Похожие публикации

Утвердить план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Миасском городском округе» (далее план) (приложение)
Документ
О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Миасском городско...полностью>>

Треугольник Учитель математики Прасолова Вера Валерьевна
Документ
Ребята, все мы знаем, что математика является тем инструментом, без которого в настоящее время невозможно полноценное развитие какой – либо науки. Дей...полностью>>

Мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №3»
Документ
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Радость» воспитатель Куракина Галина Борисовна Вожегодский МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «С...полностью>>

Стажировки резервиста ф. И. О. Место прохождения стажировки (указывается точное название оив, наименование подразделения)
Документ
Календарный план прохождения стажировки (указывается, какие мероприятия в ходе стажировки необходимо осуществить для достижения указанной цели (наприм...полностью>>



Программа учебной дисциплины «Менеджмент» д

8.1.Методические рекомендации преподавателю

Рекомендации по методам обучения и формам самостоятельной работы студентов и разработки заданий для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по изучаемой дисциплине включает:

- подготовки докладов для семинаров по выбранной теме;

- подготовку практических работ по основным вопросам дисциплины;

- подготовка к теоретическим опросам по терминологии;

- подготовка к тестам по основным темам;

- подготовка к экзамену, зачету.

Подготовка к теоретическим опросам и тест-опросам по темам дисциплины «Менеджмент» способствует качественному усвоению теоретического материала и умению оперировать специальными экономическими терминами в данной области деятельности.

По дисциплине предусмотрен реферат. Для подготовки реферата и выступления в виде доклада на семинарских занятиях необходимо познакомиться с литературой по выбранной теме, проанализировать статистический материал, сформировать общее видение всей работы и на основе полученного опыта и дополнительного объема знаний, сформировать содержание работы. Подготовленный реферат необходимо подробно и внимательно проработать, прочитать и сформировать общее представление о логике изложения материала на защите или при выступлении перед аудиторией слушателей.

Следовательно, время самостоятельной работы студента при подготовке рефератов можно распределить следующим образом:

  • Подбор необходимых источников литературы по каталогу;

  • Изучение литературы;

  • Подготовка списка литературы в соответствии с требованиями оформления работ;

  • Формирование структуры содержания с кратким изложением вопросов, рассматриваемых в каждом разделе;

  • Процесс написания и реферата;

  • Процесс оформления реферата (расположение текста, оформление содержания, сносок на первоисточники и статистическую информацию, указание страниц и др.);

  • Внимательное изучение готовой работы, чтение материала, формирование кратких тезисов для подготовки к защите или выступлению с докладом.

Контроль подготовленных студентами работ осуществляется следующим образом:

  • Консультации преподавателя по вопросам формирования содержания работы в зависимости от выбранной темы, списка литературы, использования статистических материалов;

  • Контроль выполнения этапов работы к определенному времени;

  • Проверка готовой работы, формирование списка замечаний, подлежащих исправлению или доработке;

  • Защита реферата, выступление перед группой слушателей (студентов) – как отчет о проделанной самостоятельной работе;

  • Оценка работы преподавателем.

Принципы организации учебного процесса:

  • выбор методов преподавания с учетом изменяющихcя условий внешней и внутренней среды;

  • объединение нескольких методов в целях повышения эффективности процесса обучения;

  • активное участие студентов в учебном процессе;

  • проведение практических занятий, позволяющих приобрести устойчивые навыки решения социально-экономических проблем предприятий;

  • приведение примеров применения изучаемого теоретического материала в реальных практических ситуациях.

Методы и способы изложения лекционного материала

  • Каждая лекция по дисциплине «Теория и история менеджмента» имеет четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

  • имеет законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

  • является целостной, доказательной и аргументированной, содержит достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

  • является проблемной, раскрывающей противоречия и указывающей пути их решения, а также обозначающая перед обучающимися вопросы для размышления;

  • обладает силой логической аргументации и вызывает у студентов необходимый интерес для самостоятельной работы;

  • содержит прогноз развития изучаемой темы на ближайшие годы;

  • отражает методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

  • является наглядной и демонстрируется с помощью аудиовизуальных материалов;

  • излагается четким и ясным языком, содержит разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

Структура лекции

Учебная лекция имеет четкую структуру и состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить ее основные вопросы.

Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное.

При этом лекционный курс в полной мере определяет содержание практических занятий, расчетно-графических работ, реферата и самостоятельной работы студентов по дисциплине.

Средства, методы и способы проведения аттестации студентов, проверки и оценке знаний

Комплекс навыков и знаний студентов, приобретаемый в процессе изучения дисциплин, включает следующие основные элементы:

Элемент №1. Теоретические знания, которые включают:

содержание основных понятий, используемых в дисциплине «Теория и история менеджмента»;

закономерности управления развитием предприятия как сложной технологической и социально - экономической системы;

использование различных методов анализа экономического положения предприятия;

систему планирования и управления деятельности предприятия;

основные факторы внутренней и внешней среды и их влияние на функционирование предприятий;

систему управления контролем на предприятии;

Элемент №2. Практические навыки и умения, включающие

применение полученных знаний для решения практических задач, стоящих перед предприятием;

самостоятельный анализ и оценка процессов и явлений во внешней и внутренней среде предприятия;

оценка экономической и социальной целесообразности осуществления управленческих действий на предприятии;

обоснование принятия управленческих решений;

Элемент №3. Навыки, знания и умения в сфере подготовки и презентации научно-исследовательских и расчетно-аналитических работ.

