Похожие публикации

О применении кодов бюджетной классификации
Документ
В соответствии с приказом Минфина России от 21 декабря 2011 года № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российск...полностью>>

Договор аренды индивидуального сейфа, заключаемый с участниками расчетов по сделкам с недвижимостью (Продавцами и Покупателями)
Документ
1.1. Банк обязуется предоставить Клиентам во временное пользование (аренду) индивидуальный банковский сейф № , а Клиенты принять и оплатить аренду инд...полностью>>

Программа добровольного медицинского страхования базовая плюс «Комплексное медицинское обслуживание» с дополнительными условиями «Скорая и неотложная медицинская помощь (далее по тексту Программа)
Программа
Оказание медицинских услуг по амбулаторно-поликлинической помощи в Ленинградской области будет осуществляться в следующих медицинских организациях и у...полностью>>

Программа добровольного медицинского страхования базовая плюс «Комплексное медицинское обслуживание» с дополнительными условиями «Скорая и неотложная медицинская помощь (далее по тексту Программа)
Программа
Оказание медицинских услуг по амбулаторно-поликлинической помощи в Ленинградской области будет осуществляться в следующих медицинских организациях и у...полностью>>



«молекулярная физика» в школьном курсе физики

§ 11. РАБОТА ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

С тепловыми двигателями учащихся знакомят впервые в VIII классе, когда рассматривают общий принцип работы тепло­вых двигателей (совершение полезной работы за счет внутренней энергии рабочего тела), изучают двигатель внутреннего сгорания и паровую турбину, а также вводят понятие о КПД тепловых двигателей. Основное внимание уделяют конструкции и принципам работы названных выше двигателей. В курсе X класса рассматри­вают энергетические процессы, происходящие при работе тепло­вых двигателей.

При изучении нового материала повторяют то, что уже извест­но учащимся, в частности понятие теплового двигателя как та­кого устройства, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую. Тепловой двигатель совершает полезную работу за счет внутренней энергии при переходе тепла от более горячего тела к более холодному. Делают вывод: любой тепловой двигатель имеет три части: нагреватель, рабочее тело и холодильник.

Рабочее тело (им может быть пар, газ или специальная смесь) получает некото­рое количество теплоты (Q1) от нагрева­теля и расширяется. При расширении ра­бочее тело совершает работу. При сжатии рабочее тело отдает количество теплоты (Q2) холодильнику. Температуру холодильни­ка и нагревателя поддерживают постоянной, при этом темпера­тура нагревателя всегда выше температуры холодильника (T1>T2). Это следует из того, что двигатель совершает полезную работу только в том случае, когда работа расширения больше работы сжатия, а она больше тогда, когда расширение происходит при более высокой температуре, чем сжатие.

Необходимо подвести школьников к пониманию того, что дви­гатель должен работать циклично. После этого целесообразно рас­смотреть принцип работы идеальной тепловой машины Карно, ра­бочим телом в которой является идеальный газ. При расширении газа во время его контакта с нагревателем температуру поддер­живают постоянной, во время сжатия и контакта с холодильником температура также постоянна, следовательно, расширение и сжа­тие происходят изотермически (на рис. 61 соответственно изотер­мы 1-2 и 3-4). Но если температура расширения больше тем­пературы сжатия, то необходимо произвести процессы, при кото­рых температура меняется от T1 до T2, а затем от T2 до T1. В принципе это осуществимо при изобарном, изохорном или адиа­батном процессах. Наиболее целесообразным является адиабат­ный процесс (процесс, происходящий без теплообмена), так как именно это условие является условием максимальной работы (на рис. 61 23 и 41 — адиабаты). Полезная работа численно равна площади заштрихованной фигуры.


