Похожие публикации

Player g c po a e dp pb sb cs csa fa (1)
Документ
Fielding Statistics - КНТУ 013 Октябрь 0, 013 Player G C PO A E DP PB SB CS CSA FA Руслан Дейкун 19 1 3 0 0 0 0 0 na 1, Богдан Стовба 1 1 0 0 0 0 0 0 ...полностью>>

Инструкция по заключению договора скачать ваш вариант договора: 1 для организаций, плательщиков ндс (2)
Инструкция
В случае заполнения договора без НДС указать в скобках основание. «указать основание со ссылкой на статью Налогового Кодекса Российской Федерации» ЗАМ...полностью>>

Еженедельный информационный вестник минск официальный (1)
Документ
Белорусско-российская интеграция способствует укреплению единства на всем евразийском пространстве. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко зая...полностью>>

Еженедельный информационный вестник минск официальный (1)
Документ
Белорусско-российская интеграция способствует укреплению единства на всем евразийском пространстве. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко зая...полностью>>



Конкурс конспектов уроков с учётом национально-культурных особенностей родного края «Край родной»


Всероссийский конкурс конспектов уроков с учётом национально-культурных особенностей родного края «Край родной».

Разработка урока биологии для 6-х классов на тему:

« Разнообразие культурных растений Ставропольского края.»

Разработала учитель биологии

МБОУ СОШ№5 г. Пятигорска

Вартанова Алёна Алексеевна.

Пятигорск, 2013 г.

Разнообразие культурных растений Ставропольского края.

Методическая основа урока

Тип урока – изучение нового материала, с использованием компьютерной технологии

Форма урока – урок-путешествие.

Методы – беседа, рассказ, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, инсценировка, самостоятельная работа учащихся с учебником.

Средства обучения – компьютер, компьютерная презентация, выставка продукции, полученной от культурных растений Ставропольского края.

Технологии – компьютерные, информационные, игровые

Предварительная подготовка

Задание учащимся – подготовить сообщения о культурных растениях, которые были завезены в Европу (о картофеле, о томате, о кукурузе, о подсолнечнике и о пряностях) и произрастающих на территории Ставропольского края.

Цель урока: изучить многообразие культурных растений Ставропольского края и их роль в практической жизни человека.

Задачи урока:

  1. расширить знания учащихся о цветковых растениях;

  2. познакомить учащихся с основными группами культурных растений произрастающих на территории Ставропольского края;

  3. познакомить с историей введения в культуру некоторых хорошо известных всем растений;

  4. развивать умение узнавать по слайдам растения и определять, к какой группе они относятся;

  5. продолжить воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе родного края;

  6. развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Актуализация опорных знаний.

  • Сообщение темы и задач урока.

Изучая главу Растения, мы познакомились с многообразием растительного мира. Мы поделили растения на различные группы. Давайте

вспомним, какие? (цветковые и нецветковые, дикорастущие и культурные, одноклеточные и многоклеточные, светолюбивые и теневыносливые и т.д.)

Одна из интереснейших групп – это культурные растения. Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир культурных растений.

II. Изучение нового материала.

  1. Работа со слайдами по выбору культурных растений.

Вопрос классу: Почему вы выбрали именно эти растения?

2. Формулирование понятия «культурное растение».

Культурное – растение, которое выращивается (возделывается) человеком и требует ухода, т. е. создания ему необходимых условий жизни.

3. Выступление учителя

Сегодня мы не можем себе представить обеденный стол без черного и белого хлеба. В нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества было время, когда не существовало культурных растений. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо.

Давайте подумаем, а для чего человек выращивает культурные растения?

(Заслушиваем учащихся).

В зависимости от использования культурных растений их делят на несколько групп.

4. Самостоятельная работа учащихся с учебником

Задание: используя текст и рисунки к §43 стр. 170, выяснить, на какие группы делят все культурные растения.

5. Работа со слайдом, на котором представлены все группы культурных растений произрастающих на территории Ставропольского края.

Запись групп в тетрадь.

