Похожие публикации

Форма п сведения об инвестициях Сведения по форме федерального статистического наблюдения n п-2 "Сведения об инвестициях" предоставляют все юридические лица
Документ
Сведения по форме федерального статистического наблюдения N П-2 "Сведения об инвестициях" предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими...полностью>>

О Конкурсной комиссии (приложение №2)
Конкурс
В целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Подольске Московской ...полностью>>

Должны быть приложены следующие документы
Документ
2. нотариально удостоверенные копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и копия свидетельства о постановке...полностью>>

Правительство российской федерации постановление от 27 августа 2012 г. №857 об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
Документ
1. Установить, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденн...полностью>>



J ббк 74. 100 Х12 Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

По характеру деятельности учащихся педагогические тех­нологии делятся на технологии:

S направленные на формирование самостоятельности уча­щихся по степени ее увеличения в учебной деятельности под непосредственным руководством учителя (адаптив­ная система обучения, технология уровневой дифферен­циации);

У направленные на формирование самостоятельности уча­щихся под опосредованным руководством взрослого (тех­нологии коллективного способа обучения, модульные технологии).

По временному признаку выделяются педагогические тех­нологии, применяемые:

S в рамках одного урока (технологии оптимизации учебного процесса и др.);

У в течение сдвоенных уроков (технологии уровневой диф­ференциации и др.);

•/ в течение ряда учебных часов (технология коллективного способа обучения и др.);

S в течение учебной четверти и более (технологии модуль­ного и концентрированного обучения и др.) [38]. На основе классификаций педагогических технологий,

рассматриваемых как технологии обучения, выделим следу­ющие группы педагогических технологий:

У объяснительно-иллюстративного обучения (в основе лежат информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них об­щеучебных умений и навыков [34]);

У личностно-ориентированные (создают условия для обеспе­чения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьни­ков — технологии обучения в сотрудничестве, метод про­ектов и др. [14, 34, 42, 59]; индивидуальной поддержки ребенка, гуманно-личностная технология Ш.А.Амона-швили и др. [31, 48]);

У развивающего обучения (в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутрен­них механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей) [34, 48, 59];

^ проблемного обучения (создание в сознании детей под руководством взрослого проблемных ситуаций, орга­низация активной самостоятельной деятельности по их

разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей) [43, 48, 59]; ^ игровые (методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами) [48, 59]; S разноуровневого обучения («технологии обучения базису без отстающих») (теоретическое обоснование этих техноло­гий базируется на педагогической парадигме, согласно ко­торой различия основной массы обучаемых по уровню обу­чаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ребенку для усвоения учебного материала) [31, 42, 43]. Применительно к дошкольному образованию большой интерес представляют те классификации педагогических тех­нологий, которые в первую очередь ориентированы на раз­витие личности ребенка, на раскрытие его творческого по­тенциала. К таким технологиям можно отнести педагогиче­ские технологии:

^ позволяющие личности выразиться;

^ обеспечивающие личности готовность к самоизменению;

S организующие процесс обучения как деятельность, то есть обеспечивающие деятельностный характер обучения [66];

^ предусматривающие реализацию прав детей на выбор уровня учебного содержания, партнеров, средств обучения (диалоговые технологии — технология коллективного спо­соба обучения, обучение в сотрудничестве, модульные технологии, индивидуализированные технологии — лич-ностно-ориентированные технологии Е. В. Бондаревской, И. С.Якиманской и др.) [31].

Также весьма интересна классификация педагогических технологий, которые направлены на проектирование взаимо­действия взрослого и ребенка, это технологии: ^ конструирования педагогического процесса (представле­ны единством технологий конструирования содержания, материальных средств и деятельности педагога и воспи­танников);

осуществления педагогического процесса (совокупность последовательно реализуемых технологий передачи инфор­мации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования актив­ности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля); педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений (педагогическое обще­ние — это процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопроникновения и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целя­ми и содержанием их совместной деятельности) [63].

Условия реализации педагогических технологий

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существую­щих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Овладение технологиями стано­вится приоритетным как при освоении педагогической про­фессии, так и при оценке качества и стоимости образователь­ных услуг: «...на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого — доскональное знание технологий. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, педагогу необхо­димо знание как минимум трех принципиально различающих­ся технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологии сотруд­ничества (партнерства). Технологии в работе учителя уже очень скоро будут на 80% определять успех, а индивидуальное мастерство — только на 20%» [51].

Перечислим условия, необходимые для эффективного овла­дения и реализации тех или иных педагогических технологий: У понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать; при­нятие определенной культуры деятельности того или иного автора, чью технологию педагог осваивает; предоставление возможности педагогу «пожить» в этой технологии, про­пустив ее через систему своих эмоций, потребностей и ценностных установок; опора в собственной деятельности на научную теорию [15, 51, 63, 66]; У учет личностных качеств педагога при подборе технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность, предложение педагогу палитры педагогических технологий, чтобы он мог реализовать ту, которая более всего соответствует его лич­ности, его индивидуальности с учетом основной задачи об­разовательного учреждения и социального заказа [31]; У предоставление возможности педагогу взвесить то, что он получит, и то, что он затратит, поскольку если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, то следует

идти по верному пути оптимизации, постепенно, но по­стоянно «расшивая» узкие места, это гарантия стабильного и высокого успеха [51]; •/ реализация технологии целиком, так как эффект дости­гается при полной реализации всех комплексов дейст­вий [51];

