Похожие публикации

Программа дисциплины Теория и практика проведения макроэкономической политики для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Автор программы: Пекарский С. Э., Мерзляков С. А., Новикова Н. П
Программа дисциплины
Данный курс рассчитан на студентов, прослушавших курсы по макроэкономике 3, теориям экономического роста, финансам и имеющих базовую подготовку в обла...полностью>>

Программа дисциплины Теория и практика проведения макроэкономической политики для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Автор программы: Пекарский С. Э., Мерзляков С. А., Новикова Н. П
Программа дисциплины
Данный курс рассчитан на студентов, прослушавших курсы по макроэкономике 3, теориям экономического роста, финансам и имеющих базовую подготовку в обла...полностью>>

Программа дисциплины Теория и практика проведения макроэкономической политики для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Автор программы: Пекарский С. Э., Мерзляков С. А., Новикова Н. П
Программа дисциплины
Текущий контроль осуществляется в форме проверки домашнего задания и оценки докладов по темам курса. Доклады могут быть подготовлены как отдельными ст...полностью>>

Перечень потребителей ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим экологическим социальным последствиям
Документ
Перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последст...полностью>>



Педагогическая среда

2. Моделирование и проектирование образовательной среды (подход В.А. Ясвина)

Оригинальный подход к проектированию образовательной среды на основе моделирования ее ведущих типов разработал В.А. Ясвин18. Определяя образовательную среду (или среду образования) как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, В.А. Ясвин рассматривает данное понятие как родовое для понятий «семейная среда», «школьная среда» и т.п.

В.А. Ясвин использует типологию образовательной среды, которую разработал Я. Корчак. В 1919 г. в книге «Как любить ребенка» польский педагог выделил четыре типа «воспитывающей среды» «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда характеризуется традицией, авторитетом, дисциплиной, порядком и добросовестностью; серьезностью, душевном равновесием, ощущением прочности и устойчивостью, уверенностью а себе, в своей правоте; самоограничением, самопреодолением, высокой нравственностью как навыком, благоразумием, доходящим до пассивности. Ребенок, воспитывающийся в такой среде, зависим и пассивен.

Идейная среда характеризуется свободным полетом, порывом
движением души; творчеством; энтузиазмом; проблемностью; добротой,
волей, моральным эстетизмом, терпимостью, взглядом в будущее,
хрупкостью и неустойчивостью. Ребенок, воспитывающийся в такой
среде, активен и свободен.

Среда безмятежного потребления характеризуется душевным покоем, беззаботностью, чувствительностью; приветливостью, добротой трезвостью; внутренним благополучием, ленью, консервативностью привычек. Ребенок, воспитывающийся в такой среде, доволен тем, что имеет, неспособен к напряжению и борьбе, свободен, но пассивен.

Среда внешнего лоска и карьеру характеризуется упорством холодного расчета, искусственной эксплуатацией чужих ценностей, приукрашиванием зияющей пустоты; демагогическими лозунгами, этикетом ловкой саморекламой; ненасытным тщеславием, высокомерием, раболепием; недовольством, завистью, злобой. Ребенок, воспитывающийся в такой среде, фальшив, лицемерен и хитер; он активен, но зависим.

Используя методику векторного моделирования образовательной среды, В.А. Ясвин строит систему координат, состоящую из двух осей: ось «свобода - зависимость» и ось «активность – пассивность».

Построение в этой системе координат вектора, соответствующего определенному типу образовательной среды, осуществляется в результате ответа на шесть диагностических вопросов.

Для оси «свобода - зависимость»: 1) Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде (личности или общественные)? 2) Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия (воспитатель к ребенку или ребенок, воспитателю)? 3) Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде (индивидуальная или коллективная)?

Для оси «активность - пассивность»: 4) Практикуется в данной образовательной среде наказание ребенка? 5) Стимулируется в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы? 6) Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?

Обращаясь к анализу историко-педагогического опыта разработки и обоснования различных образовательных сред, В.А. Ясвин соотносит построения великих педагогов прошлого с предложенной им системой координат. Он показывает, что:

• педагогическая система Я.А. Коменского дает образец догматической образовательной среды пассивной зависимости;

• педагогическая система Ж.-Ж. Руссо дает образец безмятежной образовательной среды пассивной свободы;

• педагогическая система И.Г. Песталоцци дает образец безмятежной образовательной среды свободной пассивности;

• педагогическая система Д. Локка дает образец карьерной образовательной среды зависимой активности;

• педагогическая система А.С. Макаренко дает образец карьерной образовательной среды активной зависимости;

• педагогические системы Я. Корчака и М. Монтессори дают образец творческой образовательной среды свободной активности.

