Похожие публикации

Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой
Документ
Школьная библиотека расположена на 2 этаже образовательного учреждения. Площадь библиотеки – 58,7 кв.м., число посадочных мест для пользователей – 15....полностью>>

Итоговый протокол окружной краеведческой олимпиады
Документ
0 1 3 «Мусорный остров» - влияние пластика на окружающий мир Клепацките Кристина 4 37,0 39,7 7 ,7 1....полностью>>

Года математики мбоу «Абалачевская сош» на 2013-2014 учебный год №
Документ
посвящённый математике; - Математические минутки в начальных классах; - Математическая викторина в 7 классе; - Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по ма...полностью>>

График кружковой работы в 1-4 классах на 2013-2014 учебный год
Документ
Дни недели 1 класс класс 3 класс 4 класс Понедельник Проектная деятельность 13.00 Школа здоровья 14....полностью>>



Дизайн как форма эстетической практики

Дизайн как форма эстетической практикиi

Дизайнер имеет дело с предметами,

но его цель не предмет, а человек.

Л. Мохой-Надьii

Еще несколько десятилетий назад в нашей стране было широко распространено понятие «технической эстетики» -- науки, изучающей эстетическую сторону промышленного производства, дизайн же понимался как процесс воплощения ее теоретических идей на практике. С того времени роль дизайна в жизни человека несравненно более увеличилась. Сегодня решение задач по эстетизации действительности в условиях развитого промышленного производства отводится дизайну.

С­­­­­­­­мысловое многообразие понятия «дизайн» охватывает большое количество значений. Его корни следует искать в латинском языке, где мы находим слово «designare» – определять, обозначать; итальянское «designо» относилось к рисункам, проектам, основополагающей идее, а современный английский вариант насчитывает около 30 толкований. Дизайн интерпретируют как:

1 – замысел, план или цель; 2 – чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор; 3 – модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция;

4–форму деятельности, проектирование, конструирование, намерение, задумку или разработку. Все эти значения так или иначе входят в современное определение дизайна.

Дизайн понимается как творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, направленный на преобразование окружающей и предметной среды по определенным принципам, определяющим форму конструируемого объекта исходя из его предназначения, с целью добиться максимальной практичности и удобства для потребителя, удовлетворяя тем самым его утилитарные, социальные и эстетические потребности. Традиционно считается, что функция эстетизации действительности – прерогатива искусства, но это не так. Дизайн также является практикой эстетического освоения мира. Искусство воплощает образы мира в рамках художественной реальности, дизайн же творит и работает непосредственно в мире, поскольку в нем заложена осознанная установка на гармонизацию среды. Он не только изменяет привычные нам вещи по законам красоты, но и целенаправленно создает новые.

То, что будет являться конечным продуктом подобного конструирования – будет ли это архитектурный проект, модель самолета или модная форма секундной стрелки, зависит от вида дизайнерской деятельности: смысловая многогранность дизайна реализуется в многогранности его применения.

Внутри дизайна выделяют несколько основных направлений. Это индустриальный или промышленный дизайн, сопряженный с проектированием и разработкой любых продуктов промышленного массового производства. Графический, относящийся к созданию полиграфической продукции, логотипов и символов. Web-дизайн, занимающийся созданием сетевых интерактивных проектов. Архитектурный, ландшафтный и средовой дизайн, чья деятельность направлена на оптимизацию внешней среды – природной или архитектурной. Дизайн одежды и аксессуаров и арт–дизайн, создающий концептуальные, элитные объекты, фигурирующие на выставках и созданные по специальному заказу.

К этим основным направлениям прибавляются более частные ветви дизайна, такие как стайлинг – художественная адаптация дизайнером уже готовой формы, ее усовершенствование. Нон-дизайн, организующий процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения и т.д. Фито-дизайн – дизайн с применением живых цветов и растений. Рекламный дизайн -скорее как коммерческое ремесло. Наиболее интересны Футуро-дизайн – прогностический дизайн будущего и Психо-дизайн, стоящий на стыке двух наук – психологии и дизайна. Наука адаптации дизайн-модели интерьера, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности, поскольку окружающая среда способна настраивать на продуктивную деятельность и успокаивать, сосредоточивать или расслаблять, снимать усталость или вызывать раздражение, создавать душевный дискомфорт или способствовать дружелюбной атмосфере в коллективе, влиять на поведение покупателей и служащих.