Важным является вопрос о коэффициенте полезного действия. Как известно, КПД — это отношение полезной работы к количест­ву теплоты, полученному от нагревателя:

Задача повышения КПД — одна из основных технических за­дач. Она связана прежде всего с созданием материалов, имеющих достаточную прочность при высоких температурах. В настоящее время температурные границы рабочего тела составляют 303— 853 К. КПД идеальной машины, работающей по циклу Карно, при таких значениях температур составляет 65%. Однако с учетом потерь КПД примерно равен 40%. Необходимо, чтобы десятиклассники поняли принципиальное отличие решения задачи по­вышения КПД тепловых двигателей от решения этой задачи применительно к механическим и электрическим двигателям. КПД последних стремятся приблизить к 100%, а КПД тепловых двигателей к КПД идеальной машины Карно, работающей при тех же температурах холодильника и нагревателя. Поэтому по­вышение КПД тепловых двигателей связано с повышением тем­пературы нагревателя и понижением температуры холодильника.

Полезно привести значения мощностей и КПД некоторых теп­ловых двигателей. Например, карбюраторный двигатель внутрен­него сгорания, установленный на автомобиле «Волга ГАЗ-24», имеет мощность 70 кВт, КПД около 25%; мощность паровых тур­бин, установленных на электростанциях, составляет 500—800 МВт, а КПД - 40%.

В заключение изучения рассматриваемой темы обращают вни­мание учащихся на значение развития теплоэнергетики для на­родного хозяйства, в частности рассказывают о той экономии, ко­торую дает стране развитие теплоэлектроцентралей.

§ 12. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ температуры

Понятие температуры — фундаментальное понятие не только физики, но и естествознания в целом. Оно весьма сложно и очень ярко отражает многогранность физических понятий. Дело в том, что температура представляет собой макроскопический параметр состояния системы, физический смысл которого может быть рас­крыт лишь на основе молекулярно-кинетических представлений. Своим существованием температура (как параметр состояния) обязана статистическим закономерностям; господствующие над молекулярными явлениями законы статистики обусловили особый вид равновесия, а факт существования состояния термодинами­ческого равновесия позволяет ввести понятие температуры.

Несмотря на то что с тепловыми явлениями люди познакоми­лись еще в древности и даже античные ученые пытались их изучать, вплоть до ХУП1 в. не были установлены основные поня­тия и количественные соотношения этого раздела физики. Истори­чески понятие температуры возникло из ощущений. Словами «го­рячо», «холодно», «тепло» и т. п. люди пользовались для обозна­чения различной степени нагретости тел. Однако такое определе­ние понятия температуры физического смысла не имеет и не дает способа измерения.

Научное содержание понятия температуры опирается на посту­лат о тепловом равновесии системы («всякая система в отсутст­вие внешних воздействий с течением времени приходит в состояние теплового равновесия и сама по себе выйти из него не мо­жет») и на свойства теплового равновесия. Эти свойства сле­дующие:

  1. если два тела находятся в тепловом равновесии с одним и тем же третьим телом, то они находятся в тепловом равновесии друг с другом (транзитивность теплового равновесия);

  2. существует такая физическая величина, значения которой во всех точках равновесной системы одинаковы; эту величину, характеризующую тепловое равновесие, называют температурой;

  3. при равновесии возможно одно-единственное распределение энергии системы по ее частям; при увеличении энергии системы растут энергии ее частей.

В связи с этим температуру можно определить как функцию, характеризующую состояние равновесной системы, увеличиваю­щуюся с ростом внутренней энергии системы. Статистический под­ход углубляет понятие температуры. С точки зрения молекуляр­ных представлений температура — мера средней кинетической энергии молекул идеального газа. Связующим звеном между тер­модинамическим подходом и статистическим является постулат: распределение, которое осуществляется наибольшим числом мик­росостояний, соответствует равновесному состоянию.

Измерение температуры возможно благодаря транзитивности теплового равновесия. Сложность измерения температуры заклю­чается в том, что она является интенсивным параметром, т. е. не обладает свойством аддитивности, поэтому ее нельзя сравнивать с эталоном. Для измерения используют зависимость свойства тела (объема, длины, давления) от температуры.

