Похожие публикации

«Лидер управления прикамья 1997 – 2007 гг.»
Документ
директор – Разутдинов Равкат Зинурович «За вклад в сохранение и развитие высоких технологий» 1. Гос НИИУМС Ген. директор – Артемов Николай Иванович ....полностью>>

Айонов и городских округов Курганской области
Документ
по региональной политике и местному самоуправлению и Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганско...полностью>>

Руководитель управления транспорта
Документ
010 – исполнительный директор ООО «Пассажирское авто-транспортное предприятие №1»; С января 011 по октябрь 01 – исполнительный директор ООО «Автотранс...полностью>>

Список тем курсовых работ для 3 курса бакалавриата 2013-2014 уч год по кафедре «Управление проектами». Аньшин Валерий Михайлович – д э. н., профессор
Документ
методы и инструменты управления портфелем проектов; Управление портфелем проектов в условиях неопределенности; Анализ практики управления портфелем пр...полностью>>



Магистерская программа «Экономика фирмы» Форма обучения очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет»

Предмет экономической теории (политэкономии) в трактовке различных школ. Современное определение предмета экономической теории. Экономические категории, законы и модели.

Экономические потребности и интересы, цели и средства. Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность потребностей.

Структура экономической теории (микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мировая экономика).

Позитивная и нормативная экономика. Экономическая теория и экономическая политика.

Методы экономического исследования: абстрагирование и движение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, анализ и синтез, историческое и логическое, экономическое моделирование и предпосылка «при прочих равных условиях». Диалектический метод исследования.

Методы исследования, используемые и изучаемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

 

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Приведите в качестве примера довод, применительно к которому выражение «это правильно в теории, но совершенно неверно на практике» имело бы смысл, а также довод, применительно к которому это выражение было бы абсолютно бессмысленным.

  2. Проанализируйте высказывание известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о том, что экономисты «делают цивилизацию возможной».

  3. Считаете ли вы решение проблем экономической теории предпосылкой или гарантией успешного развития?

  4. В чем вы видите различие и сходство предмета политической экономии, экономикс и экономической теории?

  5. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.

6. «Положительная наука, - писал Дж.М. Кейнс, - может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся…» (продолжите):

а) к тому, что есть;

б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

7. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги, длительны. Можно ли заменить их экономико-математическими моделями?

8. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя  пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры.

 

Темы докладов и рефератов

  1. Как и когда возникла экономическая теория как наука?

  2. Соотношение экономической теории, экономикс, политической экономии.

  3. Нобелевские лауреаты в области экономики.

  4. Неоклассический синтез в экономической науке.

  5. Особенности и достижения в развитии экономической мысли в России.

  6. Какова связь экономической теории с общественными, экономическими, социальными и естественными науками?

  7. Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

  8. Познавательная, практическая, идеологическая функции экономической теории, их единство и противоречие.

  9. Какова специфика методологии экономической теории?

 

Темы эссе

  1. Считаете ли вы марксизм или современные западные экономические теории «вульгарными» и «ненаучными»?

  2. Кризис экономической теории или новый виток ее развития?

  3. Кому и зачем нужна экономическая теория?

  4. Какова роль экономической теории (политической экономии) в экономической подготовке специалистов РЭА им. Г.В. Плеханова?               

  5. Математические методы в экономическом анализе: область применения и границы.

 Тема 2. Общественное производство и проблема выбора.

(лекции 2 часа, семинары 2 часов, самостоятельная работа  7 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 3.3, 4, стр. 120-136

Базовые категории экономической теории. Общественное производство и воспроизводство. Производство, распределение, обмен и потребление.

Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения.  Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Закон возрастающих альтернативных издержек. Рациональное экономическое поведение.

Основные проблемы экономической системы: что производить, как производить, для кого производить. Экономические системы общества: традиционная, рыночная и плановая экономика. 

Преимущества и недостатки рыночной и плановой экономики. Смешанная экономика.

Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Предположим, что общество производит только два товара, и его кривая производственных возможностей следующая:

Продовольствие, млн. т.

Тракторы, тыс. шт.

0

1

2

3

4

5

9

8

7

5

3

0

 

.Достигнет ли общество экономического роста, если население останется неизменным и в 2007 г. производилось: 4000  тракторов и 3 млн. т. зерна.

  1. Предположим, что общество (см. задачу 1) производит 6000 тракторов  и 3 млн. т. зерна в 2009 г. Можно ли оценить развитие общества за 2007-2009 гг. как экономический рост?

  2. Чтобы купить мясо дешевле, вам надо отстоять очередь, потратив на это около часа. Но можно купить мясо без очереди, но на 30% дороже. Каков ваш выбор и почему?

  3.  Решая вопросы, что, как и для кого производить, рынок:

а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система (да/нет);

б) ориентирован на производство социально необходимых товаров (да/нет);

в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да/нет);

г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да/нет);

д) способствует удовлетворению потребностей всех членов;

е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да/нет);

ж) способствует внедрению достижений НТП.

 

Темы докладов и рефератов

  1. Каково место технологии, энергии и информации в общественном производстве? Можно ли считать их самостоятельными факторами производства?

  2. Рациональное поведение как предпосылка экономического анализа.

  3. Решение проблем что, как, для кого производить в традиционном обществе, рыночной и плановой экономике: сравнительный анализ.

 

Темы эссе

  1.  

    1. Может ли современное общество жить по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду»?

    2. Недостатки рыночной экономики и преимущества плановой экономики.

    3. Кривая производственных возможностей студента в ночь перед экзаменом: выучить вопросы и / или написать шпаргалки.

