Похожие публикации

Всероссийская научно-практическая конференция, 21-22 ноября 2013 год
Документ
Конференция проводится силами Центров «Социологии управления и социальных технологий», «Политологии и политической социологии»,  «Региональной социоло...полностью>>

"Краснослободский многопрофильный лицей"
Документ
об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумаж...полностью>>

Литературно-музыкальная композиция по творчеству С. А. Есенина
Документ
Создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике С. Есенина, способной обогащать себя духовно от общения с поэ...полностью>>

Тема: «В гости к осени»
Документ
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж, с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к приро...полностью>>



Задачи : обсудить и проанализировать вопросы: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука. История становления социологии

Цель занятия: ознакомиться с основными понятиями социологии, ее объектом, предметом, структурой и функциями, сущностью социологии как науки; раскрыть роль О. Конта и Г. Спенсера в становлении социологии.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

2. Социология как наука.

3. Объект изучения социологии.

4. Предмет социологии с точки зрения макро- и микросоциологии

5. Методология социологии

6. Структура, содержание и функции социологии

7. Социология и другие науки

8. Огюст Конт – «отец» социологии

9. Роль Герберта Спенсера в становлении социологии

Итогом работы по теме должно быть знание ответов на следующие вопросы:

  1. В чем заключаются различия между объектом и предметом науки?

  2. Что является объектом социологии?

  3. Какие смыслы включает в себя понятие «социальное»?

  4. Что является предметом социологии с точки зрения макро- и микроподхода?

  5. Как можно определить социологию?

  6. Что такое методология науки?

  7. Что такое методология социологического исследования?

  8. Какие принципы и методы включает в себя методология социологического исследования?

  9. Как структурируется социологическое знание?

  10. Какие функции выполняет социология?

  11. В чем отличие социологии от других общественных наук?

  12. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

  13. Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?

  14. Какой вклад внес в социологию Г. Спенсер?

Тема 2. История развития социологии

Цель занятия: усвоить основные направления западной и отечественной социологии и основные социологические концепции; знать имена основных социологов и их вклад в социологию.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

1. Классические социологические теории.

2. Социология в России.

3. Современные западные социологические теории

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что, согласно Э. Дюркгейму, является «особым предметом» социологии?

  2. Что такое «социальный факт» и чем он отличается от других видов фактов – естественнонаучных фактов и проч.?

  3. В чем суть методологии социологизма, которую развивал Э. Дюркгейм?

  4. За что критиковали Э. Дюркгейма?

  5. Какова заслуга Э. Дюркгейма перед социологией?

  6. Что такое общественно-экономическая формация?

  7. Какие бывают виды общественно-экономических формаций?

  8. Почему, согласно К. Марксу, происходит смена общественно-экономических формаций?

  9. Какова, согласно К. Марксу, роль деятельности и производственных отношений людей в развитии общества как социальной системы?

  10. В чем, согласно К. Марксу, причина классовой борьбы?

  11. Подтверждаются ли, по Вашему мнению, основные положения марксистской социологии?

  12. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

  13. Как М. Вебер интерпретирует понятие «ценность»?

  14. Что такое социальное действие? Каковы его важнейшие признаки?

  15. Назовите и охарактеризуйте виды социальных действий согласно концепции М. Вебера.

  16. Что такое «идеальный тип»? В каком смысле он называется «идеальным»?

  17. Как П. Сорокин называет активное разумное творческое начало?

  18. Какие виды познания выделяет П. Сорокин? Какой из этих видов познания позволяет прийти к наиболее полной истине?

  19. Почему П. Сорокин называет человека «интегральным существом»?

  20. Что является высшей интегральной смысловой ценностью?

  21. Каким, согласно П. Сорокину, должен быть путь развития человечества?

  22. Назовите представителей эмпирической социологии (Чикагской школы социологии).

  23. Каков вклад чикагской школы социологии в развитие западной социологии?

  24. Каковы признаки системы согласно Т. Парсонсу?

  25. Как Р. Мертон трактует в рамках структурно-функционального анализа понятие «функция»?

  26. Какую функцию, согласно Л. Козеру, играют в обществе «перекрестные конфликты»?

  27. Какие отношения, согласно Р. Дарендорфу, приводят к возникновению антагонистических отношений?

  28. Что такое, согласно Д. Локвуду, «системный» и «социальный» конфликты?

  29. Назовите представителей феноменологической социологии.

