Похожие публикации

010000, Астана қаласы, Орынбор көшесі, 010000, город Астана, ул. Орынбор, 14 www. 115. kz www. 115. kz
Документ
Относительно проекта нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах практики применения судами законодательства по спорам в сфере ок...полностью>>

Литература 22 ноября 201
Литература
Английский язык 7 ноября 013 года МАОУ гимназия № 4 15-00 11. Немецкий язык 7 ноября 013 года МАОУ СОШ № 4 13-00 1 . Французский язык 7 ноября 013 год...полностью>>

Сочи о внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 30 марта 2006 года №580 «Об образовании котировочной комиссии по размещению муниципального заказа администрации города Сочи»
Документ
О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 30 марта 2006 года № 580 «Об образовании котировочной комиссии по размещению муниципального ...полностью>>

Рабочая программа по русскому языку 136ч предмет, к-во часов для 3 класса «Б»
Рабочая программа
Различать текст и предложение, выделять части текста, подбирать заголовок, восстанавливать текст, отличать предложение от группы слов, выделять в пись...полностью>>



Методические приемы : аналитическое чтение, беседа по вопросам, устное рисование. Ход урока

Тема: Суд и его последствия

Цель: внимательно читая текст, вникнуть в характер сложных отношений героев, воспитывать чувство уважения к людям и неприязнь к мщению.

Оборудование урока: иллюстрации к роману «Дубровский»

Методические приемы: аналитическое чтение, беседа по вопросам, устное рисование.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Рассматриваем варианты заглавия 2 главы: «Отравленное торжество», «Сумасшествие Дубровского», «Неправедный суд», «Суд».

2.Аналитическое чтение II главы

  • Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? (На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке». Троекурова встретили «С изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло.)

  • Как вели себя чиновники после оглашения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)

  • Как вели себя герои? ( «Торжествующий Троекуров … подписал под решением суда совершенное свое удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову».)

  • Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? («Внезапное сумасшествие Дубровского отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко.)

  • Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? (Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Он желал сломить его гордость и независимость, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.)

  • Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

Озаглавливаем III главу: «Отец и сын».

3. Беседа по вопросам

  • Как изменился Дубровский со времени суда? ( «Здоровье было плохо», «силы ослабевали», «был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».)

  • Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге? (Владимир «был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, чем должен был ожидать».)

  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских? (Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».)

  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца? («Мысль потерять отца… тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного… ужасало его».

  • Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? (Возвратимся к 1 главе: «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец».)

  • Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? (По-человечески, не презирают их, не грабят. Добрые отношения можно увидеть в отношениях с няней Егоровной, кучером Антоном и др.)

  • Какими предстают имения Троекурова и Дубровского? ( Они даны в восприятии Владимира Дубровского, возвращающегося в родные места. Все в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве. Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений.)

  • Как встретились отец и сын? (Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его».)

  • Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? ( Владимир не мог разобраться. Что же на самом деле произошло и какую роль играет во всем деле Троекуров. Кистеневка официально отошла Троекурову.)

  • Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он? («Кирилла Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Победа не радовала его сердца».)

  • Как эти чувства понятны нам, как их изобразил Пушкин? ( Троекуров «стал расхаживать взад и вперед, насвистывая «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей».

  • Почему Владимир велел выгнать Троекурова? (Он увидел, что отец «С видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств. Владимир понял, что виновником бед является Троекуров.)

4. Устное рисование

Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опишите, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских.

5. Итог урока

6. Домашнее задание

  • Просмотреть главы VI – VII.

  • Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам

Тема: Учитель

Цель:

  • помочь учащимся понять авторское отношение к героям;

  • совершенствовать навыки пересказа и изменением лица рассказчика

Тип урока: аналитическое чтение

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

Озаглавим VIII главу: «Одна из главных забав покровского помещика», «Дефорж в медвежьей комнате», «Наедине с медведем», «Храбрый учитель»,

В учебной хрестоматии данная глава дана в сокращении, поэтому учитель зачитывает из полного издания романа начало этой главы, посвященное Маше Троекуровой и ее отношениям с отцом.

3. Беседа по вопросам

  • Какое значение имеет вступление к VIII главе? (Пушкин обращается к читателю: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.)

  • Как относится к Маше Кирилла Петрович? («Отец любил ее до безумия». Из-за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то «стараясь угождать малейшим ее прихотям, то, пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением».)

  • Каково отношение Маши к отцу? (Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.)

  • Как характеризует Машу сам автор? ( Маше было семнадцать лет, «красота ее была в полном расцвете». «Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала. Отметим явную авторскую симпатию по отношению к Маше.)

  • Как отнесся к появлению Дефоржа Троекуров? ( Троекурову учитель понравился своей приятной наружностью и простым обращением». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение.)

  • Почему Маша сначала не обратила внимание на учителя? (Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для нее род слуги или мастерового…»)

  • Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа? (Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила при этом «ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса».)

  • О каких «благородных увеселениях Троекурова мы узнаем из этой главы? (Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства. Еще одной забавой было впрячь в телегу медведей, посадив в телегу гостей. Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с привязанным медведем.)

  • Как к такого рода «увеселениям» относится автор? ( Авторское отношение к «увеселениям Троекурова можно понять из прямых оценок: «бедный зверь», «несчастная жертва», «бедный гость», а также из авторской иронии, с которой он пишет о «забавах», «шутках», «благородных увеселениях русского барина»).

  • Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу? ( Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате». Кирилла Петрович был «изумлен развязкою своей шутки», оценил учителя и «с той минуты он Дефоржа полюбил». Маша тоже была изумлена: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».)

4. Дополнение учителя

Конец этой главы в хрестоматии опущен. Мы узнаем о таланте героини о ее чувствах к учителю. Автор опять обращается к читателю: «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».

5. Пересказ с изменением лица рассказчика

Обращаемся к IX главе. Озаглавим ее: «Новые сведения о Дубровском», «Обед в Покровском».

Попробуем пересказать главу с изменением лица рассказчика. Это трудное задание – спрашиваем желающих, обычно сильных, творчески одаренных учеников.

Пересказ от лица Маши должен быть объективным (Маша молча наблюдает за происходящим за обедом), с романтическими подробностями: она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на нее сильное впечатление. Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность: ведь даже обедню не начинают без него. Кирилла Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал еще ребенком, сидит с ним за одним столом.

Пересказ от лица Дубровского-Дефоржа должен быть сдержанно торжествующим: он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» Саше. Разговор за обедом, длившимся около трех часов, все время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чем идет речь за столом (ведь он «француз»).

Если желающих пересказать сцену обеда не найдется, задание окажется не по силам, тогда зачитываем рассказы гостей Троекурова – Спицына и Глобовой. Выясняем, что нового узнаем от них о Дубровском.

6. Комментированное чтение

Обращаемся к X главе, озаглавим ее «Ночь после праздника», «Дефорж открывается Спицыну», «Странное пробуждение»

Отметим иронический тон автора, сатирически изображающего жадного и осторожного Спицына, так боявшегося мести Дубровского и отдавшегося добровольно ему прямо в руки.

  • Какие подробности о неправедном суде узнает Дефорж-Дубровский от Спицына? За Обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права».)

7. Домашнее задание.

Перечитать главы 11-16, озаглавить их