Похожие публикации

Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №0105-2013 на оказание услуг
Документ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М...полностью>>

Приложение 3 к договору на оказание услуг порядок расчетов
Документ
Все платежи по Договору осуществляются Абонентом путем внесения предоплаты (посредством авансовых платежей). При этом Лицевой счет Абонента увеличивае...полностью>>

Экономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции
Анализ
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспече...полностью>>

Методические рекомендации по организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций г. Хабаровск 2010 г
Методические рекомендации
Объектовые тренировки (далее – тренировки) являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава сил РСЧС и ГО, рабочих и служащих, студе...полностью>>



J ббк 74. 100 Х12 Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

^ ориентации на познавательные интересы детей (исследо­вание — процесс творческий, творчество невозможно на­вязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);

^ опоры на развитие умнений самостоятельного поиска ин­формации;

S сочетания репродуктивных и продуктивных методов обу­чения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);

^ формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет откры­вать для себя что-то новое. Проблемную ситуацию можно характеризовать как:

v особый вид взаимодействия объекта и субъекта, характе­ризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хва­тает данных, и он должен сам их искать [4];

^ ядро, которое является значимым для ребенка противоре­чием. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, про­тиворечие вызывает удивление, недоумение, восхищение. Именно они и побуждают включиться в поиск, проявить исследовательскую активность, которая завершается при­обретением нового знания, самостоятельным формулиро­ванием выводов и обобщений. Последнее очень важно для умственного и творческого развития мышления, ведь в наиболее чистом и ярко выраженном виде мышление вы­ступает именно там, где оно само доходит до знаний, от­крывает их [27].

Проблемная ситуация, по мнению С.Л.Рубинштейна, А. М. Матюшкина, включает в себя три основных компонента: V неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации (новое знание или способ деятельности, которые ребенок должен усвоить, разрешая противоречие); ценность противоречия в познании в том, что оно, воздействуя на эмоции, про­буждает потребность в познании нового, а эмоция, воз­никшая в результате столкновения с противоречием, вклю­чает в работу мысль; S познавательную деятельность ребенка;

возможности ребенка анализировать условия поставленно­го задания и усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком легкое задания не способствуют воз­никновению проблемной ситуации (степень трудности за­дания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятель­ного анализа (понимания) содержания и условий выпол­нения поставленного задания) [24].

Существуют определенные способы создания проблемных ситуаций, которые педагог может использовать в работе с деть­ми старшего дошкольного возраста, поскольку проблемность — неотъемлемая черта познания старших дошкольников, и имен­но проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), а также в собственной постановке новых во­просов и проблем. Педагог, максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми, должен еще и преднамеренно создавать ситуации специальными заданиями, направленность кото­рых — обнажить, заострить противоречия в сознании ребенка И выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, ко­торые он способен замечать [25, 26].

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значи­мых для ребенка:

^ преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта;

У преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;

У побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предвари­тельные выводы и обобщения (противоречие — ядро про­блемной ситуации — в данном случае возникает в резуль­тате столкновения различных мнений, выдвинутого пред­положения и результатов его опытной проверки в процессе диалога) [25].

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно ис­пользовать следующие методические приемы: У подведение детей к противоречию и предложение самосто­ятельно найти способ его разрешения; У изложение различных точек зрения на один и тот же во­прос;

У предложение детям рассмотреть явление с различных по­зиций;

У побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

У постановка конкретных вопросов на обобщение, обосно­вание, конкретизацию, логику, рассуждения;

У постановка проблемных задач (например, с недостаточны­ми или избыточными исходными данными, неопределен­ностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным време­нем решения и т.д.) [22].

Для проведения исследования с целью решения проблемы

ребенок участвует в следующих этапах исследования:

У наблюдение и изучение фактов и явлений;

У выявление непонятных явлений, подлежащих исследова­нию (постановка проблемы);

У выдвижение гипотез;

У осуществление плана, выяснение связи изучаемого явле­ния с другими явлениями; У формулирование решений, выводов, обобщений; У проверка решений;

У практические выводы о возможном и необходимом при­менении полученных знаний.