6. Выступление учителя

До того, как люди открывали новые земли и страны, они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Позднее люди стали выращивать растения, которые везли из дальних стран, они везли новые ранее неизвестные в Европе растения. Сегодня мы совершим мысленное, конечно, необычное путешествие на родину предков культурных растений. Вы увидите, что многие растения, которые стали обычными на нашем столе, привезли к нам когда-то в Европу в эпоху Великих географических открытий. В этом нам помогут наши путешественники.

Итак, начнем наше путешествие.

7. Задание для учащихся – разгадай загадку.

Учащиеся отгадывают, о каком растении пойдет речь (картофель).

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Первые путешественники прибыли к нам с западного побережья Южной Америки. Послушайте, что они нам поведают. Выступления учащихся (материал выступлений прилагается). (Приложение 1).

8. Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор(томат).

В огороде вырастаю .

А когда я созреваю ,

Варят из меня томат ,

В щи кладут

И так едят .

( Помидор )

Теперь посетим Родину этого удивительного овоща и послушаем следующих путешественников, которые завезли его в Европу.

Выступления учащихся (материал выступлений прилагается).

9. Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор (о кукурузе и подсолнечнике).

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке .

Только желтые лучи

У него не горячи .

( Подсолнух )

Послушаем теперь третью команду, которая, я уверена, расскажет много нового и интересного об этих известных нам растениях.

Выступления учащихся (текст выступлений прилагается).

10. Сообщения учащихся о пряных растениях.

А теперь к нам пожаловали еще одни гости – гости восточные, заморские.

С чем прибыли? О чем поведаете?

III. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с девятью группами культурных растений (обращаем внимание к тетради), научились определять растения в ту или иную группу. Мы посетили Родину некоторых культурных растений. Большое спасибо всем мореплавателям за рассказы о тех местах, которые они посетили и о тех растениях, которые они с собой привезли. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. На этом сегодняшнее наше путешествие заканчивается.

IV. Закрепление.

Разгадать загадки о культурных растениях. Узнать растение и определить, к какой группе оно относится. (приложение 2).

V. Домашнее задание.

Приложение 1

Сообщение о картофеле

Было с ним чудес немало,

Наконец и к нам попал он.

Путь был долог и далек –

С запада и на восток.

Силой гор волшебных, дивных,

Покажу вам путь тот длинный!

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком состоянии в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500м, можно встретить почти все известные виды этого растения. Испанские завоеватели в конце XY века обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно им незнакомый продукт питания, который у местных жителей назывался «чуньо». Это были высушенные клубни картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы. Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала картофель в пищу не употребляли, придворные дамы украшали прически его цветами. В Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее он стал продуктом питания. «Земляные яблоки» (так в то время называли картофель во Франции) были встречены весьма недружелюбно. Даже в знаменитой «Большой энциклопедии», которую издавали в 1765г. виднейшие ученые Франции, было написано: «Картофель – это грубая пища для нетребовательных желудков». Подозрительное отношение к картофелю поддерживалось и церковниками, которые называли его «чертовым яблоком». Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает одурь. Надо сказать, что известные в ту пору сорта картофеля содержали много соланина – вещества, которое придает клубням горький привкус и в больших дозах вызывает отравление. Со временем утвердилась репутация картофеля, как ценного продукта, хотя и выращивали его в очень небольших количествах. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Его подавали к столу лишь в богатых домах.

В конце XYII века это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметьеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мелкая ботва и мелкие горьковатые клубни. Население не знало еще. Как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был вкус картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала «вторым хлебом».

Сообщение о томате

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю.Америки. В Мексике томат стал впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата по сей день находят в тропических лесах Ю.Америки. Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент в 1523г. Эрнаном Кортесом, вскоре после завоевания Мексики. Далее томаты были завезены в Азию, потом в Китай, Японию и Индию. Появление томата в Великобритании зафиксировано в 1579г. В этой стране их называли «яблоко любви». В России помидоры появились во второй половине XYIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского «помидоро», «золотое яблоко» и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными. Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты, т.к. его близкими родственниками по семейству пасленовые являются красавка белладонна и мандрагора – растения ядовитые. Рассказывают, что враги Джорджа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров. Джордж Вашингтон – же вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое кушанье. В XYII веке в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появляться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.

