Похожие публикации

Классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам
Документ
2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государствен...полностью>>

Заметки художника-педагога о проблеме приобщения школьников к миру изобразительного искусства
Документ
Рассуждая о проблемах приобщения школьников к познанию окружающего мира средствами изобразительного искусства, авторы публикаций выделяют ряд тем, кот...полностью>>

Постановлением территориальной избирательной
Документ
Принятие решения о назначении дополнительных выборов депутата Палласовской районной Думы и депутатов Палласовской городской Думы (п.2,3 ст. 74 областн...полностью>>

Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся мбоу «Хабарская средняя общеобразовыательная школа №2»
Документ
образовании» ст. 32, ст. 50; Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом школы, решением С...полностью>>



Рабочая программа «Физика и астрономия науки о природе» для обучающихся 7 классов (уровень: общеобразовательный)


«Согласовано» Председатель МО учителей физики, математики и информатики

_______________

А. А. Габриков

__________________ 2013 г.

«Согласовано» Заместитель директора МБОУ г. Иркутска СОШ №7 по УВР (НМР)

_________________

 С. В. Симбирцева

__________________ 2013 г.

«Утверждено» Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №7

________________

Н. В. Мотовилова

____________________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика и астрономия – науки о природе»

для обучающихся 7 классов

(уровень: общеобразовательный)

Учитель физики и информатики: Габриков Александр Анатольевич

Первая квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе:

Программы элективного курса: Беликова Г. В. «Физика и астрономия – науки о природе», элективный курс для 7-8 классов, МБОУ г. Иркутска СОШ №39 / регистрационный номер 1992, протокол №3 от 30.05.2011, МКОУ ЦИМПО

ИРКУТСК 2013/2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана для учащихся 7-8 классов основной
школы на базе обязательного минимума содержания физического
образования с учетом развития психики детей и подростков.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из двух разделов:

  1. Физика и астрономия — науки о природе, 17 часов;

  2. Физика и астрономия в походе и на природе, 17 часов.

В основу курса положена программа «Физика и астрономия», авторы
В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Глинский. Курс включает в себя материал дополняющий учебник физики 7 и 8 классов, а также некоторые сведения из
астрономии, географии, математики.

Актуальность программы:

Каждый человек, а тем более подрастающий ребенок, стремиться к
осмыслению окружающего его живого и неживого мира. Е го интересует мир
и явления, происходящие в нем в земных и космических масштабах, особенно сейчас в век космонавтики. В этом возрасте учащиеся проявляют
повышенный интерес к астрономии и особенно к астрологии. Научное
изложение основ астрономии предлагалось учащимся только в 11 классе,
когда интерес к этой науке уже иссяк. Кроме этого большое количество
антинаучных сведений прочно укореняется в сознании учащихся
(астрологические прогнозы), тем самым формируя у учащихся не совсем
правильную картину мира.

К сожалению, курс астрономии исключен из школьной программы, а школьные учебники физики не дают возможности
познакомить учащихся с тем как устроен окружающий нас мир. Кроме этого
учащиеся часто не понимают, как связаны между собой учебные предметы,
особенно естественные науки. Часто у детей вызывают недоумение сведения из биологии, географии, химии и даже математики. Данная программа
дополняет основной (базисный) план для основной школы и дает учащимся возможность понять, что физические законы выполняются не только в
физической лаборатории, но и в условиях Вселенной.

Данный курс дает возможность:

  • понять окружающий мир и межпредметные связи,

  • научиться применять законы физики с большей эффективностью, чем за школьной партой;

  • наблюдать и использовать собственные знания

  • организовывать конкурсы, викторины, постановки различных опытов;

  • развивать фантазию: занимательные рассказы, сказки с физическим содержанием, занимательные задачи

Новизна программы:

Часто учитель сталкивается с отсутствием подобных программ при
выборе элективных курсов для учащихся 7-8 классов. Особенно нужны
программы, связывающие предмет с повседневной жизнью. В каталоге
программ элективных курсов мне не удалось найти подобной программы.
Кроме этого накоплен хороший дополнительный материал, который не
используется на уроках из-за отсутствия времени. Помимо этого программа
дает возможность выполнить ряд простых измерений, изготовить самим
простейшие приборы и приспособления для работы. В данную программу
включены некоторые сведения по астрономии, географии и математики,
необходимые нам в жизни.

