Похожие публикации

Протокол № 12 очередного годового отчетно-выборного общего собрания членов саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «проектные организации оао «нк «роснефть»
Решение
Решение о проведении 07 июня 2013 г. в г. Иркутске очередного годового отчетно-выборного Общего собрания членов НП ПО «Роснефть» (СРО) (далее – Общее ...полностью>>

Протокол № 12 очередного годового отчетно-выборного общего собрания членов саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «проектные организации оао «нк «роснефть»
Решение
Решение о проведении 07 июня 2013 г. в г. Иркутске очередного годового отчетно-выборного Общего собрания членов НП ПО «Роснефть» (СРО) (далее – Общее ...полностью>>

Протокол № 12 очередного годового отчетно-выборного общего собрания членов саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «проектные организации оао «нк «роснефть»
Решение
В. огласил протокол № 1 Регистрационной комиссии, подтверждающий наличие кворума (правомочность) Общего собрания и предложил считать Общее собрание от...полностью>>

Протокол № 12 очередного годового отчетно-выборного общего собрания членов саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «проектные организации оао «нк «роснефть»
Решение
3 «Общее собрание разрешает Совету в течение года при необходимости использовать резервный фонд – до 0 % от общей суммы» как противоречащие Уставу Пар...полностью>>



Рабочая программа «Физика и астрономия науки о природе» для обучающихся 7 классов (уровень: общеобразовательный)


«Согласовано» Председатель МО учителей физики, математики и информатики

_______________

А. А. Габриков

__________________ 2013 г.

«Согласовано» Заместитель директора МБОУ г. Иркутска СОШ №7 по УВР (НМР)

_________________

 С. В. Симбирцева

__________________ 2013 г.

«Утверждено» Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №7

________________

Н. В. Мотовилова

____________________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика и астрономия – науки о природе»

для обучающихся 7 классов

(уровень: общеобразовательный)

Учитель физики и информатики: Габриков Александр Анатольевич

Первая квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе:

Программы элективного курса: Беликова Г. В. «Физика и астрономия – науки о природе», элективный курс для 7-8 классов, МБОУ г. Иркутска СОШ №39 / регистрационный номер 1992, протокол №3 от 30.05.2011, МКОУ ЦИМПО

ИРКУТСК 2013/2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана для учащихся 7-8 классов основной
школы на базе обязательного минимума содержания физического
образования с учетом развития психики детей и подростков.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из двух разделов:

  1. Физика и астрономия — науки о природе, 17 часов;

  2. Физика и астрономия в походе и на природе, 17 часов.

В основу курса положена программа «Физика и астрономия», авторы
В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Глинский. Курс включает в себя материал дополняющий учебник физики 7 и 8 классов, а также некоторые сведения из
астрономии, географии, математики.

Актуальность программы:

Каждый человек, а тем более подрастающий ребенок, стремиться к
осмыслению окружающего его живого и неживого мира. Е го интересует мир
и явления, происходящие в нем в земных и космических масштабах, особенно сейчас в век космонавтики. В этом возрасте учащиеся проявляют
повышенный интерес к астрономии и особенно к астрологии. Научное
изложение основ астрономии предлагалось учащимся только в 11 классе,
когда интерес к этой науке уже иссяк. Кроме этого большое количество
антинаучных сведений прочно укореняется в сознании учащихся
(астрологические прогнозы), тем самым формируя у учащихся не совсем
правильную картину мира.

К сожалению, курс астрономии исключен из школьной программы, а школьные учебники физики не дают возможности
познакомить учащихся с тем как устроен окружающий нас мир. Кроме этого
учащиеся часто не понимают, как связаны между собой учебные предметы,
особенно естественные науки. Часто у детей вызывают недоумение сведения из биологии, географии, химии и даже математики. Данная программа
дополняет основной (базисный) план для основной школы и дает учащимся возможность понять, что физические законы выполняются не только в
физической лаборатории, но и в условиях Вселенной.