Моделируя образовательную среду, В.А. Ясвин рассматривает соотношение между типами воспитывающей среды Я. Корчака и школьными типами П.Ф. Лесгафта - лицемерным, честолюбивым, добродушным, мягкозабитым, злостно-забитым, угнетенным, нормальным (идеальным)19.

Карьерной образовательной среде зависимой активности соответствует честолюбивый школьный тип, который характеризует упорством, расчетом, гордостью, превосходством, спесью, самоуверенностью, любовью к власти и успеху.

Карьерной образовательной среде активной зависимости соответствует лицемерный школьный тип, который характеризуется хитростью, хвастовством, симулированием, заискиванием, подхалимажем, мелким воровством.

Догматической образовательной среде пассивной зависимости соответствует злостно-забитый школьный тип, который характеризуется ожесточенностью, самолюбием, подозрительностью, злобностью, безынициативностью, резкостью, замкнутостью.

Догматической образовательной среде зависимой пассивности соответствует мягко-забитый школьный тип, который характеризуется равнодушием, беспомощностью, холодностью, капризностью, трусостью, неумеренностью, ложной самонадеянностью.

Безмятежной образовательной среде пассивной свободы соответствует добродушный школьный тип, который характеризуется рефлексивностью, ленью, правдивостью, обязательностью, рассудительностью, скромностью, апатичностью.

Безмятежной образовательной среде свободной пассивности соответствует угнетенный школьный тип, который характеризуется скромностью, трудолюбием, низкой самооценкой, стремлением к уединению, сосредоточенностью, искренностью, рассудительностью, умеренностью, наблюдательностью.

Творческой образовательной среде свободной активности соответствует нормальный (идеальный) школьный тип, который характеризуется смелостью, энтузиазмом, предприимчивостью, постоянной деятельностью.

С точки зрения В.А. Ясвина, само понятие образовательной среды определяется профессионально-управленческой, по существу управленческой позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Он подчеркивает, что создание образовательных ресурсов, т.е. организация развивающих возможностей образовательной среды, является ключевой управленческо - педагогической задачей.

Определяя образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия, В.А. Ясвин вводит понятие локальной образовательной среды. Под ней он понимает функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты.

Качество локальной образовательной среды определяется, во-первых, качеством пространственно-предметного содержания данной среды, во-вторых, качеством социальных отношений в ней, в-третьих, качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды. По мнению В.А. Ясвина, интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития, т.е. то, что среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает. Активность субъекта по использованию возможностей образовательной среды актуализируется в том случае, если эти возможности комплиментарны его потребностям.

Образовательная среда должна содержать в себе возможности:

• удовлетворения физиологических потребностей;

• удовлетворения потребности в безопасности;

•усвоения групповых норм и идеалов; возможности удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении);

• удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности;

• удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки;

• в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов);

• удовлетворения и развития потребности в преобразующей

деятельности в особой области (склонности);

• удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки;

• удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира;

• удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле;

• удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности.

В.А. Ясвин выделяет ряд психологических закономерностей восприятия образовательной среды: образовательная среда не имеет определенных, твердо фиксированных границ; образовательная среда одновременно воздействует на все органы чувств; восприятие среды обусловлено характером деятельности; каждый элемент образовательной среды, наряду с физическими характеристиками, обладает также и социальным значением; в восприятии образовательной среды определенную роль играет представление «центр - периферия»; восприятие образовательной среды характеризуется целостностью.

Обращаясь к проблеме проектирования образовательной среды, В.А. Ясвин подчеркивает, что метод научного проектирования основан на разработке сценариев предстоящих действий. Он рассматривает особенности разработки образовательных проектов на федеральном, региональном, локальном уровнях и микроуровне.

В.А. Ясвин предлагает следующий алгоритм проектирования образовательной среды:

1. Определение образовательной идеологии (модальности образовательной среды) и стратегии ее реализации.

2. Определение конкретно-содержательных целей и задач предполагаемого образовательного процесса в данной среде, в контексте предметно - деятельностного оспособления учащихся, обеспечения их функциональной грамотности и личностного роста.

3. Разработка проекта соответствующего содержания образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей
всех его субъектов.

