Похожие публикации

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики По специальности 100801. (код специальности)
Рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100801 Товаров...полностью>>

Сценарий открытия шахматного турнира «в стране шахматных чудес»
Сценарий
Цели: формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; совер...полностью>>

Понедельник вторник (4)
Документ
понедельник вторник среда четверг пятница Физкультура Биология Математика Технология Физкультура Математика Математика География Технология Математика...полностью>>

«Учёт денежных средств и расчетов» Задание 1
Документ
№ операции Содержание операции Сумма руб. 1й вариант й вариант 1 Чек № 00501, приходный кассовый ордер № 1 Получено в кассу с расчетного счета: - для ...полностью>>



Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление библиотечным делом блок

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и

социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Управление библиотечным делом

(блок специальных дисциплинСД)

для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность

составитель Сайфуллина А. Х., доцент кафедры БИД

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«21» сентября 2010 г.

протокол № 2

И.о.зав. кафедрой Д. Л. Майсаков

Тюмень

2010

Учебный курс «Управление библиотечным делом»

Пояснительная записка

Данный учебный курс разработан в соответствии с Примерной программой дисциплины «Управление библиотечным делом», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (декабрь 2004 г.),

изучается на четвертом и пятом курсах дневного и заочного обучения.

Библиотечное дело в современных условиях – сложная многоплановая социально-культурная система, требующая профессионального управления. Содержание учебной дисциплины направлено на получение профессиональных знаний, необходимых для осуществления управления библиотечным делом в условиях проводимых в стране реформ, рыночных отношений, формирования информационного общества, вхождения в мировую информационную инфраструктуру.

Цель курса – обеспечить студентов профессионально значимыми специальными знаниями, умениями и навыками в области теории и практики управления отраслью библиотечного дела.

Задачи курса:

-обеспечить студентов основополагающими знаниями;

-раскрыть возможности и перспективы управленческой деятельности;

-обучить методам анализа, планирования библиотечной отрасли, управления материальными, финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами

Студент должен знать:

-методологические основы теории управления, закономерности его развития;

-принципы, функции, методы и формы управления библиотечным делом;

-уровни управления библиотечным делом: федеральный, региональный, муниципальный, администрации библиотек;

-направления государственной библиотечной политики; стратегическое планирование отрасли;

-правовые основы функционирования отрасли;

-развитие демократизации в библиотечной отрасли, формирование системы государственно-общественного управления;

-кадровую политику в отрасли.

Требования к уровню освоения содержания курса

В процессе учебы студенты должны освоить достижения науки управления; содержание и особенности управленческого процесса; структуру управления библиотечным делом; закономерности его развития; правовые основы функционирования отрасли. Иметь представление о формирующейся в стране системе государственно-общественного управления библиотечным делом.

Программа предусматривает как чтение лекций, так и закрепление знаний на семинарских и практических занятиях, также включает самостоятельную и творческую работу студентов. В качестве форм контроля знаний предусмотрены промежуточный зачет и итоговый экзамен, а также тестирование, деловые игры, решение управленческих ситуаций. Курс тесно связан с циклом таких общепрофессиональных и специальных дисциплин, как «Менеджмент библиотечной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» и др. Студенты могут подготовить сообщения на ежегодную научно-практическую конференцию молодых преподавателей и студентов, проводимую кафедрой библиотечно-информационной деятельности 27 мая, в День Всероссийских библиотек. Предлагается примерная тематика курсовых и дипломных работ.

Изучение курса завершается зачетом на четвертом курсе и экзаменом на пятом курсе.

Тематический план курса

Управление библиотечным делом

№№

Наименование разделов и тем

Количество часов

СРС

Всего

Лекции

Семинары

Всего

Введение

2

2

2

4

I.

Становление и развитие науки управления

библиотечным делом

1.1.

Эволюция взглядов на библиотеку как основа формирования науки управления библиотечным делом

4

2

6

6

12

1.2.

Формирование науки управления библиотечным делом

5

2

7

7

14

1.3.

Формирование законодательства, регулирующего библиотечно-информационную

деятельность.

Исторический

аспект

2

2

4

4

8

2.

Методологические основы управления библиотечным делом

2.1.

Основные черты и закономерности научного управления

4

4

4

8

2.2.

Библиотечное дело как сложная социально-культурная система

5

4

9

9

18

2.3.

Взаимодействие внутренней и внешней среды библиотечного дела

4

2

6

6

12

2.4.

Закономерности развития библиотечного дела Особенности в управлении библиотечным делом

4

2

6

6

12

3.

Теоретические основы управления библиотечным делом

3.1.

Принципы, функции, методы, формы управления

библиотечным делом

6

3

9

9

18

4.

Правовые основы управления библиотечным делом

4.1.

Основные источники

современного библиотечного права

2

4

6

6

12

4.2.

Нормативное обеспечение деятельности библиотек на общественно-профессиональном уровне

4

4

8

8

16

5.

Организация управления библиотечным делом

5.1.

Структура управления российским библиотечным делом

2

2

4

4

8

5.2.

Роль федеральных органов управления библиотечным делом

4

2

6

6

12

5.3.

Роль и функции региональных органов управления библиотечным делом

2

2

4

4

8

5.4.

Роль и функции муниципальных органов в управлении библиотечным делом

2

4

8

8

16

5.5.

Ведомственное управление библиотечно-информационной деятельности

2

2

4

4

8

5.6.

Координация и

регулирование в системе управления библиотечным делом

5.7.

Демократизация управления библиотечным делом

4

4

8

8

16

6.

Процесс управления библиотечным делом

6.1.

Содержание, основные черты и этапы процесса управления библиотечным делом

6.2.

Государственная библиотечная политика. Её роль в управлении библиотечным делом

4

4

8

8

16

6.3.

Приоритеты государственной политики в области модернизации библиотечного дела

6.4.

Стратегическое управление библиотечным делом

2

4

6

6

12

6.5.

Управление экономическими процессами в библиотечном деле

6

4

10

10

20

6.6.

Выработка и реализация решений в процессе управления

2

4

6

6

12

6.7.

Методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности

4

4

8

8

16

6.8.

Информационное обеспечение управленческой деятельности

4

4

8

8

16

7.

Кадры управления

7.1.

Кадровая политика в области библиотечного дела

2

2

4

4

8

7.2.

Кадры управления, требования к ним и содержание их труда

4

4

8

8

16

7.3.

Социальная ответственность при принятии управленческих решений. Культура и этика в управления

4

4

8

8

16

8.

Совершенствование управления библиотечным делом на современном этапе

8.1.

Основные направления совершенствования управления библиотечным делом в современных условиях

4

4

8

8

16

ИТОГО

99

73

172

172

364

Программа

Введение