Похожие публикации

Пищевой и перерабатывающей
Документ
ГУ «Акбулакское лесничество», Акбулакский топсклад Соль-Илецкого филиала «Оренбургтоппром», ООО «Акбулакские строительные материалы», ООО «Меркурий», ...полностью>>

Конкурс проходит в 2 этапа, на первом этапе участникам необходимо до 15 марта 2015 г написать эссе объемом до 10 000 знаков (с учетом пробелов) по одному из предложенных направлений и выслать на эл адрес
Конкурс
Конкурс проходит в 2 этапа, на первом этапе участникам необходимо до 15 марта 2015 г. написать эссе объемом до 10  знаков (с учетом пробелов) по одном...полностью>>

Фронтальная дифференцированная или парная
Документ
Объясните свой выбор. Вариант 5. Из приведенного перечня выпишите вещества: масло, гранит, колба, альбом, медный провод, уксус, песок....полностью>>

Фронтальная дифференцированная или парная
Документ
Из приведенного перечня выпишите отдельно вещества и предметы: парафин, масло, вилка, крахмал, резина, провод, полиэтиленовый пакет. Объясните свой вы...полностью>>



Программа учебной дисциплины «Менеджмент» д

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Тематика заданий текущего контроля

Тематика практических заданий Часть 1.

Семинар 1. Сущность и базовые понятия менеджмента

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Назовите последовательно ключевые ступени эволюции менеджмента.

  2. В конце XIX века менеджеры рассматривались как администраторы. С выполнением каких функций тогда была связана их роль?

  3. Согласны ли Вы с утверждением "менеджмент - это менеджмент бизнеса". Почему?

  4. Менеджмент – наука или искусство?

  5. Перечислите общие характеристики организации.

  6. Как можно использовать неформальные организации на пользу формальной?

  7. Приведите пример преобразования организации из неформальной в формальную.

  8. Дайте актуальное на сегодняшний день определение менеджмента.

  9. Перечислите основные функции менеджмента.

  10. Перечислите факторы, понижающие эффективность решений.

  11. Назовите источники конкурентного преимущества.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Ролевая игра «Взаимодействие руководителя и подчиненных», групповые дискуссии.

Семинар 2. Возникновение и развитие школы научного управления

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Предпосылки формирования менеджмента как науки.

  2. Вторая промышленная революция и ее влияние на формирование теории и практики менеджмента.

  3. Причины и особенности формирования крупных корпораций.

  4. Производственное предприятие конца XIX века как объект управления.

  5. Становление и эволюция менеджмента как профессии.

  6. Назовите основоположника современной науки управления, автора книги «Принципы научной организации управления»

  7. Опишите преимущества и недостатки школы научного менеджмента

  8. Назовите термин, введенный Лилиан и Фрэнком Гилбретами для обозначения элементарной единицы трудовой деятельности, из сочетаний которых должны состоять любые др. операции. (17 основных движений рук рабочего).

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: групповые дискуссии, подготовка индивидуальных сообщений в виде презентаций.

Семинар 3. Возникновение и развитие административной школы в управлении

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. В чем сходство подходов к управлению Тейлора и Вебера, чем они различаются?

  2. Должны ли рабочие принимать участие в управлении? Почему? Приведите аргументы «за» и «против».

  3. Дайте краткие характеристики функций управления А.Файоля.

  4. В чем специфика «администрирования» А.Файоля по сравнению с общепринятым его употреблением?

  5. На сколько групп А.Файоль разбил все виды операций, встречающиеся на предприятии? Перечислите эти операции.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: обсуждение первоисточников; групповые дискуссии.

Семинар 4. Возникновение, развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Что представляли собой Хоторнские эксперименты, проводимые Э.Мейо в рамках школы человеческих отношений?

  2. На что Э.Мейо не обратил внимание в своем первом эксперименте в Филадельфии?

  3. В чем суть теории потребностей А.Маслоу?

