Похожие публикации

(г Лида СШ№1) Использование интернет-технологий в обеспечении работы по формированию коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета в учреждении образования
Документ
Воспитание гражданственности и социальной активности личности - является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образова...полностью>>

Общественная палата Кемеровской области календарь мероприятий на ноябрь 2013 года
Документ
Семинар по вопросу «Механизмы межсекторного социального партнерства (бизнес, власть, НКО) в России: опыт регионов, НПА, успешные практики» (организато...полностью>>

Заявлени е о вступлении в члены нп сро мопэ и получение Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Документ
о вступлении в члены НП СРО МОПЭ и получение Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строит...полностью>>

Модернизация и капитализм
Документ
Новое время — это эпоха, создавшая тот мир совре­менной цивилизации, в котором мы сейчас живем. Грань, отделяющая ее от средневековья и даже ранне­го ...полностью>>



Дети и подростки с ограниченными возможностями в Российской Федерации профессиональное обучение и "подготовка к жизни"

Дети и подростки с ограниченными возможностями в Российской Федерации профессиональное обучение и "подготовка к жизни"

I История учреждения

Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов был основан в 1929 г. Одно из старейших специальных (коррекционных) учреждений для инвалидов, центр когда-то был профессиональным училищем-интернатом системы социального обеспечения, а сейчас перерегистрирован как один из новых типов ее учреждений. В систему социального обеспечения входят школы начального и среднего профессионального образования - соответственно, профессиональные училища ("ПУ-интернаты") и техникумы ("техникумы-интернаты"). В настоящее время большинство ПУ-интернатов системы (всего в РФ - 43) финансируются из региональных бюджетов и, следовательно, занимаются подготовкой учащихся из своего региона, тогда как техникумы остаются на федеральном финансировании и принимают студентов из любого региона России.

В доперестроечные времена существовала жесткая квота инвалидов, - так называемая "инвалидная элита", - которые имели, в основном, физические недостатки (ампутации, легкая форма церебрального паралича), были способны к обучению профессии и впоследствии гарантированно обеспечивались рабочими местами. Квота тех, кто переходил на следующий уровень образования, составляла лишь 10% от всего числа учащихся-инвалидов, таким образом, количество техникумов было, соответственно, меньшим. Поскольку квоты на рабочие места были действительно небольшими, система никогда себя не рекламировала.

В 1992 г. Министерство социального обеспечения прекратило устанавливать квоты для приема студентов-инвалидов в заведения профессионального образования. Именно тогда начало приходить понимание всей глубины проблемы.

II Предназначение и цели центра

Главным направлением работы Центра является профессиональная, социальная и медицинская реабилитация молодых инвалидов, их развитие в самостоятельных и экономически независимых членов общества. В Центр принимают только тех молодых людей, которые подтверждают свое желание получить в будущем работу. Центр стремится оказывать комплексную помощь:

Профессиональная реабилитация. Проводится обучение по одной или нескольким профессиям, которые обеспечили бы конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Внимание уделяется не только качеству приобретенных навыков, но и возможности выбора одной из ряда предлагаемых профессий путем изучения основ каждой из них с последующим принятием решения, а также возможности приобретения нескольких профессий.

Навыки социальной жизни. Центр помогает молодым людям, особенно пришедшим из государственных школ-интернатов, научиться адаптироваться в обществе и быть самостоятельными, т.е. заботиться о своих медицинских и иных потребностях, знать о своих правах как инвалида и т.п.

Медицинская реабилитация. Центр следит за состоянием здоровья учащихся и обеспечивает проведение всей необходимой работы для его стабилизации.

II.1 Законодательные акты, положенные в основу деятельности центра

Основные законодательные акты, на которых Центр основывает свою работу, включают:

Федеральное законодательство

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

"Декларация о правах ребенка";

Федеральный закон "Об образовании" и др.

Региональное законодательство

Приказы и акты областного Департамента социальной политики, например, "О приеме инвалидов в начальные и средние профессиональные учебные заведения в 2001 г.", "О комплексной реабилитации детей-инвалидов в Калужской области" и др.

Учрежденческие нормативные акты

Устав Центра;

Соглашение между Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области и Государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждением "Калужский территориальный Центр профессиональной реабилитации инвалидов" и др.

Центр является юридическим лицом (государственным). Его основатель - администрация Калужской области. Как заявлено в его Уставе, Центр имеет целью оказание специализированной, комплексной помощи инвалидам в их профессиональной, социальной и медицинской реабилитации и реализацию обычных и коррекционных учебных программ начального и среднего профессионального образования.

