Похожие публикации

Даруй мне сердце
Документ
Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия....полностью>>

Даруй мне сердце
Документ
Однако вот беда: мы больше думаем о стрижке ногтей, чем о Сердце, больше прислушиваемся к сплетням, чем к биению Сердца, больше следуем за мелким чувс...полностью>>

Даруй мне сердце
Документ
Сердце нуждается в новом понимании. Ибо именно через Сердце мы получим импульс к возрождению, восхищению, к эволюционному движению....полностью>>

Даруй мне сердце
Документ
Кто осознает Беспредельность? Кто поверит в Вечность? Кто вместит в себя соизмеримость? Кто объяснит Гармонию? Истоки Математики — в чувствознании Сер...полностью>>



Рекомендуемое почасовое планирование уроков 8 Тема I. Чудесное место для жизни 9 Урок Кто создаёт чудесное место для жизни 9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Е.Е. Ступина, А. А. Ступин

НАШИ СЕМЬИ

Первый шаг в мир экономики

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов факультета технологии и предпринимательства

Новосибирск, 2002

Содержание

Об этой книге 4

Предисловие 6

Рекомендуемое почасовое планирование уроков 8

Тема I. Чудесное место для жизни 9

Урок 1. Кто создаёт чудесное место для жизни 9

Урок 2. Распределение обязанностей в семье 10

Урок 3. Зависимость членов семьи друг от друга.
Результаты труда (1-я часть) 12

Урок 3. Зависимость членов семьи друг от друга. Результаты труда (2-я часть) 14

Урок 4. Взаимодействие человека с природой 15

Урок 5. Проверка усвоенного материала 18

Тема II. Слова "хочу" и "надо" 21

Урок 1. Значения слов "хочу" и "надо" в нашей жизни 21

Урок 2. Многообразие потребностей. Потребности человека. Ограниченность ресурсов (1,2-я части) 23

Урок 2. Многообразие потребностей. Потребности человека. Ограниченность ресурсов (3-я часть) 28

Урок 3. Проблема выбора (1-я часть) 30

Урок 3. Проблема выбора (2-я часть) 32

Урок 4. Проверка усвоенного материала 33

Тема III. Где найти то, что должны и хотят иметь семьи 35

Урок 2. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности человека (1-я часть) 36

Урок 2. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности человека (2-я часть) 38

Урок 3. Разделение труда 40

Урок 4. Проверка усвоенного материала 42

Тема IV. Профессии членов наших семей 42

Урок 1. Как работают наши семьи 42

Урок 2. Специализация 45

Урок 3. Многообразие профессии 46

Урок 4. Производители и потребители товаров и услуг 47

Урок 5. "Производственные цепочки" различных товаров 48

Урок 6. Проверка усвоенного материала 51

Тема V. Что мы знаем о наших семьях 51

Урок 1. Повторяем 51

Урок 2. Доходы и расходы наших семей 52

Урок 3. Семейный бюджет 54

Урок 4. Основные и дополнительные источники доходов семьи 56

Урок 5. Контрольный опрос 58

Урок 6. Самостоятельная работа 59

Урок 7. Итоговый контрольный тест 62

Список литературы 65


Об этой книге

Все мы живем в мире экономики. Именно экономика обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, еда и одежда, даже обучение и развлечения и многое другое стало возможным в результате этой деятельности.

В России происходят сложные социально-экономические процессы. Динамичному обществу требуются специалисты новых профессий, способные ориентироваться в изменяющемся мире, адаптироваться к новым условиям, умеющие самостоятельно решать проблемы и совместно действовать в команде, идти на риск, инициативные и стремящиеся к самообразованию. Кроме того, принятие решений во всех сферах рыночной экономики требует от личности не только экономической грамотности, но и качеств, определяющих уровень трудовой этики: культуры труда, коммуникабельности, обязательности, личной ответственности и др. Такое воспитание молодежи является насущно необходимым для нашей страны.

В этой связи система экономического образования приобретает стратегическое значение. Специфика современных условий в России обуславливает необходимость формирования у граждан, в первую очередь у молодежи, системного представления о рыночной экономике и знания структуры механизмов ее функционирования как на теоретическом уровне, так и на практике собственной страны. Ведь таких знаний и взрослые граждане, и молодежь не получали прежде ни в школе, ни через родительский или собственный опыт. Они необходимы для ориентации в социально - экономической среде сегодня и для принятия решений в будущем.

Воспитывать молодежь в таком ключе помогает программа "Семь шагов в мир экономики" Международного образовательного движения "Достижения молодых", рассчитанная на учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Материалы, предлагаемые МОО "Достижения молодых", красочны, наглядны, удобны в работе как учителям, так и детям, но они дают только общее направление построения образовательного процесса в преподавании экономики.

