Похожие публикации

Урок математики в 1 классе. Тема:"Волшебные цифры. Римские цифры."
Урок
На этом уроке уточняется разница между числом и цифрой.Учащиеся убеждаются,что натуральное число-это количественная характеристика совокупности предме...полностью>>

Задания школьной олимпиады по географии
Документ
1. Однажды в майскую полночь в Иркутске родители с трудом оттащили от телевизора школьника Васю Петрова, который желал во что бы то ни стало смотреть ...полностью>>

Документ, удостоверяющий личность (1)
Документ
(указать, где получена отметка: ЕГЭ - единый государственный экзамен, другое - другие отметки, которые разрешается засчитывать в соответствии с Порядк...полностью>>

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 18
Реферат
Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием р...полностью>>



Рабочая программа по истории для учащихся 6-х классов на 2013-2014 учебный год

История России.

История России с древнейших времен до конца XVI в. (38 ч.).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII вв.).

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Склады­вание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского го­сударства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы земле­владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географиче­ское положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Вели­кий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенно­сти развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне мон­гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамо­ты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запа­да. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - се­редина XV вв.).

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ве­дущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордын­ского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII—XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литерату­ре. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Программа реализуется с помощью УМК:

* Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2013.

* Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2013.

* Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца ХVI века: поурочные разработки: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

* Арсланова О.В. , Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс.- 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012.

* Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2012

*Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2013.

*,Данилов А.А., КосулинаЛ.Г.. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Интернет ресурсы по Истории России.

Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

/ob1011.htm

/index.php

/

/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6

/

исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

карты

/personal/nikolaev/index.html

справочные и дополнительные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

http://www.

Интернет ресурсы по истории Средних веков

- история кораблестроения. http://www.knighttemplar.narod.ru - история ордена тамплиеров. - Реконкиста.

- Византийская держава (история и культура). - культура Византии и исламских стран. /falcon/vikingr - скандинавская мифология. - религия народов древней Скандинавии. - история кельтской цивилизации. Проект «История ордена Храма».

Распределение учебного материала курса.

История Средних веков.

Вид программного материала

Всего часов

1

Вводный урок

1

Живое Средневековье.

2

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

6

3

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

4

Арабы в VI-XI вв.

2

5

Феодалы и крестьяне.

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

7

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

2

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

9

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

10

Культура Западной Европы в Средние века.

3

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

12

Итоговое повторение

2

Итого 32

История России с древнейших времен и до конца XVI века.

Вид программного материала

Всего часов

Вводный урок

1

Предмет Отечественной истории

Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.

10

Русь Удельная в XII-XIII вв.

10

Московская Русь XIV-XVI ВВ.

17

Всего 38

Название формы

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Контрольная работа

1

1

1

1

Тесты

5

6

6

8

Творческое задание

4

5

5

6

Формы контроля

Название формы

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Контрольная работа

1

1

1

1

Тесты

5

6

6

8

Творческое задание

4

5

5

6

Календарно-тематическое планирование

История Средних веков (32ч.)

Темы урока.

Кол-во часов

Основные элементы

содержания урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

Дом. задание

Дата по плану

Фактическая

1.

Введение. Живое Средневековье.

1

Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

ПУУД: называть периоды всемирной истории, хронологические границы Средневековья.
РУУД:
объяснять происхождение термина Средние века.

ЛУУД: какое значение имеет для меня история.

КУУД: Характеризовать источники знаний об истории Средневековья.

Беседа по вопросам периодизации всемирной истории.

Работа с иллюстративным рядом учебника.

Заполнить схему «Исторические источники».

Стр. 7-11 чит.

Тема 1. Становление Средневековой Европы. (5 ч.).

2.

Образование варварских королевств.

Государство франков в VI – VIII вв.

1

Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками.

ПУУД: определять направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи, используя историческую карту.

РУУД: объяснять причины усиления франкского государства.

ЛУУД: называть основные этапы истории Франкского королевства

КУУД: раскрывать процесс превращения свободных крестьян в зависимое население франкского королевства, опираясь на текст документов.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

§1, вопр., № 1, 2 р.т.

