Похожие публикации

Расширенное определение теории принятия управленческого решения
Решение
Какой подход рассматривает технические, экономические, экологические, организационные, социальные, психологические аспекты менеджмента и их взаимосвяз...полностью>>

Стандарт оказания специализированной медицинской помощи пациентам с абсцессами, фурункулами, карбункулами челюстно-лицевой области Категория возрастная
Документ
Категория возрастная: взрослые, детиПол: любойФаза: любаяСтадия: любаяОсложнения: вне зависимости от осложненийВид медицинской помощи: специализирован...полностью>>

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования оглавление
Основная образовательная программа
. .Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно нравственному развитию и воспитанию обучающихся ....полностью>>

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования оглавление
Основная образовательная программа
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования (ООП СПОО) разработана в соответствии с требованиями государственного образов...полностью>>



Методическая разработка урока "слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана главаря". (Ранняя лирика В. Маяковского)

Маевская Ольга Станиславовна

Методическая разработка урока

"СЛУШАЙТЕ, ТОВАРИЩИ ПОТОМКИ,

АГИТАТОРА, ГОРЛАНА – ГЛАВАРЯ".

(Ранняя лирика В. Маяковского)

Для учителей, работающих в 11–х классах общеобразовательных школ

Аннотация

На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт - Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. Мы попробуем объективно и вдумчиво прочитать стихи «Нате!», «Надоело», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Лиличка!», «Послушайте!».

В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов: противостояния поэта и толпы, трагического одиночества поэта, высокого назначения поэзии, смысла жизни. Но что же делает стихи Маяковского столь своеобразными, не похожими ни на какие другие, в чем секрет самобытности его творчества?

В новаторском подходе к поэзии, в создании им оригинальной стихотворной системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии 20 века, но главное, этот секрет - в уникальной откровенности авторского «я», в чём и смогут убедиться учащиеся на этом уроке.

"СЛУШАЙТЕ, ТОВАРИЩИ ПОТОМКИ,

АГИТАТОРА, ГОРЛАНА – ГЛАВАРЯ".

(Ранняя лирика В. Маяковского)

Цели урока:

1. Обучающая - знакомство с поэзией раннего Маяковского, выявление тематики и проблематики стихов раннего периода его творчества, установление идейной связи его поэзии с русской литературой XIX века.

2. Развивающая - повторить изученное по курсу литература XIX, развивать представление учащихся о путях развития русской литературы, развивать эстетическую культуру и литературную речь учащихся, умение анализировать текст поэтического произведения.

3. Воспитательная - воспитывать грамотного и вдумчивого читателя, интерес и любовь к русской литературе.

Ход урока

На доске эпиграф:

Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского

М.И. Цветаева

Слово учителя

Попробуем сегодня понять, что за поэт - Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. Попробуем сегодня объективно и вдумчиво прочитать Маяковского. Откроем стихотворение, строчка из которого дала название нашему уроку. Это стихотворение 1913 года "Нате!"

• Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников. Учитель предлагает перед анализом этого стихотворения вспомнить знаменитую "Незнакомку" А.Блока: сопоставив эти два стихотворения, мы сможем яснее понять идею стихотворения "Нате!".

• Чтение стихотворения "Незнакомка".

Попробуем найти общее в этих стихотворениях. Какие образы противостоят в этих стихах?

Это образ обывательского мира, мира пошлости и образ лирического героя.

• Учитель предлагает выбрать из текста стихотворения "Нате!" ключевые слова, характеризующие пошлый мир: "обрюзгший жир", "в устах капуста", "белила густо", "устрица из раковин вещей", "грязная", "только озвереет", "стоглавая вошь". Это мир, в котором люди потеряли человеческий облик, в котором царствует сытая воинствующая пошлость. Этому миру противопоставлен лирический герой. Каково его отношение к этому миру? Герой ненавидит этот мир, в котором он одинок и беззащитен. А что же

отличает эти стихотворения друг от друга? Учитель спрашивает, какое место в этом мире занимает лирический герой.

Герой Блока находится внутри этого мира («А рядом у соседних столиков…»), он чужой среди своих, он ненавидит этот мир, но живёт в нём.

Герой Маяковского - вне этого мира, он выше его ("Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь..."). Он бросает вызов толпе, кричит миру «Долой!».

Учитель предлагает обратить внимание на название стихотворения, в котором звучит вызов толпе. Традиция противопоставления толпы и лирического героя - поэта идут у Маяковского от Пушкинского "Поэта и толпы", а вызов толпе бросает Лермонтов в стихотворении "Как часто пёстрою толпою окружен ...".

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

А через 7 лет после Маяковского свой "железный" стих бросит в толпу герой стихотворения С. Есенина "Исповедь хулигана":

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах,

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потёмках освещать.

•Прочитаем ещё одно стихотворение раннего Маяковского -"Надоело" 1916г. Может быть, за три года изменились отношения поэта с миром?

Чтение стихотворения "Надоело".

Учитель задает вопрос: "Изменился ли россиянин" по сравнению с тем, которого вы встретили стихотворении "Нате!"?

