Похожие публикации

7. анализ эффективности использования основного капитала значение, задачи и информационное обеспечение анализа. Основные источники капитала, порядок его формирования и размещения
Руководство
Руководство предприятия должно знать, что от того каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько це...полностью>>

Межгосударственный банк г. Москва (1)
Документ
Москва  Р/сч 40703810 187, БИК 0445 53 ,номер Кор./сч. банка получателя платежа 301018108 3 ....полностью>>

Приказ № от “ ” Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Смо трю на мир глазами художника»
Рабочая программа
 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе Федерального компонента государственного образова...полностью>>

«Зимняя прогулка»
Документ
6 февраля в старшей группе № 10 «Кот в сапогах» (восп.Шестакова Н.В., Иванова Л.Н.) прошло родительское собрание. Иванова Л.Н. провела мастер-класс «И...полностью>>



О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования


О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

Гудков А.Л., Устич В.И.

(Калининградский государственный технический университет)

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа в 2011 году должна перейти на новую – «уровневую» - систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые – «федеральные» - государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

Новая система (структура) ВПО включает в себя основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень). Подготовка бакалавров и магистров осуществляется в России и в настоящее время, однако большинство реализуемых вузами ООП – это программы подготовки дипломированных специалистов: инженеров, экономистов, экологов и т.д. (существующие ООП являются программами соответствующих «ступеней» ВПО и обучение по ним будет продолжаться до истечения нормативных сроков освоения этих программ лицами, принятыми для такого обучения ранее). В новой системе ВПО программ подготовки специалистов будет гораздо меньше и перечень их утверждается Правительством РФ. При этом обучение по программам специальностей в сокращенные сроки (например, выпускников учреждений среднего профессионального образования или бакалавров) законодательно не допускается.

Для новой системы ВПО разработаны и новые государственные образовательные стандарты – ФГОС ВПО («ГОС третьего поколения»). Периодическое изменение содержания подготовки в вузах осуществлялось всегда. Ранее раз в пять лет менялись типовые учебные планы и программы подготовки специалистов, затем появились ГОС первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений. Однако, ФГОС ВПО принципиально отличаются от своих предшественников. Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них прежде всего определены требования к результатам освоения ООП, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. Существуют различные трактовки понятия «компетенция». Во ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (приложение 1). И ФГОС ВПО определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций.

Конечно же, ФГОС ВПО кроме компетенций выпускников содержат требования и к структуре и условиям реализации ООП. Однако, они не содержат полного перечня обязательных учебных дисциплин с соответствующими дидактическими единицами и трудоемкостями их изучения. Так, всего четыре дисциплины – «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» - определены обязательными для программ подготовки бакалавров. Поэтому каждый вуз при проектировании своих ООП по каждой из них должен разработать компетентностную модель выпускника, определить перечень, содержание и трудоемкости учебных дисциплин, практик, обеспечивающих формирование необходимых компетенций (осуществить «переход» от требуемых результатов освоения ООП к ее содержанию), разработать учебный план и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и практик, средства аттестации студентов и оценки достижения результатов образования, обеспечить реализацию ООП требуемыми по ФГОС ВПО ресурсами. В частности (и это важно) реализация компетентностно-ориентированных ООП предполагает использование новых образовательных технологий, т.к. ФГОС ВПО предусматривают ограничение лекций, широкое использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.

Проектирование ООП по ФГОС ВПО для большинства вузов дело новое и сложное, предполагает решение как содержательных, так и «арифметических» проблем (стандарты включают в себя требования и ограничения по продолжительности и трудоемкости образовательного процесса, его элементов и периодов, при этом используется новая для российской высшей школы мера трудоемкости учебной работы – «зачетная единица»).

Уже первое знакомство с ФГОС ВПО порождает ряд вопросов, возможно и наивных с точки зрения авторов предложенного компетентностно-ориентированного подхода к стандартизации, проектированию и реализации программ ВПО. Но мы рискнем их поставить, предварительно уточняя как представлены требования к результатам и содержанию образования во ФГОС ВПО.

После характеристики направления подготовки, профессиональной деятельности выпускников во ФГОС ВПО формулируются их общекультурные и профессиональные компетенции. Количество и перечень компетенций, в т.ч. общекультурных, отличаются по направлениям подготовки. В приложении 2 приведены данные о количестве компетенций бакалавра по ожидаемым направлениям подготовки в КГТУ. Различия достаточно существенны – общее число компетенций изменяется от 26 до 76, число общекультурных компетенций – от 9 до 22, число профессиональных компетенций - от 11 до 53. Таким образом, при одинаковой продолжительности и трудоемкости ООП у выпускников должно сформироваться разное количество компетенций. Перечни (формулировки) общекультурных компетенций также отличаются по направлениям подготовки (не все авторы ФГОС ВПО использовали “последние рекомендации” Координационного совета УМО и НМС – см. приложение 3). Можно, конечно, утверждать, что компетенции в разных ФГОС ВПО сформулированы с разной степенью детализации, что общекультурные компетенции у выпускников по одним направлениям подготовки (например, в области техники и технологий) являются профессиональными для выпускников по другим направлениям (например, в области экономики и управления). Но это не всегда так.

Например, перечни общекультурных компетенций бакалавров по направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств», «Технологические машины и оборудование», «Техносферная безопасность» (список можно продолжить) совершенно разные. Компетенция бакалавра «умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» по одним направлениям подготовки является общекультурной, по другим – профессиональной, по третьим отсутствует. Во ФГОС по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика» компетенция «использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы» отнесена к профессиональным (в большинстве других ФГОС, что естественно, она – общекультурная). В перечне же общекультурных компетенций приведены еще две компетенции, которые уточняют вышеприведенную и которых нет в других ФГОС.

