Похожие публикации

Формирование общеучебных умений в условиях образовательной среды
Документ
В настоящее время деятельность человека становится все более инновационной: сужается круг репродуктивной деятельности, жизнь требует умения решать пос...полностью>>

Открытое акционерное общество «Белгородский абразивный завод»
Документ
Открытое акционерное общество «Белгородский абразивный завод», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора коммерческого Лавренова В.Я., дейс...полностью>>

П. А. Кот, майор юстиции, офицер юридической службы
Документ
Аннотация: в статье раскрывается сущность и место имущественной ответственности в общей системе юридической ответственности, показаны основные отличия...полностью>>

10. 10. 2013г г. Сорочинск Председательствовал: заместитель главы администрации города Сорочинска по экономике Павлова Е. А
Документ
1. Рассмотрение проекта муниципальной программы «Профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие незаконному обороту наркотиков в городе Сорочи...полностью>>



Урок по русскому языку в 4-ом классе. Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Учитель: Володина Т.В.

Цели урока: - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

- формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

словосочетаниях;

- развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

- формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса (авт. Е.В. Бунеева, Р.Н.

Бунеев, О.В. Пронина), «Дидактический материал по русскому

языку» (авт. Л.Комиссарова), таблички для составления алгоритмов о

слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Повторение.

1.) - Отгадайте анаграммы.

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

- Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

  1. Языковая разминка.

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

- Что записано на доске? (Предложение)

- Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

- Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

Самостоятельная работа.

- Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

- Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

- Почему?

- Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

- Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

Проверка.

- На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

какие? Х

Снежинки колючие

х в каком?

Закружились в морозном

х в чём?

В морозном воздухе

х что?

Закружились снежинки

Х где?

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

- Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

- Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

- Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

- Откройте учебник на стр. 114.

- Прочитайте правило.

- Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

- Составьте на доске схему из опорных слов.

Вопрос


главное слово зависимое слово

- Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

- А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

- Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

- Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

5. Физкультминутка.

Игра в мяч.

- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

6. Закрепление.

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Т.п. мн.ч. ------------------

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. - Откройте дидактический материал на стр. 56.

- Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

- О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

- Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

- Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

  1. Итог урока.

- Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

- Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

  1. Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

Стр.114 (пр.)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)