Похожие публикации

Положение об административном отделе
Документ
Административный отдел является самостоятельным структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее по текст...полностью>>

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей (1)
Инструкция
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи...полностью>>

«Как написать сжатое изложение?»
Памятка
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. З...полностью>>

Термальный курорт Хевиз через Будапешт
Документ
НЕДЕЛЬНЫЕ ПАКЕТЫ (7 ночей) ЗАЕЗДЫ: ВТОРНИК СРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЯТНИЦА СУББОТА ВОСКРЕСЕНЬЕ Действительно: c 01.11.2013 по 31.03.2014Кроме периода Нового год...полностью>>



Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2010»

Республиканская конференция – фестиваль творчества обучающихся

«EXCELSIOR – 2010»

Секция педагогики

Чего не знают наши родители и учителя

Данилов Алексей Сергеевич-

МОУ «Большечурашевская СОШ», 8 класс.

Научный руководитель – Черлаков Владимир

Николаевич, педагог-психолог школы

с. Б-Чурашево – 2010г.

Оглавление

Оглавление ------------------------------------------------------------------------- ----2

От научного руководителя-----------------------------------------------------------3

Введение ---------------------------------------------------------------------------------4

Мифы родительского сознания ------------------------------------------------------5

Миф первый - «Мой ребенок никогда этого не сделает»-----------------------5

Миф второй – «Ничего не скрывают наши дети от пап и мам»---------------6

Миф третий - «Школа плохому не научит…»------------------------------------7

Миф четвертый – «Мультфильмы плохому не научат»-------------------------7

Заключение-------------------------------------------------------------------------------9

Библиотечный список-------------------------------------------------------------------9

От научного руководителя

Те, кто взял эту работу в руки, наверное, думают: ну, сейчас мы узнаем, что от нас скрывают наши дети. Мы по инерции, сохранившейся от времени, когда воспитывали нас, думаем, что дети остались все теми же, как и прежде: иногда непослушными, немного наивными, но всегда стремящимися к мудрому, доброму, вечному.

Мы, взрослые, защищены сложившимся мировоззрением. Мы даже не догадываемся, какие страшные информационные атаки обрушиваются на сознание наших детей с самого юного возраста. Вернее, мы видим, что происходит что-то неладное, что в прессе и на телеэкране много грязи, что дети ведут себя порой так вызывающе, будто это не наши дети. Но мы не можем влезть в шкуру ребенка и почувствовать, что же именно испытывают наши дети в ситуации, когда мир, кажется , сошел с ума, пропагандируя безнравственность и вседозволенность. Какие бури бушуют в их юных сердцах?

Мальчик, который решился рассказать нам о том, как воспринимают сегодняшние реалии дети, несмотря на юный возраст, уже не ребенок. Он пытается докопаться до причин. И те категоричность и вызов, которые так часто бросаются в глаза, не являются ли формой самозащиты и обращением к нам, взрослым, - услышать их, наших детей? Однако мы чаще всего слышим лишь раздражающий или ужасающий нас жаргон, но не стараемся увидеть, что творится в их душах.

Мы по-прежнему живем в иллюзиях, из самозащиты стараясь не замечать наступающего зла. А кто защитит их, гораздо более беззащитных, чем мы? Понимаем ли мы, что переживают они, пытаясь не растоптать те зерна добра, которые мы постарались вложить в их души, надеясь, что они как-то сами собой прорастут?

Кому-то после знакомства этой работой может показаться, что разгул зла настолько велик, что некуда от него деться: почти все им пропитано. Однако это не так. Да, Интернет, телевидение, молодежная пресса, реклама настойчиво твердят: все изменилось, старая мораль устарела, целомудрие, верность, честь – это вчерашний день, в ХХ1 веке люди живут по-другому. Но вправе ли мы поддаваться этому гипнозу?

Мы, оказывается, совсем не знаем, наших детей. Давайте послушаем, что говорит один из них. Постараемся услышать.