Хочется поздравить российских учителей, преподающих экономику в начальных классах, с выходом в свет нового комплекта учебных материалов для 1-3-х классов, в который входят: книга для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, дискета с итоговым контрольным тестом по пройденному курсу. Несомненно, этот комплект найдет своих сторонников среди преподавателей экономики и учителей начальных классов, работающих по Международной образовательной программе "Семь шагов в мир экономики". Эти пособия будут также полезны учителям, преподающим экономику по любым программам в начальной школе.

В соответствии с учебным планом, предлагаемым в каждом пособии для учителя, на изучение основ экономики на каждый курс отводится по 32 - 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю). При таком малом объеме учебного времени (что обусловлено реалиями нашей жизни) авторы ставили перед собой цель познакомить детей с основными экономическими понятиями и создать целостное представление у школьников об экономических отношениях в семье, микрорайоне и городе. И им это, на мой взгляд, удалось.

Книга для учителя нацелена на помощь в проведении занятий, предлагает рецепты, как сделать их интересными и полезными. Фактически учитель, используя это пособие, может идти в класс без особой дополнительной подготовки. Каждая тема содержит детальный план проведения уроков, в которых отмечено, с чего следует начинать занятие, как акцентировать внимание школьников на тех или иных аспектах обсуждаемой проблемы, какие вопросы надо рассмотреть подробнее, где надо привлечь дополнительный материал. В пособии также имеются фрагменты сказок, книг, которые необходимы при изучении темы, приводятся варианты контрольных и самостоятельных работ, что значительно экономит время учителя при подготовке к уроку. Замечательно, что авторы пособия предлагают не только вопросы к заданиям, но и конспективно дают ответы на них. В книге для учителя также даются описания деловых игр.

В комплект входит рабочая тетрадь для учащегося, где задания распределены по темам, в точном соответствии с книгой для учителя. Надо отметить, что предлагаемые задания - это не просто вопросы по тексту, а задания, требующие вдумчивого осмысления материала темы, подключения личного опыта учеников, активного использования текущей информации об экономике семьи, микрорайона, города.

Все тесты и задания, предлагаемые для урока, вынесены в рабочую тетрадь, что делает работу на уроке удобной и эффективной.

Дискета с тестом, входящая в комплект, является интерактивным элементом контроля знаний учащихся. Работая за компьютером, дети отвечают на вопросы по пройденному курсу, после чего учитель просматривает полную статистику, собираемую компьютером, которая ведется на каждого ученика, и где даже автоматически проставляются оценки.

Данный комплект можно использовать при преподавании экономики учащимся младшего и среднего школьного возраста. Этот комплект будет очень полезен как начинающему преподавателю экономики в школе, так и опытному педагогу. Работая с ним, ученики приобретают навыки анализа экономической информации и адаптации ее к реальной жизни, а учителя получают возможность сделать свои уроки максимально интересными и полезными для детей.

Мицкевич А.А.,

кандидат экономических наук,

доцент, директор Института общего и педагогического социально-экономического образования Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва), член координационного совета Минобразования РФ, зав. кафедрой методики преподавания экономики МИГТКРО.

Предисловие

Сегодня воспитание поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, стало реальным требованием времени. Обществу, в котором, несмотря на объективные и субъективные трудности, все больше и больше распространяется философия рыночной экономики, предпринимательства, демократических норм жизни, необходимо решать задачу социально-экономической подготовки учащихся, создать условия для всеобщей экономической грамотности наших детей.

На сегодняшний день среди многообразия программ по экономике практически нет ни одной целостной программы для начального и среднего звена, которая бы последовательно знакомила учащихся с основными экономическими концепциями и давала бы всеобъемлющее представление о законах жизни общества, бизнеса и предпринимательства.

Существующие программы охватывают один, два или три класса, в результате учитель, закончив одну программу, начинает использовать программу другого автора, в связи с чем возникают повторы, пропуски тем, отсутствует системный подход. Перед преподавателями средних школ, лицеев, колледжей, гимназий стоит много принципиальных вопросов, касающихся как содержания, так и методики преподавания основ экономических знаний.

На этом фоне выгодно отличается программа "Семь шагов в мир экономики" (Международного образовательного движения "Достижения молодых"), решая все поставленные выше проблемы[11]. Данная программа обеспечена красочными рабочими плакатами, тетрадями, тестами, наборами дидактических игр (все рассчитано на 30 человек), методическим руководством для учителя. Работать с таким материалом учителю удобно, а детям доставляет огромную радость. Каждый проведённый урок, с использованием всех этих материалов, становится "открытым". "Семь шагов в мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Программа дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Семь шагов в мир экономики" - курс, который дает ребятам законченное и целостное представление об окружающем мире, помогает им стать грамотными гражданами своей страны.

