов и названий действий.

Обогащение речи учащихся глаголами звучания, передачи цвета. Определение настроения стихотворения.

Письмо слогов про, за и слов с ними: пролаял, залаял.

Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов.

3.9.

Употребление слов, обозначающих предметы и действия, в предложениях.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление рассказа по данному образцу.

Письмо слогов те, ле и слов с ними: телефон, телеграф.

Комментированное письмо. Выборочное списывание.

телевизор

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

3.10.

Слова, называющие признаки предметов. Их значение в речи.

Сравнение двух описаний зверька (с прилагательными и без них). Отгадывание загадки. Дополнение словосочетаний признаками предметов по картинкам. Классификация слов, называющих признаки предмета.

Письмо слогов ка, ко и слов с ними: какой, коробка.

Выборочное списывание. Списывание с подчёркиванием слов, называющих признаки.

Диктант словосочетаний (прилагательное + существительное)

3.11.

Различение формы слов, обозначающих признаки предметов по данным вопросам.

Подбор слов-признаков, характеризующих сказочных героев с опорой на картинки.

Письмо сочетаний ой, ая, яя и слов: какой, какая, какое.

Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание.

огромный

Карточка «Распредели по группам» (по характеру, по величине).

3.12.

Использование слов, называющих признаки предметов, в предложениях.

Подбор к слову, называющему предмет, ряда признаков. Письменные ответы на вопросы.

Письмо букв Сс, Оо в соединении и слов: Саратов, солнечный, Омск, огромный.

Комментированное письмо. Списывание со вставкой слов.

Выборочный диктант (из предложений выписать слова, называющие признаки)

3.13.

Упражнения в согласовании слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающие названия предметов, по вопросам.

Изменение формы прилагательных по вопросам. Устное высказывание по сюжетной картинке и прочитанному тексту. Заголовок текста, основная мысль (выделение из текста предложения, в котором выражена основная мысль).

Письмо букв Нн, Кк в соединении и слов: Норильск, новый, Калуга, крепкий.

Выборочное списывание с изменением окончаний слов.

Зрительно-предупредительный диктант из 6 слов.

3.14.

Практическое употребление прилагательных в предложениях и текстах.

Упражнения в замене прилагательных на синонимы. Работа над практическим использованием синонимов для межфразовых связей.

Письмо букв Вв, Бб в соединении и слов: Владимир, высокий, Борисов, берёзовый.

Списывание со вставкой букв и слов.

Словарный диктант.

3.15.

Сравнение предметов по признакам.

Использование в предложениях сравнений. Дополнение текста словами, называющие указанные признаки.

Письмо букв Вв, Фф в соединении и слов: Воркута, водный, Фокин, фарфоровый.

Списывание со вставкой слов.

Слуховой предупредительный диктант из 6 слов.

3.16.

Выделение из предложений слов, называющих признаки.

Работа с пословицами. Подбор синонимов. Описание «Погода сегодня»

Письмо букв Пп, Тт в соединении и слов: Палех, прекрасный, Тамбов, торопливый.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Объяснительный диктант предложения из 6 слов.

3.17.

Различение слов, называющих предметы, действия, признаки предметов.

Дополнение предложений словами из текста. Составление предложения с однородными членами. Составление слов

Письмо букв Бб, Дд в соединении и слов с ними: Быков, бойкий, Дубна, деревянный.

Комментированное письмо. Письмо со вставкой букв.

Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки).

3.18.

Описание грача по картинке и данным вопросам.

Составление предложений по вопросам. Восстановление последовательности частей текста (письмо другу). Устное составление письма другу с включением описания грача.

Письмо букв Гг, Рр в соединении и слов: Гусев, горький, Рыльск, родной.

Комментированное письмо.

Письмо по памяти.

3.19.

3.20.

Контрольная работа «Слова, называющие предметы, действия, признаки. Восстановление последовательности предложений в тексте. Контрольное списывание».

Работа над ошибками.

3.21.

Названия и имена предметов. Правило написания имён собственных.

Беседа о А.С. Пушкине. Образование полных имён людей и отчеств. Различение слов, которые могут иметь название, среди других.

Письмо букв Аа, Лл в соединении и слов: Архангельск, активный, Ливны, ласковый.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов.

3.22.

Расширение круга имён собственных. Названия морей, рек, озёр, гор.

Беседа о стране, в которой мы живём. Повторение школьного и домашнего адреса учащихся.