3.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом. Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Белое и черное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

ПУУД: составлять схему устройства христианской церкви в период раннего Средневековья.
РУУД:
объяснять схему устройства христианской церкви в период раннего Средневековья, опираясь на термины и понятия духовенство, иерархия, папа римский, епископ, аббат, чёрное духовенство.

ЛУУД: характеризовать роль христианской церкви в жизни средневекового общества.
КУУД:
раскрывать значение церкви и монастырей в формировании европейской средневековой культуры, сохранении наследия Античности.

Поисковое задание, тесты, ответы на вопросы.

Рисунки, презентации.

§2,

вопр., №5 р.т.

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах.

ПУУД: составлять исторический портрет (характеристику) Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы.

РУУД: определять сходство и различие в управлении Франкским государством при Хлодвиге и Карле Великом, используя информацию учебника.
ЛУУД:
высказывать суждения, за какие заслуги короля Карла называли Великим.
КУУД:
участвовать в обсуждении вопроса, почему распалась империя Карла Великого.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

§3

Раб. Тет. № 4-5

5.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Введение в проект «Византийская мозаика»

1

Франция, Германия и Англия в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Норманны и их образ жизни. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

ПУУД: называть причины, которые привели к феодальной раздробленности в Западной Европе.

РУУД: характеризовать отношения между феодалами, используя понятия феодальная лестница, сеньор, вассал.

ЛУУД: рассказывать о раздробленности во Франции и Германии, используя содержание параграфа.
КУУД:
сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии.

Устный рассказ, ответы на вопросы.

§4

6.

Англия в раннее Средневековье.

Подготовка проекта «Византийская мозаика»

1

Легенда и быль в истории Англии. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Борьба англосаксов с норманнами.

ПУУД: характеризовать занятия, общественный строй народов Северной Европы в раннее Средневековье.

РУУД: раскрывать изменения, которые произошли в жизни норманнов в результате завоеваний.

ЛУУД: рассказывать о великих путешествиях викингов

КУУД: показывать на карте направления набегов и завоеваний норманнов в VII-XI вв.

Сообщение учащихся, презентации.

§5

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.)

7-8.

Византия в VI-XI вв.

Защита проекта «Византийская мозаика»

1

Образование Восточной Римской империи – Византии – Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Император – правитель новой империи. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

ПУУД: объяснять систему управления Византийской империей, используя информацию учебника

РУУД: характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями, используя карту.

ЛУУД: называть особенности развития Византийской империи. Опираясь на текст учебника и историческую карту.
КУУД:
представлять описание выдающихся памятников Византии, используя иллюстрации учебника, дополнительную визуальную информацию, составлять исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана.

Игра – путешествие по Константинополю

с элементами театрализации, тесты, ответы на вопросы.

§6-7

9.

Образование славянских государств.

1

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государства у южных славян – Болгарии. Великоморавская держава – государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства.

ПУУД: характеризовать занятия, образ жизни славянских племен, опираясь на текст и иллюстрации учебника.

РУУД: составлять развернутый план параграфа.

ЛУУД: рассказывать об образовании славянских государств, опираясь на содержание развернутого плана.

КУУД: объяснять значение деятельности Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Составление сложного плана параграфа. Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

§8

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2ч.)

10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Аравия – родина исламской религии. Мекка – центр торговли. Мухаммед – проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах – Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племен. Коран – священная книга ислама. Арабский халифат. Багдадский халифат и Харун ар – Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

ПУУД: рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

РУУД: называть причины распада Арабского халифата.

ЛУУД: характеризовать положение народов, входивших в Арабский халифат.

КУУД: раскрывать значение понятий ислам, мусульманин, Коран. Шариат, халиф.

Составление рассказа по рисункам, тесты, ответы на вопросы.

§9

11.

Культура стран Халифата.

1

Наследие эллинизма и ислама. Арабский язык – «латынь Востока». Образование – инструмент карьеры. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Арабская поэзия и сказки. Архитектура – вершина арабского искусства. Мечеть – место общественных встреч и хранилище ценностей. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата.