И это не единичные примеры. В связи с чем возникает вопрос: почему вуз у выпускников разных направлений подготовки должен обеспечивать формирование разных общекультурных компетенций?

Проектируемые результаты обучения во ФГОС ВПО сформулированы также и в терминах «знать», «уметь», «владеть (навыками)» и указаны по учебным циклам (приложения 4, 5 из «последних макетов» ФГОС ВПО Координационного совета УМО и НМС) только для «базовых частей» их. Знания, умения и навыки, как проектируемые результаты освоения «вариативных частей» циклов, должны определяться ООП вуза («Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания, навыки и компетенции…»). Для базовых же частей циклов указаны и перечни дисциплин «для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий». По каждому циклу ООП указываются также формируемые при освоении их компетенции из числа сформулированных ранее. При этом во ФГОС по одним направлениям компетенции должны формироваться при освоении циклов в целом, что соответствует «последним рекомендациям» Координационного совета УМО и НМС (приложения 4, 5), по другим направлениям – только при освоении базовых частей их. Возможно второй вариант является просто технической ошибкой, иначе он порождает дополнительные проблемы при проектировании ООП вуза.

Сравнение ФГОС показывает, что в разных ФГОС:

- ожидаемые знания, умения и навыки немотивированно сформулированы по-разному;

- одна и та же компетенция указывается как результат освоения разных циклов;

- для формирования одних и тех же компетенций рекомендуются разные учебные дисциплины.

Имеются и явные ошибки. Например, во ФГОС по направлению подготовки бакалавров «Автоматизация технологических процессов и производств» все общекультурные компетенции, включая способности по использованию знаний математики, информатики и естественных наук, являются результатами освоения и первого – гуманитарного, социального и экономического (ГСЭ) цикла.

Вызывают также вопрос различные трудоемкости первых двух циклов бакалаврской программы при необходимости формирования одних и тех же компетенций. Предлагается в этом случае устанавливать в ООП вуза различные «уровни компетенций» для разных направлений. Но какие «уровни» могут быть, например, у компетенции «владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного» (есть и другой вариант этой компетенции – «владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность»)?

Обращает на себя внимание и то, что сформулированные в терминах «знать», «уметь», «владеть» результаты освоения базовых частей учебных циклов, как правило, «недостаточны» для формирования соответствующих компетенций. Конечно, можно дополнить их результатами освоения вариативных частей, но по ФГОС вариативная часть цикла (повторимся) предназначена для «расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания, навыки и компетенции». Поэтому, на наш взгляд, освоение дисциплин базовой части учебного цикла должно приводить к формированию всех указанных в цикле компетенций (их «элементов», если эти же компетенции формируются и при освоении других циклов и разделов ООП). Во многих ФГОС это определено явно – отнесением компетенций только к базовым частям циклов. Но достаточны ли трудоемкости базовых частей учебных циклов для формирования указанных компетенций? На наш взгляд – не всегда. Так, для формирования необходимых общекультурных компетенций базовая часть первого цикла бакалаврской ООП должна предусматривать освоение как минимум семи учебных дисциплин – трех «обязательных» («История», «Философия», «Иностранный язык») и еще четырех в областях:

  • экономики и управления;

  • социологии и политологии;

  • правоведения;

  • психологии и педагогики.

При этом трудоемкость базовой части соответствующего учебного цикла по ряду направлений подготовки составляет не более 18-20 зачетных единиц, т.е. 2÷3 зачетные единицы (72÷108 час.) на одну дисциплину, включая «Иностранный язык» (всего 648÷720 час.). В реализуемых же ООП на эти цели «выделено» 1120 час., в 1.5÷1.7 раза больше (только на изучение иностранного языка – 340 час., т.е. около 10 зачетных единиц). Следовательно, необходимо либо «переносить» их и в вариативную часть цикла (что, видимо, и предполагается авторами ФГОС) и тем самым не «расширять и углублять» базовую часть, а дополнять ее новым содержанием, либо, если этот вариант считать не соответствующим ФГОС, применять другие решения использования вариативной части для формирования компетенций выпускника.

Особой проблемой при проектировании новых ООП является неконкретность формулировок большинства компетенций во ФГОС ВПО и необходимость детализации и конкретизации их в ООП вуза. Например, по компетенции «использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» необходимо ответить на ряд вопросов, в том числе:

- каких естественнонаучных дисциплин?;

- какие законы следует отнести к «основным»?;

- какие методы математического анализа (и т.д.) имеются в виду?.

Таким образом, университету предстоит серьезная, сложная и трудоемкая работа по проектированию новых ООП. Она потребует от руководителей вуза, факультетов и кафедр, от каждого преподавателя соответствующей компетентности и определенных усилий. Конечно, можно использовать примерные ООП, которые разрабатываются авторскими коллективами учебно-методических объединений вузов и носят рекомендательный характер. Можно и нужно использовать накопленный опыт подготовки специалистов с высшим образованием (осуществлять так называемую «перенастройку» существующих ООП). Важно при этом, на наш взгляд, сохранить «единое образовательное пространство вуза», несмотря на существенное снижение уровня стандартизации в новых образовательных стандартах, различия во ФГОС ВПО и в примерных ООП по разным направлениям подготовки.

Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новые систему и стандарты ВПО, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждый вуз получает шанс создать такие ООП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного высшего образования, ориентированного на потребности рынка труда, повышали конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.