Похожие публикации

Темы уроков к-во часов Дата по плану
Урок
Федеративная Республика Германия. 1 У,А выступление учащихся по теме урока с исп. презентации 7. Республика Польша. 1 У,А выступление учащихся по теме...полностью>>

Методической работы мбоу г. Мурманска оош №26 на 2013-2014 учебный год. Месяц
Документ
День города Выставка-конференция “Юные исследователи - будущее Севера”. Декада мужества. Всероссийская предметная олимпиада (1этап) Ноябрь Малый педсо...полностью>>

Работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 201
Документ
Уточнение и корректировка методических тем самообразования членов методического объединения, рабочих, факультативных программ, программ элективных кур...полностью>>

Продукции (инструкция, руководство, регламент, рекомендации) либо его копия, заверенная заявителем при наличии
Инструкция
копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, специфи...полностью>>



Магистерская программа «Экономика фирмы» Форма обучения очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет»

5. Численность работников возросла в 10 раз, производительность труда – в 3 раза, интенсивность – в 1,5 раза. Как изменится объем выпуска продукции?

6. Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности:

а) А. Смит;

б) К. Менгер;

в) Э. Бем-Баверк;

г) Д. Риккардо;

д) К. Маркс;

е) Ф. Визер;

ж) Г. Госсен.

7. В приведенных ниже высказываниях известных экономистов прослеживаются субъективные или объективные подходы к определению сущности денег. Назовите их:

а) представитель монетаризма М. Фридмен пишет, что «деньги – это экспериментальная теоретическая конструкция, которую нужно было изобрести, подобно понятиям «длина», «температура» или «сила» в физике»;

б) К. Маркс считает деньги особым товаром, который в процессе исторического развития выделился из общей товарной массы и стал всеобщим эквивалентом;

в) П. Самуэльсон полагает, что «деньги – это искусственная социальная условность. Это парадокс: деньги признают, потому что они признаны».

8. Известно, что золото давно исчезло из обращения, но чеканка золотых монет продолжается. Каков экономический смысл чеканки золотых монет сейчас? Ответ обосновать и проиллюстрировать примерами.

9. Выполняет ли золото в современных условиях функции денег?

10. Какие функции выполняют деньги при:

а) установлении цены товара;

б) покупке товаров за наличные;

в) оплате товаров, проданных в кредит;

г) уплате долга;

д) накоплении для покупки;

е) помещение в банка;

ж) оплате внешнеторговых сделок.

11. Продано товаров за год на сумму 200 млрд. долл., из них в кредит – на 60 млрд. долл., сумма платежей, по которым наступил  срок уплаты, - 30 млрд. долл., взаимно погашающиеся платежи – 30 млрд. долл.; один доллар за год обращается 10 раз.

Как изменится количество денег в обращении, если:

а) сумма продаж возрастет на 50%;

б) число оборотов доллара в год составит 12?

  1. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;

б) государство;

в) производственные здания и сооружения;

г) акционерное общество;

д) прокатный стан;

е) Иванов Иван Иванович;

ж) прогулочный катер;

з) автомобиль;

и) костюм.

13. Права собственности – это:

а) право исключительного физического контроля над банком;

б) право применения полезных свойств блага для себя;

в) право обладать результатом от использования блага;

г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага;

д) право на отчуждение блага;

е) право на уничтожение  блага;

ж) право на передачу блага по наследству;

з) право на бессрочность обладания благом;

и) все ответы верны.

14. Для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы необходимо согласно теории прав собственности:

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной  зоне;

б) увеличить налоги на атомные электростанции;

в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;

г) понизить законодательство установленный порог предельно допустимой концентрации радиоактивных веществ.

15. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести  к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:

а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам;

б) распродажа и безвозмездное распределение акций;

в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы;

г) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству;

д) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

16. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) потенциальный собственник;

б) распоряжается потребительской стоимостью имущества;

в) полный собственник;

г) распоряжается ценностью  данного имущества (может продать его или подарить);

д) владелец этого имущества;

е) данное имущество бесхозное;

ж) все ответы неверны.