ПУУД: объяснять влияние ислама на культуру Арабского халифата.

РУУД: объяснять особенности исламской художественной культуры Средневековья.

ЛУУД: характеризовать вклад арабской культуры в развитие мировой культуры.

КУУД: представлять характеристику выдающихся памятников арабского искусства в форме презентаций, докладов, сообщений.

Составление плана текста, вопросов к тексту, работа в группах

§. 10

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2ч.)

12.

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Земля – феодальная собственность.

Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне.

Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Натуральное хозяйство – отличие феодальной эпохи.

ПУУД: объяснять, какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе.

РУУД: раскрывать проявления зависимости крестьян от феодала, используя понятия повинность, барщина, оброк, вотчина.

ЛУУД: характеризовать роль, которую играла община в жизни средневековых крестьян.

КУУД: рассказывать об образе жизни средневекового крестьянина, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Работа в группах, творческое задание, работа со схемой.

§ 11

13.

В рыцарском замке.

Введение в проект «История возникновения городов Европы в их названиях»

1

Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений.

Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок – жилище и крепость феодала. Рыцарь – конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура.

ПУУД: рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях, используя иллюстрации учебника.

РУУД: анализировать роль замка в культуре Средневековья.

ЛУУД: участвовать в обсуждении вопроса о роли рыцарства в средневековом обществе.

КУУД: характеризовать занятия, образ жизни и замок феодалов в форме презентаций, докладов, сообщений.

Работа с текстом, творческое задание.

§12

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)

14.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Подготовка проекта

«История возникновения городов Европы в их названиях»

1

Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город – поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. Цеховые объединения городских ремесленников. Оживление торговых отношений. Ярмарки – общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества – к банкам.

ПУУД: раскрывать влияния изменений в общественной жизни на процесс возникновения городов в средневековой Европе.

РУУД: объяснять причины и значение борьбы городов с сеньорами, используя текст и иллюстрации учебника.

ЛУУД: объяснять, какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников.

КУУД: составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника, используя иллюстрации учебника.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.

§13

15.

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

Защита исследова-тельского проекта

«История возникновения городов Европы в их названиях»

1

Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Городское сословие в Европе – носители идей свободы и права.

ПУУД: характеризовать развитие торговли в период Средневековья, 21опираясь на информацию карты.

РУУД: составлять описание облика средневекового города, используя иллюстрации учебника и термины ратуша, бургомистр, рыночная площадь, собор.

ЛУУД: рассказывать об образе жизни гаражан в Средние века, используя текст учебника и изобразительные материалы.

КУУД: участвовать в обсуждении вопроса о роли городов в формировании новых ценностей, отличных от ценностей рыцарства и крестьянства.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.

§14-15

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2ч.)

16.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены.

ПУУД: раскрывать причины и последствия раскола христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную).

РУУД: составлять и объяснять схему устройства католической церкви, 22опираясь на термины и понятия духовенство, иерархия, папа римский, кардинал, епископ, диакон, аббат, индульгенция.

ЛУУД: рассказывать о еретических движениях и учениях, 22опираясь на термины и понятия ересь, еретик, инквизиция.

КУУД: устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.

Творческие задания, ответы на вопросы, работа с картой

§16

17.

Крестовые походы

1

Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Различие походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Крестовые походы Финляндии на Русь. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

ПУУД: объяснять причины участия различных сословий в Крестовых походах.

РУУД: показывать на карте направление Крестовых походов и территории, захваченной крестоносцами.

ЛУУД: раскрывать особенности Четвертого крестового похода.

КУУД: высказывать оценочные суждения о последствиях Крестовых походов.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

§17

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6ч.)

18.

Как происходило объединение Франции

1

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

ПУУД: объяснять, почему горожане, крестьяне и рыцари стали опорой королевской власти в процессе объединения Франции и других европейских стран.

РУУД: определять общие черты деятельности французских королей по объединению Франции.

ЛУУД: раскрывать значение созыва Генеральных штатов во Франции, 24опираясь на информацию учебника.