Методические указания студентам

Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам получить умения и навыки в овладении, изучении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в процессе обучения.

К планированию времени на изучение дисциплины студенту рекомендуется подходить в самом начале учебного семестра, когда он получает от преподавателя данные о количестве часов, предусмотренных для изучения дисциплины (в.т.ч. для аудиторной, практической и самостоятельной работы), о структуре изучаемого материала, основных исследователей данной проблематики.

При составлении плана самостоятельной работы студента необходимо пользоваться учебной программой дисциплины «Менеджмент», где указывается количество часов, выделенных на каждую тему. Распределение часов зависит от сложности темы, наличия учебных материалов по данной теме. Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, другие могут содержать минимум самостоятельной работы или не содержать ее вообще. Некоторые темы могут быть переадресованы для самостоятельного изучения.

Сущность самостоятельной работы студентов определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Таким образом, самостоятельная работа и планирование времени включает следующие этапы:

  • составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине с учетом нормативной трудоемкости и бюджета времени;

  • разработка проблемных моментов по дисциплине «Менеджмент» для самостоятельной работы;

  • консультации по выполнению заданий.

Описание последовательности действий студента/ «сценарий изучения дисциплины»

Сценарий при изучении дисциплины предусматриваются следующие виды учебной работы:

  • установочные лекции,

  • самостоятельная работа,

  • консультации,

  • практические работы и семинары,

  • контрольные работы,

  • реферат,

  • контроль.

Самостоятельная работа предполагает закрепление лекционного материала дома и дополнение знаний вспомогательными материалами (научной литературой, учебными пособиями, а также периодическими изданиями по теме курса «Менеджмент»);

Консультации проводятся со студентами при возникновении вопросов по изучаемым темам дисциплины «Менеджмент»;

Практические работы и семинары используются для закрепления лекционного материала, усвоения учебного курса «Теория и история менеджмента» и получения допуска к экзамену;

Контрольные работы и реферат по курсу «Менеджмент» выполняются с целью совершенствования навыков по изучаемой дисциплине и реализации знаний на практике.

Контроль предполагает проведение экзамена по всему курсу учебной дисциплины «Менеджмент» с целью проверки и оценки знаний студента.

Рекомендации по использованию материалов
учебно-методического комплекса

Документами, которые нормативно могут быть отнесены к категории «для студенческого ознакомления» являются:

  • учебная программа по дисциплине;

  • вопросы к зачету /экзамену;

  • перечень тем реферативных работ;

  • учебные пособия по дисциплине;

  • методические рекомендации:

Кроме того, в учебной программе «Менеджмент» представлены списки рекомендуемой литературы: основной и дополнительный, с учетом специфики тем дисциплины.

Разъяснения по поводу выполнения домашних заданий

  1. Цель домашних заданий

Домашние задания могут выдаваться студентам на каждом семинарском (практическом) занятии и имеют целью:

  • повторение и закрепление изученных теоретических вопросов «Теория и история менеджмента»;

  • расширение и углубление теоретических знаний студентов;

  • закрепление изученных теоретических вопросов путем решения практических задач;

  • закрепление основных приемов решения практических задач;

  • освоение студентами более глубоких и многовариантных ситуаций, встречающихся на практике.

2. Требования к студентам при выполнении домашних заданий

Для успешного выполнения домашних заданий студентам следует:

  • подробно и внимательно изучить текущий теоретический материал, преподаваемый в лекционном курсе;

  • тщательно проработать самостоятельно все рассматриваемые на семинарских (практических) занятиях вопросы и задачи;

  • изучить и разобрать соответствующие главы учебно-методической литературы и пособий;

  • самостоятельно изучить и проработать дополнительные вопросы и разделы, рекомендуемые лектором или преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия;

Требования по выполнению рефератов

Требования к содержанию и стилю изложения реферата

Содержание реферата

Содержание реферата должно отражать:

  • актуальность выбранной темы;

  • знание современного состояния проблемы;

  • использование известных результатов и фактов;

  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ведущих исследователей, занимающихся данной проблемой;

  • факты, подтверждающие научное, либо практическое значение рассматриваемого вопроса в настоящее время.

Структура работы

Титульный лист (на титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя).

Оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

Основная часть (содержит разделы, в которых подробно рассматривается отдельно взятая проблема либо одна из ее сторон, приводятся теоретические рассуждения, умозаключения самого автора работы, исследования по рассматриваемой проблеме; обязательно содержит ссылки на используемые источники

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме исследования, предлагаются рекомендации).

Список используемых источников (является перечнем использованных научных работ: книг, текстов, журналов, монографий).

Оценка работы

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

  5. Использование литературных источников.

  6. Культура письменного изложения материала.

  7. Культура оформления материалов работы.

  8. Дополнительные критерии могут включать, например: своевременность сдачи работы, проявленный интерес автора реферата к теме и т.п.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.