Письмо букв Сс, Хх в соединение и слов: Санкт-Петербург, село, Хабаровск, холод.

Списывание с выделением имён собственных.

Россия

Словарный диктант (слова с двойными согласными).

3.23.

Правописание названий морей, рек, озёр, гор.

Определение границ предложений в тексте. Составление предложений с данными именами собственными.

Письмо букв Оо, Аа в соединении и слов: Ока, обильный, Ангара, артист.

Выборочное списывание.

Списывание с определением границ предложения.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 6 слов.

3.24.

Правописание имён собственных.

Ответы на вопросы. Дополнение предложений текста «Где я живу». Беседа о Волге. Изложение по вопросам текста о Волге.

Письмо букв Жж, Кк в соединении: Жигули, живой, Кама, короткий.

Комментированное письмо.

фамилия

Выборочный диктант (выписывание имён собственных).

3.25.

Различение слов типа мир – площадь Мира.

Объяснение написания слов со строчной и прописной буквы.

Образование названий площадей из данных слов. Работа с понятием «адрес». Письменные ответы на вопросы.

Письмо букв Мм, Лл в соединении и слов: медвежонок Миша, лисёнок Лёнька.

Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание.

Объяснительный диктант предложений из 6 слов.

3.26.

Предлог как отдельное слово. Роль предлогов в речи.

Составление словосочетаний с предлогами. Составление предложения по схеме.

Письмо букв Зз, Вв в соединении и слов с ними: Залужье, задорный, Воронеж, волнистый.

Списывание со вставкой предлогов и изменением формы слова.

лестница

Зрительно-предупредительный диктант из 6 слов.

3.27.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Описание лошади по вопросам. Восстановление порядка с лов в предложении.

Письмо букв Уу, Юю в соединении и слов: Урал, умный, Юрьев, юный.

Комментированное письмо. Списывание с соблюдением порядка слов в предложении.

Графический диктант (схемы предложений с предлогами).

3.28.

Предлоги над, под, около, до, без, перед.

Дополнение предложений словами, называющими признаки. Упражнения в предложном управлении (изменение падежной формы существительного).

Письмо букв Яя, Аа в соединении и слов: Ялта, яркий, Астрахань, алый.

Выборочное списывание. Комментированное письмо.

Слуховой предупредительный диктант.

3.29.

Употребление предлогов в речи и их правописание.

Дополнение предложений по вопросам и прочитанному тексту «Заяц». Части текста. Дополнение предложений «Мои соседи».

Письмо букв Ээ, Ее в соединении и слов: Эльвира, энергичный, Егорьевск, еловый.

Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо.

Выборочный диктант (выписать слова с предлогами).

3.30.

Упражнения в употреблении предлогов в предложениях.

Дополнение предложений предлогами. Устное составление продолжения рассказа «Тим и Мурзик» по серии сюжетных картинок и данному тексту. Восстановление порядка слов в предложении.

Письмо букв Уу, Чч в соединении и слов: Угра, уютный, Череповец, частый.

Списывание со вставкой слов и восстановлением их последовательности.

Письмо по памяти.

3.31.

Изложение текста «Музыка» по данным вопросам.

Составление предложений по вопросам.

Письмо словосочетаний: громкий барабан, звонкая труба, простая дудочка, берёзовая роща.

Комментированное письмо.

Слуховой предупредительный диктант из 7 слов.

3.32.

Объяснение правописания предлогов.

Исправление неправильного употребления предлогов в предложении. Составления предложения по схеме. Тема (выбор словосочетаний на данную тему).

Письмо букв Ии, Шш в соединение и слов: Иртыш, ивовый, шерстяной, Шилов.

минута

Карточка «Исправь ошибки» (употребление предлогов)

3.33.

Слова с разделительным ъ. Различение раздельного и слитного произношения согласных и гласных.

Узнавание слов по их толкованию. Дополнение предложений с опорой на картинки.

Письмо букв ч, ъ, ь и слов с ними: объезд, встреча, дальний.

Списывание со вставкой слов и букв.

Карточка «Вставь, где нужно, ъ».

3.34.

Употребление слов с разделительным ъ в предложениях.

Использование синонимических замен в предложении. Составление предложений с данными словами.

Письмо слов: подъезд, объём, объяснение.

Списывание с заменой слов. Комментированное письмо.

Выборочный диктант (выписывание слов с разделительным ъ).

3.35.

3.36.

Контрольный диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ».

Работа над ошибками.