•/ наличие высокого уровня развития педагогической дея­тельности, то есть педагогического мастерства, которое складывается из четырех относительно самостоятельных частей: мастерства организатора коллективной и индиви­дуальной деятельности детей; мастерства убеждения; мас­терства передачи знаний и формирования опыта деятель­ности; мастерства владения педагогической техникой. Пе­дагогическая техника — это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного приме­нения системы методов педагогического воздействия на отдельного ребенка и коллектив в целом (речевые умения; умения мимической и пантомимической выразительности; умения управления своим психическим состоянием и под­держания эмоционально-творческого напряжения; актер-ско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) [63];

У развитие технологической компетентности педагога, кото­рая включает: рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ учебного процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотива-ционно окрашена), операциональный аспект (просвещен­ность педагога в базовых положениях-по технологии) [31];

^ наличие у педагога высокого уровня развития теоретико-методологической культуры (способности к проектирова­нию, конструированию образовательного процесса, его це­лостному видению, рефлексии) и высокого уровня техно­логической культуры (умение работать в условиях конкретной образовательной ситуации) [66]. Технологическая культура педагога — это динамическая

система педагогических ценностей, технологических умений

(педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности педагога [20]. Уровень техноло­гической культуры зависит от степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции и профессионально-личностных качеств; технологических знаний и культуры педа­гогического мышления; технологических умений и опыта твор­ческой деятельности. Отличие одного уровня от другого в ин­дивидуально-личностном плане выражается в различной степени осознанности педагогом своей позиции, творческой индивидуальности, в степени освоения педагогической техники и технологий, адекватных своей творческой индивидуальности.

Первый уровень (нормативно-репродуктивный) характе­ризует педагога, который не имеет всех необходимых профес­сионально значимых качеств, осуществляет педагогическую репродуктивную деятельность по образцу или алгоритму, вос­производя педагогическую технику и образовательную техно­логию без опоры на технологические знания, не склонен к творческой деятельности, получает невысокие результаты обу­чения детей. Такому педагогу проще работать по-старому — по инструкциям, рекомендациям. Ступени данного уровня: 1 — уровень знакомства, который характеризует репродуктив­ную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания, знания об образователь­ной технологии в своем практическом опыте; 2 — алгоритми­ческий уровень, который характеризует репродуктивную дея­тельность педагога, способного по алгоритму (по памяти) вос­произвести отдельные фрагменты технологий (или даже целиком), однако без учета конкретных условий педагогиче­ской деятельности (это еще не собственный опыт, а попытка подражать чужому опыту).

Второй уровень (адаптивно-эвристический) характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осу­ществляет педагогическую деятельность с опорой на техноло­гические знания, реализует педагогическую технику и образо­вательные технологии с учетом конкретных условий, адапти­руя технику и технологию адекватно этим условиям, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потреб­ности в творчестве не испытывает. Такой педагог не отчужден от педагогической техники и педагогических технологий, од­нако они еще не стали для него осознанной внутренней не­обходимостью.

Третий уровень (креативно-творческий) характеризует пе­дагога, который обладает всеми необходимыми профессио­нально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и техно­логии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов обучения детей. Такой педагог — мастер, творец, исследователь, слив­шийся со своим инструментом творчества [20].

Обозначим уровни овладения педагогом технологиями обучения (табл. 1).

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специ­фику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навы­ков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, при­менительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирова­ние у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать сред­ством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Развитие — это процесс качественного изменения. В до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) развитие ре­бенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жиз­ненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. За­порожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. По­этому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в позна­нии окружающей действительности, раскрытию его неповто­римой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогическо­го воздействия заключается в переводе ребенка на позицию



субъекта [32]. В современной отечественной дошкольной пе­дагогике термин «педагогические технологии» рассматрива­ется как:

компонент педагогической системы, способ конструирова­ния воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения до­школьников в специально созданных для этого дидакти­ческих условиях детского сада в целях решения задач до­школьного образования [32]; S инструмент профессиональной деятельности педагога, ко­торая имеет выраженную этапность (пошаговость) [17]. Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диа­гностики достижения цели; критериальной оценки резуль­татов) включает в себя набор определенных профессио­нальных действий педагога. Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и чет­кость цели и задач деятельности педагога; ^ система способов, приемов, шагов, последовательность вы­полнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама дея­тельность представлена процедурно, то есть как определен­ная система действий; разработка и процедурное воплоще­ние компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат [62]. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности ДОУ. Наиболее распространен­ным является мнение, что результат педагогической деятель­ности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепо-рюк). Таким образом, если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка. Для педагога, который научился работать на техно­логическом уровне, главным ориентиром всегда будет само­развитие ребенка, потому что образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность — по­требность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей), функционально связанных между собой [20].

Дискуссионным является и вопрос о классификации педаго­гических технологий применительно к дошкольному образова­нию. Педагогические технологии, которые предлагаются для использования в школьном звене, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических осо­бенностей дошкольников). Но наиболее распространено мнение о том, что в каждой комплексной программе (которая реализует­ся в дошкольном учреждении) заложены те или иные техноло­гии, которые ведут к эффективной реализации программного со­держания и достижению запланированной цели программы. Вариативность образовательных программ дошкольных учреж­дений предполагает использование многообразных педагогиче­ских технологий. Как отмечает М. В. Крулехт, важно, чтобы пе­дагогическая технология была адекватна педагогической систе­ме, без этого условия цели педагогической системы и ее образовательная программа не могут быть реализованы.

Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологичным, политехнологизм в образовании сегодня неизбежен. Поэтому среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия пе­дагога с детьми, технологию проектной деятельности, техноло­гию исследовательской деятельности, технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», информационно-ком­муникативные технологии.