Похожие публикации

Урок №19: «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз». (Тему урока запиши в тетрадь)
Урок
В хлоропластах световые реакции фотосинтеза протекают: а) в гранах и строме в) в гранах и тилакоидах б) в тилакоидах и строме г) в строме ....полностью>>

Выполните задание: Охарактеризуйте систематическое положение человека по схеме. Человек относится к
Урок
Дайте характеристику разных стадий эволюции человека. Заполните таб­лицу. Древнейшие люди Древние люди Современные люди Эволюционный возраст Ископаемы...полностью>>

Олимпиада школьников по обществознанию. Школьный этап. 6-7 Класс
Документ
9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научаться сле...полностью>>

Рабочая программа учителя математики и информатики высшей квалификационной категории Зубатовой Л. И. по учебному курсу информатика и икт для 8-9
Рабочая программа
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Ро...полностью>>



Унежев К. Х., Бетрозова М. А. Магия в ранних религиозных верованиях адыгов / кбнц ран. 2011. №5

Унежев К. Х., Бетрозова М. А. Магия в ранних религиозных верованиях адыгов / КБНЦ РАН. 2011. № 5.

Религия, как любая другая форма общественного сознания людей, имеет свою историю возникновения и дальнейшего развития. Этот путь был долгим и сложным, как сама история рода человеческого. На первом этапе своей истории человек не отделял себя от природы. Как справедливо заметил Гегель "человек постигал природу в ее глубочайшем внутреннем определении и познавал ее истинное отношение к соответственным сторонам самого себя, он относился к природе как к соответственному временному облачению, не разрушающему организацию. С этим представлением связана идея, - указывал он, - согласно которой дух тем самым полностью обладал искусством и наукой в целом; более того, идея, что человек пребывал в подобной всеобщей гармонии, непосредственно созерцает гармоническую субстанцию, самого бога не в виде абстрактности мысли, но как определяющую сущность.

Такого представление о примитивной религии как о непосредственной и исторически первой" [1]. Гегель назвал первые или ранние формы религии всех народов естественной, истинной, непосредственной религией.

Говоря о ранних формах религиозных верований, Гегель отмечал, что естественная религия определяется как религия, в котором духовное еще состоит с природным в первом, ничем не нарушаемом и не ограниченном единстве.

Именно, когда человек стал познавать природу, когда его интеллект достиг уровня созерцания. Созерцающему рассудку была открыта природа вещей,- писал Гегель. На этом переходном этапе развития человеческого интеллекта появились ранние формы религиозных верований.

Именно с этого момента появляются у человека первые религиозные верования, правда, в самых примитивных формах. Далее, Гегель отмечал, что единственное состояние человека, в котором находился на первых этапах своего существования не означало еще, что есть настоящая религия в нашем сегодняшнем понимании этого слова. "Естественная непосредственность не есть, следовательно, истинное осуществление религии, - писал он, - она - ее самая низкая и наименее истинная ступень" [2]. Такими низкими ступенями общественного сознания были самые первые и примитивные религиозные верования как фетишизм, анимизм, тотемизм, колдовство.

Одним из важных моментов в учении Гегеля о религии вообще и философии религии в частности это то, что он доказал наличие духовного даже в самых ранних формах религии. Именно поэтому в качестве первой, или "естественной", религии он рассматривал колдовство, или магию. В этой связи он писал: "Самая первая форма религии, именуемая нами колдовством, состоит в том, что духовное есть власть над природой" [3]. Колдовством или магией обладали не все люди. Это дар особенных людей, их обучали всем традиционным средствам и методам осуществления колдовской силы. Таким образом, можно считать, что началом религиозных верований первобытных людей является магия или колдовство. Это простейшая форма религии занимало важное место не только в религиозных верованиях людей, но и в их духовной культуре вообще. Магия или колдовство до сих пор занимает определенное место в жизни многих людей. Эта одна из таинственных и древних форм общения людей с потусторонними силами, к помощи которых приходили они, когда этого требовала сама жизнь отдельных людей, целых человеческих сообществ или, как сейчас принято говорить, социумов. Например, к колдовству или магии прибегали люди перед охотой, войной, при болезни людей или отдельного человека и других самых разнообразных случаях жизни, где человек нуждался в потусторонней помощи. Так появились такие формы колдовства или магии как лечебная, любовно - половая, производственная и даже вредоносная магия, когда заклинали через колдовство своего врага, того или другого человека и т.д.