 

Темы докладов и рефератов

  1. Могут ли иметь потребительную стоимость услуги?

  2. Теория трудовой стоимости.

  3. Функциональная теория стоимости.

  4. Функции денег как система.

  5. Эволюция денег как двуединый процесс, его объективная обусловленность, основные тенденции.

  6. Основные направления эволюции кредитных денег и их роли.

  7. Какова роль государственного золотого запаса в условиях современной экономики?

  8. Отношения и права собственности.

  9. Россия: отношения собственности в переходной экономике.

  10. Частная собственность, ее достоинства и недостатки.

  11. Необходимость и ограниченность использования государственной собственности в  системе свободного рынка.

  12. Кооперативная собственность: сущность и мировой опыт ее использования.

  13. Опыт зарубежных стран  в проведении приватизации и разгосударствления.

  14. Национализация и приватизация: экономическая целесообразность.

 

Темы эссе

  1. Участвует ли природа в создании стоимости и  потребительной  стоимости?

  2. Кредитные и «электронные» деньги: преимущества и недостатки.

  3. Право на интеллектуальную собственность: элемент рынка или форма монополизма?

  4. Российская приватизация: оправданы ли ожидания?

 Тема 5. Основные субъекты рыночной экономики

(лекции 0 часов, семинары 2 часа, самостоятельная работа  7 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 8, стр. 231-269

 

Экономические агенты: рыночные и нерыночные. Рынок и его субъекты. Домохозяйства, фирмы и государство как субъекты рыночной экономики. Кругообороты благ и доходов.

Домохозяйства и семья как поставщики экономических ресурсов и потребители товаров и услуг. Значение и роль семьи в воспроизводстве рабочей силы и «человеческого капитала». 

Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда. Сущность и условия предпринимательской деятельности.

Основные организационно-экономические формы предприятий (единоличные, товарищества (кооперативы), акционерные общества (корпорации)), их преимущества и недостатки.  Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.

Концентрация и централизация производства. Роль крупных и мелких фирм в современной рыночной экономике, формы их взаимодействия. Венчурный капитал.

Особенности предпринимательства в России.

Государство как субъект рыночной экономики. Модель кругооборота благ и доходов с участием государства.   

Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез,  индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.

 

           Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1.Представьте, что из экономической системы исчезли мелкие фирмы. Каковы будут последствия? А если исчезнут крупные фирмы?

2. Вы президент крупной фирмы по производству мебели, отделку для которой поставляет мелкая фирма. Собственник последней обращается за финансовой поддержкой в связи с угрозой банкротства. Ваши действия:

а) окажите финансовую поддержку;

б) купите эту фирму, расширив свое производство;

в) найдете другого поставщика.

3. Представьте, что вы производите верхнюю  мужскую одежду. Каждый раз, когда по тем или иным причинам объем продаж падает, вы тратите большие деньги на рекламу, в результате чего сбыт опять увеличивается. Можно ли назвать ваши действия маркетингом?

4. Г. Форд, основатель знаменитой автомобильной фирмы, как-то удивил всех предпринимателей тем, что резко увеличил заработную плату своим рабочим. Как вы думаете, какова стратегическая цель этого шага?

а) показать, что капиталист тоже человек;

б) увеличить рынок сбыта своих автомобилей;

в) поднять производительность и качество труда;

г) получить гарантии против забастовок.

Темы докладов и рефератов

  1. История бизнеса в России.

  2. Роль мелкого бизнеса в экономической системе.

  3. «Плюсы» и «минусы» крупного бизнеса.

  4. Проблемы создания и развития малых предприятий в России.

  5. Роль рискового предпринимательства  в экономике.

  6. Маркетинг как экономическая категория.

  7. Менеджмент, теория и практика управления фирмой.

Темы эссе

  1.  

    1. Конкуренция и монополия: за кем победа?

    2. Может ли бизнес быть государственным?

    3. Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?