Введение

Только не надо упрекать меня в том, что я клевещу на молодое поколение, к которому сам принадлежу. Естественно, очень много молодых людей, которые сумели сохранить свое достоинство. Но их, по моим скромным наблюдениям, потихоньку становится меньше, а тех, кого можно назвать «поколение пепси», все больше.

« Современная молодежь не здорова, а больна. Больна не только и не столько физически, сколько душевно. Нам не хватает чувства долга, ответственности, правды, совестливости, жертвенности. Сколько во всех нас самолюбия, эгоизма, лукавства, грубости, непостоянства, малодушия, гордыни. Редко нынче найдешь молодого человека спокойного, уравновешенного».

Это не мои слова. Это сказал протоиерей Артемий Владимиров. Прочитать его статью «Молодежь болеет скорохватством» можно на сайте «Обретенное поколение».

Инструментами, портящими молодых людей, являются и реклама, и СМИ, и Интернет, и игрушки, и компьютерные игры, и даже школьные учебники. Насмотревшись, они все чаще выходят на улицы, чтобы громить, поджигать, сбиваться в «тусовки» и хладнокровно снимать это на видеокамеру, а затем разместить в Интернете.

И все это делают не уголовники, а те самые дети, которых их родители считают самыми лучшими и любимыми и ни за что не хотят поверить в происходящее, когда их распрекрасное чадо вдруг оказывается на скамье подсудимых.

Родители, не обижайтесь, но вы оказались наиболее наивной, непросвещенной частью человечества во всем, что касается новых информационных технологий. Вы не догадываетесь о происходящем еще и потому, что в большинстве семей дети привыкли надевать маску хороших перед родителями. Но когда они останутся в компании сверстников… Мне бы не хотелось, чтобы кто-то из взрослых услышал, о чем говорят современные подростки за спиной у взрослых.

Вы не догадываетесь о двоедушии детей под натиском ужасающей информации? Никогда не интересовались, что читают на досуге ваш сын или дочь? Родители наивно думают, что дети разделяют их взгляды. Вся окружающая действительность( а часто и школа) проповедают совсем иные взгляды – добейся успеха, не считайся ни с кем, переступи через все и через всех, если ты не возьмешь все от жизни – возьмут другие.

Меня всегда интересовал процесс: как, с помощью чего и кого нормальные вроде ребята постепенно превращаются в быдло? Взялся за эту работу, ища ответы на данные вопросы. Это и есть цель моей работы.

Я знаю своих сверстников. Это – страшно. Я не хочу так жить! Я не хочу, чтобы так жили мои друзья и знакомые.

Понятно, что я не так уж многого могу сказать, не имея, как говорится, житейского опыта. И потому я далек от того, чтобы кого-то учить, обличать, наставлять. Я просто попытался задуматься. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы эта небольшая работа воспринималась как счет старшему поколению от молодого, чтобы кто-то узнавал себя и обижался. Я не хочу, чтобы кому-то было плохо от этой работы. Я понимаю, что многие родители и учителя оказались не готовыми к моим словам, о чем пойдет речь. Но мне бы хотелось, чтобы многие из них открыли глаза и задумались. И предприняли что-то по-настоящему серьезное.

Мифы родительского сознания

1.Миф первый - «Мой ребенок никогда этого не сделает»

Мы же смотрим телепередачу «бои без правил». А там кричат: «А ты его ногой в живот! А ты его – в голову!»