3.37.

Понятие о родственных словах (установление общности смыла и общей части).

Объяснение значений родственных слов. Дополнение предложений родственными словами.

Письмо букв Дд, Тт в соединении и слов: Дальний, далёкий, Тропкино, тропа.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 7 слов.

3.38.

Понятие о корне слова как общей части родственных слов.

Объяснение значений родственных слов. Составление словосочетаний с родственными словами.

Письмо букв Гг, Кк в соединении и слов с ними: Круглов, круглый, Гусев, гусятница.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Карточка «Вставь пропущенные слова» (выбрать из ряда родственных слов).

3.39.

Упражнения в образовании слов с данным корнем.

Беседа о значении труда. Упражнения в словообразовании. Составление предложений с данными словами.

Письмо букв Зз, Сс в соединении и слов с ними: зима, зимовье, солнце, солнечный.

Списывание со вставкой корней слов.

Слуховой предупредительный диктант из 7 слов.

3.40.

Различение родственных слов среди других по смысловому единству и общему корню.

Выразительное чтение диалога. Беседа о родине.

Письмо букв Жж, Шш в соединении и слов с ними: жадный, жадность, широкий, ширь.

Выборочное списывание.

Карточка «Какое слово лишнее»

3.41.

Коллективное составление рассказа «Грачиное гнездо» по серии сюжетных картинок и данным словосочетаниям.

Составление предложений с данными словосочетаниями.

Письмо слов: грач, грачата, грачиное, грачата, грачиха.

Комментированное письмо.

Объяснительный диктант предложения из 7 слов.

3.42.

Наблюдение за единообразным написанием корней родственных слов.

Упражнения в словообразовании по данному образцу.

Письмо букв Бб, Пп в соединении и слов с ними: Бабушкино, бабушка, Подгорное, горы.

Списывание со вставкой слов по образцу.

Карточка «Вставь пропущенный корень».

3.43.

Выделение в ряду родственных слов проверочных для правильного написания безударных гласных.

Упражнения в словообразовании по данному образцу.

Письмо букв Ээ, Сс в соединении и слов с ними: экскурсия, спасибо.

Списывание со вставкой букв.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 7 слов.

3.44.

Подбор родственных слов для проверки безударных гласных.

Упражнения в словообразовании по данному образцу. Заголовок текста. Определение темы текста.

Письмо букв Зз, Ее в соединении и слов: зимний, зимовать, ель, еловый.

Списывание со вставкой букв.

Карточка «Подчеркни проверочное слово».

3.45.

Выделение в ряду родственных слов проверочных для правильного написания парных звонких и глухих согласных.

Упражнения в словообразовании по данному образцу. Составление пар предложений, связанных по смыслу, с данными родственными словами.

Письмо букв д, б, в, з и слов с ними: дубки, берёзки, морковка.

Списывание со вставкой букв и слов по данному образцу.

Слуховой предупредительный диктант предложения из 7 лов.

3.46.

Соблюдение единообразного написания корней при проверке безударных гласных и парных звонких и глухих согласных.

Дополнение предложений словами по вопросам и по смыслу. Выразительное чтение стихотворения. Беседа, из каких овощей варят щи.

Письмо букв м, ш, щ и слов: овощи, картошка, морковка.

Списывание со вставкой букв и слов.

Карточка «Сомневаюсь, выбираю проверочное слово, пишу».

3.47.

Коллективное составление рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным словосочетаниям.

Составление предложений по опорным словосочетаниям. Оценка поступков ребят.

Комментированное письмо.

3.48.

Выделение и проверка слов с изученными орфограммами.

Части текста. Составление сказки о Весне по данному образцу.

Письмо букв Вв, Зз в соединении и слов: Весна, весна, Зима, зима.

Письмо по памяти.

3.49.

3.50.

Контрольный диктант «Родственные слова. Единообразное написание корней. Изученные правила правописания»

Работа над ошибками.

IV.

Предложение

4.1.

Предложение как единица речи.

Составление предложений из слов. Ответы на вопросы по сюжетной картинке.

Письмо букв Ии, Цц в соединении и слов: Ирина, иней, Цаплин, цепочка.

Списывание с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо.

цыплёнок

Карточка «Расположи по порядку».

4.2.

Выделение предложений из текста. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Составление рассказа «Волчонок и ёж» по серии картинок и вопросам. Заголовок. Определение границ предложений в текстах. Беседа по сказке А. Толстого «Золотой ключик»

Письмо слов: волчата, зайчата, цыплята, гусята.