Данный курс дает возможность:

  • понять окружающий мир и межпредметные связи,

  • научиться применять законы физики с большей эффективностью, чем за школьной партой;

  • наблюдать и использовать собственные знания

  • организовывать конкурсы, викторины, постановки различных опытов;

  • развивать фантазию: занимательные рассказы, сказки с физическим содержанием, занимательные задачи

Новизна программы:

Часто учитель сталкивается с отсутствием подобных программ при
выборе элективных курсов для учащихся 7-8 классов. Особенно нужны
программы, связывающие предмет с повседневной жизнью. В каталоге
программ элективных курсов мне не удалось найти подобной программы.
Кроме этого накоплен хороший дополнительный материал, который не
используется на уроках из-за отсутствия времени. Помимо этого программа
дает возможность выполнить ряд простых измерений, изготовить самим
простейшие приборы и приспособления для работы. В данную программу
включены некоторые сведения по астрономии, географии и математики,
необходимые нам в жизни.

Цели программы:

  1. Удовлетворить и развить познавательные возможности у учащихся 12-14 лет;

  2. Возбудить интерес к науке и технике, показать, как используются знания на практике; какую роль выполняют теория и практика;

  3. Обеспечить формирование представлений о познаваемости мира обобщенной естественнонаучной картины окружающего мира

  4. Приобщить учащихся к творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Перевести знания из «кабинетной» сферы применения в повседневную жизнь;

  2. Показать одинаковость выполнения законов физики в лаборатории и в природе;

  3. Сформировать, с учетом возраста учащихся, основные понятия и закономерности основных научных теорий; показать связь между физикой, астрономией, географией, биологией, химией, математикой;

  4. Обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, проблем окружающей среды, проблем экологии;

  5. Сформировать у учащихся представление о научных методах исследования и познания природы в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности;

  6. Сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов, и их интерпретации;

  7. Показать, как добываются научные знания, какую роль выполняют теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности.

Планируемый результат:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей,

  • приобретение опыта поиска информации; подготовки реферата, доклада, презентации,

  • приобретение навыков измерения физических величин и оценки точности измерений.

Учащиеся должны знать:

  • Как человек связан с природой, как связаны между собой науки о природе;

  • Что изучают физика и астрономия;

  • Научные методы познания природы;

  • Как измеряли и измеряют сейчас физические величины;

  • Что такое точность измерений и вычислений. Стандартный вид числа;

  • Историю создания метрической системы;

  • Как ориентироваться на местности;

  • Как используются законы физики и астрономии при подготовке к
    походу, в походе (на дороге, на лугу, у водоема, на привале, у костра,
    на даче и т.д.) и при составлении карты маршрута.

Учащиеся должны уметь:

  • Измерять физические величины

  • Определять погрешность измерений

  • Составлять план эксперимента

  • Записывать числа в стандартном виде

  • Переводить единицы измерения в систему СИ

  • Подбирать необходимое оборудование.

  • Делать выводы, систематизировать и обобщать полученные знания.

  • Читать и строить карту маршрута, читать карту звездного неба.

  • Ориентироваться на местности по Солнцу, звездам, компасу и другим приметам.

  • Подбирать необходимое снаряжение и правильно его укладывать.

  • Изготавливать различные приспособления и физические приборы.

  • Планировать питание в походе.

Виды деятельности учащихся:

  1. Устные сообщения учащихся.

  2. Выполнение практических и лабораторных работ.

  3. Составление плана лабораторной работы.

  4. Решение занимательных и качественных задач

  5. Проектирование страниц рабочей тетради.

  6. Составление кроссвордов, ребусов, шарад.

  7. Сочинение или подбор рассказов, сказок с физическим содержанием.

  8. Разработка игр и контрольных заданий.

  9. Составление технологических карт: измерительные приборы, природные явления, метрическая система мер; карты туристического маршрута.

  10. Разработка контрольных и экспедиционных заданий.

  11. Составление атласа: созвездий, растений; типы календарей.