Передача шла, кстати, в полдвенадцатого ночи. Как умудряемся смотреть – эта наша тайна. Ведь родители в то время спят. Кто-то может возразить, что мальчишки всегда дрались, и будут драться. Сейчас игры в «бои без правил» как-то потихоньку поутихли. Могу привести другие приколы из своей личной практики. Бывают случаи, когда рвали и портили тетради с домашними заданиями. На уроках, на глазах учителей некоторые сидят относительно смирно, но на перемене на стул учителя выливают воду. А учитель оказался догадливым, всех по очереди заставил сидеть на мокром стуле. Другой учитель не мог терпеть запах одеколона. Этим и воспользовались, вылили целый флакон одеколона и сорвали урок. Мы в общем-то понимали, что это, мягко говоря, не слишком хорошо. Но порой так и подмывало попробовать. А кто-то и следовал советам «приколистов». К счастью, о некоторых вещах я рассказывал родителям, потому что мама не ругала, а старалась разобрать ситуацию.

Многие и не догадываются, каковы настоящие причины каких-то странностей, происходящих с ребенком. Скажем, учителя жалуются - мальчик вдруг, «ни с того ни с сего» начал устраивать товарищам всякие гадости. Родители сокрушаются: возраст такой. Но ведь сын не признается папе с мамой, что он набрался идей в компьютерной игре для школьников с увлекательным названием «Оторва в школе». Сюжет игры: вас хотят выгнать из школы, и перед своим уходом вы должны устроить незабываемое веселье учителям и одноклассникам. Вариантов «веселых проказ» там много:

-запереть одноклассников и учителей в туалете и вылить из ведра сверху на них воду,

-отформатировать жесткий диск в компьютерном классе,

-поджечь мусорку,

-украсть кошелек,

-степлером скрепить страницы книги и т.д.

Вот такие милые шуточки. Заметьте, что дополнительные очки даются игроку, если он допек одноклассников, и те выражают недовольство. Чего после этого удивляться, что дети наглеют с каждым днем!

Комментарий психолога Черлакова В.Н.

«Действительно, можно дар речи потерять, если вдруг обнаружишь у ребенка такую игру. И как бы не хотелось всегда быть рядом, чтобы оградить от всего дурного, - это не получится. Как с этим бороться – универсальных рецептов нет. Но надо быть готовым, что подобные игры или еще похуже может попасть в руки сына или дочери. И если уж обнаружено подобное, вряд ли полезно устраивать «разборки» - как, почему и откуда. Тактика гораздо плодотворнее, когда помогаешь ребенку самому сделать выводы. Дети, зная, что их не накажут за промахи, но вместе обсудят ошибки, вряд ли будут втайне от родителей играть во что-то скверное. В конце концов, они научатся самостоятельно разбираться, что к чему».

2.Миф второй – «Ничего не скрывают наши дети от пап и мам»

Мобильный телефон сейчас есть почти у каждого ребенка. Родители и не подозревают, что их сын или дочь могут стать жертвой вот такой рекламы: «А вам «охота»? Звоните». «Хочешь чего-нибудь новенького?»

Такими сообщениями буквально бомбили мобильники наших сверстников, кто пользовался МТС. Не знаю, воспользовался ли кто услугой. Но что-то не слышно было, чтобы нашлись родители, которые решились подать в суд на МТС за пропаганду разврата.

Разве расскажет маме дочь, что подруги дали попробовать ей алкогольный коктейль. Да еще соревновались, кто будет держаться по-взрослому уверенно, чтобы купить пиво, сигареты. Разве сын расскажет, что в компьютерной игре ему предлагают «замочить» кого-то. Нет, нет и нет – если папа с мамой сами всерьез не заинтересуются, где и с кем бывают их дети, что читают и слушают, во что играют. Если не сохранят с ними доверительных отношений.

В Интернет была выложена видеозапись, как одна из старшеклассниц развлекается в ночном клубе с несколькими взрослыми мужчинами. Многие мальчики загрузили запись в свои мобильники.