Цели программы:

  1. Удовлетворить и развить познавательные возможности у учащихся 12-14 лет;

  2. Возбудить интерес к науке и технике, показать, как используются знания на практике; какую роль выполняют теория и практика;

  3. Обеспечить формирование представлений о познаваемости мира обобщенной естественнонаучной картины окружающего мира

  4. Приобщить учащихся к творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Перевести знания из «кабинетной» сферы применения в повседневную жизнь;

  2. Показать одинаковость выполнения законов физики в лаборатории и в природе;

  3. Сформировать, с учетом возраста учащихся, основные понятия и закономерности основных научных теорий; показать связь между физикой, астрономией, географией, биологией, химией, математикой;

  4. Обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, проблем окружающей среды, проблем экологии;

  5. Сформировать у учащихся представление о научных методах исследования и познания природы в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности;

  6. Сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов, и их интерпретации;

  7. Показать, как добываются научные знания, какую роль выполняют теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности.

Планируемый результат:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей,

  • приобретение опыта поиска информации; подготовки реферата, доклада, презентации,

  • приобретение навыков измерения физических величин и оценки точности измерений.

Учащиеся должны знать:

  • Как человек связан с природой, как связаны между собой науки о природе;

  • Что изучают физика и астрономия;

  • Научные методы познания природы;

  • Как измеряли и измеряют сейчас физические величины;

  • Что такое точность измерений и вычислений. Стандартный вид числа;

  • Историю создания метрической системы;

  • Как ориентироваться на местности;

  • Как используются законы физики и астрономии при подготовке к
    походу, в походе (на дороге, на лугу, у водоема, на привале, у костра,
    на даче и т.д.) и при составлении карты маршрута.

Учащиеся должны уметь:

  • Измерять физические величины

  • Определять погрешность измерений

  • Составлять план эксперимента

  • Записывать числа в стандартном виде

  • Переводить единицы измерения в систему СИ

  • Подбирать необходимое оборудование.

  • Делать выводы, систематизировать и обобщать полученные знания.

  • Читать и строить карту маршрута, читать карту звездного неба.

  • Ориентироваться на местности по Солнцу, звездам, компасу и другим приметам.

  • Подбирать необходимое снаряжение и правильно его укладывать.

  • Изготавливать различные приспособления и физические приборы.

  • Планировать питание в походе.

Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения учащихся.

  2. Выполнение практических и лабораторных работ.

  3. Составление плана лабораторной работы.

  4. Решение занимательных и качественных задач

  5. Проектирование страниц рабочей тетради.

  6. Составление кроссвордов, ребусов, шарад.

  7. Сочинение или подбор рассказов, сказок с физическим содержанием.

  8. Разработка игр и контрольных заданий.

  9. Составление технологических карт: измерительные приборы, природные явления, метрическая система мер; карты туристического маршрута.

  10. Разработка контрольных и экспедиционных заданий.

  11. Составление атласа: созвездий, растений; типы календарей.

  12. Изготовление приборов или приспособлений для облегчения работы.

Доля самостоятельности учащегося:

  1. Вид отчетной работы.

  2. Количество сданных работ.

  3. Выбор литературы для работы.

  4. Участие в научно-практических конференциях.

Оценка успешности ученика:

  1. Количество и значимость выполненных работ.

  2. Соблюдение требований к оформлению работ.

  3. Сдача работы в срок.

  4. Инициативность и активность учащихся.

  5. Тестирование, анкетирование, собеседование.

СТРУКТУРА КУРСА

Основные понятия курса: окружающий мир, физика, астрономия, явления природы, строение Солнечной системы, планета, спутник планеты, астероид, комета, звезда, Галактика, звездное небо, созвездие, зодиакальное созвездие, гипотеза, эксперимент, физическая величина, единица измерения физической величины, измерительный прибор, цена деления, погрешность, стандартный вид числа, измерение размеров тел, календарь.

Курс рассчитан на 34 ч. в 7-8 классах.

Программа курса составлена на основании программ:

Беликова Г. В. «Физика и астрономия – науки о природе», элективный курс для 7-8 классов, МБОУ г. Иркутска СОШ №39 / регистрационный номер 1992, протокол №3 от 30.05.2011, МКОУ ЦИМПО.