Магия происходит от латинского magia или греческого слова magica-колдовство, чародейство. Магия или колдовство- это совокупность представлений и образов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых, путем определенных символических действий, возможно, оказывать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

Впервые выявил эту простейшую форму религии английский антрополог и этнограф Дж. Фрейзер (1854-1941 гг.) [4]. Он считал, что она еще не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления первобытного человека, своеобразную форму "первобытной науки" на самом раннем этапе развития. Однако следует отметить, что с его утверждением не согласно большое количество авторитетных специалистов в области первобытной культуры, в том числе религиозных верований первобытных людей. Огромный вклад в исследование ранних форм религиозных верований людей внес Э. Тайлор [5]. Магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не только от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия. Они могут быть самыми разнообразными как танцы, различные телесные упражнения, издание всевозможных звуков, звуки барабана и т.д.

Магическими приемами занимались специально подготовленные люди-колдуны и шаманы. Магия бывает разная - магия черная и магия белая.

Первая является колдовством, с помощью которого какие-то адские силы приносят какой-либо вред человеку, животному или целой группе людей и животных. А белая магия или колдовство, при котором с помощью каких-то небесных сил приносит пользу человеку, целым группам, оказывает влияние на природно-климатические явления, устанавливают с его помощью такой порядок в природе, какой им необходим. Например, во время засухи вызывание дождя, во время эпидемии какой-либо болезни - излечение людей и т.д. Или такой пример: когда люди отправлялись на охоту за зверем, они шли к берегу реки и рисовали на песке или прямо на земле этого зверя, и затем копьями забивали этот рисунок, полагая при этом, что подобное порождает подобное.

У древних людей большое место занимала в их повседневной жизни лечебная магия.

Магия или колдовство как самая примитивная форма религии имело место и до сих пор продолжает иметь и в жизни адыгов (черкесов). Как и у остальных народов, магические действия у них самые разнообразные. Например, и у адыгов есть лечебная магия (знахарство), предохранительная магия (обереги), вредоносная или черная магия (порча), хозяйственная магия (завораживание промысловых зверей, вызывание дождя, магическое оплодотворение полей и т.д.).

Одним из распространенных видов лечебной магии был у адыгов способ лечения людей, особенно детей, это так называемый "епщэ" (т.е. буквально дуть на больного человека).

Суть этой магии заключалась в том, что если ребенок заболевал какой-нибудь болезнью, будь то головная боль, будь то другая болезнь, относили такого ребенка к знахарю, (зачастую в таком качестве выступала пожилая женщина) и она "обдувала" его, сопровождая этот процесс различными словами. Притом эти слова она произносила тихо и никто их не слышал. С принятием ислама эти слова были из Корана.

К черной магии относились такие действия простых людей, когда подметали двор, улицу метлой вслед за уезжающим человеком или группой людей и выбрасывали вслед за ними мусор. Этими действиями они вызывали несчастье или неудачу этим людям. Распространенными были и сейчас имеют место такие действия людей, как повязывание красной ленточкой скота, какого-либо плодоносящего дерева и других вещей и предметов. По мнению адыгов, такие действия предохраняли от порчи или сглаза. Часто адыги, как и соседние народы мазали и до сих пор мажут лоб или лицо ребенка какой-либо краской или карандашом красного цвета. Это они делали до сих пор и продолжают делать, перед тем как выйти на улицу с ребенком или посещением большого скопления людей. Такое помазание лица или лба ребенка, по их мнению, предохраняет от сглаза. Много догадок, суждений, суеверий связано со сновидениями. Многие пожилые люди по-разному объясняют это явление человека. И с этим психическим явлением связаны некоторые магические действия. Например, если человеку приснился плохой сон, он должен был плюнуть на порог спальни три раза, только затем можно было разговаривать ему и рассказать об увиденном во сне другому человеку. В противном случае, по их мнению, этот сон мог стать вещим. Эти действия предполагали отвести беду от человека, и могла это сделать какая-то потусторонняя сила.