Каждый из этих видов занимается строго определенной областью и имеет свою специфику, что выражается не только в конечном продукте, его материальном воплощении, т.е. предметной, графической или виртуальной реализации идеи, но и в сущностном подходе к решению поставленных задач. Дизайн это и инструмент, который можно одинаково продуктивно использовать как для манипуляции, так и для гармонизации жизни человека, и гуманизирующая эстетическая деятельность, лишающая вещи и предметный мир бездушности, хаотичности, приспосабливая их к человеку. Если раньше этот процесс опирался на интуицию мастера-ремесленника в каждом конкретном случае, то теперь профессионал-дизайнер, ориентированный на создание красивой, но массовой продукции, использует в своем творчестве достижения науки.

Индустриальный дизайн появился на рубеже 19-20 веков как ответ на «эклектичность и безвкусицу» промышленно производимых товаров. Собственно, возобновление интереса к эстетике в 19-20 веке связано именно с развитием дизайна, поскольку именно тогда вновь стали переосмысливаться такие эстетические категории как красота, гармония, ритма, цвет и многие другие. Именно тогда стало формироваться понимание того, чем же должен заниматься дизайнер, какими навыками и умениями обладать, к чему стремиться. Исторический маршрут развития дизайнерской профессии связан с вхождением мирового сообщество в индустриальную эпоху, с развитием промышленности, появлением новых материалов, новых товаров и услуг, с изменением социального уклада и формированием нового образа жизни, требовавших для себя нового языка, новых образов и форм. И, хотя необходимость преобразований в области производимых товаров уже назрела и обсуждалась во 2-й половине 19 века такими мыслителями как Джон Рёскинiii и Уильям Моррис (1834–1896), первые практические шаги были сделаны только в начале 20 столетия.

В повседневный быт вторгались всё новые и новые предметы, электрические приборы, хозяйственные средства, технические новинки, а инженеры и промышленники методом проб и ошибок искали формы для этих совершенно новых предметов. Совершенно закономерно они приходят к функционализму, когда степень красоты и удобства изделия оценивается степенью соответствия его формы его назначению или функции. Соответственно, идет отказ от стилевых излишеств и украшений, характерных для предметов, производимых вручную. В 1907 году в Германии - одной из самых развитых стран Европы,   архитектор Герман Мутезиус основал производственный союз «Веркбунд», объединявший людей различных профессий – от художников до коммерсантов, понимавших, что успешное продвижение на рынке может быть обеспечено только соединением экономических и эстетических условий промышленного производства, когда качество продукции зависит не только от технических характеристик, но и от мастерства и художественности, с которым она выполнена. Основатели «Веркбунда» были уверены, что вкус массового потребителя необходимо воспитывать, отказываясь от традиционных форм. Благодаря художественным новациям Петера Беренса в лексикон дизайна вошло понятие фирменного стиля.

В 20 годы развитие дизайна получило новый импульс, когда В 1919 году в городе Веймаре был создан «Баухауз» – первая художественно-промышленная школа нового типа, готовившая художников-конструкторов, ориентированных на работу в промышленном производстве, а в России – ВХУТЕМАСiv (1920) –ВХУТЕИН ( с 1926 года) – научно-исследовательская и учебная организация. Школы вели глубокую исследовательскую работу, разрабатывая науку о цвете, композиции, особенностях конструкции, изучая материалы, инструменты и способы проектирования. Организация среды и удовлетворение социальных потребностей совмещались в разрабатываемом школой системном подходе к дизайну. В преподавательский состав «Баухауза» входили такие деятели как В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер, Г. Майер и многие другие. В команде «ВХУТЕМАСа» – не менее известные лица – А.Веснин, А. Родченко, Л. Попова, В. Татлин и В. Маяковский, задавались вопросами новой эстетики быта, труда и производства. В США в это время появляются первые бюро, предоставляющие дизайн -услуги и разрабатывающие фирменные стили для таких компаний как «Шелл» и «Кока-Кола». В эти годя были заложены теоретические основы дизайна, разрабатывались самые смелые идеи, оттачивались приемы и методики соединения искусства и техники.

К середине ХХ века практика дизайна уже перестала быть новинкой, а его необходимость ни у кого не вызывала сомнений. Все понимали, что дизайн как детище индустриальной эпохи и новых социально-экономических отношений встал на службу коммерческому успеху, выигрывая конкуренцию и способствуя увеличению продаж. Значимость дизайна достигла государственного уровня, поэтому в Англии в 1944 году был создан Британский Совет по технической эстетике, а в СССР в 1945 – художественно-промышленные училища, готовившие художников-конструкторов в Москве и Ленинграде. Таким образом, дизайн становится неотъемлемой частью производства. В 50-60-е годы практика дизайна начинает распространяться по всему миру, приобретая национальные черты и, в то же время, вырабатывая усредненный интернациональный стиль. Проходят государственные и международные конференции, выставки, съезды, а в 1957 году организуется Международный совет организаций по дизайну (ИКСИД) на первом съезде которого было дано одно из первых определений дизайна, характеризующее его как инструмент конструирования окружающей среды. В Советском Союзе примерно в то же время был основан Научно-исследовательский Институт технической эстетики (ВНИИТЭ), где большое внимание уделялось проектной практике советской промышленности, разработке теории системного проектирования, эргономическимv исследованиям, строившимся по принципу «от функции – к форме и от формы – к функции», философско-социологической вопросам дизайна. Интересно отметить, что к началу 70-х ИКСИД отказался от первоначальной формулировки понятия дизайна и принципиально не предложил ничего взамен, аргументируя тем, что дизайн является основой всей разнообразной деятельности человека в индустриальном обществе.