4. Разработка проекта соответствующей технологической организации образовательной среды на основе организации деятельности, организации стимулов, взаимодействий.

5. Разработка проекта пространственно-предметной организации образовательной среды, который соответствует принципам организации комплексной и гетерогенной образовательной среды; ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды; организации персонально адекватной образовательной среды; развитию
мыслеобразов; развитию партнерских взаимодействий; развитию коактивности (содействия).

6. Разработка проекта социальной организации образовательной среды, который удовлетворяет требованиям взаимопонимания и удовлетворенности всех субъектов; преобладания у них позитивного настроения; авторитетности педагогов; участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; их сплоченности и сознательности; продуктивности взаимодействия.

7. Проведение экспертизы разработанного проекта образовательной среды. Экспертиза в отличие от диагностики ориентируется не на применение жестких методик, позволяющих получить предельно объективированные результаты, а на субъективное мнение экспертов, обусловленное их профессиональной интуицией. Экспертиза учебы воспитательного учреждения предполагает традиционный анализа формальных результатов образования и динамики развития учащихся, а также инновационный анализ психолого-педагогической организации образовательной среды, который и разрабатывается автором.

8. А. Ясвин выделяет следующие параметры экспертизы образовательной среды:

• модальность как качественно-содержательную характеристику среды, даваемую с разработанной им типологической точки зрения;

• широту как структурно-содержательную характеристику среды, показывающую, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;

• интенсивность как структурно-динамическую характеристику, показывающую степень насыщения образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

• осознаваемость как показатель сознательной включенности в образовательную среду всех субъектов педагогического процесса;

• обобщенность как показатель степени координации всех субъектов данной образовательной среды;

• эмоциональность как показатель соотношения эмоционального и рационального компонента в образовательной среде;

• доминантность как показатель значимости данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

• когерентность (согласованность) как показатель степени согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

• социальную активность как показатель социально ориентированного созидательного потенциала в экспансии данной

• образовательной среды в среду обитания;

• мобильность как показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

• устойчивость как показатель стабильности образовательной среды во времени.

Экспертная оценка образовательной среды должна осуществляться в единстве всех выделенных параметров с учетом специфики конкретной экспертируемой среды.

Разработанный В.А. Ясвиным подход к моделированию и проектированию образовательной среды опирается на обширный историко-педагогический материал, современные достижения теории и практики образования, культурно-исторической и гуманистической психологии, на теорию развивающего обучения и опыт проективной деятельности в образовании.

3. Средовой подход в воспитание (трактовка Ю.С. Мануйлова)

См.: Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Костанай, 1997; Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7; Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник УРАО. 2003. № 1.

Подход в воспитании является способом познания и развития личности ребенка, системой действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

Ю.С. Мануйнов обращает внимание на то обстоятельство, что понятие среды должно, во-первых, быть емким, многомерным, включающим в себя духовные, социальные, физические составляющие внешнего мира. Во-вторых, оно должно давать возможность видеть бытие ребенка «среди хаоса и порядка», выполняющих различные функции в его жизнедеятельности. В-третьих, понятие среды должно отражать как субъективные, так и объективные позиции ребенка в процессе воспитания. И, наконец в-четвертых, оно должно быть технологичным, чтобы с его помощью можно было не только описывать и объяснять окружающий ребенка мир, но и создавать его.

С субстанциальной точки зрения, по мнению Ю.С. Мануйлова, среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Ниша (природная, социальная, культурная) - это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности. Будучи материальным, социальным или духовным образованием, ниша обеспечивает выражение ребенком своих субъектных свойств. Стихия - это неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и) общественной среде в виде социального движения, информационного потока, волны интереса к чему-либо, колебаний настроений и т.п. Стихия обладает принуждающей властью над детьми и детерминирует выбор ими возможностей саморазвития. С функциональной точки зрения среда понимается как-то, среди чего пребывает субъект, посредством чего (с помощью чего) формируется его образ жизни, что опосредует (преломляет) его развитие и осредняет (типизирует) личность.

Трактуя образ жизни как способ бытия («событие бытия») в: значении слов, несущих префикс «со-» (сотрудничество, состязание,, соперничество, созидание), Ю.С Мануйлов видит в образе жизни способ достижения целей воспитания, которые предстают в значении предполагаемого результата. Содержательный аспект цели средового подхода раскрывается сквозь призму желания детей «иметь и иметь», обладать и владеть чем-либо.