В лечебной магии адыгов и других соседних с ними народов особое место занимает железо, железные орудия и оружия. Известный адыгский просветитель XIX века Хан - Гирей описал один из таких обрядов связанных с лечебной магией адыгов. В частности он писал: "минуте внесения больного в дом, назначенный для помещения раненого, предшествует суеверие: порог дверей возвышают, прибив толстую доску. Девица моложе 15 лет обводит вокруг внутренней стены дома черту коровьим экскрементом в надежде предохранить этим больного от вредного влияния нечестивых взоров, как говорят черкесы. У постели больного ставят чашу с водой и крупным яйцом; тут же кладут железную соху с молотом из того же металла. Посетитель, в первый раз посещающий больного, подойдя к нему, трижды ударяет молотом по сохе, потом слегка окропляет одеяло на больном из той же чаши, в которое положено яйцо, и, произнося: "Бог да сделал тебя здоровым", ступает от постели больного и занимает приличное его летам и званию место" [6]. Он также приводит любопытные факты по поводу каких-то таинственных сил, которые влияют на судьбу людей и т.д. В связи с этим он пишет, что, у некоторых черкесских племен есть поверье, что удди в известную весеннюю ночь слетаются на гору. Они приезжают туда верхом на разных животных, домашних и диких. Там пируют они и пляшут всю ночь, а перед рассветом, расхватав несколько мешков, из которых в одном заключен урожай, а в других находятся разные болезни, разлетаются по домам; те, которым не досталось мешка, гоняются за другими.

Из такого поверья можно догадаться, что все болезни, которыми весной страдают, приписываются уддам, и их в прежние времена нередко подвергали ужасам пытки; клали между двумя огнями связанного удди, секли его колючими розгами, и терзаемые бесчеловечно несчастные жертвы суеверия сознавались в преступлениях, разумеется, им самим неизвестных. Тогда принуждали их присягать, чтоб видеть, что они не будут уже вредить другим.

Большое распространение имели у адыгов различные формы гадания, где люди предсказывали будущее. В основном мужчины гадали на бараньей лопатке, а женщины на бобах. Кстати сказать, он отмечает, что гадание имело место и у других азиатских народов. И с этим нельзя не согласиться. Этот вид суеверья или действия людей подобным образом доказывают существование потусторонних сил, в представлении адыгов. Вот как описывает Хан - Гирей гадание на бараньей лопатке: "Смотря по чертам на плоскостях и выпуклостям бараньей лопатки, предсказывают они в скором времени предстоящие военные действия, голод, урожай в будущее лето, стужи, снега наступающей зимы и, словом, предвещают обо всех предстоящих благополучиях и бедствиях" [9]. Точно таким же способом предсказывали пожилые женщины будущее, гадая на бобах.

Одним из самых распространенных обрядов магического действия у адыгов был так называемый "Ханцегуаше" (Хьэнцигущэ - т.е. хьэнцэ - деревянная лопата и гуащэ - женщина, свекровь, княгиня, госпожа).

Этот магический ритуал был призван вызывать дождь во время засухи. Этот обряд адыгов, на наш взгляд, описал более подробно известный кабардинский просветитель Т.П. Кашежев (1866-1931 гг).

Были у адыгов и другие магические ритуалы, которые связаны с вызыванием дождя. Например, полагалась кража обуви женщины легкого поведения, которая жила в селе и закапывалась эта обувь в землю. Этим самым, по мнению адыгов можно было вызвать дождь во время засухи.

Для этого мужчины села поручали одному из мальчиков выкрасть обувь у такой женщины, на которую они, просто без особых разъяснений, показывали, чтобы он выкрал у нее обувь. Затем украденное закапывали в землю. Они этим самым предполагали, что можно вызвать дождь. Эти все магические действия имеют одно общее смысловое значение. А именно: они этими действиями устанавливают контакт с потусторонними силами, в существование которых они верили и надеялись на их благосклонность в трудную ситуацию, в которой мог оказаться человек. Как сказано выше, магия или колдовство еще не религия в прямом смысле этого слова, но это первый шаг к ней, самая примитивная и древняя форма религии. И не случайно эти ранние формы религиозных верований древних людей с некоторыми изменениями дошли до наших дней, и нашли свое место даже в мировых религиях, в форме отдельных их атрибутов.

Таким образом, изобретение и факт признания потусторонней силы, которая может повлиять на его судьбу, есть начало возникновения религии, или появление самых примитивных ее форм.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. Т.1.М., "Мысль", 1975. С. 419.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М.,Т.1. С.418-423

3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М.,Т.1. С.428.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., Т.1. С.433

5. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. 1890.

6. Тайлор Э. Первобытная культура. М., "Политиздат", 1989.

7. Унежев К.Х. История религий Кабардино-Балкарии. Нальчик 2007. С. 64-65

8. Хан - Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик. 1992 С. 289, 290

9.Хан - Гирей. Черкесские придания. Нальчик. "Эльбрус", 1989. С. 157.

10. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. Т.1., М., "Мысль",1975. С. 446.