КУУД: отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Банифации VIII (по выбору).

Составление кроссворда, ответы на вопросы, беседа с одноклассниками

§18

19.

Что англичане считают началом своих свобод

1

Король Англии – Венгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. Парламент – сословное собрание.

ПУУД: объяснять последствия нормандского завоевания Англии, 24опираясь на текст учебника.

РУУД: раскрывать основные положения Великой хартии вольности, используя материалы источника.

ЛУУД: характеризовать значение созыва парламента в Англии, 24опираясь на информацию учебника.

КУУД: объяснять значение понятий и терминов парламент, хартия, суд присяжных.

Работа с картой, работа в группах, ответы на вопросы

§19

20.

Столетняя война

1

Столетняя война: причины и повод. Основные этапы столетней войны. От перемирия к победам французов. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение столетней войны.

ПУУД: раскрывать причины и повод к войне между Англией и Францией, получившей название столетней.

РУУД: показывать на карте и рассказывать о решающих битвах столетней войны.

ЛУУД: характеризовать причины и итоги крестьянских выступлений во Франции (Жакерия) и в Англии (Уота Тайлера), опираясь на текст учебника.

КУУД: представлять характеристику Жанны д’Арк, объяснять, почему имя народной героини сохранилось в памяти поколений.

Работа в группах, творческое задание, работа с картой

§20

21.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

Восстановление Франции после трагедии и венных утрат. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Усиление власти английского короля в конце XV в.

ПУУД: рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после столетней войны.

РУУД: систематизировать материал по истории централизации власти во Франции и Англии в форме таблицы.

ЛУУД: определять отличительные черты абсолютной монархии от сословной, используя текст учебника.

КУУД: составлять политическую характеристику Людовика XI, высказывать и обосновывать свои оценки его роли в объединении Франции.

Работа с текстом, творческое задание, ответы на вопросы

§21

22.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Мусульманская Испания – процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Образование единого испанского королевства.

ПУУД: рассказывать об освобождении крестьянами земель Перинейского полуострова, используя карту и содержание учебника.

РУУД: определять сходства и различия кортесов с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии.

ЛУУД: характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

КУУД: объяснять значение понятий Реконкиста, кортесы, инквизиция, аутодафе.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах

§22

23.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –XV вв.

1

Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германию Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств Германии. Усиление власти князей в Германии. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Расцвет торговли и итальянских городов. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Оформление тирании в некоторых городах – государствах Италии.

ПУУД: рассказывать об управлении городскими коммунами в Италии, используя понятие тирания.

РУУД: составлять развернутый план параграфа.

ЛУУД: определять сходства и различия в хозяйственном и политическом развитии итальянских государств в период Средневековья.

КУУД: участвовать в обсуждении вопроса, почему в Германии и Италии в Средневековье не возникло единых централизованных государств.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах

§23

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2ч.)

24.

Гуситское движение в Чехии

Введение в проект

«Непростая история простых предметов»

1

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

ПУУД: рассказывать о гуситских войнах, раскрывать причины побед гуситов над крестоносцами, используя карту учебника.

РУУД: называть итоги и последствия гуситского движения.

ЛУУД: характеризовать причины и последствия социального выступления средневековой Чехии, используя термины гуситы, умеренные, табориты.
КУУД:
представлять характеристику Яна Гуса, объяснять, почему его имя сохранилось в памяти поколений.

Устный рассказ, ответы на вопросы, работа с картой.

§24

25.

Завоевания турками-османами Балканского полуострова

Подготовка проекта

«Непростая история простых предметов»

1

Балканские народы накануне завоевания. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Адрианополь – первая европейская столица османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Падение Византийской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

ПУУД: объяснять причины ослабления и падения Византийской империи.

РУУД: показывать на карте направления завоевательных походов турок-османов на Баканах.

ЛУУД: объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.

КУУД: представлять описание осады и штурма Константинополя в форме презентаций, докладов, сообщений.

Работа в группах, творческое задание, тесты.