Центр является уникальным учреждением среди подобных учебных заведений, поскольку он проводит модульное обучение. Это позволяет адаптировать обучение к профессиональному уровню, интеллектуальным способностям, пожеланиям и скорости обучения каждого учащегося. Как социальное учреждение нового типа, Центр характеризуется еще одним важными передовым элементом своей учебной программы: курс социальной адаптации для учащихся, поступивших в Центр с различными социальными, психологическими или другими проблемами. Курс позволяет подросткам, которые часто приходят из школ-интернатов, не имея элементарных социальных навыков и не зная, чем бы они хотели заниматься в жизни, пройти 10-месячную адаптацию в новом учреждении с помощью социальных педагогов.

Другая важная характеристика центра заключается в том, что он принимает не только молодых людей, имеющих статус инвалида, но и выпускников коррекционных школ для умственно отсталых, которые не имеют такого статуса. Эта категория учащихся составляет особенно незащищенную группу: не имея права на пенсию по инвалидности, они должны работать, чтобы обеспечивать себя, но диплом школы для умственно отсталых может перекрыть им путь к продолжению образования на уровне начальной профессиональной подготовки. Это сводит к минимуму их шансы на успех в конкуренции на рынке рабочих мест.

II.2 Философия и принципы работы

Философия Центра заключается в содействии воспитанию ребенка и развитию его индивидуальности. Это значит, что при сохранении уважения к личности осуществляется ее корректировка, и обеспечивается ее развитие для достижения реинтеграции молодого инвалида в обществе как основы его самостоятельной жизни.

Центр убежден, что инвалиды должны и могут играть активную роль в обществе, если в нем созданы для них адекватные условия.

Основным принципом работы Центра является формирование для студента индивидуального маршрута реабилитации и группы специалистов (врач, психолог, социальный работник, мастер-наставник и т.д.), которые собираются вместе для принятия любого решения по учащемуся. За процессом реабилитации ведется наблюдение на основе электронной "Индивидуальной карты динамики реабилитации" (ИКДР), в которой регистрируется вся информация об учащемся с момента его принятия в центр до дня выпуска. Карта была разработана с помощью экспертов из Реабилитационного центра для инвалидов г. Уппсала (Швеция). Формат карты позволяет проводить сопоставления и легко прослеживать и анализировать динамику четырех основных направлений реабилитации: медицинской, психологической, социальной и профессиональной.

III Структуры центра

III.1 Расположение и размещение центра

Центр расположен в одном из пригородов Калуги, ул. Тарутинская, 171-а, в старом здании, в котором размещаются общежитие, мастерские, классные комнаты, служебные помещения, кухня и медицинский блок. Все помещения находятся в довольно плохом состоянии, что объяснимо, учитывая проблемы с финансированием.

Центр, основателем которого является областной Департамент социальной политики, финансируется из областного бюджета. Дополнительные источники финансирования включают оказание платных услуг мастерскими (ремонт обуви и т.п.), пожертвования спонсоров или благотворительных организаций, международные проекты и президентские программы.

III.2 Контингент учащихся

В настоящее время в Центре обучаются 130 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, из которых 80 (36 девушек и 44 юноши) проживают в общежитии Центра. Из числа проживающих в общежитии 40 являются сиротами. В 2001 г. было принято 65 новых студентов. Все учащиеся, за исключением тех, которые остаются на послереабилитационный период или являются жителями других регионов, обеспечиваются питанием, медицинским обслуживанием и жильем бесплатно.

В соответствии со статусом инвалида контингент Центра распределяется следующим образом:

11% - 2 группа инвалидности;

40% - 3 группа инвалидности;

1% - обратились за присвоением статуса инвалида;

8% - ограничения жизнедеятельности;

42% - статус ребенка-инвалида.

По диагнозу учащиеся распределяются на такие категории1:

59% - олигофрения (в степени дебильности);

6% - церебральный паралич;

4% - эпилептический синдром;

31% - иной диагноз.

III.3 Административная структура

В Центр входят следующие подразделения:

Административный блок

Отделение профессионального обучения

Отделение социальной реабилитации

Отделение экономической деятельности

Финансово-экономический отдел

Отделение реабилитации детей (планируется открытие)

В ближайшем будущем откроется блок реабилитации детей - для детей до 15 лет, уход за которыми и образование осуществляются дома, но без каких-либо занятий по труду. Такие дети оказываются изолированными от любой формы производительного труда, не имеют возможности развить свой творческий потенциал или получить какую бы то ни было профессиональную ориентацию.

III.4 Персонал

Нормы численности работников для нового типа социального учреждения определяют численность штата в 206 человек, что сходно со среднемировым стандартом. В настоящее время в штат Центра зачислено 113 - 115 работников.