  12. Изготовление приборов или приспособлений для облегчения работы.

Доля самостоятельности учащегося:

  1. Вид отчетной работы.

  2. Количество сданных работ.

  3. Выбор литературы для работы.

  4. Участие в научно-практических конференциях.

Оценка успешности ученика:

  1. Количество и значимость выполненных работ.

  2. Соблюдение требований к оформлению работ.

  3. Сдача работы в срок.

  4. Инициативность и активность учащихся.

  5. Тестирование, анкетирование, собеседование.

СТРУКТУРА КУРСА

Основные понятия курса: окружающий мир, физика, астрономия, явления природы, строение Солнечной системы, планета, спутник планеты, астероид, комета, звезда, Галактика, звездное небо, созвездие, зодиакальное созвездие, гипотеза, эксперимент, физическая величина, единица измерения физической величины, измерительный прибор, цена деления, погрешность, стандартный вид числа, измерение размеров тел, календарь.

Курс рассчитан на 34 ч. в 7-8 классах.

Программа курса составлена на основании программ:

Беликова Г. В. «Физика и астрономия – науки о природе», элективный курс для 7-8 классов, МБОУ г. Иркутска СОШ №39 / регистрационный номер 1992, протокол №3 от 30.05.2011, МКОУ ЦИМПО.

Автором в основу курса положена программа «Физика и астрономия», авторы В. Ф. Шилов, Ю. И. Дик, А. А. Глинский.

Автором рабочей программы были добавлены новые темы в раздел «Физика и астрономия – науки о природе» - «Звезда по имени Солнце», «Наша Галактика» для построения целостной астрономической картины после изучения данного курса. Часы были добавлены за счет сжатия материала раздела «Физика и астрономия – в походе и на природе». В связи с чем расстановка часов сложилась следующим образом:

Физика и астрономия – науки о природе – 19 ч.

  1. Астрономия как наука. Развитие астрономии в древности.

  2. Физика как наука. Явления природы.

  3. Строение Солнечной системы.

  4. Звездное небо. Легенды о созвездиях.

  5. Научный метод познания.

  6. Физические величины и их измерение.

  7. Определение погрешностей измерительных приборов.

  8. Определение основных характеристик приборов.

  9. Запись больших и малых чисел.

  10. Свойства пространства. Определение размеров тел.

  11. Измерение площадей поверхностей.

  12. Измерение объема.

  13. Измерение углов в астрономии и географии.

  14. Определение размеров тел и расстояний до них в астрономии и географии.

  15. Звездные координаты. Карта звездного неба.

  16. Основы измерения времени. Календарь.

  17. Звезда по имени Солнце.

  18. Наша Галактика.

Физика и астрономия – в походе и на природе – 15 ч.

  1. Ориентирование на местности.

  2. Звездная навигация.

  3. Физика в походе: снаряжение рюкзака.

  4. Физика в походе: твои туристические ботинки.

  5. Физика в походе: твоя походная кружка.

  6. Питание в походе.

  7. Мы отправляемся в поход.

  8. Физика на дороге.

  9. Физика на лугу и в лесу.

  10. Физика у водоема и на пляже.

  11. Физика на привале.

  12. Физика у костра.

  13. Физика и природные явления.

  14. Оптические иллюзии.

  15. Путешествие в мир природы.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

, п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по планированию

Формы проведения занятий

Формы контроля

1

Физика и астрономия – науки о природе

17

19

Беседа, рассказ, лекция, практическое занятие, экскурсия

Фронтальный опрос, тестирование

2

Физика и астрономия – в походе и на природе

17

15

Беседа, рассказ, лекция, практическое занятие, экскурсия

Фронтальный опрос, тестирование

Итого:

34

34



Были добавлены новые темы в раздел «Физика и астрономия – науки о природе» - «Звезда по имени Солнце», «Наша Галактика» для построения целостной астрономической картины после изучения данного курса. Часы были добавлены за счет сжатия материала раздела «Физика и астрономия – в походе и на природе».