  30. В чем суть расхождений между позитивистами и сторонниками феноменологической социологии?

Тема 3. Социальные взаимосвязи. Общество как социокультурная система.

Цель занятия: усвоить понятия «социальное взаимодействие», «социальная зависимость», «социальные отношения», а также ознакомиться со спецификой социологического подхода к культуре, с основными элементами культуры, раскрыть роль культуры в социальных изменениях и ее взаимосвязь с экономикой.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

        1. Понятие «социальное взаимодействие»

  1. Виды социальных взаимодействий

  2. Основные концепции социального взаимодействия: «теория обмена» Дж. Хоуманса, символический интеракционизм, этнометодология, драматургический подход Э. Гоффмана.

  3. Социальная зависимость

  4. Социальные отношения

  5. Понятие культуры с социологической точки зрения

  6. Элементы культуры

  7. Культура как фактор социальных изменений

  8. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. В чем различия между понятиями «социальные взаимодействия» и «социальные отношения»?

  2. Какие бывают виды социальных отношений?

  3. Что такое социальная зависимость?

  4. Какие две стороны выделяют в социальной зависимости?

  5. Какие бывают виды социальной зависимости?

  6. В чем суть теории обмена, предложенной Дж. Хоумансом?

  7. Каковы 4 принципа, лежащие в основе теории обмена?

  8. В чем суть теории символического интеракционизма?

  9. Назовите представителей символического интеракционизма.

  10. С какой позиции рассматривают социальное взаимодействие этнометодологи?

  11. Расскажите об экспериментах, которые проводил Г. Гарфинкель.

  12. В чем суть драматургического подхода Э. Гоффмана?

  13. Как рассматривается культура с социологической точки зрения, каковы ее элементы?

  14. Какую мысль хотят подчеркнуть социологи в понятии «социокультурная система»?

  15. Расскажите о роли культуры в социальных изменениях.

  16. Расскажите о взаимосвязи культуры и экономики (например, о концепции связи капитализма с протестантской этикой – М. Вебер, или о концепции информационного общества – Э. Тоффлер).

Тема 4. Социальные изменения

Цель занятия: усвоить понятия «социальное изменение» и «социальное развитие», ознакомиться с классификацией, основными концепциями социальных изменений, раскрыть сущность глобализации.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Социальные изменения и социальное развитие.

  2. Виды социальных изменений

  3. Концепции социальных изменений: эволюционизм, неоэволюционизм, теории циклических изменений, теория конфликта, теория «столкновения цивилизаций».

  4. Формирование мировой системы и процессы глобализации.

  5. Место России в мировом сообществе.

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое «социальное изменение» и «социальное развитие»?

  2. Какие бывают виды социальных изменений?

  3. Что такое социальный прогресс?

  4. Что такое регресс общества?

  5. Перечислите концепции и направления в социологии, которые рассматривали социальный прогресс.

  6. Как рассматривается социальный прогресс в рамках эволюционного подхода? Назовите социологов-эволюционистов.

  7. Как рассматривается социальный прогресс в рамках теории циклических изменений? Назовите представителей этой теории.

  8. Как рассматривается социальный прогресс в рамках функционализма?

  9. Как рассматривается социальный прогресс в рамках конфликтологического подхода? Назовите представителей этого направления.

  10. Как рассматривается социальный прогресс в рамках концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона?

  11. Приведите пример «столкновения цивилизаций» в наше время.

  12. Что такое глобализация?

  13. Какие можно выделить основные сферы, охваченные процессом глобализации?

  14. Каковы социальные последствия глобализации?

  15. Что такое «мировая система»?

  16. Каково место России в мировом сообществе?

Тема 5. Социальные общности

Цель занятия: ознакомиться с формами и видами социальных общностей, с понятием и сущностью социальной стратификации и социальной мобильности.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Определение и общая характеристика социальной общности

  2. Формы и виды социальных общностей

  3. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое «социальная общность»?

  2. Как классифицируются социальные общности?

  3. Что такое «условные общности» и «реальные общности»?

  4. Что такое «агрегация»?

  5. Что такое «массовая общность»?

  6. Какие бывают виды массовых общностей?

  7. Чем понятие «толпа» отличается от понятия «масса»?

  8. Что такое «социальное движение», чем это понятие отличается от понятия «организованная масса»?

  9. Каковы причины социальных движений?

  10. Что такое «социальная группа»?