Все руководители структурных подразделений имеют высшее образование. Однако, по мнению директора Центра, нереалистично нанимать на работу только тех, кто прошел специальную подготовку по дефектологии. Важнее обеспечить наличие у сотрудника определенного опыта в социальной сфере и умения работать с детьми.

Центру удается удерживать кадры более высокой нормой оплаты труда, разрешенной для учреждения нового типа, и созданием хороших условий работы в сочетании с возможностью повышения квалификации. Поэтому в Центре наблюдается низкая текучесть кадров. Преподавателей и персонал, работающий с детьми, направляют на курсы повышения квалификации при Калужском центре повышения квалификации учителей. Когда есть такая возможность, они посещают тренинги, проводимые международными экспертами. Силами собственных специалистов для них организовывают внутренние курсы по психологии общения и т.п. При приеме на работу персонал не подвергается вступительным испытаниям, однако предусмотрен трехмесячный испытательный срок. Тем не менее, хотя Центр обеспечивает относительно более высокие нормы оплаты труда по сравнению с другими аналогичными учреждениями, уровень заработной платы остается низким, что является главным препятствием для укомплектования штата младшим медперсоналом, специалистом-компьютерщиком и даже поварами.

Центр также организовывает собственные курсы повышения квалификации и практикумы для учителей труда из коррекционных школ и школ-интернатов, выпускники которых впоследствии приходят в Центр. Эта деятельность имеет целью обеспечить неразрывность обучения в школе и Центре. Подход оказался успешным, и вскоре ряд школ направил своих учителей для обучения плетению на коммерческой основе.

Проводятся различные собрания персонала:

  • еженедельные собрания с представителями разных блоков

  • еженедельные собрания персонала;

  • собрания реабилитационного совета раз в две недели;

  • собрания различных методологических комиссий;

  • собрание группы специалистов в случае выявления проблемы;

  • общие собрания всего персонала дважды в год;

  • другие собрания.

IV Процедуры и услуги

IV.1 Прием и оценка клиента

Молодых людей направляют в Центр для прохождения курса реабилитации городские или областные структуры социального обеспечения, образования и здравоохранения, центры занятости или другие организации по рекомендации медико-психолого-педагогических комиссий или медицинских консультативно-экспертных комиссий. Жители Калужской области имеют преимущества в приеме перед жителями других регионов.

Правила приема установлены областной администрацией. В них перечислен стандартный набор документов, подаваемых для поступления:

  • справка из организации, дающей направление в Центр;

  • личное заявление;

  • подробная автобиография;

  • свидетельство о рождении или паспорт со штампом о прописке;

  • справка из военкомата;

  • трудовая книжка (если есть);

  • свидетельство об образовании;

  • рекомендация с места учебы или работы;

  • справка о составе семьи;

  • индивидуальная карта реабилитации;

  • свидетельство о нетрудоспособности;

  • справка консультативно-экспертной комиссии медицинского учреждения с обоснованием направления в Центр;

  • фотографии, справка по форме № 286 и результаты анализов.

Сироты подают еще четыре документа: три из органа опеки, подтверждающие, что учащийся является сиротой, и что после выпуска он будет обеспечен жильем, и заключение обследования будущих жилищных условий, а также справка с полной информацией о ребенке из детского дома для сирот. Граждане из других регионов могут быть приняты в Центр сверх областной квоты на коммерческой основе. Направляющий их регион или организация должны обеспечить оплату стоимости обучения, а также питания, проживания и других услуг.

Прием проводится группой школьных экспертов, представляющих каждую профессию блока профессиональной реабилитации, и консультантов, выбранных руководителем отделения социальной реабилитации. Сначала члены комиссии изучают поданные документы, а затем проводят собеседование, во время которого выясняют интересы абитуриента и дают рекомендации по выбору профессии. Если интересы абитуриента выяснить не удалось, его могут принять на отделение профориентации, где в течение 10 месяцев у него будет возможность попробовать учиться понемногу каждой из предлагаемых в Центре профессий и выбрать одну.

Решение о зачислении принимается в течение двух - трех дней после собеседования. Тех, кому в приеме было отказано, могут направить в другое профессиональное училище в соответствии с их интересами или в службу занятости. Причиной отказа могут быть медицинские основания (противопоказания). Если студент не проявляет интереса к выбранной профессии в первые месяцы после зачисления, его могут не исключать, а перевести в отделение профориентации.

После принятия решения о зачислении подписывается стандартный "Договор о проведении курса реабилитации в Калужском территориальном центре профессиональной реабилитации инвалидов". В договоре изложены обязательства и права учреждения и учащегося.