Автором в основу курса положена программа «Физика и астрономия», авторы В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Глинский.

Автором рабочей программы были добавлены новые темы в раздел «Физика и астрономия – науки о природе» - «Звезда по имени Солнце», «Наша Галактика» для построения целостной астрономической картины после изучения данного курса. Часы были добавлены за счет сжатия материала раздела «Физика и астрономия – в походе и на природе». В связи с чем расстановка часов сложилась следующим образом:

Физика и астрономия – науки о природе – 19 ч.

  1. Астрономия как наука. Развитие астрономии в древности.

  2. Физика как наука. Явления природы.

  3. Строение Солнечной системы.

  4. Звездное небо. Легенды о созвездиях.

  5. Научный метод познания.

  6. Физические величины и их измерение.

  7. Определение погрешностей измерительных приборов.

  8. Определение основных характеристик приборов.

  9. Запись больших и малых чисел.

  10. Свойства пространства. Определение размеров тел.

  11. Измерение площадей поверхностей.

  12. Измерение объема.

  13. Измерение углов в астрономии и географии.

  14. Определение размеров тел и расстояний до них в астрономии и географии.

  15. Звездные координаты. Карта звездного неба.

  16. Основы измерения времени. Календарь.

  17. Звезда по имени Солнце.

  18. Наша Галактика.

Физика и астрономия – в походе и на природе – 15 ч.

  1. Ориентирование на местности.

  2. Звездная навигация.

  3. Физика в походе: снаряжение рюкзака.

  4. Физика в походе: твои туристические ботинки.

  5. Физика в походе: твоя походная кружка.

  6. Питание в походе.

  7. Мы отправляемся в поход.

  8. Физика на дороге.

  9. Физика на лугу и в лесу.

  10. Физика у водоема и на пляже.

  11. Физика на привале.

  12. Физика у костра.

  13. Физика и природные явления.

  14. Оптические иллюзии.

  15. Путешествие в мир природы.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

, п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по планированию

Формы проведения занятий

Формы контроля

1

Физика и астрономия – науки о природе

17

19

Беседа, рассказ, лекция, практическое занятие, экскурсия

Фронтальный опрос, тестирование

2

Физика и астрономия – в походе и на природе

17

15

Беседа, рассказ, лекция, практическое занятие, экскурсия

Фронтальный опрос, тестирование

Итого:

34

34



Были добавлены новые темы в раздел «Физика и астрономия – науки о природе» - «Звезда по имени Солнце», «Наша Галактика» для построения целостной астрономической картины после изучения данного курса. Часы были добавлены за счет сжатия материала раздела «Физика и астрономия – в походе и на природе».

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Система оценок» призвана обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех учащихся по различным учебным дисциплинам. В неё устанавливаются:

  1. единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами предметов;

  2. единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

  3. объем различных видов контрольных работ.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе в течение учебного года. По окончании каждого модуля и полугодий подводится рейтинг оценок учащихся (как среднее арифметическое всех полученных оценок). В конце года подводится итоговый рейтинг, по результатам которого обучающийся может получить сертификат об успешном окончании курса. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

  • работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Отметка «5»

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

  • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

  • работа осуществлена по плану с учетом техники безопасности и правил работы;

  • проявлены организационно-трудовые умения.

Отметка «4»

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом она проведена не полностью или допущены несущественные ошибки в работе.

Отметка «3»

  • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»

  • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Подборка литературы для учителя и обучающихся;

  2. Карта звездного неба;

  3. Электронные ресурсы сети Интернет;

  4. Компьютерные программы по астрономии и физике;

  5. Дидактический и раздаточный материал.

ОБЗОР ИСПОЛЬЗУМЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПО АСТРОНОМИИ

  1. Виртуальная модель Солнечной системы и Галактики Celestia 1.6.0.;

  2. Интерактивный планетарий Stellarium 0.5.1.;

  3. Программа StarCals 5.73 для изучения карты звездного неба.;

  4. Используемые ресурсы сайтов:

    1. / – авторский сайт об астрономии;

    2. / – Российская астрономическая сеть;

    3. / – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (материалы по ракетостроительству);

    4. / – астрономический портал;

    5. http://www.nasa.gov – сайт НАСА;

    6. http://solarsystem.nasa.gov – сайт НАСА о солнечной системе;

    7. / –  астрономические новости NASA на русском языке. Новости космоса;

    8. / – астрономия для любителя;

    9. / – астрономический портал;

    10. / – новости космоса;

    11. /wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B – информация о планетах в Википедии.