Данное методическое пособие для учителя является первым шагом программы "Семь шагов в мир экономики". Оно предназначено для преподавателей начальной школы и учителей, преподающих экономику.

Впереди - знакомство со следующими шагами: "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион", "Наша страна", "Наш мир", "Личная экономика". Необходимость создания данного пособия для учителя была вызвана тем, что в методическом руководстве из комплекта МОО "Достижения молодых" разобрано только пять уроков, объясняющих основные экономические понятия, вводимые в данном шаге. Если учитель имел опыт в преподавании экономики до того, как стал использовать программу "Семь шагов в мир экономики", то для него не представляет особого труда разработать дополнительные уроки к темам. Но если по этому курсу начинает работать учитель начальных классов или учитель, делающий первые шаги в преподавании экономики, то ему достаточно трудно подобрать дополнительный материал, так как, несмотря на большое количество различных учебников и пособий, возникает необходимость в их систематизации и приложении к данному возрасту и курсу.

Эта книга будет вашим помощником в работе по первому компоненту программы "Семь шагов в мир экономики". В пособии представлен углублённый материал ко всем пяти темам методического пособия МОО "Достижения молодых". Тематическое планирование построено из расчета 1 час в неделю (34 урока). Уроки, разобранные в данной книге, включают в себя дополнительное объяснение экономических понятий, тесты, игры, задачи. В комплекте с этой книгой также идут:

1) рабочие тетради для учащихся, где даны задачи и тесты, задания;

2) дискета с итоговым тестом по данному курсу, который автоматически проверяет правильность заполнения тестов учащимися и ставит оценку.

Аналогичные "расширяющие" комплекты уже созданы для шагов - "Наш микрорайон", "Наш город", - что является законченным курсом для начальной школы.

Желаем успехов!

Слова признательности

Нам очень повезло, что мы встретили поистине замечательных и удивительных людей, - благодаря которым эта книга дошла до своего читателя.

Мы благодарны Евгению Павловичу Велихову и Нине Геннадьевне Кузнецовой за их благородный труд в распространении и развитии программ Международного образовательного движения "Достижения молодых" в России, без которых не было бы этой книги.

Мы благодарны людям, которые высказали свои замечания и отзывы по совершенствованию этой книги - Андрею Алексеевичу Мицкевичу, Валерию Александровичу Беловолову, Валентине Васильевне Козловой.

Мы чрезвычайно признательны Валерию Васильевичу Крашенинникову, благодаря которому издание этой книги стало возможным.

Хотелось бы сказать спасибо всем преподавателям средних школ из Новосибирска и Томска, с которыми нам довелось работать и обобщаться, что помогло в работе над этой книгой.

Авторы книги:

Ступина Елена Евгеньевна,

Ступин Андрей Анатольевич.

Note! Данное издание распространяется без дискеты с тестом. Итоговый тест по курсу "Наши семьи", который автоматически проверяет правильность заполнения тестов учащимися и ставит оценку, можно свободно получить на нашем сайте по адресу:

/

Рекомендуемое почасовое планирование уроков

Название тем, уроков

Кол-во часов

Тема I. Чудесное место для жизни.

Урок 1. Кто создает чудесное место для жизни.

Урок 2. Распределение обязанностей в семье.

Урок 3. Зависимость членов семьи Друг от друга. Результаты труда.

Урок 4. Взаимодействие человека с природой.

Урок 5. Проверка усвоенного материала.

7

2

1

2

1

1

Тема II. Слова "хочу" и "надо".

Урок 1. Значения слов "хочу" и "надо" в нашей жизни.

Урок 2. Многообразие потребностей. Потребности человека. Ограниченность ресурсов.

Урок 3. Проблема выбора.

Урок 4. Проверка усвоенного материала.

8

2

3

2

1

Тема III. Где найти то, что должны и хотят иметь семьи.

Урок 1 . Работа с планом местности.

Урок 2. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности человека.

Урок 3. Разделение труда.

Урок 4. Проверка усвоенного материала.

5

1

2

1

1

Тема IV. Профессии членов наших семей.

Урок 1 . Как работают наши семьи.

Урок 2. Специализация.

Урок 3. Многообразие профессий.

Урок 4. Производители и потребители товаров и услуг.

Урок 5. "Производственные цепочки" различных товаров

Урок 6. Проверка усвоенного материала.

7

1

1

1

1

2

1

Тема V. Что мы знаем о наших семьях.

Урок 1 . Повторяем.

Урок 2. Доходы и расходы наших семей.

Урок 3. Семейный бюджет.

Урок А. Основные к дополнительные источники доходов семьи.

Урок 5. Контрольный опрос.

Урок 6. Самостоятельная работа.

Урок 7. Итоговый контрольный тест.

7

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34