IV.2 Планирование услуг: составление программы индивидуальной работы

Обучение в Центре проводится на модульной основе, и в следующие два года будут разработаны модули по всем профессиональным профилям. Внедрение модульной системы было инициативой самого Центра, но позже он получил грант от правительства Швеции, и специалисты Центра прошли обучение по разработке профессиональных модулей. Шведские модули, впрочем, являются краткосрочными (шестимесячные курсы), тогда как обучение в Центре продолжается от одного до трех лет.

Модульный подход позволяет:

  • подбирать индивидуальный темп обучения для каждого студента;

  • обеспечивать дополнительную ясность изучаемому теоретическому материалу;

  • уделять больше внимания слабым учащимся и меньше - сильным;

  • представлять материал в интересной форме;

  • экономить время учителя на подготовку к уроку.

Процесс обучения наглядно представлен: годовой план по каждой профессии и разряду вывешен на стене классной комнаты или мастерской так, что каждый учащийся может увидеть, где он находится, и что будет дальше. Еще одна интересная особенность: разные части модуля обозначаются различными цветами. Черная часть обязательна для всех обучающихся данной профессии, верхний синий сектор - путь, доступный слабому студенту, средний зеленый - для среднего студента, и нижний красный - для наиболее продвинутого.

Областная служба занятости помогла с составлением разработанных Министерством труда квалификационных характеристик работ. Цвета на схеме модуля соответствуют различным уровням квалификации, например, профессиональным разрядам.

Другим преимуществом модульного обучения является неразрывность теории и практики. Поскольку большинство учащихся Центра имеют ту или иную степень задержки умственного развития, важно уделять меньше внимания теории (около 38%) и обеспечить минимальный временной интервал между теоретическими и практическими занятиями.

У студентов, проживающих в общежитии (сироты или приехавшие из других частей области), есть контактное лицо, - как правило, мастер профессионального обучения, классный руководитель или социальный педагог, - к которому они могут обратиться в случае возникновения какой-либо проблемы. Такая организация жизни в общежитии имеет некоторое сходство с воспитанием семейного типа.

IV.3 Услуги, методы, программа обучения

Нижеследующая таблица детально описывает программу обучения в Центре:

КУРС АДАПТАЦИИ (40 человек):

Адаптация, спорт, культурная жизнь

Курс выбора профессии

БЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (80 человек):

обувщик по ремонту обуви

заготовщик верха обуви

слесарь-ремонтник сложной бытовой техники

слесарь-ремонтник швейного оборудования

оператор швейного оборудования

изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы)

вязальщица

художник (роспись по дереву)

БЛОК ПОСЛЕРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ (10 человек):

Выпускники работают в мастерской Центра и живут в общежитии пока решаются вопросы с обеспечением жильем и трудоустройством

Курс адаптации был основан в сентябре 2001 г. Студенты, еще не готовые к профессиональной реабилитации, проходят специально разработанную подготовительную программу. Их обучают основам: как оценить свое текущее состояние здоровья, как оказать первую помощь, как функционировать во внешнем мире. Тем самым в них развивают самостоятельность и чувство самоуважения. Важным компонентом этой программы является курс выбора профессии - результат сотрудничества Министерства труда и социального развития РФ и Министерства труда и социальной политики Германии. Центр реабилитации инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия оказал помощь и предоставил многочисленные методологические материалы. Стержнем курса является профессиональное тестирование и обучение основам всех профессий, предлагаемых Центром. По ходу курса преподаватель оценивает способность студента овладеть определенной профессией. Мнение преподавателя вместе с пожеланиями студента принимаются во внимание при принятии окончательного решения о допущении к следующему этапу - профессиональной реабилитации.

Курс профессиональной реабилитации отталкивается от прежнего опыта Центра как профессионального училища и выстроен на основе государственных стандартов начального профессионального образования. Обучение проводится по восьми специальностям и предназначено для тех, кто осваивают свою первую профессию, для инвалидов, нуждающихся в переобучении или повышении квалификации, и для безработных, в том числе и трудоспособных, по направлению службы занятости на контрактной основе. Курс будет играть существенную роль в реализации отдельных государственных программ реабилитации.

Послереабилитационный курс существует с 1997 г. Он охватывает выпускников курса профессиональной реабилитации, которые успешно закончили обучение, но которым некуда идти и нужно решить проблемы с жильем. На этом этапе, пока решаются их социальные проблемы, они повышают свой профессиональный уровень и получают временную работу в мастерских Центра.