Исторически впервые для измерения температуры было исполь­зовано тепловое расширение. Первый прибор для измерения температуры (термоскоп) был сконструирован Г. Галилеем в 1597 г. Прибор был весьма несовершенным, но позволял судить о повы­шении и понижении температуры. С тех пор учеными предприни­мались неоднократные попытки усовершенствовать термоскоп Г. Галилея. Однако все изготовленные термометры не имели об­щепринятой шкалы и каждый показывал свою температуру. В 1740 г, голландский стеклодув Д. Г. Фаренгейт изготовил ртут­ный термометр с двумя строго фиксированными точками шкалы'.

Изобретение термометра имело огромное значение для науки, поскольку оно привело к возможности количественного изучения тепловых явлений. Кроме того, было введено в употребление по­нятие температуры. Однако следует отметить, что использование в термометре тепловых свойств тел приводит к получению несколь­ких различных эмпирических шкал, так как делают допущение: объем термометрического тела изменяется линейно с изменением температуры. В действительности же коэффициент объемного рас­ширения зависит от температуры. Кроме того, выбор реперных точек, приписанные им значения температур, а также число гра­дусов, на которое делился температурный интервал, были про­извольными. Следовательно, возникает необходимость в конструи­ровании такого термометра, свойства термометрического тела которого зависели бы от температуры по строгому закону в доста­точно большой области температур. Таким термометром является газовый термометр, а в качестве термометрического тела в нем выбирают идеальный газ. Об изменении температуры судят по изменению давления- газа при постоянном объеме. Для идеального газа строго выполняется соотношение:

Если поместить баллон газового термометра сначала в кипя­щую воду, а затем в тающий лед и измерить давления, то их отношение окажется равным 1,3661 (т. е.p/p0 == 1,3661); полагают, что разность между температурой кипения воды и температурой таяния льда равна 100; за градус принимают 1/100 этого интер­вала, т. е.

Таким образом, по газовой шкале температура таяния льда составляет 273,15 К, а температура кипения воды 373,15 К. Нуль газовой шкалы соответствует температуре —273,15 °С; его называ­ют абсолютным нулем температур.

Абсолютному нулю температур соответствует такое состояние системы, при котором она не может отдать энергию никакой дру­гой системе, так как у нее нет более низких уровней, на которые она могла бы перейти, отдав энергию. При абсолютном нуле си­стема совершает нулевые колебания, которым соответствует нуле­вая энергия. Этот вопрос подробно рассматривают в курсе кван­товой механики.

Температура, равная абсолютному нулю, не достижима. В на­стоящее время удалось получить температуру на 0,00001 К выше абсолютного нуля.

Газовый термометр неудобен в обращении, но является этало­ном для градуировки термометров, употребляемых на практике. Однако нельзя сконструировать газовый термометр, который ра­ботал бы в широком интервале температур, так как нет газа, ко­торый можно было бы с достаточной степенью точности считать идеальным в таком интервале.

Температурную шкалу, не зависящую от термометрического те­ла, можно построить на основе положений термодинамики. Исхо­дя из второго закона термодинамики, показывают, что коэффициент полезного действия обратимого цикла Карно не зависит от состава рабочего тела и выражается формулой


где T1— температура нагревателя, T2 — температура холодильни­ка. Это равенство носит название теоремы Карно. С другой стороны.

Где Q1 — количество теплоты, полученное от нагревателя, Q2 — ко­личество теплоты, отданное холодильнику. Следовательно,

Это равенство служит основанием для введения шкалы тем­ператур: измеряя количество теплоты, можно определить темпе­ратуру и построить шкалу. Соответствующая температурная шка­ла названа абсолютной термодинамической шкалой или шкалой Кельвина.

За начало отсчета температуры по этой шкале принят абсо­лютный нуль — это такая температура, которую должен иметь холодильник, чтобы коэффициент полезного действия обратимого цикла Карно был равен единице. Для определения единицы из­мерения по этой шкале принято допущение: температуры кипе­ния воды и таяния льда при нормальном давлении различаются на 100. Одна сотая этого интервала — кельвин (К).