§25

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3ч.)

26.

Образование, научные открытия и изобретения

Защита информационного проекта

«Непростая история простых предметов»

1

Расширение границ мира средневекового человека. Развитие светской культуры. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Спор между церковью и философами. Развитие знаний о природе. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Переворот в военном деле. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

ПУУД: раскрывать причины развития образования в средневековой Европе, рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.

РУУД: выявлять отличия науки Средневековья от современной.

ЛУУД: называть знаменитых ученых Средневековья и объяснять чем они прославились.

КУУД: объяснять, почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества.

Работа с текстом, сравнение, творческое задание.

§26, 30

27.

Средневековая литература и искусство

1

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Этический образ рыцаря. Рыцарская литература. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романские и готические стили. Скульптура как «библия для неграмотных». Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

ПУУД: раскрывать влияние христианской религии на искусство Средневековья.

РУУД: объяснять значение понятия терминов романский стиль, готика, трубадур, витраж.

ЛУУД: характеризовать особенности художественной культуры Средневековья по сравнению с культурой предшествующего периода.

КУУД: представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности.

Составление текста с ошибками, творческая работа в группах, ответы на вопросы.

§27, 28

28.

Культура раннего Возрождения в Италии

1

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Идеалы гуманизма и искусства раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись.

ПУУД: высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

РУУД: объяснять особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода.

ЛУУД: составлять рассказ-описание по картине художника.

КУУД: представлять описания произведений периода раннего Возрождения, используя текст и иллюстрации учебника, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Задания на сравнение, работа в группах, ответы на вопросы, работа с картой.

§29

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2ч.)

29

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Империя Тан – единое государство. Развитие феодальных отношений. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем. Достижение китайских ученых в науках. Литература и искусство. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Географическая и этническая разобщенность народов Индии. Установление феодальных отношений. Кастовое устройство общества. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Хозяйство и богатство Индии. Влияние мусульманской культуры.

ПУУД: рассказывать о завоевательных походах монголов, показывать на карте направление завоеваний монголов и территории созданных ими государств.

РУУД: объяснять систему управления, отношения власти и поданных в средневековом Китае; влияние природы на хозяйство и культуру Японии.

ЛУУД: рассказывать о достижениях китайской культуры в Средние века, используя текст и иллюстрации учебника.

КУУД: систематизировать материал об истории стран средневековой Азии в форме таблицы.

Работа с текстом, сравнение, творческое задание.

§31

30

Государство и народы Африки и доколумбовой Америки

1

Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Государство Африки, их устройство и культура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Устройство общества. Города и культура. Управление и организация жизни. Население и занятия.

ПУУД: называть и показывать на карте страны доколумбовой Америки.

РУУД: участвовать в обсуждении вопроса, почему развитие разных областей Африки происходило неравномерно.

ЛУУД: рассказывать о достижениях культуры народов доколумбовой Америки, используя текст и иллюстрации учебника.
КУУД:
систематизировать материал об истории народов доколумбовой Америки в форме таблицы.

Работа с текстом, творческое задание, ответы на вопросы

§32, повторить понятия и основные события по изученному курсу истории

31.

Итоговый контроль

1

Основные процессы истории Средних веков: формирование новых государств и органов власти, могущественных империй, складывание новой структуры общества и отношений внутри нее, возникновение городов – центра ремесла и торговли, новой городской среды, формирование и развитие своеобразной и яркой культуры.

ПУУД: определить, опираясь на содержание фрагментов, о каких исторических событиях Средневековья идет речь в текстах.

РУУД: установить соответствие между архитектурными стилями Средневековья и их основными признаками.

ЛУУД: прочитать документ и ответить на вопросы.

КУУД: заполнить пустые ячейки таблицы, используя предложенные пропущенные элементы в приведенном ниже списке.

Контрольная работа

32.

Итоговое повторение

1

Анализировать результаты контрольных работ

История России (38ч.)

Предмет отечественной истории (1ч.)

1.

Вводный урок

1

История России – часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона – часть истории России. Источники по российской истории

ПУУД: актуализировать знания из курса истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников о роли природы в жизни общества.