Сообщение о кукурузе

Кукуруза (маис) очень важная зерновая культура. Родина – Мексика. Более 5 тыс. лет возделывается кукуруза в Америке. Индейцы считали маис чудесным даром богов; они обожествляли его, верили. Что от него зависит благополучие. Кукурузу возделывали разные индейские племена. Сколько мифов и легенд можно услышать о кукурузе. В одной из них рассказывается, что бог Маис был сыном бога Солнце и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте и силе юноши и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски Маиса превратились в зерна.

На другие континенты кукуруза попала в XY в. – после открытия Америки. В 1492 г. Колумб привозит кукурузу в Европу. Если раньше на родине кукурузу выращивали в основном для получения продуктов питания, то сейчас ее используют гораздо разнообразнее. Крахмал, спирт, глюкоза, сахар, масло, витамины и многое другое получают из зерна. А сухие листья, стебли, стержни и обертки початков перерабатывают в бумагу, вискозу, линолеум, пластмассу, активированный уголь и т.д.

Сообщение о подсолнечнике

Подсолнечник тоже когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение «солнечного цветка» носили на торжественных церемониях. Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках писал: «Я видел злак, называемый маисом». А один из его спутников описал маис подробнее: «На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях. Родина подсолнечника - Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510г. и высеяны в мадридском ботаническом саду. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметьева открыл новое свойство «солнечного цветка». При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

Пряные растения

Пряности – разнообразные части растений, обладающие устойчивым специфическим ароматом и разной степенью жгучести. Это были первые вещества, которые человек стал добавлять к пище, возможно даже раньше соли. На Востоке пряности употребляли уже 5 тыс. лет назад.

В годы раннего средневековья, центр торговли пряностями был в Константинополе, а еще позже в XIY в. монополистом стала морская держава – Венеция. Цены на пряности в это время выросли неимоверно и поэтому использовались только очень богатыми людьми.

В средние века пряности часто заменяли в платежах золото и даже служили мерой веса. Так 1000зерен хорошего черного перца должны были весить ровно 460 г. Из-за баснословной прибыли от торговли пряностями были попытки их подделки. Это потребовало серьезных мер по их пресечению. Так, во Франции за первую попытку фальсификации молотого перца – гигантский штраф, за вторую – арест с полной конфискацией имущества и запрет на торговлю. В Германии за подделку самой дорогой пряности – шафрана – виновника сжигали или закапывали живьем в землю.

Великие географические открытия конца XY – начала XYI вв., открыли морской путь в Индию вокруг Африки, Америки …

Еще Васко да Гама привез из своего плавания перец, корицу, гвоздику и имбирь. Испанцы завезли из Америки неизвестные на Востоке ваниль и стручковый перец.

Центр мировой торговли пряностями переместился в Португалию и Испанию и поэтому, пряности стали широко вводиться в культуру и стали доступными по цене.

Приложение 2

Загадки о культурных растениях.

Круглый , круглый ,

Сладкий . сладкий ,

С полосатой кожей гладкой ,

А разрежешь – посмотри :

Красный , красный

Он внутри .

( Арбуз )

Он никогда и никого

Не обижал на свете .

Чего же плачут от него

И взрослые и дети ?

( Лук )

Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый ,

Завила оборки густо .

Узнаешь ее ?...

( Капуста )

Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус !

( Смородина )

На сучках висят шары -

Посинели от жары !

( Сливы )

Была зеленой , маленькой ,

Потом я стала аленькой .

На солнце почернела я ,

И вот теперь я спелая .

( Вишня )

Вырастает он в земле ,

Убирается к зиме .

Головой на лук похож .

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго .

( Чеснок )

Круглое , румяное ,

Я расту на ветке .

Любят меня взрослые

И маленькие детки .

( Яблоко )

Очень густо он растет ,

Незаметно он цветет .

А когда проходит лето ,

Мы едим его конфеты ,

Не в бумажке , а в скорлупке –

Берегите , детки , зубки !

( Орешник )

- Какое растение лишнее? Почему?

(орешник – дикорастущее растение)

14