  5. Фильмы ВВС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Физика. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010;

  2. В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Пинский. Физика и астрономия. 7-9 класс. Тематическое планирование. – М.: Просвещение, 2002;

  3. Л. А. Горлова. Интегрированные уроки физики. 7-11 класс. – М.: Вако, 2010;

  4. Физика и Астрономия 7 класс. Учебник. Под ред. А. А. Пинского и В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1997;

  5. М. М. Балашов. Физика. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 1999;

  6. М. М. Балашов. Физика. Задачник. 7-8 классы. – М.: Дрофа, 1996;

  7. С. В. Громов, Н. А. Родина. Физика. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение 1999;

  8. Л. А. Прояненкова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова. Сборник задач и упражнений по физике. – М.: Экзамен, 2006;

  9. Г. Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике 7-8. – СПб.: Специальная литература,1995;

  10. Физика и астрономия 9-11 классы. Олимпиадные задания. Автор-составитель В. Т. Оськина. – Волгоград: Учитель, 2002;

  11. Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, Е. М. Шулежко. Мир знаний. Физика. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2001;

  12. А. П. Рыженков. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 1996;

  13. Популярная астрономия. Звездными тропами. – М.: Мир книги, 2004;

  14. Астрономия в задачах, вопросах и ответах. – Красноярск: Офсет,1995;

  15. В. И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверманн. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школьная пресса, 2003;

  16. Л. А. Кирик, К. П. Бондаренко. Астрономия 11. Самостоятельные работы. – М.: Ипекса Гимназия, 2002;

  17. Дидактический материал по физике и астрономии 7-9 класс. – М.: Просвещение, 1999;

  18. Е. А. Демченко. Физика и астрономия. Контрольные работы. – Волгоград: Учитель, 2002;

  19. А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. – М.: Аркти, 2000;

  20. Г. П. Субботин. Сборник задач по астрономии. – М.: Аквариум, 1997;

  21. Джеффри Корнелиус. Звездное небо. – М.: Бертельсман Медиа Москау АО 2000;

  22. Е. С. Ефимовский. Мудрые науки - без назидания и скуки. Карусель изобретений. – СПб.: Комета. Дуэт,1994;

  23. Энциклопедия окружающего мира. Планета Земля. – М.: Росмен,1997;

  24. Воронцов–Вельяминов Б.А. , Страут Е.К. Астрономия, 11 класс – М.: Дрофа, 2007;

  25. Демидова М.Ю., Павленко Н.И. Внутришкольный контроль по физике и астрономии. 10-11 классы. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.;

  26. Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии: учебное пособие / Под ред. В. В. Иванова. Изд. 2-е, испр. – М.: Едиториал УРСС, 2004 – 544 с.;

  27. Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006. ­ 224 с.: ил.;

  28. Популярная история астрономии и космонавтики. / Автор-сост. К. А. Ляхова. – М.: Вече, 2002. – 496 с.: ил (32 с.).;

  29. Язев С. А. Мифы минувшего века – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 341 с.;

  30. Все о планетах и созвездиях. – СПб.: ООО «СЗКЭО», 2007. – 208 с.: ил.;

  31. Громов А. Н. Удивительная Солнечная система / Александр Громов. – М.: Эксмо, 2012. – 368 с.: ил.;

  32. Попова А. П. Астрономия в образах и цифрах. Изд. 2-е – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 120 с.;

  33. Попова А. П. Занимательная астрономия: Учебное пособие. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 264 с.;

  34. Рандзини Д. Космос / Д. Рандзини; Пер. с итал. Н. Лебедевой. ­ М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. ­ 320 с.: ил.;

  35. Фесенко Б. И. Краткий курс астрономии. Часть 1. Учебное пособие – Псков: Изд-во ПГПУ, 2006 – 128 с.;

  36. Шимбалев А. А. Атлас звездного неба. Все созвездия Северного и Южного полушарий с подробными картами / А. А. Шимбаев ; Под ред. И. А. Малевича – Мн.: Харвест, 2004 – 320 с.: ил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Физика и Астрономия 7 класс. Учебник. Под ред. А. А. Пинского и В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1997;