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Подготовка группового задания «Основные школы управленческой мысли»

Семинар 5. Подходы в менеджменте

Сравнительный анализ основоположников внутри подходов.

Сравнительный анализ самих подходов на конкретном примере

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Приведите два примера «входов» в организацию как открытую систему.

Семинар 6. Особенности американского и японского менеджмента.

История фирмы Sony- задание.

Вопросы по теме:

  1. На основе каких составляющих формируется эффективная организация в рамках концепции «7С»?

  2. Укажите соответствие между авторами и концепциями:

    1. Ч.Барнард а) Концепция конструктивного конфликта

    2. Т.Питерс и Р. Уотерман б) Концепция “7C”

    3. М. Фоллет в) Теория “Z”

    4. У. Оучи г) Теория кооперации

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: групповые дискуссии, упражнение «брейн ринг».

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Тематика практических заданий Часть 2.

Семинар 1. Базовые понятия. Современное содержание понятия менеджмента. Подходы в менеджменте.

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Почему необходимо управление?

  2. Что такое современное управление?

  3. Что является предметом деятельности управляющего?

  4. Кто такие менеджеры и их отличие от других специалистов.

  5. Роли менеджера.

  6. В чем разница между менеджером и предпринимателем?

  7. Поясните какие методы предлагают использовать в менеджменте представители различных школ.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: деловая игра, кейс «В хорошей компании».

План семинара:

  1. Знакомство с группой. Основные аспекты оценивания по курсу.

  2. Обсуждение – понятие «менеджера», «эффективного менеджера». Роли и навыки менеджеров (видео-кейс «В хорошей компании»).

  3. Обсуждение современных управленческих тенденций

  1. Знакомство: правила выживания на курсе

Упражнение «Снежный ком». Для того, чтобы узнать и запомнить имена участников, каждый участник называет своё имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. (не обязательно: Очень важно сказать тот эпитет, который подчёркивает индивидуальность участника, и чтобы у других он не повторялся). Каждый следующий участник повторяет имена и эпитеты всех предыдущих участников, затем называет своё имя и свой эпитет и так далее до последнего участника, который называет всех.

  1. Видео-кейс «В хорошей компании» (in good company). После слияния компаний у Дэна Формана (Денис Куад), звезды отдела рекламы, появляется новый босс, который еще и в два раза моложе. Картер Дюрье (Тофер Грейс), новый босс Дэна, хочет доказать свою значимость в качестве нового директора отдела маркетинга в Sports America, главном журнале Waterman Publishing’s.

Вопросы к обсуждению:

▪ Какие управленческие навыки демонстрирует Марк Стекл в этом отрывке? Каких ему не хватает?

▪ В отрывке показаны 3 человека, которые представляют различные иерархические уровни управления. К какому уровню Вы бы отнесли Картера, Дэна и Марка?

▪ Какие управленческие особенности/недостатки/ошибки в этой ситуации Вы отметили?

  1. Упражнение «Разные мнения». 3 листа с актуальными вопросами по теме занятия (на разные доски). Участники делятся на 3мини-группы. Каждая мини-группа располагается возле одного из листов с вопросом. По сигналу мини-группы должны в течении 3 минут придумать свой ответ на вопрос, написанный на их листе (или свои соображения по этому поводу), и записать его на этот лист. По истечении 3 минут тренер просит группы поменяться местами, то есть перейти (по часовой стрелке) к следующему листу с вопросом. Каждая группа должна в течении 3 минут дополнить или расширить ответ на вопрос, данный предыдущей группой. После этого производятся еще два перехода для того, что бы каждая группа смогла ответить на каждый вопрос.

Обсуждение. Можно спросить участников, что было для них трудно, а что легко в этом упражнении, были ли моменты, когда им казалось, что на вопросы уже дан исчерпывающий ответ, какие новые идеи пришли во время выполнения упражнения.

«Укажите основные черты, присущие современному успешному менеджеру компании»

«Проблемы, с которыми сталкивается менеджер в своей деятельности, это…»

«Основные черты современного общества (внешней среды), которые влияют на деятельность организации»


Семинар 2. Эволюция менеджмента. Трансформация профессии «менеджер».

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Основные характеристики научного менеджмента

  2. Основные характеристики административной школы.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: работа в группах по учебному кейсу «Применение основ научной школы менеджмента, административной школы в современных организациях»

Семинар 3. Внешняя среда организации и корпоративная культура

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Элементы общей внешней среды и среды задач.

  2. Стратегии адаптации организаций к неопределенной и меняющейся внешней среде.

  3. Корпоративной культуре и ее примеры.

  4. Символы, предания, герои, лозунги и церемонии организации и их роли в корпоративной культуре.

  5. Взаимодействие корпоративной культуры и внешней среды.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейса «Определение внутренней и внешней среды НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург»

Семинар 4. Планирование в организации

Количество часов аудиторной работы – 2 ч.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: деловая игра – разработка миссии, целей организации, внешняя среда организации. Презентация итогов работы и командный анализ работ.

Вопросы по теме:

  1. В чем значение модели «Маккинси 7С»?

  2. Кем и когда была выдвинута концепция управления по целям? Какова ее суть?

  3. Сравните концепции И. Ансоффа и М. Портера. Что в них общего и чем они отличаются?

  4. Какие варианты имеет стратегия функционирования?

  5. Миссия организации и стратегические перспективы. Каковы основные характеристики миссии предприятия?

  6. Привести примеры миссий коммерческих и не коммерческих предприятий.

  7. Сравните миссии разных компаний:

  • Газпром видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

  • Coca Cola

Во всем, что мы делаем, мы руководствуемся тремя принципами, которые мы назвали миссией и сформулировали так:

Освежать мир, тело, разум и дух;

Пробуждать оптимизм с помощью наших напитков и наших дел;

Привносить смысл во все, что мы делаем.

  • Fazer

Наша миссия – создавать вкусовые сенсации.

Семинар 5. Организационные структуры.

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Проиллюстрируйте собственными примерами правильность идеи деления организаций на формальные и неформальные.

Деловая игра на тему «Подбор оптимальных организационных структур»

Семинар 6. Контроль в организации

Количество часов аудиторной работы – 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Почему менеджеры должны хорошо понимать процесс организационного контроля?

  2. Четыре этапа процесса контроля

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: рассмотрение кейса «Контроль в организации».

Семинар 7. Лидерство в организации

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Сущность лидерства и его значение для организации

  2. Характеристика эффективных лидеров

  3. Различия между теориями характерных черт лидеров и поведенческими теория лидерства

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

деловые игры «Улов», Секрет Джованни». Упражнения демонстрируют участникам эффективность кооперации, помогают им осознать роль внутрикомандной дисциплины и важность умения слышать друг друга. Также они дают возможность увидеть и оценить роль лидера в команде.

Семинар 8. Управление в организации через мотивацию.

Общий объем аудиторной работы по теме: 2 ч.

Вопросы по теме:

  1. Докажите, что отличия в структуре потребностей А. Маслоу и Ф. Герцберга являются принципиальными.

  2. Сравните теории А. Маслоу и Макгрегора. Что в них общего и чем они отличаются?

  3. Можно ли считать систему японского менеджмента лучшим из путей управления организациями? Объясните почему.

  4. Теория «Z» дополняет или заменяет теории «X» и «Y».

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

рассмотрение кейса «Мотивация сотрудников»

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Теория и история менеджмента»

  1. Основные характеристики организации.

  2. Менеджмент как профессия. Разделение труда в менеджменте.

  3. Понятие управленческого решения.

  4. Основные школы управленческой мысли: эволюция идей.

  5. Школы научного менеджмента: основные идеи и противоречия.

  6. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора.

  7. Административная школа: основные идеи и авторы.

  8. Школа человеческих отношений: этапы и основные идеи.

  9. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо.

  10. Развитие теории менеджмента в 1950-1970-е годы.

  11. Системный подход в менеджменте.

  12. Ситуационный подход в менеджменте.

  13. Концепция «научной дисциплины менеджмента» П. Дракера.

  14. Сравнительные исследования У. Оучи. Фирма типа Z.

  15. Исследования «лучших компаний» Питерса-Уотермена. Концепция 7 «С».

  16. Внешняя среда организации: уровни и основные переменные.

  17. Специфика внешней среды современного бизнеса.

  18. Миссия и цели организации.

  19. Концепция “теории бизнеса” П. Дракера.

  20. Концепция SWOT-анализа.

  21. Понятия корпоративных, конкурентных и функциональных стратегий.

  22. Основы процесса разработки стратегий фирмы: матрица БКГ

  23. Концепция пяти сил отраслевой конкуренции М. Портера.

  24. Типология организационных структур: сравнение механизмов управления.

  25. Функциональная организационная структура.

  26. Дивизиональная организационная структура.

  27. Разновидности дивизиональной структуры.

  28. Матричная организационная структура.

  29. Сетевые межфирменные структуры: принципы построения и примеры. Аутсорсинг

  30. Понятие бизнес-процессов и цели их реинжениринга.

  31. Концепция жизненного цикла организации Л. Грейнера.

  32. Формы власти. Менеджмент и лидерство.

  33. Эволюция теорий лидерства.

  34. Теория лидерства Д. МакГрегора.

  35. Ситуационные подходы к изучению лидерства

  36. Мотивация: основные понятия.

  37. Содержательные теории мотивации.

  38. Теория мотивации А. Маслоу.

  39. Теория мотивации Ф. Герцберга.

  40. Процессуальные теории мотивации.

  41. Теория мотивации В. Врума.

  42. Теория справедливости и практические аспекты ее применения.

  43. Понятие компенсационного пакета.

  44. Особенности мотивации высших менеджеров.

9.3. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

1. Какие общие черты и различия в теории мотивации А. Маслоу и теории трудовой мотивации Ф. Герцберга?

2. Напишите 5-ть основных элементов системы коммуникации в организации.

4. Что такое макросреда прямого косвенного воздействия?

5. К методам управления не относятся:

А. социально-психологические методы;

Б. административные методы;

В. формальные методы;

Г. экономические методы.

6. К достоинствам децентрализации относят:

А. усиление контроля и координации специализированных подразделений предприятия;

Б. дисбаланс в росте отделов предприятия;

В. возможность эффективно управлять крупной организацией;

Г. возможность использование опыта и познания центрального управленческого аппарата.

7. Содержательные теории мотивации основаны на анализе…
А. предпочтений в развитии персонала;
Б. потребностей человека;
В. причин объединения людей в организации;
Г. состояния организации или желаемого результата ее деятельности.По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.

8. Построить матрицу БКГ по представленным данным деятельности конкретного предприятия отрасли.

Темы рефератов по части «История менеджмента»:

  1. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Adidas AG.

  2. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Apple.

  3. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Benetton Group SpA.

  4. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Chrysler Group LLC.

  5. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании DELL.

  6. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании DuPont.

  7. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Ford Motor Company.

  8. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании General Motors Company.

  9. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании General Electric.

  10. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Heinz.

  11. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Hewlett-Packard.

  12. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании IBM.

  13. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании IKEA.

  14. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании John Deere.

  15. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Johnson & Johnson.

  16. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Levi Strauss & Co.

  17. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Nestlé S.A.

  18. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Nike, Inc.

  19. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Nokia Corporation.

  20. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Panasonic Corporation.

  21. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Parker Pen Company.

  22. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Philips.

  23. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Procter & Gamble.

  24. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Ritz-Carlton.

  25. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Sony.

  26. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Standard Oil.

  27. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Starbucks.

  28. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании The Singer Company.

  29. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Wal-Mart.

  30. Анализ успешной практики менеджмента на примере компании Yamaha.

Темы рефератов по части «Теория менеджмента»:

  1. Эффективные методы управления предприятием в условиях экономического кризиса.

  2. Роль харизмы в руководстве предприятия на примере нескольких предприятий.

  3. Конфликты и стрессы в организации и примеры методов их решения.

  4. Оценка результатов мотивации .

  5. Контроль на японских, американских и российских предприятиях: общие черты и отличия.

  6. Оценка основных адаптивных структур организации: сравнительная характеристика.

  7. Методы повышения качества трудовой жизни на предприятии.

  8. Руководители высшего звена: отличительные черты отечественных и зарубежных руководителей.

  9. Юридическая и социальная ответственность менеджера.

  10. Виды предприятий и их юридический статус.

  11. Стратегическое планирование и миссия организации. Взаимозависимость и влияние миссии на стратегическое планирование.

  12. Принцип единоначалия и делегирования полномочий в зависимости от типа организации.

  13. Методы влияние руководителя на работников их положительный и отрицательные стороны.

  14. Анализ трудового законодательства. Права и обязанности работников, процедуры разрешения конфликтов между работником и предприятием.

  15. Принципы эффективного управления предприятием на примере известной российской компании.

  16. Межстрановой анализ конкуренции в отрасли на примере 2-3 предприятий одной отрасли или 2-3 стран.

  17. Процессы разработки стратегии на примере российской или зарубежной компании

  18. Сравнительный анализ стратегии фирм лидеров на примере российской и зарубежной компании

  19. Миссии и цели российских компаний и зарубежных компаний.

  20. Проблемы адаптации новых сотрудников в крупных организациях

  21. Анализ современных тенденций применения конкурсного отбора на должности в системе управления.

  22. Современные подходы при формировании в организациях коллективов по принципу «команды».

  23. Анализ влияния конкуренции и рынка труда на профессионализм персонала управления.

  24. Управленческие взаимоотношения с творческими, талантливыми людьми в организации.

  25. Проблемы и перспективы нахождения женщин на руководящих управленческих должностях.

  26. Прогноз развития организаций будущего: офис на дому; информационные управленческие связи на расстоянии; интернет-технологии и т. д.

  27. Организации будущего: виртуальные корпорации, системы обучающихся организаций.

  28. Роль интеллектуального капитала в современной организации.

  29. Социальный/ репутационный капитал: построение стратегии сотрудничества с заинтересованными лицами

Примечание:

1. Желательны темы рефератов, предложенные самими студентами.

2. Требование к темам рефератов: тематика не должна копировать лекции, включать сбор и анализ статистического и фактографического материала, работу с нормативной базой.

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник для части 1 дисциплины «История менеджмента»

  1.  Кравченко А.И. История менеджмента : Учеб. пособие для вузов
    Академический проект: Трикста, 2010- 560 с.

10.2.Основная литература

  1. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. – 222 с.

10.3 Дополнительная литература

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Ростов-на-Дону, 2000.

  2. Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри. М., 2003.

  3. Делл М., Фредман К. От Dell без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. М., 2004.

  4. Корицкий, Э.Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900-1950 гг. // Российский журнал менеджмента. – 2005. -Том 3. - № 1.

  5. Коротков Э.М., Беляев А. А., Трененков Е. М.«История менеджмента: Учеб. пособие - М. : ИНФРА-М , 2010. - 240 с. 

  6. Коттер Дж. П. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века. М., 2004.

  7. Кредисов А.Н. История учений менеджмента. - Киев: ВИРА-Р, 2000. - 336 с.

  8. Латфуллин Г.Р. Теория организации - СПб.: Питер, 2004. - 394 с.

  9. Лоу Дж. Говорит Билл Гейтс. М., 2004.

  10. Лутц Р.А. 8 законов Крайслер. Законы бизнеса, которые сделали Chrysler
    одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций. М., 2004.

  11. Льюис Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех. М., 2008.

  12. Меджи Д. Путь компании John Deere. Эффективность, проверенная временем. М., 2007.

  13. Мерриден Т. Бизнес-путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире. М., 2003.

  14. Мичелли Дж.А. Ritz-Carlton. Золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия. М., 2009.

  15. Мэнтл Дж. Бенеттон. Семья, бизнес и бренд. М., 2003.

  16. Питерс Т.Дж., Уотерман-мл Р.Х. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М., 2005.

  17. Саундерс Р. Бизнес-путь: DELL. Секреты лучшего в мире компьютерного бизнеса. М., 2003.

  18. Уолтон С., Хьюи Дж. Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart. М., 2009.

  19. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Екатеринбург, 2003.

  20. Чудновская С.Н. История менеджмента. – С

  21. Пб.: Питер, 2004. - 239 с.

  22. Чудновская С.Н. История менеджмента. - СПб.: Питер, 2004. - 239 с.   

  23. Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес. М., 2005.

  24. Шульц Г., Йенг Д.Д. Влейте в нее свое сердце. ашка за чашкой строилась Starbucks. М., 2005.

10.4 Базовый учебник для части 2 дисциплины «Теория менеджмента».

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 2010. 704 с.

10.5 Основная литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М.,  Магистр. 2010. 528 с.

    1. Дополнительная литература

  1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 400с.

  2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб. Питер, 2009. 384 с.

  3. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2009. 800 с.

  4. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. – ИД «Вильямс» 2009. 48 с

  5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб. Питер, 2012. 464 с.

  6. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: АльпинаПаблишер. 2011. 715 с.

  7. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009.

  8. Гарвардская школа бизнеса о личной эффективности. Книга 4. Лидерство. Перевод с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

  9. Колинз Дж., Лазье У. Больше, чем бизнес. Как преодолеть ограничения и построить великую компанию. М., 2006.

  10. Коллинз Дж. От хорошего к великому: пер. с англ. – СПб.: СШЭ, 2002

  11. Коттер Дж. П. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века. М., 2004.

  12. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2007.

  13. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Д. Школы стратегических управлений – СПб.: Питер, 2000.

  14. Питерс Т.Дж., Уотерман-мл Р.Х. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М., 2005.

  15. Бочкарева А., Кондратьева В., Краснова В., Матвеева А. Семь нот менеджмента . 6-е издание. М., 2007.

  16. Уолтон С., Хьюи Дж. Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart. М., 2009.

  17. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Екатеринбург, 2003.

  18. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего
    дня. М., 2002.

  19. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

  20. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

  21. Шульц Г., Йенг Д.Д. Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks. М., 2005.

10.7. Справочники, словари, энциклопедии

  • Harvard Business Review – Россия

  • Вестник McKinsey – Россия

  • Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент»

  • Маркетинг в России и за рубежом

  • Менеджмент в России и за рубежом

  • Проблемы теории и практики управления

  • Российский журнал менеджмента

Журналы:

  • Эксперт;

  • Секрет фирмы;

  • Business Week.

Газеты:

  • Ведомости;

  • Российская газета;

  • Коммерсантъ;

  • Financial Times.

Интернет ресурсы:

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В процессе аудиторных занятий задействуются преимущества новейших мультимедийных технологий (проектор, ноутбук, экран, колонки). Автором курса разработаны слайды по каждой теме лекции с использованием Power point, которые позволяют сфокусировать внимание студентов на наиболее важных моментах в процессе изложения материала и повысить восприятие излагаемого материала. На семинарских занятиях используются подсобные раздаточные материалы.