РУУД: характеризовать источники по российской истории.

ЛУУД: уметь рассказывать о важнейших источниках русской истории изучаемого периода.
КУУД:
использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Работа с иллюстративным рядом учебника.

Стр. 4-6

Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в. (10ч.)

2-3.

Древнейшие народы на территории России.

1

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

ПУУД: показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

РУУД: описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

ЛУУД: приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

КУУД: участвовать в обсуждении вопроса, почему верования древних славян называют язычеством.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§1

4.

Восточные славяне.

Введение в проект

«Первые киевские князья»

1

Расселение, занятия, верования, общественное устройство

восточных славян.

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

ПУУД: характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
РУУД:
объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье.

ЛУУД: описывать жизнь и быт, верования славян.
КУУД:
участвовать в обсуждении вопроса, чем привлекла восточных славян Византия.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

§2

5.

Формирование Древнерусского государства.

Подготовка проекта

«Первые киевские князья»

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти.

ПУУД: раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
РУУД:
показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
ЛУУД:
приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
КУУД:
уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§3

6.

Защита исследовательского проекта

«Первые киевские князья».

1

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.

ПУУД: характеризовать деятельность первых русских князей.

РУУД: объяснять смысл понятий князь, дружина, полюдье.

ЛУУД: рассказывать о внутренней и внешней политике первых русских князей
КУУД:
систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Устный рассказ, тест «Вставь пропущенную букву, объясни слово», ответы на вопросы. Работа с картой. Составление хронологической таблицы.

Исследовательский проект «Первые киевские князья»

§4

7.

Владимир Святославич. Принятие христианства. .

1

Крещение Руси. Владимир Святославич. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество.

ПУУД: актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах.
РУУД:
давать оценку значения принятия христианства на Руси.

ЛУУД: уметь рассказывать о событиях, предшествовавших крещению Руси
КУУД:
объяснять, что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей и, чем Владимир отличался от них.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Работа с картой.

§5

8.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Введение в проект

«Быт и нравы Древней Руси»

1

Русь в конце X- первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Развитие городов, ремесел и торговли. Русская Правда. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

ПУУД: характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X- первой трети XII в.

РУУД: составлять развёрнутый план одной части параграфа, использовать мультимедийные средства для подготовки сообщения на уроке.
ЛУУД:
рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.
КУУД:
составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Составить план одной части параграфа.

§6

9-10.

Культура Древней Руси.

Подготовка проекта

«Быт и нравы Древней Руси»

2

Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы.

ПУУД: описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.

ЛУУД: рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

КУУД: осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§7

11.

Защита проекта

«Быт и нравы Древней Руси».

1

Быт и нравы населения городов и деревень.

ПУУД: характеризовать быт и нравы населения городов и деревень.

РУУД: выявить особенности древнерусской одежды.
ЛУУД:
рассказывать о жизни горожан в Древнерусском государстве.

КУУД: составлять рассказ об одном дне жизни: князя, ремесленника, крестьянина.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Творческий проект

§8

12.

Повторение по теме: «Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.»

1

Историческое и культурное наследие Древней Руси.

ПУУД: систематизировать исторический материал.

РУУД: объяснять важные явления в истории Древней Руси.

ЛУУД: рассказывать об историческом и культурном наследии Древней Руси.

КУУД: высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Тесты, ответы на вопросы

Повт.

§1-8

Тема 2. Русь Удельная в XII- XIII веках. (10 ч.)

13.

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития.

ПУУД: объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков.

РУУД: называть хронологические рамки периода раздробленности.

ЛУУД: раскрывать причины и последствия раздробленности.
КУУД:
выскажите суждения о причинах распада союза Ярославичей.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§ 9

14-15.

Главные политические центры Руси..

2

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

ПУУД: показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

РУУД: участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород»

ЛУУД: характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
КУУД:
создавать презентацию вместе с родителями или старшеклассниками.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение презентаций.

§10-11

16.