Выбираем ключевые слова: "пиджачная куча", "загадочнейшее существо", "два аршина безлицого розоватого теста", "мягкие складки лоснящихся щёк".

Эти слова и выражения подготавливают вывод, который делает поэт: "Нет людей".

Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? Как он ощущает себя в мире, где "нет людей"? Герой по-прежнему одинок и беззащитен, но его желание "захохотать и плюнуть в лицо" сменяется иным. Герой идёт к людям, "тоскою ведомый", потребность найти человека ("Душа не хочет немая идти, а сказать кому?") сильнее страха, орущего "из сердца", он хочет щёки сжечь "огнями губ ему (человеку)", а целовать "истомившимися по ласке губами" приходится "умную морду трамвая". В этом стихотворении герой Маяковского не столько эпатирует, сколько страдает, желая быть понятым и услышанным.

Тема страдания в следующих стихотворениях сменится темой сострадания, отзывчивости на боль ближнего.

Читаем стихотворения:

"Скрипка и немножко нервно" 1914.

(Роль бездушной толпы здесь играет оркестр: равнодушный барабан, "глупая тарелка", "меднорожнй, потный геликон". Но герой уже не одинок, у него есть "деревянная невеста" - скрипка, которую надо пожалеть, которой надо помочь, спасти её от насмехающейся, жестокой толпы: ''Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи''.

"Хорошее отношение к лошадям" 191S.

Толпа, состоящая из "смеющихся зевак", издевается над упавшей лошадью. И единственным, кто подошёл и пожалел "деточку", оказался поэт. И его слова:

Деточка

Все мы немножко лошади.

Каждый из нас по-своему лошадь -

обращены всё-таки к людям, это попытка пробудить в них совесть, сочувствие ко всему живому, сострадание к ближнему.

• Сострадание и любовь идут всегда рядом, одно без другого невозможно. Лирический герой ранней поэзии Маяковского воспринимает мнр через любовь, но в любви он одинок и беззащитен.

Читаем стихотворение "Лиличка!".

• Любовью движим и герой следующего стихотворения "Послушайте!". Давайте послушаем, тем более, что Маяковский просит нас через несколько лет о том же:

Слушайте, товарищи потомки,

Агитатора, горлана - главаря.

Заглуша поэзии потоки,

Я шагну через лирические томики,

Как живой с живыми говоря.

Слушаем Маяковского:

Чтение стихотворения "Послушайте!".

Учитель задает ученикам вопросы.

-Какая фраза определяет состояние лирического героя?

-Почему возник этот вопрос в душе лирического героя?

-Зачем же нужны этому кому-то звезды, почему они необходимы? Отвечает ли поэт на этот вопрос?

(Звёзды несут свет, который прогоняет страх, овладевающий людьми в тёмную, мрачную, беспросветную ночь, Хотя в конце стихотворения звучит тот же вопрос, но он уже превращается в риторический, так как ответ уже дан.)

Это стихотворение несомненно философское, в нём раскрываются вопросы смысла жизни и назначения творчества. И хотя написано оно в 1914 году, стремление нести людям свет своим творчеством Маяковский пронёс через всю жизнь.

В 1920 он подтвердит:

Светить всегда.

Светить везде.

До дней последних донца.

Светить -

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

И Солнца! («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

Разве не близок здесь Маяковский Пушкину, призывавшему поэта "глаголом жечь сердца людей"? Разве не ощущается в этих строчках стремления помочь людям, внутренняя тревога за них, что отражено и в позиции Есенина: "Быть поэтом - это значит кровью чувств ласкать чужие души"? И разве не о гуманистической роли искусства скажет А. Твардовский, утверждая необходимость деятельности поэта, чтобы "чью-то душу отпустила боль"? В результате урока в тетрадях и на доске появляется следующая запись:

  1. «Нате!» - вызов толпе: « Долой!». Существование человека в бесчеловечном мире.

  2. «Надоело» - страдание от одиночества в мире, где «нет людей». Желание быть понятым и услышанным.

  3. «Скрипка и немножко нервно» - призыв к состраданию, отзывчивости на боль ближнего.

  4. «Хорошее отношение к лошадям» - попытка пробудить совесть в людях. Сочувствие ко всему живому.

  5. «Лиличка!» - одиночество и беззащитность в любви.

  6. «Послушайте!» - вопрос смысла жизни и назначения творчества: нести людям свет.

Мы видим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов: тема противостояния поэта и толпы, трагического одиночества поэта, высокого назначения поэзии, смысла жизни. Но что же делает стихи Маяковского столь своеобразными, не похожими ни на какие другие, в чем секрет самобытности его творчества?

Этот секрет в уникальной откровенности авторского «я». В новаторском подходе к поэзии, в создании им оригинальной стихотворной системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии 20 века.

Домашнее задание:

Ответить на вопрос: «Как я понимаю смысл стихотворения «А вы могли бы?»

Литература:

1. Айзерман Л.С. Зачем я сегодня иду на урок литературы. Записки учителя-словесника, полвека работающего в школе. – М.: Захаров, 2005.