  2. 1000 загадок Вселенной /Авт.-сост. С. Зигуненко. Худ. С. Иващук – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. – 304 с.: ил.;

  3. Большой иллюстрированный атлас – Вселенная / Пер. с испанского У. Сапциной. – М.: Издательская группа «Контэнт©», 2010;

  4. Воронцов–Вельяминов Б. А. , Страут Е. К. Астрономия, 11 класс – М.: Дрофа, 2007;

  5. Дагаев М. М. Наблюдение звездного неба. – 6-е изд., доп. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988 – 176 с.;

  6. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. ­ М.: Белый город, 2004. ­ 144 с.: ил.;

  7. Климишин И. А. Календарь и хронология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, Глав. ред. физ.-мат. лит., 1985 – 320 с.;

  8. Коротцев О.Н. Астрономия для всех. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.: ил.;

  9. Лабузов А.С. Наблюдение галактик, туманностей и звездных скоплений. / Под ред. А. А. Мартыся. – М.: Физмат–лит, 1993 – 240 с.: ил.;

  10. Левитан Е. П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006. ­ 224 с.: ил.;

  11. М. М. Балашов. Физика 7 класс. Учебник. М.: Просвещение 1999;

  12. С. В. Громов, Н. А. Родина. Физика 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 1999;

  13. Я познаю мир. Физика. Астрономия. – М.: ТКОАСТ, 1996;

  14. Джеффри Корнелиус. Звездное небо. – М.: Бертельсман Медиа Москау АО, 2000;

  15. Е. С. Ефимовский. Мудрые науки — без назидания и скуки. Карусель изобретений. – СПб.: Комета.Дуэт, 1994;

  16. Энциклопедия окружающего мира. Планета Земля. – М.: Росмен,1997;

  17. Л. А. Прояненкова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова. Сборник задач и упражнений по физике. – М.: Экзамен, 2006;

  18. Популярная история астрономии и космонавтики. / Автор-сост. К. А. Ляхова. – М.: Вече, 2002. – 496 с.: ил (32 с.);

  19. Рандзини Д. Космос / Д. Рандзини; Пер. с итал. Н. Лебедевой. ­ М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. ­ 320 с.: ил.;

  20. Романов А. М. Занимательные вопросы по астрономии и не только. – М.: МЦНМО, 2005. – 415 с.: ил.;

  21. Ротери Д. Планеты / Дэвид Ротери. – Пер. с англ. Т.Новиковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 320 с.: ил.;

  22. Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации / Карл Саган; [пер. с англ. А.Сергеева]. – Спб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 525 с.;

  23. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997 – 668 с.: ил.;

  24. Саймон и Жаклин Митон. Астрономия. – М.: «РОСМЕН», 1995 – 160 с.: ил. – (серия «Оксфордская библиотека).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для обучающихся 7 класса

п/п

Тема урока

Технология урока

Содержание урока

Практическая часть

Инструментарий урока

Домашнее задание

Дата проведения

Физика и астрономия – науки о природе

Астрономия как наука. Развитие астрономии в древности

Физика как наука. Явления природы

Строение Солнечной системы

Звездное небо. Легенды о созвездиях

Научный метод познания

Физические величины и их измерение

Определение погрешностей измерительных приборов

Определение основных характеристик приборов

Запись больших и малых чисел

Свойства пространства. Определение размеров тел

Измерение площадей поверхностей

Измерение объема

Измерение углов в астрономии и географии

Определение размеров тел и расстояний до них в астрономии и географии

Звездные координаты. Карта звездного неба

Наблюдение звездного неба

Основы измерения времени

Звезда по имени Солнце

Наша Галактика

Физика и астрономия – в походе и на природе – 15 ч.

Ориентирование на местности

Звездная навигация

Физика в походе: снаряжение рюкзака

Физика в походе: мои туристические ботинки

Физика в походе: твоя походная кружка

Питание в походе

Мы отправляемся в поход

Физика на дороге

Физика на лугу и в лесу

Физика у водоема и на пляже

Физика на привале

Физика у костра

Физика и природные явления

Оптические иллюзии

Путешествие в мир природы