Похожие публикации

Расписание занятий «Школы одаренного ребенка»
Расписание
40 «История города и УЭХК» (занятие в городском музее) Волощенко Юлия Викторовна 10. 5 – 11.10 Из истории атомных исследований (Ленина, 38, кабинет 10...полностью>>

Общие сведения по зданию
Документ
Наружные и внутренние капитальные стены __кирпичные имеются трещины с фасада дома (на доме установлены маяки, наблюдение снято, т.к. раскрытия трещин ...полностью>>

Администрация муниципального образования приуральский район постановлени е (3)
Документ
В соответствии с п.17 ст.19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спир...полностью>>

Администрация муниципального образования приуральский район постановлени е (4)
Документ
В целях приведения муниципального правового акта в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210 - ФЗ «Об организации предостав...полностью>>



J ббк 74. 100 Х12 Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

Технологии «Портфолио дошкольника»

Концепция общероссийской системы оценки качества об­разования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, об­разовательными организациями, индивидуальными образова­тельными достижениями обучающихся. Следовательно, по­следний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка [40].

Портфолио — это: S способ фиксирования, накопления и оценки индивидуаль­ных достижений ребенка в определенный период его раз­вития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодей­ствии «педагог — ребенок — родитель»; ^ метод оценивания реальных достижений дошкольника;

S коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной об­ласти;

S своеобразная выставка работ детей, задачей которой явля­ется отслеживание их личностного роста; S коллекция работ и результатов деятельности ребенка, ко­торые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях; S инструмент комплексной оценки уровня развития индиви­дуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстра­ивания дальнейшей траектории развития. Важная цель портфолио — увидеть картину значимых об­разовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образователь­ном контексте, показать его способность практически приме­нять приобретенные знания и умения. Основной смысл порт­фолио — показать все, на что способен ребенок [2].

Портфолио дошкольника — это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка [53]. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей. Существует ряд функций портфолио: диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ), рейтинговая (показывает .диапазон умений и на­выков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и до­стижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ. [53]

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. У Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

У Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

У Раздел 2 «Ярасту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

У Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

У Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

У Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

У Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др. В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную

структуру портфолио:

v Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

S Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

S блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

^ блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Технологам «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагно­стики, способами самостоятельного конструирования педагоги­ческого процесса в условиях конкретной практической деятель­ности, умением прогнозировать свой конечный результат), у кото­рого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жиз­ни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога [39].

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель­ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио педагога — это: индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы обра­зования России за определенный период времени; S набор работ педагога, который связывает отдельные аспек­ты его деятельности в более полную картину; S набор материалов, демонстрирующих умение педагога ре­шать задачи своей профессиональной деятельности, выби­рать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма пе­дагога.

Выделяется ряд функций портфолио:

накопительная (подборка, коллекция работ демонстрируют

профессиональные достижения педагога);

У моделирующая (портфолио отражает динамику развития пе­дагога, результаты его самореализации; демонстрирует пе­дагогический стиль, свойственный педагогу, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интел­лекта; помогает педагогу проводить рефлексию собствен­ной профессиональной деятельности; служит формой об­суждения и самооценки результатов работы педагога); У педагогическая (портфолио поддерживает и стимулирует деятельностную мотивацию педагогов; поощряет актив­ность и самостоятельность педагогов; расширяет возмож­ности обучения и самообучения; развивает навыки реф­лексивной и оценочной (самооценочной) деятельности пе­дагогов; формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную профессиональную деятель­ность; содействует индивидуализации (персонализации) образования и стремлению к успеху и т. п.) [2]. Портфолио создается для: презентации на родительском собрании; саморазвития, самообразования и повышения самооценки педагога; систематизации деятельности педагога; повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, объявления ему поощрений и представления к на­градам и денежным премиям по итогам года; своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Существует ряд принципов работы педа­гога над созданием копилки личных достижений: системность; достоверность; объективность; структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений; ак­куратность и эстетичность оформления; целостность, темати­ческая завершенность представленных материалов; нагляд­ность результатов работы [39].

Перечислим основные типы портфолио педагога: У портфолио документов — подборка сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных до­стижений педагога (дипломы; грамоты; свидетельства; дру­гие документы, подтверждающие достижения педагога); У портфолио работ — собрание различных творческих, про­ектных, исследовательских работ педагога, а также описа­ние основных форм и направлений его педагогической де­ятельности (свидетельство или сертификат о прохождении курсов; творческие работы и работы по самообразованию; электронные документы; видеозаписи деятельности педа­гога; модели, проекты, исследовательские работы; отчеты и анализ о проделанной работе);

У портфолио отзывов — оценка педагогом своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеу-чебной деятельности и ее результатов, резюме, планирова­ние будущих образовательных этапов, а также отзывы, пред­ставленные детьми, родителями, коллегами, администра­цией, здесь также могут быть представлены заключения, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма;

У комплексный портфолио — включает в себя описанные выше типы в качестве разделов [42]. Для создания комплексного портфолио целесообразно

ввести следующие разделы.

У Раздел 1 «Общие сведения о педагоге». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения); образо­вание (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении; повышение квалификации (название структуры, где про­слушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению педагога).

У Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности». Со­держание данного раздела формирует представление о ди­намике результатов деятельности педагога за определен­ный период. В раздел могут быть включены: материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы; материалы, характеризующие уровень развития представ­лений и умений детей, уровень развития личностных качеств; сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диа­гностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах; анализ результатов обучения вос­питанников в первом классе и др.