Почему подростки совершают поступки, которые как бы несвойственны их характеру и даже убеждениям? Чтобы тебя не отвергли сверстники. Ощущение «мне не с кем дружить» может довести до отчаяния. И здесь появляется Интернет и особенно компьютерные игры. Вот одна из ловушек. Как может прийти в голову взрослым, что в играх предполагается нанимать стриптизерш. Разве найдется подросток, который не удержится и хоть краем глаза не заглянет в запретный мир? Не забудем, что начинают пить, курить, колоться, увлекаться порнографией далеко не худшие дети. Сила соблазна такова, что если кто-то принес в класс циничный журнал, специально выпущенный для детей, то большая часть детей хотя бы заглянет в него. Так что наивно думать, будто хорошо воспитанные сын или дочь «никогда этого не сделает». Из Интернета сегодня скачиваем такое, от чего у родителей волосы зашевелятся. Этот дух разложения, греха сегодня буквально витает в воздухе. Им наполнены не только журналы и Интернет, но само пространство жизни детей. Случайно ли в записках одноклассники обмениваются между собой похабщиной?

Музыка – это язык современного поколения. Молодые люди живут и хотят быть на кумиров из мира рока. Эти кумиры определяют наше мировоззрение и нашу систему ценностей. Музыка становится содержанием нашей жизни. Попробуйте разобрать смысл некоторых песен.

Почему мои сверстники устраивают эксперименты со своей внешностью? Красят волосы в малиновый цвет, калечат себя пирсингом. Все это они увидели у своих кумиров. И начинают подражать своему кумиру даже в мелочах.

Сегодня в моде такие ценности – это молодость, красота, успех и богатство. Причем именно в таком сочетании.

Конечно, родители замечают, что с детьми что-то не так, но относят отдельные негативные проявления к тому, что время изменилось, не замечая истинного смысла этих перемен. Практически они оставляют нас один на один с миром – жестоким и циничным настолько, что кто-то из моих сверстников просто думал о том, чтобы уйти из него физически.

3. Миф третий - «Школа плохому не научит…»

Родители всегда считали, что «Школа плохому не научит Есть вещи, о которых и родителям-то стыдно было рассказать. В классе появились непристойные журналы для детей. От того, что в них написано, нарисовано и сфотографировано, вначале было стыдно, а потом как-то привыкли.

Знакомая девочка рассказывала, как она, научилась обманывать маму. Если та обнаруживала у нее в портфеле не слишком приличный журнал, дочь с наивным видом говорила:

-Мамочка! Я на обложку посмотрела, думала, там что-то интересное про ансамбля, а там оказалось вот это. Я специально не стала выкидывать, тебе показать хотела. Мама верила. И все продолжалось до следующего случая.

А уж как доставалось в детских журналах «Молоток» преподавателям! Была специальная рубрика «Антипрепод», где можно обменяться опытом по срыву уроков.

Возьмем школьные учебники. В начальном классе учились грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой.и О.В.Прониной. Первое слово, которое должен прочитать первоклассник, не «мама», а «топор». Мама же в книге появляется один раз – на рисунке в виде разъяренного чудища с ремнем в погоне за сыном. Учебник наполнен рисунками грязно-фиолетовых кикимор, зверей-уродцев, небритых мужичков дебильного вида.

В пятом классе учились по учебнику природоведения «Природа и человек». Автор - А.А.Плешаков, где есть такое домашнее задание: «Понаблюдайте, как размножаются домашние животные». В учебнике есть совет : «Если вы хотите подробнее знать, как вы появились на свет, то прочтите книгу «Все-все на твой вопрос – где я был, когда меня не было». Многие из нас начали проявлять повышенный интерес к «интересной теме».

А на уроках ОБЖ мы коллекционировали ужастики. Пятерку получал тот, кто расскажет больше ужасов, произошедших в мире за неделю. Ну, тут недостатка в материале не было. Мы перелистывали различные газеты и журналы. Выходит газета «Жизнь», призванная освещать жизнь в стране и в мире. Какие же мировые события происходят в настоящее время вокруг нас? Я взял 7 номеров газеты и сделал выписки одних только названий статей и заметок. «Сбросил женщину на рельсы», «Отец погубил сына», «Тарзан больше не раздевается догола», «11-летнего Сережу Анохина убила ножом девятиклассница», «Секс втроем с подругой и мужем», «Я готов убить свою любимую», «В роддоме перепутали детей», «Премьер-министр Чечни отравился осетинской водкой», «Нарциссу вернули его трусы», «Жена казнила мужа-насильника», «Свадьба лесбиянок», «Получила пулю за мобильник», «Бомжи убили жену офицера», «Малахов занялся сексом на пляже».