Списывание с обозначением границ предложения

Карточка «Сосчитай, сколько предложений».

4.3.

Предложение состоит из слов, а текст из предложений.

Составление предложений из словосочетаний. Составление текста «Весна» по данному образцу.

Письмо букв Лл, Яя, Мм в соединении.

Списывание с оформлением предложений. Комментированное письмо.

малина

ягода

Словарный диктант

4.4.

Выделение предложений о данном предмете из текста.

Части текста и план. Составление предложений о птицах. Составление конца текста. Заголовок.

Письмо буквосочетаний ая, яя и слов: радостная, весенняя.

Письмо со вставкой букв.

Комментированное письмо.

Выборочный диктант «О ком говорится в предложении?»

4.5.

Смысловая законченность предложения. Различение набора слов и предложения.

Дополнение предложений словами. Беседа о признаках весны.

Письмо слов Нн, Кк в соединении.

Комментированное письмо.

Выборочный диктант «О чём говорится в предложении?».

4.6.

Составление предложений с данными словами.

Узнавание сказки по опорным словам. Заголовок текста. Дополнение текста «Погода сегодня»

Письмо слогов ый, ий, ой и слов с ними: тёплый, высокий, злой.

Списывание со вставкой слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 7 слов.

4.7.

Расположение слов в предложении в определённом порядке.

Восстановление последовательности слов в предложении

Письмо слогов жё, шё и слов с ними: шёл, шёлк, жёлуди, жёлтый.

Списывание с соблюдением последовательности слов в предложении

Слуховой предупредительный диктант предложения из 7 слов.

4.8.

Слова в предложении связаны по смыслу.

Восстановление последовательности предложений в тексте. Упражнения в словоизменении для связи слов в предложении.

Письмо буквосочетаний ое, ее и слов с ними: сухое, синее.

Списывание с изменением формы слова.

вагон

вокзал

Объяснительный диктант предложения из 7 слов.

4.9.

Установление связи слов в предложении по вопросам.

Составление рассказа по серии картинок и вопросам «Медведь на пасеке».

Письмо букв в соединении кк, сс и слов с ними: касса, Россия, аккуратный.

Комментированное письмо. Дополнение словосочетаний, предложений словами.

русский

Словарный диктант

4.10.

Дополнение предложений по вопросам и по смыслу.

Распространение предложений.

Письмо буквосочетаний ые, ие и слов с ними: клейкие, шумные.

Комментированное письмо.

мешок

Письмо по памяти.

4.11.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Интонационное оформление вопросительного и повествовательного предложения.

Упражнения в выразительном чтении. Запись ответов на вопросы-загадки. Дополнение вопросительных предложений словами по смыслу.

Письмо предложений из одного слова: Пришёл? Пришёл. Пришёл!

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

Графический диктант (схема предложения и знак препинания на конце).

4.12.

Выделение в тексте повествовательных и вопросительных предложений. Точка и вопросительный знак на конце предложений.

Членение текста на предложения. Составление вопросов. Беседа о бережном отношении к природе.

Письмо слов: облепиха, ягоды.

Списывание со вставкой букв и знаков препинания. Комментированное письмо.

лягушка

Зрительно-предупредительный диктант вопросительного предложения.

4.13.

Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами, к выделенному слову в предложении.

Составление предложений.

Письмо слов: чаща, роща, живут, тишина.

Списывание с изменением количества и порядка слов в предложении.

Слуховой предупредительный диктант вопросительного предложения.

4.14.

Восклицательное предложение. Его интонационное оформление.

Выразительное чтение диалогов. Дополнение восклицательных предложений.

Письмо слов: здравствуй, до свидания.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Зрительно-предупредительный диктант восклицательного предложения.

4.15

Различение повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений в тексте.

Изменение последовательности предложений в тексте. Работа с загадкой.

Письмо слов: сколько, почему, какой.

Списывание со вставкой букв, знаков препинания.

ящерица

Слуховой предупредительный диктант восклицательного предложения.

4.16.

Составление письма другу о летнем отдыхе.

Составление письма по плану и данному образцу.

Комментированное письмо составленных предложений.

4.17.

Знаки препинания в конце предложения (обобщение).

Дополнение предложений текста словами по картинкам. Краткий письменный пересказ текста (дополнение предложений данными словами).

Письмо букв Цц, Чч в соединении и слов с ними: огурец, огурчик.