Программа обучения в Центре базируется на методических рекомендациях Министерства труда, а также стандартах начального профессионального образования, разработанных Институтом развития профессионального образования Министерства образования (1993, 1994, 1996), Институтом коррективной педагогики (1995) и Санкт-Петербургским учебно-методологическим центром (1997).

Длительность программы обучения составляет приблизительно 1260 часов в год или 2400 - 2600 часов за два года, при этом около 38% учебного времени уделяется теории, и около 62% - практике.

Отделение

Профессии

I. Профориентация

1. Курс социальной адаптации, коррекции и профессиональной ориентации (всего 925 ч: 711 ч по предметам и 214 ч профориентация)

II. Обувное

1. Заготовщик верха обуви

2. Обувщик по ремонту обуви

III. Швейное и трикотажное

1. Оператор швейного оборудования

2. Вязальщица трикотажных изделий и полотна, 2-3 разряд

IV. Механическое

1. Слесарь-ремонтник сложной бытовой техники, 2, 3 (4) разряд

2. Слесарь-ремонтник швейного оборудования

V. Ремесел и компьютерного дизайна

1. Художник (роспись по дереву)

2. Изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы), 1 разряд

"План курса адаптации" разбит на несколько этапов:

Период

Название

Цели

I

1 сентября

- 15 октября

Диагностика

Сбор психологических, медицинских и социальных данных по каждому студенту. Ознакомление с работой Центра, накопление элементарных знаний о навыках общения, правилах безопасности и т.п.

II

15 октября - 30 декабря

Адаптация и коррекция

Экология, математика, медицина, психология, гражданское право, физическая культура, рисование и т.п.

III

1 января - 1 июня

Профориентация

Профессиональное тестирование, основы различных профессий

IV.4 ПОСЛЕРЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

В Центре существует интересная форма последующей поддержки - послереабилитационный блок. В некоторых случаях студентам некуда идти после окончания обучения в Центре. Как профучилище, учреждение не могло им помочь: отсутствовало законное право для оставления таких студентов в общежитии, пока они не найдут работу или не смогут позволить себе снять жилье. Благодаря новой организационной форме эту проблему удалось решить. В рамках блока послереабилитационной поддержки таким студентам разрешается проживать и работать в Центре столько, сколько потребуется, при этом из их заработной платы удерживается стоимость проживания и питания.

Формально Центр не обеспечивает трудоустройство своих выпускников, инструкторы и выпускники проводят лишь неформальные мероприятия в развитие. Согласно статистике, собранной Центром, 60 % его выпускников сумели найти работу. Большинство из них открывают свое дело, некоторые находят работу через службу занятости, другие работают в социальных учреждениях (интернатах), куда они переходят жить.

Существует долгосрочная программа сотрудничества с Государственной службой занятости и соглашение между службой и Центром. Служба занятости обязана обеспечивать сопровождение банка данных о вакансиях для выпускников Центра, помогать в поиске и организации рабочих мест для инвалидов в соответствии с их подготовкой и интересами, по возможности участвовать в финансировании повышения квалификации персонала Центра, принимать участие в работе приемной комиссии. Служба занятости может также направлять безработных, включая трудоспособных, в Центр для обучения, профессиональной консультации и тестирования. Центр обязан информировать службу занятости о введении новых специальностей и предоставлять свои помещения для проведения занятий, лекций и консультаций службой занятости. Однако это сотрудничество было бы более эффективным, если бы область имела закон, предусматривающий бронирование рабочих мест для инвалидов.

Между Центром и службой занятости есть договоренность о работе одного из специалистов службы (психолог, консультирующий по вопросам профориентации) в Центре в течение пяти - семи дней для ознакомления студентов с тем, как функционируют службы занятости, на какие услуги они имеют право, как обратиться за их оказанием.

V КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Контроль качества обучения осуществляется с помощью квалификационных экзаменов в конце года и промежуточной аттестации, т.е. текущих оценок по школьным предметам и профессиональным дисциплинам.

Как считают в Центре, их главная цель достигнута, если выпускники покидают учреждение с адекватными социальными навыками, находят работу или открывают собственное дело, живут самостоятельно и поддерживают себя. Следует помнить, что к трудоустройству как критерию успеха нужно подходить осторожно, поскольку выпускник-инвалид часто остается социально незащищенным, так что если ему удается найти место в обществе - даже работая не по первоначальной специальности, но занимаясь общественно-полезным трудом - это должно квалифицироваться как успех.

Подготовила: Мариана Маркова, российский эксперт

Редактировала: Аделин Гонэ, европейский менеджер проекта

1 Детальный перечень имеется в офисе проекта Тасис.