К началу 80-х годов, начавшись в Америке, новая концепция дизайна, предлагавшая проектировать не предметы, а эффекты, которые достигаются с их помощью, охватила весь рынок. В связи с разработкой новых технологий конструкция и функция больше не определяли функцию предмета. Место функционализма прочно занял системный подход, учитывающий данные эргономики и экологии, учитывающий социально-культурные и исторические факторы. К 90-м годам эта тенденция приняла еще большие размеры и превратила рынок предметов первой необходимости в рынок «эмоциональных покупок».

Производство удобных, надежных, и, вместе с тем впечатляющих, поражающих воображение и доставляющих удовольствие изделий стало главной идеей. Конкуренция подобных изделий разных производителей шло не на уровне функциональных характеристик модели, которые быстро исчерпываются, а за счет дизайнерских фантазий: форма, цвет, подсветка, прилагаемые аксессуары – всего, что способно привлечь внимание потенциального покупателя. В этом русле создается реклама, выставляются концепт-модели фирм, предназначенные исключительно для того чтобы продемонстрировать оригинальность и изящество, ведутся психологические исследования по выявлению эмоциональных и мотивационных особенностей тех или иных групп населения при выборе товара. Человек не успевает задуматься, почему та или иная вещь ему нравится или кажется красивой: профессионально разработанный дизайн, используя законы красоты предметного мира, куда входят такие понятия как пропорция, композиция, движение, контраст и многие другие, воздействует на подсознание человека, заставляя отдавать предпочтение какому-либо определенному предмету.

  • Обладая специфическим социальным языком, учитывающим взаимосвязь создаваемого предмета с человеком, дизайн отражает социальные потребности общества, его интересы, стимулы и рычаги управления. В стратегию и тактику дизайна входит и его особый инструментарий. Поскольку в основе дизайн-композиции лежит художественная композиция, то дизайну не чужды такие понятия как движение, пропорции, контраст, симметрия, ритм, центр, баланс и законы равновесия. Физиологическое воздействие дизайн-объекта на потребителя учитывается при создании его общей конструкции, психологическое – при разработке цветовой гаммы, особенности тактильного восприятия – при выборе материалов. Все предметы приспосабливаются под человека: легковые автомобили становятся более комфортабельными и надежными, одежда – более функциональной и практичной, а бытовые приборы превращаются в украшения дома.

  • Это явление во многих исследованиях получило название «гуманизации техники», что сделало дизайн скорее наукой, нежели искусством. С другой стороны, современный дизайн аккумулирует в себе достижения мировой культуры, особенности восприятия мира, характерные для разных народов, идеи, воплощенные в искусстве, переосмысливая и используя их как исходный материал при создании новых образов, стилей или новой концепции. Появление многообразия эко-, этно-стилей, ретро, хай-тек и пр. позволило вновь заговорить о художественном смысле интерьера, о возможностях образного языка архитектуры и о творческих проблемах дизайна.

  • Задачей дизайна выступает устранение хаоса в предметном мире, упорядочение по трем генеральным линиям – пользы, удобства и красоты. В отличие от искусства, отражающего внешний мир, дизайн обращается к предметному миру, преднамеренно преображая его, организуя в зависимости от потребностей человека. Все, что проектирует дизайнер, является своеобразным продолжением человека и должно гармонично ему соответствовать: одежда, мебель, средства передвижения и т.д. Можно заключить, что сегодня дизайн является одним из наиболее эффективных способов трансформации жизненной среды человека посредством художественно-эстетического проектирования ее облика.

i Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08-03-93619 а/К «Универсальность эстетического опыта»


ii Ласло Мохой-Надь - (1895-1946) - один из основателей «Баухауза».


iii Джон Рёскин - английский философ (1819–1900), призвавший вернуться от промышленного производства к ремеслу.


iv ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, позже- институт, существовавший до 1930 года в Москве. Готовил художников и архитекторов, создавая основы отечественного художественного конструирования.


v Эргономика (от греч. ergon -работа и nomos –закон) – наука, изучающая человека или группу людей, их деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации предметов, условий и процесса труда и жизнедеятельности. Основным объектом исследований являлись системы «человек-машина».