S Раздел 3 «Научно-методическая деятельность». В содержа­ние данного раздела помещаются материалы, свидетельст­вующие о профессионализме педагога. Это могут быть: ма­териалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор; материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе; материалы, подтвержда­ющие участие в профессиональных и творческих педагоги­ческих конкурсах; в неделях педмастерства; в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов; авторские программы, методические разработки; творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

S Раздел 4 «Предметно-развивающая среда». Содержит ин­формацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах: планы по организации предметно-развивающей среды; эскизы, фотографии и т. д.

S Раздел 5 «Работа с родителями». Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сце­нарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про­анализировать и представить значимые профессиональные ре­зультаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессио­нального роста.

Информационно - коммуникативные технологии

В структуре базовых компетентностей личности современ­ного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информа­ционный опыт детей. Информационная компетентность до­школьника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информа­ционным процессам, позволяющим ребенку включаться в до­ступные ему виды информационной деятельности: познава­тельной, игровой и др. [65]

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-комму­никативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным оруди­ем развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, ле­жащей в основе способности к обучению [19]. Ускорение ран­него развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования сви­детельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интен­сивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логи­ческое, алгоритмическое и системное мышление. Современ­ное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует дошкольное об­разование на развитие у детей умения рассуждать строго и логически, на развитие фантазии и творческого воображения. Такие умения можно сформировать у детей дошкольного воз­раста, правда не сколько с помощью компьютера, сколько при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач [13].

Информационно-коммуникативные технологии целесооб­разно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от на­глядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся до­школьники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на раз­витии их интеллекта [44]. Изображение, возникающее на дис­плее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образ­ными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в компьютерной игре реальный предмет игровым с переносом на него реаль­ного значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно опе­рировать символами на экране компьютера. Развитие этой способности происходит в процессе игровой деятельности детей, когда ребенок наделяет нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры (С. Л. Новоселова).

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» с 1986 г., показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глуб­же понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овла­девают чтением и письмом; у детей развивается мелкая мото­рика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время как простой реакции, так и реакции вы­бора; воспитываются целеустремленность и сосредоточен­ность; развиваются воображение и творческие способности.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начи­нает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное по­нятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное пред­ставление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышле­ния, как обобщение, классификация. Использование компью­терных игр развивает когнитивную гибкость — способность ре­бенка находить наибольшее количество принципиально раз­личных решений одной задачи. Использование компьютерных развивающих игр позволяет задействовать в одной компьютер­ной развивающей игре все психические процессы, мелкую мо­торику, познавательную и эмоционально-волевую сферы ре­бенка; предопределить высокий уровень мотивации ребенка при выполнении игровых заданий [44].

Применяемые информационно-коммуникационные техно­логии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых исполь­зуются информационно-обучающие компьютерные програм­мы, и технологии, в которых используются тестирующие про­граммы [23]. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с исполь­зованием видеофрагментов. Информационно-обучающие про­граммы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагоги­ческой оценки развития детей дошкольного возраста.

Физиологические (быстрая утомляемость, падение зритель­ных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным стати­ческим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызы­вают необходимость регламентировать использование компью­теров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьюте­ров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуа­тируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нор­мативах СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологиче­ские требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; са­нитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Как отмечено в данных документах, непрерывная продолжи­тельность работы с компьютером на развивающих игровых заня­тиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут [3].

Можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении занятий с ис­пользованием компьютеров:

занятие должно быть четко организовано и включать

многократное переключение внимания детей на другой вид

деятельности;

S на занятии дети должны не просто получить какую-то ин­формацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

S на занятии не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к пер­сонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребен­ка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;

S перед занятием должна быть проведена специализирован­ная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка. [37]

Имеется серьезный аргумент против информационно-ком­муникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребенка. Поэтому необходима перестройка пе­дагогического мышления от личностно-центрированной мо­дели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребенка (предметно-развивающая среда, содер­жание занятий, технологический уровень их проведения, новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем и др.) [44]. К основным проблемам компьюте­ризации дошкольного детства, которые требуют достаточно внимания, можно отнести также следующие проблемы: S выявление влияния технических средств на психику и здо­ровье детей;

S разработку методического и программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства;

S возможность использования новых компьютерных техно­логий в домашних условиях;

подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста и постоянное повышение их квалификации в условиях быстро развивающихся возмож­ностей современной техники; S выявление наиболее благоприятных условий на занятиях с использованием компьютеров для целенаправленной, пла­номерной и результативной работы дошкольников.

Содержание

Методическое пособие

Педагогические технологии: понятие и основные

характеристики 3

Классификация педагогических технологий 8

Условия реализации педагогических технологий 14

Педагогические технологии в дошкольном

образовании 19

Здоровьесберегающие педагогические технологии 21

Технологии личностно-ориентированного взаимодей-
ствия педагога с детьми 27

Технологии проектной деятельности 39

Технологии исследовательской деятельности 44

Технологии «Портфолио дошкольника» 58

Технологии «Портфолио педагога» 63

Информационно-коммуникативные технологии 66

Литература 72

Хабарова Татьяна Валерьяновна

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Ю. В. Маркова Корректоры О. Озерина, А. В. Соколова Дизайнер Н. С. Сенченкова Верстка А. Н. Соловьев

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58 E-mail: detstvopress@

Представительство в Москве: ООО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (499) 976-65-33

Служба «Книга — почтой»: ООО «Арос», 192029 Санкт-Петербург, а/я 37. Тел.: (812) 973-35-09 E-mail: ale3225@

Подписано в печать 25.10.2010. Формат 60x90 У16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 5,0. Тираж 3000 экз. Заказ №1317.

Отпечатано в ООО «Профпринт», СПб., п. Парголово, ул. Ломоносова, 13. Тел.: (812) 513-85-44. E-mail: info@