 

Тема 6. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие

(лекции 2 часа, семинары 2 часа, самостоятельная работа  6 часов)

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 10 – 12, стр. 299-373

 

Спрос как экономическая категория. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект дохода и эффект замещения от изменения цены товара. Детерминанты спроса. Замещающие и дополняющие товары. Эластичность спроса, ее виды (ценовая, перекрестная, по доходу) и показатели. Нормальные товары и товары с понижающимся спросом. Парадокс Гиффена. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности. Факторы эластичности спроса. Влияние эластичности спроса на выручку производителей.

Предложение как экономическая категория. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене и расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности. Факторы эластичности предложения.

Рыночное равновесие: равновесный объем производства и равновесная цена. Излишек производителя и потребителя. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Определение равновесной цены в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модель паутины.

Сущность цены. Функции цены. Трудовая теория стоимости и цена. Теория предельной полезности и цена. Концепция цены А. Маршалла. Нормальная цена.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Максимально и минимально допустимые цены, дефициты и излишки.

Влияние налогов на уровень цен. Распределение налогового бремени между покупателем и продавцом.

Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез,  индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.

              

           Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Как изменится спрос и что произойдет с кривой спроса на бензин, если (ceteris paribus):

а) вырастут цены на автомобили;

б) увеличится количество автолюбителей;

в) возрастут издержки транспортировки нефти;

г) движение в защиту окружающей среды приобретет много новых сторонников.

2. Как изменится предложение и что произойдет с кривой предложения пшеницы, если (ceteris paribus):

а) упадут издержки на производство удобрений;

б) увеличится спрос на пшеничный хлеб;

в) будет засушливое лето;

г) ожидается рост мировых цен на пшеницу;

д) уменьшатся издержки на производство ржи.

3. Как изменится спрос (ceteris paribus):

а) на уголь при росте цен на нефть;

б) на чай при падении цен на кофе;

в) на ягоды летом при падении цен на сахар;

г) на дешевый одеколон при росте цен на водку.

4. На рынке продаются три вида товара А, В, С. При снижении цены каждого из этих товаров вдвое количество проданного товара А увеличивается  в 3 раза, В – в 2 раза и С – в 1,5 раза. Определите эластичность каждого товара.

5. Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков.

Определите перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

6. Предложение товара описывается уравнением QS = 0,4 Р. Изменится ли  эластичность предложения, если цена товара изменится с 50 до 100 тыс. руб.?

7. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. Их спрос и предложение приведены:

Цена за 1 кг, долл.

Общее количество, на которое есть спрос, кг

Общее количество предложенного товара, кг

5

2500

15000

4

5000

12500

3

8500

8500

2

14000

5000

1

20000

1000

Найти равновесную цену.

8. Конкуренция побуждает предпринимателя снизить издержки производства. Однако сильные профсоюзы активно препятствуют снижению заработной платы. Каков выход из положения?

9. На конкурентном рынке сигарет кривые спроса и предложения задаются следующими уравнениями: Qd = 30 – 5P; Qs = 16 + 2P.

     Что произойдет на рынке, если:

А) государство в рамках антиинфляционной политики установило максимально возможную цену – 1 у.е. за пачку;

Б) государство в рамках борьбы за здоровье нации установило минимальную цену – 3 долл. за пачку;

     Что может предпринять государство, чтобы восстановить равновесие на рынке, не меняя своей ценовой политики? (Отдельно для случаев А) и Б)).

     Изобразите ситуации графически, определите равновесную цену и объем продаж, размер дефицита и излишка.

10. Кривые спроса и предложения товара Х заданы следующими уравнениями:

Qd = 400 – P; Qs = 100 + 2P. Правительство вводит косвенный налог на товар Х в размере 15 у.е. на единицу продукции. Определите:

А) общую сумму налоговых выплат, которую получит государство;

Б) как распределится бремя налогов между производителями и потребителями.

     Изобразите ситуацию графически.

 Темы докладов и рефератов

  1.