Нашествие с Востока.

1

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Походы монголов на Русь. Героическая оборона русских городов.

ПУУД: изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.).
РУУД:
сопоставлять и обобщать сведения, содержащиеся в этих источниках

ЛУУД: рассказывать о сражении на реке Калке.
КУУД: обсудить в группах значение героической обороны русских городов.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение презентаций. Обсудить в группах значение героической обороны русских городов.

§12

17.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Русь и Запад. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва и Ледовое побоище, их значение. Александр Невский – политик и военачальник.

ПУУД: рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище.
РУУД:
сопоставлять и обобщать сведения, содержащиеся в этих источниках.
ЛУУД:
составлять характеристику Александра Невского.
КУУД:
выполнить задание в парах «Значение событий – Невская битва и Ледовое побоище в истории страны».

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игра «Интервью».

§13

18.

Русь и Золотая Орда.

1

Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

ПУУД: изучать материалы, свидетельствующие о борьбе населения русских земель против ордынского владычества.

РУУД: объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.
ЛУУД:
рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.
КУУД:
высказывать суждения, как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§14

19.

Русь и Литва.

1

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

ПУУД: изучать материалы, свидетельствующие о борьбе населения русских земель против литовского княжества.

РУУД: объяснять, в чем выражались взаимоотношения русских земель с Великим княжеством Литовским.

ЛУУД: рассказывать о причинах образования Литовского княжества.

КУУД: выражать суждения о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§15

20.

Культура русских земель в XII-XIII веках.

2

Культура русских земель в XII-XIII веках. Научные знания. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

ПУУД: описывать памятники зодчества во Владимире и Новгороде, живописи (фрески и иконы).

РУУД: объяснять, в чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

ЛУУД: рассказывать о развитии культуры Удельной Руси.

КУУД: осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в Великий Новгород».

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§16

21.

Повторение по теме «Русь Удельная в XII- XIII веках».

1

Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси.

ПУУД: характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

РУУД: оценивать основные события и явления истории Удельной Руси.

ЛУУД: рассказывать о развитии культуры Удельной Руси.

КУУД: систематизировать исторический материал.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Повт. §9-16

Тема 3.Московская Русь в XIV-XVI веках. (17 ч.)

22.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

2

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита.

ПУУД: Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

РУУД: раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

ЛУУД: высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калитвы.

КУУД: дать оценку поведению Ивана Калиты в период тверского восстания 1327 года.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.

§17

23-24.

Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2

Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь; Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение.

ПУУД: рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

РУУД: раскрывать значение Куликовской битвы.
ЛУУД:
оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

КУУД: Взять интервью у участников похода Дмитрия Донского.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игры «О чём рассказывает карта», «Интервью».

§18

25.

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века.

1

Русь при приемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества.

Отношения между Москвой и Литвой. Русь и Золотая Орда. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги.

ПУУД: показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

РУУД: объяснять причины и последствия феодальной войны.

ЛУУД: характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.

КУУД: провести виртуальную экскурсию для одноклассников.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта. Обсуждение презентаций.

§19

26.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества..

1

Завершение объединения земель вокруг Москвы. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды.

ПУУД: указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

РУУД: объяснять смысл понятия централизованное государство.

ЛУУД: объяснять значение создания единого Русского государства.

КУУД: выражать суждения, какие обстоятельства предопределили неизбежность свержения ордынского ига.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§20

27-28.

Московское государство в конце XV-начале XVI века.

2

Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Органы государственного управления. Общерусский Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси.

Вотчинно-поместное землевладение.

Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, начало их закрепощения.

ПУУД: выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

РУУД: сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

ЛУУД: составлять характеристику Ивана III.

КУУД: изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§21

29.

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

1

Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитие культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва Третий Рим».

ПУУД: раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности.
РУУД:
объяснять значение понятий ересь, «Москва - Третий Рим».

ЛУУД: характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

КУУД: Игра «Лучший вопрос»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игра «Лучший вопрос»

§22

30.

Реформы Избранной рады..

