Похожие публикации

Программа мероприятия включает в себя проведение интеллектуальных состязаний по информатике, программированию, компьютерной графике, общеобразовательным дисциплинам, профориентационных встреч с профессионалами-практиками, мастер-классов для молодежи
Программа
Общероссийский союз общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «ОЛИМП» совместно с ведущими вузами Москвы при поддержке Совета Федерации...полностью>>

Программа научно-практической конференции «Гостиничный бизнес у западных рубежей России» город Смоленск, 12 13 сентября 2013 года
Программа
Биткулова Л.И. - генеральный директор ООО "Центр классификации", эксперт государственной системы классификации объектов туристской индустрии, г. Санкт...полностью>>

Управление здравоохранения г. Алматы (1)
Документ
Заслушав и обсудив доклад начальника управления здравоохранения города Алматы Касымжановой Ж.К. о результатах деятельности медицинских организаций в 2...полностью>>

Делового Развития «Профи-Карьера»
Расписание
В программе семинара: нормативно-правовая база делопроизводства, требования к составлению документов, культура делового письма, электронный документоо...полностью>>



J ббк 74. 100 Х12 Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Данное понятие остается дискуссионным, у разных авто­ров встречаются различные трактовки понятия «здоровьесбе­регающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образователь-ные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педа­гогической технологии по критерию ее воздействия на здо­ровье ребенка и педагога. Автор пишет, что как прилагатель­ное понятие «здоровьесберегающая» относится к качествен­ной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной техноло­гии решается задача сохранения здоровья основных субъек­тов образовательного процесса — детей и педагогов; здоро-вьесберегаюшую технологию можно рассматривать как «сер­тификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, кото­рые дополняют традиционные технологии задачами здоро­вьесбережения. [64]

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии:

У организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состоя­ний переутомления, гиподинамии и других дезадаптацион-ных состояний);

У психолого-педагогические (связанные с воздействием, кото­рое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогиче­ским сопровождением всех элементов образовательного процесса);

У учебно-воспитательные (включающие программы по обуче­нию заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

У социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспе­чивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

V лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная

педагогика).

Любая педагогическая технология должна быть здоровье­сберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровье­сберегающие технологии это технологии, направленные на со­хранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов обра­зовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ре­бенку являются обеспечение высокого уровня реального здоро­вья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья [17]. Также здоро­вьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохра­нения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. [61]

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребы­вания в нем детей, от программы, по которой работают педа­гоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компе­тентности педагога, а также показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: ^ медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинскими

требованиями и нормами, с использованием медицински* средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

* ■ физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);

^ образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ); S здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни [17]); S сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация); S обучения здоровому образу жизни (технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис­тема занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.) [62]. К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех яшшостных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущ­ность данной технологии заключается не столько в мо­делировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимо­отношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидак­тики не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспи­танником. И именно эта система выступает в качестве ус­ловия, средства и результата становления ребенка как субъ­екта дальнейшего развития [6]. Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-разви­вающей среды включает в себя: использование настольной конторки (работа в режиме смены динамических поз), пей­зажного панно (ситуационно-образное моделирование), оф-тадьмотренажеров (выполнение зрительного тренажа), на­глядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние) и др.

Выделяются так называемые секреты здоровьесберегаю­щей педагогики. Рассмотрим каждый из них. S Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стрем­ление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни труд­на была жизнь.

S Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесбе-регающего пространства — профессионализм всех работа­ющих в образовательном учреждении педагогов.

^ Секрет результативности — целенаправленное воспита­ние культуры здоровья детей, способности и умения забо­титься о собственном здоровье.

Секрет соответствия создаваемого задуманному — объек­тивное отслеживание получаемых результатов.


S Секрет технологичности — создание работающей техноло гаи из суммы разрозненных программ, приемов, методщ возможно лишь при наличии единства целей, задач, приц ципов и методологий.

S Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиво речивости того, что делается [64]. Также можно определить и основные принципы (идеи

здоровьесберегающих технологий:

S гуманизации — приоритетность личностного, индивиду ального развития ребенка в организации педагогической процесса ДОУ;

S учета возрастных и индивидуальных особенностей ребен ка — использование первичной диагностики здоровы детей, учет ее результатов и основных новообразовани! возраста в ходе организации здоровьесберегающего педа готического процесса;

S учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка -соблюдение в организации педагогического процесса ин­тересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятель­ности, инициативности;

S субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разныз формах организации педагогического процесса; в ходе та­кого взаимодействия ребенок может выбирать виды дет­ской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

S педагогической поддержки — решение совместно с ребен­ком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ре­бенка способами и приемами, основной критерий реали­зации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоцио­нальной напряженности;

S профессионального сотрудничества и сотворчества — про­фессиональное взаимодействие воспитателей и специали­стов в процессе организации здоровьесберегающего педа­гогического процесса [17].

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целост­ная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализа­ции своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в раз­нообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидакти­ческих системах основой любой педагогической технологии яв­ляется объяснение, а в личностно-ориентированном образова­нии — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понима­нии — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во вза­имопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социаль­ного контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это клю­чевые слова в характеристике технологий личностно-ориенти­рованного образования. Поддержка основывается на трех прин­ципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребен­ка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство [47].

Следовательно, можно предположить, что для педагоги­ческих технологий, ориентированных на развитие личност­ных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно сле­дующее:

смена педагогического воздействия на педагогическое вза­имодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъ­екта познания и других видов деятельности;

S содержание образования не должно представлять собо{ только лишь набор социокультурных образцов в виде прд. вил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его ил. дивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание об. разования становится обезличенным, формальным, невое требованным.

К сожалению, на сегодняшний день в научной литератур нет четкого определения того, что такое технологии (техноло-гия) личностно-ориентированного взаимодействия педагога < детьми дошкольного возраста. Поскольку реализация техноло­гий — это деятельность в первую очередь педагога, при рас­сматривании понятия «технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» можнс использовать понятие личностно-ориентированного подхода \ педагогической деятельности. Личностно-ориентированны! подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систем; взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспе­чивать и поддерживать процессы самопознания, самостро­ительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [36].

При рассмотрении сущности личностно-ориентированно­го подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осу­ществлении педагогических действий является главным ин­струментом мыследеятельности педагога, у Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в ка­честве субъекта развития в течение жизни [12]. S Личность — постоянно изменяющееся системное качест­во, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность че­ловека.

^ Самоактуализация — стремление человека стать тем, чеМ он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей [5].

V Самовыражение - процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способ­ностей.

/ Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и пре­образовании себя и окружающей действительности [12].

/ Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретае­мый ребенком в конкретных условиях семьи, образова­тельного учреждения. К моменту поступления в школу ре­бенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

V, Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с дру­гими людьми, отношения к себе и окружающим.

У Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей актив­ности.

S Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психиче­ским здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопреде­лением [12, 36].

Определим характерные черты личностно-ориентирован­ного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.

\ Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии инди­видуальных познавательных процессов и интересов; содей­ствие ребенку в формировании положительной Я-концеп-Ции, развитии творческих способностей, овладении уме­ниями и навыками самопознания).

потенциал, формируются его личностные качества (актщ ность, инициативность, самостоятельность, креативность) Освоение субъектной позиции проявляется через: У мотив деятельности, обеспечивающий потребность pe6ei)

ка включиться в деятельность; У цель, в которой прогнозируется результат деятельности; У содержание, которое представлено в виде знаний, впечат

лений, переживаний и желаний ребенка; У средства, позволяющие реализовать замысел; У результат, в качестве которого выступают речевая форма