Вот такова жизнь в стране. За всю историю России в нравственности и духовности великая страна так низко не пала.

4.Миф четвертый – мультфильмы плохому не научат

В 2005-е годы, на которые пришлось мое детство, на экране демонстрировались не самые лучшие мультфильмы – «Хлам2, «Мир Бобби», «Тик – герой». К примеру, мультфильм «Команда нашего двора». Главные герои – корпорация детей, объединившаяся против взрослых всего мира. Они добиваются того, чтобы никогда не чистит зубы, не мыться, уничтожить все пианино, чтобы не существовало младших братьев и сестер. Это взрослые могут уловить иронию. Но фильм предназначен для маленьких детей, которые примут это за чистую монету.

Достаточно вспомнить, какой вред нанесли сознанию маленьких зрителей «Телепузики». Мы смотрели на безобидные и глуповатые «Телепузики». Весь рынок завален этими разноцветными куклами с круглыми глазами.

Но что здесь полезного? Я глянул один раз – больше не захотелось. Сначала букетик, перевязанный ленточкой, появился на елочке, а потом оказался у телепузика в заду. Он, как собаченка, начал вертеться, пытаясь его вытащить, приятели весело смеялись. Это же – тупость. Чему умному должен был научиться ребенок, глядя на такое. Усвоить, что украшение – это букетик, который втыкают в зад товарищу и дружно веселятся, поскольку это смешно.

Были же прекрасные наши российские и советские мультфильмы – вот эти надо показывать, в которых сколько добра, сколько теплых взаимоотношений и любви между людьми, что никакое диснеевское даже рядом поставить невозможно.

Да, надо признать, это реальность – воспитание нового человека, в котором ведущую роль играет телевидение. МТВ заражает детей сексом, наркотиками и алкоголем. Мы провели анкетирование, и выяснилось, что МТВ смотрят 73% мальчиков и 78% девочек в возрасте от 12 до 18 лет.

В шестом классе я ненавидел рекламу до того, что мне хотелось запустить чем-нибудь в экран телевизора. За то, что герои ее прямо исходят каким-то дебильным восторгом от простейших вещей. При виде пачки сока вся семья изображает такое восхищение, будто на лотерейный билет выпал большой выигрыш. Ненавидел я рекламу и за то, что многие одноклассники разговаривают на языке рекламы. «А ты налей и отойди». Вслед за рекламой «Кто пойдет за «Клинским» подскочил процент пивного алкоголизма среди наших сверстников. На месте родителей я бы нашел способ никогда не показывать детям этой мусорной рекламы. Иначе они скоро вообще перестанут понимать, что к чему.

Мы провели опрос школьников по следующим вопросам.

  1. Какие фильмы любите смотреть? 84% подростков указали на страшилки, типа «Киборги» и другие чудища.

  2. Какую литературу читаете? 90% детей указали на детективы и фантастику.

3.Как вы относитесь к жаргону? Самое удивительное, что почти все мои сверстники указали на то, что изъясняются с помощью блатной лексики. Бабки, базарить, наехать, родичи, предки, отморозок. Сквернословие как - будто узаконилось. Проанализировав только один час музыкальных клипов телеканала МТВ, одного из самых популярных у подростков, мы отметили 32 случая употребления нецензурной брани.

Жалко, что родители об этом не знают.