1

Экономическое и политическое развитие Московской Руси в начале XVI в. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Начало Земских соборов. Приказная система управления. Стоглавый собор.

ПУУД: характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

РУУД: объяснять значение понятий приказ. Земский собор. Стрелецкое войско. Заповедные лета.

ЛУУД: характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
КУУД:
изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§23

31.

Внешняя политика Ивана IV.

1

Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Многонациональный характер государства.

Ливонская война, ее итоги и последствия.

ПУУД: использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

РУУД: объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси и, какое значение имело учреждение патриаршества.

ЛУУД: раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.
КУУД:
представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта. Игра «Интервью»

§24

32.

Опричнина.

1

Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV Грозный в представлениях современников и потомков.

ПУУД: объяснять причины. Сущность и последствия опричнины.

РУУД: определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

ЛУУД: составлять характеристику Ивана IV Грозного
КУУД:
участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Составить простой план параграфа.

§25

33.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках.

Введение в проект

«Быт XV- XVI веков».

1

Устное народное творчество. Летописные своды. Просвещение. Начало книгопечатания. Литература (религиозная и светская). Общественно-политическая мысль.

ПУУД: составлять описание памятников материальной и художественной культуры.

РУУД: объяснять, в чем состояло их назначение этих памятников; оценивать их достоинства.

ЛУУД: характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в.

КУУД: осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение рисунков, презентаций.

§26

34.

Архитектура и живопись. Подготовка проекта

«Быт XV- XVI веков».

1

Русское зодчество (шатровые храмы). Живопись. Дионисий. Музыка

ПУУД: составлять описание памятников материальной и художественной культуры.
РУУД:
объяснять, в чем состояло их назначение этих памятников; оценивать их достоинства.

ЛУУД: характеризовать стили архитектурных сооружений и живописи.

КУУД: работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Работа в малых группах.

§27

35.

Защита творческого проекта

«Быт XV- XVI веков».

1

Культура и быт Московской Руси в XVI в. Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

ПУУД: составлять описание быта русских людей XV- XVI веков.

РУУД: сравнивать быт русских людей XV- XVI веков с периодом Древнерусского государства.

ЛУУД: рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века.

КУУД: систематизировать материал, используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.).

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

§28

36.

Повторение по теме «Московская Русь в XIV-XVI веках».

1

Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством. Общее и особенное в образовании централизованных государств в России и Западной Европе.

Россия в конце XVI в. Положение в стране после смерти Ивана IV Грозного. Царствование Федора Иоанновича. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепление крестьян.

ПУУД: сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

РУУД: оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV-XVI вв., роль отдельных исторических личностей.

ЛУУД: обобщить и систематизировать исторический материал.

КУУД: систематизировать материал об основных процессах социально–экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.).

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Составлять рассказ, используя понятия по изученной теме.

Повт.§17-28

.

37.

Итоговый контроль..

1

Вклад народов Средневековья в мировую культуру.

КУУД: инсценировать сюжеты в группах.

Контрольная работа.

38.

Итоговое повторение

Инсценировать сюжеты в группах.

Список литературы

по истории России

1. Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

2. Борисов Н. Иван III — М., 2006.

3. Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

4. Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.

5. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.

6. Карпов А.  Владимир Святой. — М., 2004.

7. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

8. Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007

9. Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996.

10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 2002.

11. Скрынников Р. Г. Ермак. — М., 1992.

12. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 2007.

13. Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

14. Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

15.Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.

по истории средних веков

  1. Атлас Средневековья: История. Традиции.- М., 2000

  2. Живая история Востока.- М., 2010.

  3. Иллюстрированная всемирная история: с древних времен до XVII века.- М., 1999.

  4. Калашников В. Загадки истории: Средние века.- М., 2002.

  5. Контамин Ф. Война в Средние века .- СПб., 2001.

  6. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы.- М., 2005.

  7. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе.- М., 1996.

  8. Чубарьян А.О. Средние века: книга для чтения по истории/ А.О. Чубарьян.- М., 2006.

  9. Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история.- М., 1994.