 

Тема 3. Возникновение и эволюция рыночной экономики

(лекции 0 часов, семинары 2 часа, самостоятельная работа  7 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 5, 6, стр. 139-189

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Натуральное хозяйство. Товарная (рыночная) форма хозяйства. Простое и капиталистическое товарное производство. Общественная форма хозяйства.

Товарное производство как основа рыночной экономики. Исторические условия возникновения рынка. Основные теоретические предпосылки простой модели рынка. Важнейшие функции рынка. Частные и общественные интересы и их реализация в условиях рынка. Невидимая рука рынка.

Конкуренция и ее виды. Типология рынка: неразвитый рынок, свободный (классический) рынок, регулируемый рынок, рынок несовершенной конкуренции, рынок монополии и рынок монопсонии, регулируемый рынок, социально ориентированный рынок, деформированный рынок в условиях административно-командной системы хозяйства.

Структура и инфраструктура рынка.

Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

 

 

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

 

  1. В чем единство и различие четырех общественных систем – «капитализма», «лейбористского социализма», «фашизма» и «марксистского коммунизма»?

  2.  Какие из перечисленных черт характеризуют объективную  необходимость товарного производства:

а) специализация производства;

б) общинная собственность на средства и результаты производства;

в) частная собственность на средства и результаты производства;

г) экономическое обособление производителей;

д) производство различных видов продукции, достаточных для обеспечения жизни самих производителей.

3. Выделите из перечисленных черт общественного производства те черты, которые характеризуют:

а) материальную основу возникновения и развития товарного производства;

б) причину существования товарного производства.

4. Укажите характерные признаки товарного производства неразвитого рынка, товарного производства свободного, регулируемого и деформированного рынков:

а) наличие наемного труда;

б) повсеместное использование личного труда производителя;

в) наличие общественного разделения труда;

г) частная собственность на средства  производства;

д) почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь;

е) наличие нескольких моделей государственного регулирования;

ж) постоянное регулирование национальной экономики;

з) декларированное отсутствие наемного труда.

5. Укажите, какие из перечисленных причин вызывают   необходимость рынка:

а) общественное разделение труда;

б) средства производства принадлежат рабочим;

в) трудовая и нетрудовая частная собственность на средства производства;

г) стихийный характер рыночный отношений;

д) работник лишен средств производства;

е) рабочая сила-товар;

ж) экономическое обособление товаропроизводителей?

6. Назовите функции, которые выполняет рынок в следующих случаях:

а) установление рыночной цены товара;

б) купля-продажа товара (по бартеру или за деньги);

в) возмещение затрат предприятий (фирмы) на изготовление продукции;

г) оплата поставок продукции;

д) банкротство фирмы;

е) внедрение НТП на отдельных предприятиях;

ж) дифференциация доходов.

 

Темы докладов и рефератов

1. Цивилизационный и формационный подходы к экономическому развитию общества.

  1. Соотношение понятий «природа», «биосфера», «ноосфера».

  2. Теория «биоэкономики»: за и против.

  3. Экономическая теория о человеке в рыночной экономике.

  4. Особенности  развития и состояния рынка в царской  России.

  5. Теневая экономика, «черный» и «серый» рынки: истоки и действующие лица.

Темы эссе

  1. Виртуальная экономика: этап развития рыночного хозяйства или его альтернатива?

  2. Каковы особенности первоначального накопления капитала в постперестроечной России?

  3. Почему и в каком виде сохранилось натуральное хозяйство в России?

  4. Рыночная экономика: цель российских реформ или средство достижения целей?

 

 

Тема 4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. Собственность в рыночной экономике.

(лекции 2 часа, семинары 2 часа, самостоятельная работа  7 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 7, 9, стр. 198-230, 270-298

Экономические блага и их классификация. Благо и услуги. Полные и частичные блага, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Трудовая теория стоимости А. Смита, Д. Рикардо. Современные свойства товара.

Стоимость, ценность, полезность. Развитие форм стоимости и появление денег. Цена как денежная форма стоимости.

Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: полноценные, бумажные, кредитные, электронные деньги. Законы денежного обращения.

Экономические институты и их роль в системе рыночного хозяйства. Экономическая и юридическая категории собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Диффузия прав собственности в современном обществе. Экономические формы реализации прав собственности.

Формы собственности: государственная, частная, коллективная (групповая) собственность. Акционерная собственность. Интеллектуальная форма собственности. Смешанная собственность.

Реформа отношений собственности в современной России. Разгосударствление. Приватизация. Опыт зарубежных стран.

Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

 

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Укажите, в каких случаях благо становится товаром:

а) экономическое благо – продукт труда;

б) благо – продукт труда, созданный для обмена;

в) благо – дар природы;

г) благо удовлетворяет духовные потребности;

д) благо создано для потребления внутри хозяйства.

2. Меновое соотношение угля, железной руды и свинца 2:3:6. Как изменится это соотношение, если производительность труда по добыче угля повысилась в 2 раза, интенсивность труда по добыче железной руды – в 3 раза, а стоимость свинца уменьшилась вполовину?

3. Дайте критическую оценку русского легального марксиста  М. И. Туган-Барановского: «Лошадь, которая тащит плуг, нисколько не меньше участвует в создание меновой ценности земледельческого продукта…чем рабочий, который идет за плугом. Точно так же ткацкая машина, замещающая ручного ткача, создает не менее меновой стоимости…чем вытесненный ею ручной ткач» (цитата по книге: «История русской экономической мысли» М., 1977. Т.З.С.1-309).

4. Самолетом из пункта А в пункт В можно долететь за 1 час, а автобусом – за 10 часов. Авиабилет стоит 50 долл., автобусный билет – 10 долл. Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 2 долл. в час; 5 долл. в час; 10 долл. в час?