Похожие публикации

Образовательная программа по волейболу Авторы составители
Образовательная программа
Программа составлена на основании Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских ...полностью>>

Образовательная программа по волейболу Авторы составители
Образовательная программа
Программа составлена на основании Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских ...полностью>>

Образовательная программа по волейболу Авторы составители
Образовательная программа
Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхатель­ная системы человека....полностью>>

Образовательная программа по волейболу Авторы составители
Образовательная программа
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (впе­ред и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и паль...полностью>>



Программа учебной дисциплины «Менеджмент» д

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

На текущем контроле студент должен продемонстрировать:

  • знание изученных теоретических вопросов «Теория и история менеджмента»;

  • углубление теоретических знаний по изученным по дисциплине темам;

  • изучение теоретических вопросов путем решения практических задач;

  • знание основных задач курса и его взаимосвязь с другими изучаемыми дисциплинами.

  • закрепление основных приемов решения практических задач;

  • освоение студентами более глубоких и многовариантных управленческих ситуаций, встречающихся на практике;

  • изучение теоретического материала, преподаваемого в лекционном курсе;

  • знание в области управленческих решений, осуществлении планирования, организации и контроля процессов управления на предприятии;

Текущий и промежуточный контроль усвоения раздела курса осуществляется в форме защиты работ, основанных на выполнении индивидуальных заданий, опроса студентов, проведения контрольных, самостоятельных работ и индивидуального тестирования.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

На итоговом контроле студен должен продемонстировать:

  • изучение и разбор соответствующих глав учебно-методической литературы и пособий;

  • самостоятельное изучение и проработку дополнительных вопросов и разделов, по изучаемой дисциплине;

  • знание объективных тенденции экономического развития в управлении, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание, современные методы социально-экономической диагностики;

  • полное владение теоретическими вопросами курса;

  • изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы по курсу;

  • сдачу экзаменационного теста по дисциплине.

Для оценки знаний и умений студентов используется следующий комплекс процессов:

Процесс №1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий;

Процесс №2. Оценка работы студента по результатам каждого из лекционных и практических занятий (ответы на вопросы преподавателя, индивидуальная и групповая работа и т. д.);

Процесс №3. Оценка результатов решения расчетно-аналитических задач и ответов на теоретические вопросы в рамках промежуточных контрольных работ;

Процесс №4. Оценка результатов корректности расчетов, научной ценности, практической значимости и инновационности реферата;

Процесс №5. Оценка индивидуальных знаний и навыков групповой работы студентов в ходе разбора кейсов и проведения деловых имитационных игр;

Процесс №6. Оценка навыков подготовки презентации, публичных выступлений и умения ведения дискуссии;

Процесс №7. Оценка качества подготовки и презентации докладов на актуальные для развития менеджмента в России темы.

Итоговый контроль знаний осуществляется в форме экзамена в виде теста с учетом накопительной системы.

Итоговое оценивание знаний по накопительной системе:

результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение двух модулей:

Оценка знаний студентов выполненного задания в виде теста осуществляется следующим образом.

10 – 95 -100 %

9 – 90 - 94 %

8 – 85 - 89 %

7 – 80- 84 %

6 – 60 - 79 %

5 - 55- 59 %

4 – 50- 54 %

3 – 45-49 %

2 – 40-44 %

1- до 43 %

Виды и примеры тестовых вопросов приведены в учебной программе курса «Теория и история менеджмента».

6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:

  • активность студента в деловых играх;

  • быстрота и правильность решения кейс – заданий;

  • участие в дискуссиях по изучаемым темам;

  • участие в деловых играх;

  • правильность решения задач.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Данная дисциплина состоит из двух модулей.

Накопительная оценка по части «История менеджмента» рассчитывается следующим образом:

Онакопленная= 0,4*реферат + 0,6*семинары

Промежуточная оценка по части «История менеджмента» рассчитывается следующим образом:

Опромеж. = 0,5*накопленная + 0,5*зачет

Накопительная оценка по части «Теория менеджмента» рассчитывается следующим образом:

Онакопленная= 0,2*реферат + 0,3*семинары + 0,5* Опромеж

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,6*накопленная + 0,4*экзамен.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.

7. Содержание дисциплины

Часть 1. (История менеджмента)

Тема 1. Сущность и базовые понятия менеджмента: генезис развития практики управления в ранних цивилизациях.

Предмет и задачи дисциплины. Условия и предпосылки возникновения менеджмента за рубежом и в России. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Принципы и основные элементы менеджмента. Историческая периодизация развития менеджмента. Общественное разделение труда и появление слоя социальных и хозяйственных менеджеров. Египетская цивилизация. Понятия порядка и централизации. Иерархия управления. Китайская цивилизация. Рождение китайской философии в управлении общественными процессами. Индийская цивилизация. Особенности самоорганизации. Взаимосвязь государственного, хозяйственного управления. “Артхашастра” - первый учебник по управлению государством и национальным хозяйством. Выделение управления в отдельную область знаний. Понятия «управление» и «менеджмент».

Тема 2. Возникновение и развитие школы научного управления

Менеджмент периода промышленной революции в Англии. Начало эпохи машинного производства. Проблемы управления на ранней фабрике. Нехватка организаторского таланта. Отсутствие профессиональных менеджеров им системы их подготовки. Влияние индустриализация на формирование менеджмента. Научный менеджмент и его последующее развитие: Ф.Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Гантт, Ф. Гилберт.