Для этого педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам, которые в своих исследованиях выделили И. Ильницкая и Л. Остапенко.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непо­средственного активного наблюдения не только за статичны-! ми объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе на­блюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую ак­тивность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие усло­вия, которые должны способствовать развитию умения зада­вать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним пла­нировать свою деятельность. Для этого используются следу­ющие формы организации конструирования, которые приме­няются именно в такой последовательности: по замыслу, об­разцу, теме, модели, условиям [25, 26].

Для оформления результатов исследовательской деятель­ности при работе с детьми шести-семи лет педагог может за­вести папку, в которую вместе с родителями (согласно переч­ню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования. Например: раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме... (список литературы)»; раздел 2 «Что я узнал о... (сбор информации по теме исследования)»; раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»; раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»; раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»; раздел 6 «Мои выводы»; раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)» [26].

Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:

S использовать различные приемы воздействия на эмоцио­нально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испыты­вал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);

S создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;

S четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать пробле­мы, развивая проблемное видение;

S выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, при­нимая любые их предложения;

^ развивать способность к прогнозированию и предвосхище­нию решений;

S обучать детей обобщенным приемам умственной деятель­ности — умению выделять главное, сравнивать, делать вы­воды, классифицировать, знакомить с различными науч­ными методами исследования;

создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;

^ побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обна­ружению противоречий;

^ подводить детей к самостоятельным выводам и обобщени­ям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;

^ знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ре­бенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собст­венные силы, настойчивость в выполнении задания, доведе­нии исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу) [22]. Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, дока­зывать свою точку зрения.

И. Л. Паршукова предлагает определенную структуру заня­тия-исследования для детей дошкольного возраста: S постановка исследовательской задачи в виде того или

иного варианта проблемной ситуации; S тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть

организован до занятия); S уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования; S уточнение плана исследования;

S выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капи­танов (лидеров группы), помогающих организовать сверст­ников, комментирующих ход и результаты совместной де­ятельности детей в группе; S анализ и обобщение полученных детьми результатов.

Н. М. Короткова говорит о познавательно-исследователь­ской деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок получает возможность удовлетворить прису­щую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предмета­ми и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. В процессе по­знавательно-исследовательской деятельности, по мнению ав­тора, происходит формирование ребенка как самостоятельно­го и инициативного субъекта деятельности, субъекта позна­ния. Этому способствует организация занятий в виде

партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследователь­скую активность. К основным признакам партнерской дея­тельности Н. М. Короткова относит добровольное (без психо­логического принуждения) участие детей в работе и включен­ность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возрас­та типы исследования:

У опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;

У коллекционирование (классификационная работа) — освоение родо-видовых отношений;

У путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

У путешествие по «реке времени» — освоение временных от­ношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

Н. М. Короткова предлагает примерное распределение со­держания познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (табл. 4).

Также автор предлагает своеобразный алгоритм деятель­ности педагога по организации познавательно-исследователь­ской деятельности детей. Так, деятельность в направлении «Опыты (экспериментирование)» следует выстраивать следу­ющим образом:

У привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта;

У предоставление возможности детям свободно поэкспери­ментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмот­реть, что из этого получается);

У формулирование причинно-следственных связей;

У самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование (классификационная работа)» заключается, по мнению автора, в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). В связи с этим алгоритм деятельности может быть представ­лен следующим образом:

У поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

У размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) — размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или яр­лычки с названиями этих предметов). Для исследовательской деятельности в направлении «Пу­тешествие по карте» необходимы наглядно-графические за­местители целостного «пространства мира» (например, кон­турная физическая карта полушарий). Алгоритм действий взрослого и детей:

* обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

^ обозначение возможного маршрута путешествия;

S изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;

S заполнение участка контурной физической карты полуша­рий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).