Шкала Кельвина, или термодинамическая шкала, совпадает со шкалой газового термометра. Это связано с тем, что, используя первый закон термодинамики и термодинамическое понятие тем­пературы, с одной стороны, и основное уравнение кинетической теории газов и «кинетическое» понятие температуры — с другой, приходят к одному и тому же уравнению P=const T при V=const.

В 1954 г. X Генеральная конференция по мерам и весам в ка­честве реперной точки термодинамической' шкалы определила температуру тройной точки воды. Это температура, при которой лед, вода и их насыщенный пар находятся в равновесии друг с другом. Выбор такой точки удобен тем, что есть лишь одно-единственное значение давления и температуры, при котором во­да может одновременно существовать в трех состояниях. Тройная точка легко воспроизводима, ее температура равна 273,16 К точно. По шкале Цельсия эта температура соответствует 0,01 °С.

При таком выборе реперной точки новая термодинамическая шкала максимально приближена к шкале Кельвина. За единицу измерения температуры по новой шкале принят 1 К. Кельвин — 1/273,16 температурного интервала между температурой тройной точки воды и абсолютным нулем. Разница между температурой какого-либо состояния по этой шкале и по шкале Цельсия состав­ляет 273,15.

§ 13. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

ТЕМПЕРАТУРЫ

Понятие температуры, являясь сложным, не может быть сфор­мировано сразу. Его формирование - процесс длительный, состоя­щий из нескольких этапов.

I. Пропедевтический этап. Впервые представление о темпера­туре учащиеся получают в курсе «Природоведение». Используя житейские представления школьников о температуре, изучают устройство термометра и правила использования его для измере­ния температуры, проводят практическую работу.

В VII классе при изучении в курсе физики вопроса о связи скорости движения молекул и температуры тела у учащихся формируют понятие о температуре на качественном уровне. Тем­пературу вводят как одну из величин, характеризующих тепловое состояние тел. Рассматривают способ измерения температуры. Далее говорят о том, что скорость движения молекул и темпера­тура тела связаны между собой: чем больше скорость движения молекул, тем выше температура тела. На данном этапе важно, чтобы учащиеся усвоили связь температуры тела и скорости дви­жения молекул и правила использования термометра. Целесооб­разно ознакомить их с принципом построения шкалы Цельсия.

В VIII классе в теме «Тепловые явления» школьники выпол­няют лабораторные работы, в которых используют полученные знания об измерении температуры.

II. Основной этап. В X классе понятие температуры форми­руют постепенно. Сначала понятие температуры вводят здесь на качественном уровне, а затем при изучении основ теории иде­ального газа вводят статистический смысл температуры.

1) Качественно понятие температуры вводят при рассмотрении свойств теплового равновесия. Ученикам напоминают, что сущест­вуют более и менее нагретые тела. При их контакте более нагре­тые тела охлаждаются, менее нагретые нагреваются, со временем оба тела приходят в состояние теплового равновесия, при котором параметры, характеризующие состояние тела, остаются постоян­ными. Из состояния равновесия тела самопроизвольно выйти не могут. Говорят, что тело, которое при контакте отдает тепло, име­ет более высокую температуру, а тело, которое получает тепло,— более низкую. При термодинамическом равновесии температура системы не меняется, она остается постоянной сколь угодно долго, поэтому температуру можно определять как величину, позволяю­щую описывать тепловое равновесие между телами, находящими­ся в тепловом контакте.

Таким образом, температура - физическая величина, характе­ризующая состояние теплового равновесия системы: во всех частях системы, находящейся в состоянии теплового равновесия, температура имеет одно, и то же значение. Если одно, из состоя­ний принять за нулевое, то температура системы указывает сте­пень отклонения ее состояния от теплового состояния, принятого за нулевое.

Далее необходимо показать статистический смысл понятия температуры, сказав о том, что при тепловом равновесии сред­ние кинетические энергии молекул всех тел системы выравнива­ются. Следовательно, с точки зрения молекулярно-кинетической теории температура является мерой средней кинетической энер­гии хаотического движения молекул.