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

полотенце

Письмо по памяти.

4.18.

4.19.

Контрольный диктант «Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки)

4.20.

Выделение в предложениях сказуемых. Различение сказуемого по вопросам.

Дополнение предложений сказуемыми по вопросам. Составление предложений из данных слов. Уточнение словаря по теме «Профессии». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Письмо слов: девочка, бабочка.

Списывание с дополнением слов, оформлением предложений. Выборочное списывание.

Словарный диктант.

4.21.

Выделение в предложениях подлежащего. Различение подлежащего по вопросам.

Дополнение предложений подлежащими.

Письмо слов: гроза, молния, дождь, гром.

Списывание со вставкой букв и слов.

Зрительно-предупредительный диктант предложения.

4.22.

Выделение в предложениях подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Употребление для связи предложений в тексте личных местоимений и синонимов. Беседа о театре.

Письмо слов: метель, вьюга, свежесть, прохлада.

Списывание со вставкой букв и слов.

театр

Слуховой предупредительный диктант.

4.23.

Понятие о второстепенных членах предложения.

Дополнение предложений второстепенными членами по вопросам.

Письмо слов: жёлтый, чёрный, шёлковый.

Выборочное списывание

Выборочный диктант (выписать главные члены предложения)

4.24.

Распространение предложений по вопросам. Значение второстепенных членов в предложении.

Распространение предложений по вопросам, с помощью данных слов. Составление текста «На границе» по вопросам.

Письмо слов: граница, пограничник, нарушитель, перешёл.

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

костюм

Графический диктант (схемы предложений).

4.25.

Составление основной части рассказа «Мой щенок».

Составление предложений в соответствии с началом и концом рассказа. Части текста.

Письмо слов: щенок, малыш, дружок, кроха.

Комментированное письмо.

V.

7 ч

Повторение

5.1.

Звуки и буквы. Алфавит. Правила правописания: парные звонкие и глухие согласные, безударные гласные, мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, разделительный ь, гласные после шипящих. Словарные слова, слова с разделительным ъ.

Восстановление последовательности слов в предложении. Ответы на вопросы по тексту

Письмо гласных букв, прописных и строчных в соединении.

Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно».

5.2.

Родственные слова, называющие предметы, действия, признаки. Единообразное написание корней родственных слов.

Дополнение предложений родственными словами, называющими предметы, действия, признаки..

Письмо букв, обозначающих сонорные звуки, в соединении.

Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание.

Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки).

5.3.

Проверяемые и непроверяемые написания слов.

Работа с загадками.

Письмо букв, обозначающих непарные глухие звуки, в соединении.

Выборочное списывание со вставкой букв.

Выборочный диктант «Проверяю, запоминаю».

5.4.

Выделение и употребление предлогов в предложении. Раздельное написание предлогов со словами.

Дополнение предложений словами с предлогами. Составление рассказа «Прятки» по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по тексту.

Письмо букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные, в соединении.

Комментированное письмо.

Карточка «Вставь пропущенные предлоги»

5.5.

Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложений (восклицательный, вопросительный знаки, точка).

Составление предложений по сюжетным картинкам (продолжение рассказа о выходном дне). Распространение предложений второстепенными членами.

Комментированное письмо.

Выборочный диктант «Главные члены предложения».

5.6.

5.7.

Контрольный диктант за год.

Работа над ошибками.

1.1.4. Математика. 1-4 классы

а) Рабочая программа по математике в 1 классе СКОУ VIII вида

Пояснительная записка

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.

Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.

Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.

Организация обучения математике

Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. Составлена с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав числа 10, место единиц и десятков в числе,

- линии – прямую, кривую, отрезок,

- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,

- названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать и отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5:

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,

- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 10 копеек, 5 рублей.

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);

- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.

Тематическое планирование уроков математики в 1 классе (170 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четв.

2

четв

3

четв

4

четв

1.

Введение

2

2.

Понятие о величине

14

3.

Понятие о количестве

4

5

3

1

4.

Пространственные понятия

8

5.

Временные понятия

9

6.

Нумерация в пр.10.

2

9

7

5

7.

Арифметические действия.

-

5

16

11

8.

Числа, полученные при измерении

-

1

1

1

9.

Арифметические задачи

-

6

14

11

10.

Геометрический материал

5

2

-

-

11.

Контрольные и проверочные работы

-

2

5

5

12.

Повторение

1

5

4

6

Всего:

45

35

50

40