  11. На какие виды подразделяются социальные группы?

  12. В чем принципиальное отличие большой группы от малой? Где проходит граница?

  13. Как классифицируются большие группы? Охарактеризуйте каждый тип.

  14. Как классифицируются малые группы? Охарактеризуйте каждый тип.

  15. Что такое «коллектив», каковы его характеристики?

  16. Что такое «социальная стратификация»?

  17. Из-за чего возникает социальная стратификация?

  18. Что такое «социальная страта»?

  19. Что такое «статусный признак»?

  20. Какие можно выделить важнейшие статусные признаки?

  21. Что такое «социальная мобильность»?

  22. Кто ввел в социологию понятие социальной мобильности?

  23. Какие можно выделить типы социальной мобильности?

Тема 6. Социальные институты. Социальная организация

Цель занятия: усвоить понятие «социальный институт», знать ключевые характеристики, функции и типологию социальных институтов.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Социальный институт как ключевой элемент ценностно-нормативной структуры общества.

  2. Функции социальных институтов.

  3. Типология социальных институтов.

  4. Общественное мнение как институт гражданского общества.

  5. Социальная организация.

  6. Типология организаций.

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Как можно определить социальный институт?

  2. Что такое институализация?

  3. Какие Вы знаете подходы к понимаю того, что такое социальный институт?

  4. Какие характеристики присущи социальному институту?

  5. Чем отличается социальный институт от социальной группы?

  6. Кто ввел в социологию понятия «явная функция», «латентная функция», «дисфункция»?

  7. Какие явные функции выполняет социальный институт?

  8. Что такое «латентная функция»?

  9. Почему следует изучать не только явные, но и латентные функции социального института? Приведите пример латентной функции какого-либо социального института.

  10. Что такое «дисфункция» социального института?

  11. Какие причины могут привести к возникновению дисфункций социальных институтов?

  12. На какие типы подразделяют основные социальные институты? Какие функции выполняет каждый из этих типов?

  13. Что такое формальный институт?

  14. Что такое неформальный институт?

  15. Дайте определение «общественного мнения».

  16. Каковы условия формирования общественного мнения?

  17. Кто может быть выразителем общественного мнения?

  18. Приведите примеры учреждений в России, которые изучают общественное мнение.

  19. Каким образом может осуществляться манипуляция общественным мнением?

  20. Какие функции выполняет общественное мнение?

  21. Чем отличаются оценочное, аналитическое, конструктивное и регулятивное общественные мнения?

  22. В каких случаях формируется мировое общественное мнение?

  23. Что такое «социальная организация»?

  24. Чем социальная организация отличается от социального института?

  25. Какие вы знаете типы организаций?

  26. Почему так важна типология организаций?

Тема 7. Личность как уникальная социальная система

Цель занятия: ознакомиться с понятием «личность», со спецификой социологического рассмотрения личности, с основными социологическими концепциями личности, а также с понятием «социализация» и связанным с этим процессом понятиями «статус» и «роль».

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. Личность как социальный тип и деятельный субъект.

  3. Социологические теории личности.

  4. Социальный статус.

  5. Социальная роль как динамический аспект статуса.

  6. Социализация личности как процесс усвоения социальных ролей, культурных норм и ценностей.

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое личность? Чем понятие «личность» отличается от понятий «человек», «индивид», «индивидуальность»?

  2. Какие можно выделить уровни проявления личности?

  3. Как рассматривается личность в ее объективном и субъективном аспектах проявления?

  4. Как рассматривается личность в марксизме?

  5. Как рассматривается личность с точки зрения деятельностного подхода?

  6. Как рассматривается личность в теории обмена Дж. Хоуманса?

  7. Как рассматривается личность в ролевых теориях? Назовите социологов этого направления.

  8. Как рассматривается личность в структурно-функциональном анализе?

  9. Как рассматривал личность Дж. Мид? Представителем какого направления в социологии он является?

  10. Как рассматривается личность в социологической концепции «зеркального «Я» Ч. Кули? Представителем какого направления явялется этот социолог?

  11. Как рассматривается концепция личности в концепции референтных групп?

  12. Что такое социальный статус?

  13. Какие бывают виды социальных статусов?

  14. Что такое главный (интегральный) статус?

  15. Что такое «статусный набор»?

  16. Что такое социальная роль?

  17. Что такое «ролевой набор»?

  18. Что такое социализация?

