Похожие публикации

Стоимость на 1-го человека, в долларах
Программа
Всего в 70 км от Минска в живописном уголке на берегу реки Березина расположен оздоровительный комплекс «БАТЭ». Свежий лесной воздух, сауна, 25-ти мет...полностью>>

На капитальный ремонт шиферной кровли жилого дома №78 по ул. Куйбышева
Документ
м² 895 Обивка слуховых окон мет. м² 9,9 Смена окна с жалюзийной решёткой м² 1,8 0,9*0,4*5 Устройство блока дверного с жалюзийной решёткой м² 4 0,9*0,9...полностью>>

Мбоу «Целинная средняя(полная) общеобразовательная школа №1»
Документ
Основная цель: формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и...полностью>>

Учебно тематическое планирование по изо для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов
Тематическое планирование
В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной з...полностью>>



Учитель файзиева нурия бизяновна язык русский класс 3

МОУ «Сульмашинская ООШ»

Учитель: Файзиева Нурия Бизяновна

Язык: русский

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Что такое почва. УМК «Россия»

Оборудование: карандаши, образцы почв, материал для опытов (прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага), лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь.

Педагогическое кредо: «Всё что не делается, всё к лучшему».

Что такое почва.

3 класс

УМК «Россия»

Цели:

Образовательная: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Оборудование: карандаши, образцы почв, материал для опытов, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

тетрадь

(3 класс)

Ход урока

I. Организационный момент.

- Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

II. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

1 слайд.

Бьют меня ногами

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.

2 слайд.

Земля

У слова «земля» несколько значений.

3 слайд.

Сказала лопата:

— Земля — чтобы рыть.

Ботинки сказали:

  • Земля - чтоб ходить.
    А люди сказали:

  • Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

О какой земле идет речь? (о почве)

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Что такое почва?

4 слайд.

Кто может предположить, что такое почва?

Почва-это жизнь, это всё. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых зависит друг от друга. Много мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

Почему так много ответов?

Т.е. у нас не хватает каких-то знаний.

Какие же цели мы поставим сегодня на уроке?

5 слайд.

Что такое почва

Состав почвы.

Свойства почвы.

Образование почвы.

IV. Изучение нового материала.

Итак, сегодня мы проведем исследование состава почвы. Работать будем в парах.

Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.

Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради)

Опыт 1.

  • Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

  • Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

- Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго нахо­дилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над ог­нем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необхо­димы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

3. Свойство почвы.

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на слайд.

14 слайд.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

V. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

VI. Актуализация знаний.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.

- Что изображено?

- Где расположен плодородный слой?

- Как вы догадались?

- Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

- В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

VII. Рефлексия.

1. - Давайте подведём итог.

- Что такое почва?

- Какая почва называется плодородной?

Назовите состав почвы.

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

16 слайд.

- Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

  1. Основное свойство почвы. (плодородие)

  2. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

  3. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

  4. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

17 слайд.

18 слайд.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

VIII. Домашнее задание.

Т. С. 40 №86, №87.

Учебник с. 87 – 90 прочитать, ответить на вопросы.

19 слайд.

Литература.

  1. Т.О. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику.

  1. Поурочные планы. 3 класс. Автор - составитель Т.В.Бондарева

3. Мультимедиа учебник по географии для уч-ся 8 классов.