Необходимо рассмотреть способ измерения температуры. При этом важно отметить, что температура не обладает свойством ад­дитивности и что в основе ее измерения лежат следующие поло­жения: а) транзитивность теплового равновесия; из этого свойства следует, что для утверждения равенства температур двух тел не обязательно приводить их в тепловой контакт, можно воспользовать­ся третьим телом, называемым термометрическим; б) в качестве термометрического тела выбирают любое, свойства которого зависят от температуры. В простейших термометрах используют зависимость объема от температуры, причем считают, что эта зависимость линейная.

Полезно показать учащимся, как строить эмпирическую шкалу Цельсия. При этом делают предположения: а) объем линейно за­висит от температуры; б) разность температур таяния льда и ки­пения воды составляет 100; в) температура таяния льда равна 0. Термометр опускают сначала в тающий лед, а затем в кипя­щую воду, и, исходя из сделанных предположений, записывают

Целесообразно показать несовершенство эмпирической шкалы, причинами которого являются произвол в выборе реперных точек и интервала между ними, а также предположение о том, что объ­ем зависит от температуры линейно. На самом деле это не так. Коэффициент линейного расширения зависит от температуры, причем по-разному в различных температурных интервалах. Кро­ме того, в зависимости от свойств тел, используемых для изме­рения температуры, получают различные шкалы. Делают вывод о необходимости стандартного термометра и стандартной темпе­ратурной шкалы.

2) Вводят понятия абсолютной температуры и абсолютной шкалы температур. При индуктивном изучении газовых законов понятие абсолютной температуры в ряде учебных пособий вводят после изучения закона Гей-Люссака или закона Шарля путем экстраполирования этих законов «а область низких температур. Графики соответствующих зависимостей продолжают до пересе­чения с осью абсцисс, объем или давление приравнивают нулю и показывают, что температура при этом оказывается равной — 273,15 °С. Эту температуру принимают за абсолютный нуль, а шкалу, по которой нулевая температура соответствует абсолют­ному нулю, называют абсолютной.

Следует отметить, что такой подход к введению абсолютной температуры нельзя считать строгим, поскольку модель идеально­го газа имеет определенные границы применимости и при темпе­ратурах, близких к абсолютному нулю, понятие идеального газа, теряет смысл.

В связи с этим при индуктивном изучении газовых законов це­лесообразно после закона Бойля-Мариотта ввести закон Шарля, а затем уже закон Гей-Люссака. После рассмотрения зависи­мости давления идеального газа от температуры можно поста­вить вопрос о создании такого термометра, в котором за термо­метрическое тело был бы принят идеальный газ. Это удобно, так как для идеального газа давление строго пропорционально тем­пературе.

Преобразуя формулу закона Шарля:

и положив, что 273,15 + t = T, рассматривают построение абсолют­ной шкалы температур и измерение температуры с помощью га­зового термометра.

Абсолютный нуль — это такая температура, при которой моле­кулы совершают только нулевые колебания. Им соответствует ми­нимальная энергия, которая не может быть отнята у тела, т. е. при абсолютном нуле тело не может отдавать энергию.

В школьном курсе физики учащимся ничего не говорят о тер­модинамической шкале температур. С одной стороны, это невоз­можно сделать, поскольку вопрос этот непростой и может быть понят лишь после изучения второго закона термодинамики и тео­ремы Карно, а этот материал в школе не изучают. С другой сто­роны, в школе различие между газовой и термодинамической шкалами можно и не делать, так как они совпадают. Поэтому учащимся можно лишь сказать, что на основе принципов термо­динамики была сконструирована абсолютная термодинамическая шкала, которая совпала с газовой, В плане обобщения знаний десятиклассников о температурных шкалах полезно их сравнить.

3) Статистическое толкование понятия температуры. Можно выделить четыре подхода к объяснению статистического смысла понятия температуры.

а) Связь между температурой и средней кинетической энер­гией поступательного движения молекул вводят как определение понятия температуры1. В частности, предлагают определить аб­солютную температуру как физическую величину, пропорциональ­ную средней кинетической энергии молекул, и в соответствии с законами классической молекулярной теории записать:

Этот подход прост и доступен учащимся.

Определяя температуру как величину, пропорциональную сред­ней кинетической энергии молекул, следует иметь в виду, что та­кое определение ограничивается рамками классической теории, в квантовой статистике, где не выполняется теорема Больцмана о равномерном распределении энергии по степеням свободы, это определение нельзя считать приемлемым. Поэтому приведенное определение температуры не является полным и не может быть принято в качестве основного.

Кроме того, приведенное определение понятия температуры не содержит непосредственного указания на способ ее измерения.

Нельзя доказать, что термометр измеряет величину . Однако, основываясь на сформулированном определении, можно указать косвенный метод измерения температуры. Уже известно, что сред­няя кинетическая энергия молекул идеального газа связана с его давлением по формуле

т. е. давление идеального газа прямо пропорционально его абсо­лютной температуре. Отсюда следует, что о температуре можно судить по значению давления. Прибор, служащий для этой цели, называют газовым термометром.

б) В пособии по молекулярной физике для вузов рассматри­вается переход двух тел к состоянию теплового равновесия. С од­ной стороны, этот переход характеризуется тем, что молекулы соприкасающихся тел сталкиваются между собой, при этом молекулы более нагретого тела передают часть своей энергии мо­лекулам менее нагретого тела. Это происходит до тех пор, пока энергии не сравняются. С другой стороны, при контакте темпера­тура более нагретого тела уменьшается, а менее нагретого увеличивается до тех пор, пока они не сравняются. Таким образом, средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул и температура одинаково характеризуют процесс перехода к теп­ловому равновесию: средняя кинетическая энергия микроскопиче­ски, а температура макроскопически.

Следовательно, эти величи­ны связаны между собой:

Это уравнение сравнивают с эмпирическим уравнением Мен­делеева - Клапейрона

в) Понятие температуры как меры средней кинетической энер­гии поступательного движения молекул может быть введено как следствие основного уравнения кинетической теории газов

Можно основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов сравнить с экспериментальным законом Шарля р = аТ .

При таком подходе комбинируют теоретический и эмпириче­ский законы (причем во втором уже используется понятие абсо­лютной температуры).

г) Б. Б. Буховцев, Ю. А. Климонтович, Г. Я. Мякишев в ста­бильном учебнике предлагают вводить понятие абсолютной тем­пературы при рассмотрении различных газов в состоянии тепло­вого равновесия. В частности, три сосуда известных объемов, за­полненные различными газами, помещают в термостат с тающим льдом. Давление газа измеряют с помощью манометра. Далее, используя положение о том, что чем быстрее движутся молекулы, тем выше температура газа, делают предположение: при тепло­вом равновесии средние кинетические энергии молекул всех газов одинаковы и согласно основному уравнению молекулярно-кинети­ческой теории газов для всех газов в состоянии теплового равновесия отношение произведения давления газа (p) на его объем (V) к числу молекул (N) одинаково. Это отношение обозначают через, т. е.

Утверждают, что экспериментальная проверка подтверждает сде­ланное предположение, которое справедливо для не слишком вы­соких давлений.

Величина Θ не зависит ни от объема газа, ни от его давле­ния, ни от числа частиц в сосуде, а зависит от температуры, по­этому ее можно рассматривать как меру температуры, т. е.

Очевидно, правомерен любой подход к введению связи темпера­туры со средней кинетической энергией молекул; при его выборе следует учитывать общую последовательность изложения учеб­ного материала и познавательные возможности учащихся.

Важно подчеркнуть, что кинетическая энергия Ек — средне­статистический параметр, он характеризует совокупность молекул, температура Т также относится к совокупности молекул, поэтому нельзя говорить о температуре одной молекулы. И наконец, целесообразно обратить внимание на то, что формула к=3/2кТ связывает микроскопические параметры состоя­ния системы с макроскопическими; в ней четко выражена взаимо­связь двух подходов: статистического и феноменологического к описанию свойств термодинамических систем.