  19. Какие выделяют уровни социализации?

  20. Что такое «агенты социализации»?

  21. Что такое «институты социализации»?

  22. Как социализация связана с жизненным циклом?

  23. Что такое «десоциализация» и «ресоциализация»?

Тема 8. Социальный контроль и девиация

Цель занятия: ознакомиться с понятием «социальный контроль» и механизмами социального контроля, с понятиями «девиантное поведение» и «делинквентное поведение»; рассмотреть теории девиантного поведения и пути преодоления девиации.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Понятие социального контроля.

  2. Механизмы социального контроля.

  3. Самоконтроль. Внешний контроль.

  4. Теория аномии и социальной дезорганизации.

  5. Девиантное и делинквентное поведение.

  6. Теории и типологические концепции девиантного поведения.

  7. Формы девиации и пути их преодоления.

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое социальный контроль?

  2. Что лежит в основе социального контроля, является необходимым элементом его механизма?

  3. На какие типы подразделяются нормы?

  4. Что такое обязанности, права, обычаи, традиции?

  5. Какие функции выполняют социальные нормы?

  6. Что такое санкции?

  7. На какие виды подразделяются санкции?

  8. Что такое ценности?

  9. Что такое внешний контроль?

  10. Что такое самоконтроль?

  11. Что такое формальный контроль?

  12. Что такое неформальный контроль?

  13. Кто выступает в качестве агентов социального контроля?

  14. Какие бывают методы социального контроля?

  15. Что такое надзор?

  16. Что такое девиантное поведение?

  17. Что такое делинквентное поведение?

  18. Приведите примеры девиантного и делинквентного поведения.

  19. Как объяснялось девиантное поведение с точки зрения теории физических типов? Насколько оправдана эта теория?

  20. Как объясняется девиантное поведение с точки зрения психоаналитической теории? Кто считается ее основателем?

  21. Как объясняется девиантное поведение с точки зрения теории аномии? Кто считается ее основателем?

  22. Какие виды девиантных адаптаций к условиям аномии выделил Р. Мертон?

  23. Как объясняется девиантное поведение с точки зрения теории культурного переноса? Кто считается ее основателем?

  24. Как объясняется девиантное поведение с точки зрения теории стигмации? Кто считается ее основателем?

  25. Какие можно наметить пути преодоления девиации в обществе? И во всех ли случаях это необходимо?

Тема 9. Методы социологического исследования

Цель занятия: ознакомиться с основными методами социологического исследования.

Задачи: обсудить и проанализировать вопросы:

  1. Понятие социологического исследования. Виды прикладных социологических исследований

  2. Программа социологического исследования. Структура и функции программы

  3. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности

  4. Основные методы сбора данных

Итогом работы по теме должно быть знание студентами ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое социологическое исследование?

  2. Какие можно выделить виды социологических исследований?

  3. Существует ли взаимосвязь между явлениями и видами социологических исследований, посредством которых они могут быть изучены?

  4. Что такое программа социологического исследования?

  5. Какие функции выполняет программа социологического исследования?

  6. Какова структура программы социологического исследования?

  7. Кто участвует в разработке программы социологического исследования?

  8. Какие основные требования предъявляются к программе социологического исследования?

  9. Что такое выборочная совокупность (выборка)?

  10. Что такое генеральная совокупность?

  11. Как называются элементы, предназначенные для выборочного отбора?

  12. Что такое структура выборки?

  13. О чем говорит тип выборки?

  14. На какие типы подразделяются выборки?

  15. Что такое объем выборки?

  16. Что такое репрезентативность выборки?

  17. Что такое ошибка репрезентативности? Какова ее максимально допустимая величина?

  18. Какие различают две разновидности опроса?

  19. В чем отличие интервьюирования от анкетирования?

  20. Что такое открытые и закрытые вопросы?

  21. Какие различают виды интервьюирования?

  22. Какие различают виды опросов в зависимости от источника информации?

  23. В чем специфика социологического опроса в отличие от других опросов?

  24. Что такое социологическое наблюдение? Чем оно отличается от других видов наблюдений?

  25. Какие различают виды социологических наблюдений?

  26. Что такое социологический эксперимент?

  27. Какие различают виды социологических экспериментов?

  28. В чем заключается суть метода анализа документов?

  29. Как классифицируются документы, используемые в социологическом исследовании?

  30. Какова, на ваш взгляд, конечная цель эмпирической социологии?