Тема 3. Возникновение и развитие административной школы в управлении

«Файолизм»: его сущность, задачи и основные принципы управления. Модель административной организации М. Вебера. Бюрократия как идеальная организация. Виды власти, административная система, бюрократия и организационная теория

Тема 4. Возникновение и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук

Развитие школы человеческих отношений. “Человеческий фактор” в развитии менеджмента. М. Фоллет. Хоторнские эксперименты: Д. Мейо и др. Человек и мотивация. Теории мотивации: Маслоу, Маккгрегор, Герцберг и др.

Тема 5. Подходы в менеджменте

Возникновение и развитие количественного, системного и ситуационного или кейсового подходов.

Часть 2. (Теория менеджмента)

Тема 1. Современное содержание понятия менеджмента.

Понятия «менеджмент» и «организация». Менеджмент как наука и как профессия. Основные функции менеджмента. Эволюция института профессионального менеджмента. Современные модели бизнес образования. Навыки менеджера. Классификация научных основ управления. Зарождение и становление менеджмента в России. Развитие профессионального менеджмента в России. Отличительные особенности отечественных менеджеров.

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации

Понятие внутренней среды организации. Внутренняя среда организации. Факторы, характеризующие состо­яние внутренней среды организации. Функциональные области внут­ренней среды. Ценности и культура компании. Философия бизнеса и личность менеджера, принимающего решение по выбору стратегии. Понятие организационной культуры и ее влияние на внутреннюю среду организации и принятие управленческого решения.

Внешняя среда организации. Микровнешняя среда и макроокру­жение. Основные факторы микро- и макросреды. Особенности среды международного бизнеса. Этика бизнеса, социальная ответственность и репутация предприятия.

Тема 3. Основы управления и планирования

Миссия и цели предприятия. Миссия фирмы и стратегические перспективы. Формулировка миссии для функциональных подразделений. Возможность изменения, миссии фирмы. Установление целей развития компании. Требования к целям. Стратегические и финансовые цели. Долгосрочные и краткосрочные цели. Концепция стратегического намерения. Иерархия целей. Понятие стратегии организации. Взаимосвязь миссий, целей и стратегий в стратегической пирамиде.

Дерево целей. Правила построения дерева целей. Дерево целей и дерево решений.

Использование метода структуризации целей для решения эконо­мических задач. Разработка сценария развития предприятия. Управления по целям (П. Дракер). Стратегическое развития российских компаний. Типы конкурентных стратегий.

Анализ стратегических групп. Карты стратегических групп, их исполь­зование для оценки конкурентных позиций соперничающих фирм. Методы исследования окружающей среды и прогнозирование из­менений. Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли.

Выбор позиции в конкуренции. Матричный анализ хозяйственно­го портфеля компании. Анализ конкурентной среды: модель пяти сил конку­ренции Портера.

Отбор корпоративных стратегий через матрицу БКГ. Модель матрицы Мак-Кинзи.

SWOT-анализ: оценка сильных и слабых сторон компании, учет внеш­них возможностей и угроз. Состояние внешней среды. Привлекатель­ность отрасли и условия конкуренции. Специфические рыночные воз­можности и угрозы. Сильные и слабые стороны организации и ее кон­курентные возможности.

Тема 4. Организационные структуры предприятий

Базовые понятия. Выбор структуры организации Этапы организационного проектирования организации. Разделение труда и специализация. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Эволюция организационных структур. Линейно-функциональные организационные структуры. Факторы, влияющие на организационную структуру.

Многомерные организационные структуры. Матричные структуры: дивизиональные и проектные. Преимущества и недостатки многомерных структур. Построение организационной структуры в зависимости от типа предприятия. Особенности проектирования организации в российских компаниях. Аутсорсинг и межфирменные сетевые структуры.

Тема 5. Концепция жизненного цикла отрасли.

Жизненный цикл организации. Стадии роста и умирания организации. Логика перехода организации с одной стадии развития на другую. Размеры и жизненный цикл организации. Виды жизненных циклов в зависимости от отрасли и видов товаров. Изменения в организации. Сопротивление организационным изменениям.

Сущность контроля в организации. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Преимущества использования разных видов контроля. Масштаб допустимых отклонений при контроле.

Организационные коммуникации. Виды коммуникаций. Основные элементы коммуникаций. Связь коммуникаций и управления. Шумы и помехи в коммуникациях, их влияние на сообщение.

Тема 6. Основы власти и лидерства в организации

Понятие власти. Классификация форм власти. Лидерство и наделение подчиненных полномочиями. Понятие эмоционального интеллекта. Виды руководителей с точки зрения формы управления. Лидерство и руководство. Классификация теорий лидерства. Стили руководства. Проблемы современного лидерства.

Тема 7. Управление в организации через мотивацию

Базовые понятия мотивации. Мотивация и стимулирование. Понятие потребностей и их разновидностей. Экономическая и управленческая трактовки потребностей. Виды мотивации. Проблема демотивации. Теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Теория ожиданий В. Врума. Модель Портера-Лоулера.

8. Образовательные технологии

При реализации задач дисциплины «Теория и история менеджмента» используются:

  • активные и интерактивные формы проведения занятий;

  • разбор практических примеров;

  • ролевые игры;

  • деловые игры;

  • круглые столы;

  • психологические тренинги;

  • разбор практических задач и кейсов.

Основная форма занятий – лекции и практические занятия. Кроме того, предполагается

самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала.