Похожие публикации

المرأة ف ي الإسلام والمرأة عند اليهود والنصار ى
Документ
Введение. Пять лет назад, в газете "Торонто Стар" от 3 июля 1990 г. я прочитал статью под названием "Ислам - не единственная религия с патриархальной ...полностью>>

Тест ы-опросники на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних
Тесты
Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимуще...полностью>>

Какой объем и габариты?
Документ
Для стандартной семьи из 3 - 4 человек вполне достаточным окажется холодильник вместимостью 300 - 320 литров. Поэтому следует определиться с общим объ...полностью>>

Какой объем и габариты?
Документ
Для стандартной семьи из 3 - 4 человек вполне достаточным окажется холодильник вместимостью 300 - 320 литров. Поэтому следует определиться с общим объ...полностью>>



Магистерская программа «Экономика фирмы» Форма обучения очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет»

2.Содержание программы учебной дисциплины «Микроэкономика»

 

2.1. Содержание разделов учебной дисциплины «Микроэкономика»

Трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы (144 час.), экзамен -36 час.

Наименование раздела дисциплины

(темы)

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Распределение часов

ауд.

сам.

 

1

Раздел 1

Предмет и метод  экономической теории и микроэкономики.

Знать:

- исходные экономические понятия и закономерности;

- методы экономического исследования;

-  основные особенности ведущих школ и современных направлений экономической науки (включая российскую экономическую мысль);

Уметь:

- использовать методы экономического анализа для исследования конкретных экономических ситуаций;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- приемами применения методов экономического анализа к исследованию экономических явлений;

-  навыками самостоятельной аналитической работы;

- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

20

2

47

7

2

Общественное производство и проблема выбора.

Знать:

- базовые категории экономической теории;

- сущность проблемы выбора и кривой производственных возможностей;

- понятие альтернативных издержек и закон их возрастания;

- основные экономические системы общества.

Уметь:

- строить на основе описания стандартную кривую производственных возможностей и использовать ее при анализе экономических явлений и процессов;

- проводить сравнительный анализ рыночной и плановой экономики;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

 

Владеть:

- методами анализа с помощью кривой производственных возможностей;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

6

3

Возникновение и эволюция рыночной экономики

Знать:

- основные формы общественного хозяйства, условия возникновения и функции рынка, структуру и инфраструктуру рынка;

- закономерности исторического развития рыночной экономики и взаимодействия монополии и конкуренции;

- особенности становления и развития рыночной экономики в России.

Уметь:

- анализировать состояние современного рынка на основе моделей его эволюции;

- прогнозировать основные направления развития современной рыночной экономики;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- методами анализа состояния и развития товарного производства и рыночной экономики;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

6

4

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. Собственность в рыночной экономике.

Знать:

- сущность категорий:  благо, товар, деньги, собственность, экономические институты;

- закономерности формирования стоимости и цены в трактовке различных школ;

- общие законы денежного обращения;

- особенности экономических институтов и развития форм собственности в России.

Уметь:

- проводить сравнительный анализ различных теорий стоимости;

- использовать законы денежного обращения для анализа состояния экономики;

- использовать различные источники информации для анализа развития форм собственности в различных странах и в России;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- диалектическим методом исследования для анализа категорий товара и денег;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

6

5

Основные субъекты рыночной экономики

Знать:

- место и функции субъектов рынка в кругообороте благ и доходов;

- основные принципы организации и функционирования домохозяйств, фирм и государства как субъектов рыночной экономики;

- общие особенности поведения домохозяйств, фирм и государства в экономике России.

Уметь:

- строить модель кругооборота благ и доходов и объяснять роль каждого элемента этой модели;

- использовать модель кругооборота для выявления особенностей поведения субъектов рынка в России;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами индукции и дедукции при анализе субъектов рыночной экономики;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

6

6

Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие.

Знать:

- сущность категорий: спрос, предложение, цена,  эластичность;

- законы спроса и предложения;

- формулы определения эластичности спроса и предложения;

- механизм установления рыночного равновесия и последствия государственного вмешательства в рыночное ценообразование.

Уметь:

- строить модель спроса и предложения на основе гипотетических данных;

- использовать модель спроса и предложения для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- рассчитывать коэффициент эластичности и использовать его для анализа ценовых тенденций на рынке;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией построения и использования экономических моделей;

- методами и приемами графического анализа модели рыночного равновесия;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

 

2

6

7

Теория поведения потребителя.

Знать:

- основные концепции  поведения потребителей, их сильные и слабые стороны;

- понятия: общая и предельная полезность, бюджетная линия, кривая безразличия, предельная норма замещения;

- закономерности оптимального потребительского выбора.

Уметь:

- рассчитывать предельную полезность и строить модель кривых безразличия / бюджетной линии на основе гипотетических данных;

- использовать теории потребительского поведения для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией исследования потребительского выбора;

- приемами графического анализа моделей потребительского поведения;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

 

2

6

 

1

Раздел 2

Теория фирмы: выбор факторов производства  и формирование издержек производства.

Знать:

- закономерности комбинирования факторов производства и формирования издержек производства в долгосрочном и краткосрочном периодах;

- закон убывающей отдачи;

- виды издержек производства и формулу их минимизации;

- характерные черты традиционной теории фирмы.

Уметь:

- использовать производственную функцию для определения оптимального сочетания факторов производства;

- рассчитывать различные виды издержек производства;

- прогнозировать поведение фирмы на основе определения характера отдачи от масштабов;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией построения и использования моделей факторов производства и издержек производства;

- приемами графического анализа издержек производства;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

2

6

2

Теория фирмы: максимизация прибыли.  Неопределенность и риск в микроэкономике.

Знать:

- сущность понятий: выручка, прибыль, неопределенность, риск;

- формулу максимизации прибыли (минимизации убытков);

- различия между традиционной и альтернативными теориями фирмы;

- влияние риска и неопределенности на процесс максимизации прибыли.

Уметь:

- строить модель равновесия фирмы, определять точку равновесия и рассчитывать объем максимальной прибыли;

- использовать модель равновесия фирмы для анализа ее рыночного поведения;

- анализировать влияние экономических рисков и неопределенности на формирование экономической прибыли в российской экономике;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией построения и использования модели максимизации прибыли;

- приемами графического определения точки оптимального производства и объема максимальной прибыли;

- навыками самостоятельной аналитической работы.

 

2

6

3

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

Знать:

- особенности максимизации прибыли и поведения фирмы в условиях  совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- модель максимизации прибыли в условиях монополии;

- достоинства и недостатки совершенной конкуренции и монополии.

Уметь:

- рассчитывать размер максимальной прибыли в условиях совершенной конкуренции и монополии;

- строить модели максимизации прибыли на основе гипотетических данных,

- использовать теорию максимизации прибыли для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами графического анализа максимизации прибыли;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

5

4

Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

Знать:

- особенности максимизации прибыли и поведения фирмы в условиях  монополистической конкуренции;

- модели олигополии и особенности поведения фирм на олигополистическом рынке;

- достоинства и недостатки монополистической конкуренции и олигополии.

Уметь:

- рассчитывать размер максимальной прибыли в условиях монополистической конкуренции;

- использовать теорию олигополии для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами и приемами анализа рыночных ситуаций с помощью моделей несовершенной конкуренции;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

4

5

Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда.

Знать:

-

особенности спроса и предложения и условия равновесия на рынках факторов производства;

- сущность труда и заработной платы;

- модели конкуренции и монопсонии на рынке труда;

- особенности государственного регулирования российского рынка труда.

Уметь:

- определять равновесные цены на рынках факторов производства;

- строить модели конкурентного и монопсонического рынка труда;

- использовать теорию рынка труда для анализа и прогнозирования процессов на этом рынке;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами и приемами анализа рынков труда;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

 

2

4

6

Ценообразование на рынке факторов производства: рынок капитала и рынок земли.

Знать:

- сущность капитала и земли как факторов производства;

- принципы ценообразования на рынке капитала;

- особенности ценообразования на рынке земли.

Уметь:

- строить модели рынка услуг капитала и рынка земли;

- оценивать эффективность инвестиций методом дисконтированной стоимости;

- использовать теорию рынка капитала и рынка земли для анализа и прогнозирования ситуации на этих рынках;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией исследования рынков капитала и земли;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

4

7

Теория провалов рынка и роль государства в рыночной экономике.

Знать:

- сущность и причины провалов рынка и необходимость государственного вмешательства;

- модель чистых потерь от монопольной власти;

- модель и причины неравенства доходов;

- цели, направления и проблемы государственного вмешательства в российскую экономику.

Уметь:

- использовать источники информации для иллюстрации и анализа провалов рынка;

- строить модель чистых потерь от монополизации;

- строить кривую Лоренца и рассчитывать коэффициент Джини;

- оценивать эффективность государственного вмешательства с точки зрения его целей и функций;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами и приемами анализа провалов рынка и экономической роли государства;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

2

4

 

Итого:

 

28

73

 

 

 

 

 

 

Содержание дисциплины с указанием количества часов, глав и параграфов базового учебника, вопросами для самопроверки и самостоятельной работы, темами докладов, рефератов и эссе по каждой теме

 

Раздел 1

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории и микроэкономики

(лекции 0 часов, семинары 2 часа, самостоятельная работа  7 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 1, 2, 3, стр. 15-97

Становление экономической науки и основные этапы ее развития. Главные направления современной экономической мысли. Русская экономическая мысль и ее вклад в сокровищницу мировой экономической науки.