Когда все мои сверстники озабочены «отношениями», когда с начальной школы девочки обсуждают во всех подробностях «любовь», нормой считается «гулять» с разными мальчиками ( чем больше, тем лучше!). Да, сейчас никто не спросит: «Ты влюбился?» Вопрос будет иным: «Ты с кем сейчас гуляешь?». Мы все знаем, кого называют «гулящим». Сейчас мы вкладываем в это понятие несколько иной смысл (что-то вроде флирта и прогулок в обнимку по улице), но настоящей любовью здесь и не пахнет. Думаете, легко отстаивать свое право на нормальные чувства в такой среде?

Заключение

Честно говоря, мне немного странно, что эту работу пишу я, а не кто-нибудь более взрослый и опытный. Но опыта тех, кто хочет понять, что же именно сегодня происходит, почему-то не хватает, чтобы спросить у самих подростков – а как они себя сами чувствуют в этой ситуации?

Вопросы, поднятые в данной небольшой исследовательской работе, очень актуальны. Обидно, что воздействий технологий информационной войны чаще всего не замечает старшее поколение, которому трудно предположить, что столько скверного в нашей жизни появляется не по недосмотру, а по специальным программам. Мы считаем, что в школьной программе не хватает предмета «Психология». До войны он в наших школах был. Наши родители проходили предмет «Этика и психология семейной жизни». Сейчас мы в школе получаем массу знаний о неживой природе, кое-как проходим физиологию человека. А вот о переживаниях и чувствах наших сверстников, о мышлении, о том, как управлять собственными эмоциями, в учебниках нет ничего. А почему? Понимаю, что у всех вопросов больше, чем ответов. И есть ли эти ответы – пока неизвестно. Мне кажется, разговор надо продолжить. И спросить не только у меня, но у многих мальчиков и девочек, в чем они видят проявления информационной войны и манипуляций. И как это сказывается на их жизни. И как помочь им.

Я хочу, чтобы мама взяла у меня интервью или хотя бы расспросила о том, чем мамы обычно не интересуются: какими бы сами дети хотели видеть отношения с ними? Есть вещи, которые по своей инициативе не расскажешь, есть то, о чем говорить очень трудно. Но всем нам, подросткам, нужно с кем-то поделиться, нужно, чтобы нас поняли. Этого папы и мамы не догадываются. Хорошо что, я некоторые вещи сумел рассказать в своей работе. А остальные дети? Логично бы всем детям ответить на такой вопрос: «В чем все же не догадываются ваши родители? Где и как дети успевают набраться такого, от чего потом становится стыдно?»

Практическое значение моей работы – открыть глаза родителям и учителям. Хотя бы в части Интернета. Если же ребенок пользуется Интернетом, то взрослым не стоит быть наивным – надо предусмотреть возможные опасности, позаботиться, чтобы он не угодил в многочисленные ловушки: например, на сайты, где расположены онлайн-игры – это самое зло. Объяснить, что сама по себе идея компьютерной игры – ерунда полная, это слишком примитивное занятие. Пользование Интернетом всегда должно быть под присмотром – в идеале выходить в сеть вместе с ребенком. А во-вторых, чтобы мы поняли, что есть гадкие, недостойные вещи, можно даже кое-что специально показать – в небольших дозах. В контрасте с чем-нибудь хорошим, чтобы ребенок сам понял, как это мерзко.

Так что разговор о том, как отвратить ребенка от ненужной информации, не закончен. На следующий год я хочу исследовать и понять – почему сегодня так много девочек курит. Даже по нашей школе курящих девочек больше, чем мальчиков. У мальчиков мотив понятен. Я спрашивал ребят знакомых, какой у них был стимул начать курить. Большинство ответов были такие: «пацаны курят, и я за компанию начал». А зачем это надо девочкам?

Этого тоже родители и учителя не знают!

Библиотечный список

  1. Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М. Вита-пресс, 2001.

  2. Маркова Н.Е. Капканы на потребителя. Реклама и манипуляция. Народное образование. 2005. №2.