Похожие публикации

Из записной книжки геолога
Документ
Пр ктикант Игорь Марков работал в отряд первое лето. В конце сентября мне привелось пойти с ним в м ршрут. Я пр студился.Б лело горло лицо изуродовал...полностью>>

Прошу восстановить меня в интернатуре
Документ
эт.) Отметка здрав....полностью>>

Форумы социального партнёрства
Документ
В октябре 2013 года в учебных учреждениях пройдут Форумы социального партнёрства, посвящённые итогам городского конкурса проектов «Одесса – мой город ...полностью>>

Председателю Верховного суда
Документ
Ввиду заключения с судьями судов города Астаны Договоров-контрактов о допуске к государственным секретам ( приложение к трудовому договору), предусмат...полностью>>



Нормативно-правовое сопровождение введения фгос ноо

Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО

С.С. Пичугин, С.С. Лысов

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (далее – ФГОС НОО), в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное российское образование ориентировано на развитие личности обучающихся, их активную социализацию и обеспечение возможностей эффективного самообразования на протяжении всей жизни.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей обучающегося, умения самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, самостоятельно контролировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученный результат.

Другими словами, современный учитель начальной общеобразовательной школы должен научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и трансформировать их в компетенции, позволяющие выстраивать собственный образовательный маршрут. Сегодня это становится залогом успешной адаптации выпускника общеобразовательного учреждения (далее – ОУ) в современном стремительно меняющемся мире.

По замыслу разработчиков национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным ре­зультатом школьного образования долж­но стать его соответствие целям опере­жающего развития. Акцент делается на овладение школьниками способами и техно­логиями, которые пригодятся им в будущем. При этом подчеркивается субъектно-творческий характер такой деятельности: исследо­вательские проекты, творческие занятия, в ходе которых школьники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать ре­шения и помогать друг другу, формули­ровать интересы и осознавать свои воз­можности.

Начальная общеобразовательная школа как состав­ная часть системы непрерывно­го образования призвана заложить потенциал развития личности младшего школьника. Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО, должны стать:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных ви­дах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Достижение указанных результатов сможет обеспечить, по мнению разработчиков, возможность продолже­ния образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785) первого сентября 2011 года первоклассники нашей страны сели за парты в условиях реализации требований ФГОС НОО.

В этой связи перед ОУ встала непростая и очень важная задача формирования нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС НОО.

Практика показывает, что системная инновационная деятельность требует адекватных организационных, управленческих решений на новом этапе развития системы образования – качественного обновления образовательных стандартов, учебных планов, программ, всей системы организации образовательного процесса. Именно поэтому сегодня становится актуальным вопрос организации управленческой деятельности руководителей системы образования: рассмотрения последовательной системы управленческих решений по сопровождению введения и реализации ФГОС НОО.

Совершенно понятно, что успех ее организации и функционирования будет зависеть от эффективности принятия и реализации управленческих решений на уровне каждой школы, где ведущая роль отводится органам государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, администрации и учителям общеобразовательного учреждения.

Рассматривая управление как целенаправленную, специально организованную деятельность, обеспечивающую перевод общеобразовательного учреждения на новый, более качественный уровень функционирования и развития, необходимо обратить внимание на построение специально организованной управленческой деятельности, включающей в себя:

  • разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей введение и реализацию ФГОС НОО;

  • построение системы финансово-экономического сопровождения, обеспечивающего введение и реализацию ФГОС НОО;

  • кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС НОО.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» определен порядок поэтапного введения ФГОС на всех ступенях общеобразовательных учреждений до 2015 года.

Согласно этому документу обязательное введение ФГОС на ступени начального общего образования (1 класс) начинается с 2011/2012 учебного года и затем ежегодно и последовательно распространяется на 2-4 классы. С 2015/2016 учебного года обязательное введение ФГОС запланировано на ступени основного общего образования (5 класс). В полном объеме переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения будет осуществлен в 2021/2022 учебном году.

В распоряжении указаны конкретные сроки введения ФГОС нового поколения в основной и средней (полной) школе по мере готовности общеобразовательных учреждений:

  • 5-8 классы – с 2012/2013 до 2015/2016 учебного года;

  • 10 класс – 2013/2014 учебный год;

  • 11 класс – 2014/2015 учебный год.

Если рассматривать управление как процесс создания необходимых условий достижения планируемого результата, то в качестве одного из значимых условий можно назвать нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС НОО, которое предусматривает создание в общеобразовательном учреждении необходимой правовой базы – разработку документов, задающих управленческий механизм введения ФГОС НОО, либо внесение изменений и дополнений в уже существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие работу школы.

С целью оказания методической помощи руководителям ОУ Республики Башкортостан кафедрой теории и методики начального образования совместно с кафедрой теории и практики управления образованием ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан был разработан примерный перечень нормативных документов ОУ по вопросам введения и реализации ФГОС НОО в ОУ (см. Приложение 1).

К началу 2011/2012 учебного года в ОУ Республики Башкортостан были созданы необходимые условия для реализации ФГОС НОО. Особое внимание руководители ОУ акцентировали на формирование нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и изменениями в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1.

С этой целью по нашей рекомендации в каждом ОУ был сформирован пакет нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих деятельность по внедрению и реализации ФГОС НОО. Были внесены необходимые изменения в уставы ОУ, в содержание локальных актов ОУ, которые соответствуют требованиям к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ (далее – ООП НОО ОУ) (Приложение 2).

До начала нового учебного года руководителями ОУ были утверждены: ООП НОО ОУ (см. Приложение 3), рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы внеурочной деятельности, список учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе ОУ в условиях реализации ФГОС НОО из числа рекомендованных и допущенных к использованию в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников. При наличии в ОУ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии детей с ограниченными возможностями здоровья в ООП НОО ОУ была включена программа коррекционной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения ООП НОО ОУ реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется ОУ по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. С целью организации внеурочной деятельности руководителями ОУ были заключены договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей (Приложение 4).

В соответствии с критериями готовности ОУ к введению и реализации ФГОС НОО общеобразовательные учреждения были укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к работе в условиях реализации ФГОС НОО (Приложение 5).

В ОУ была проведена работа по созданию информационно-образовательной среды, включающей в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

В ОУ было рекомендовано создать условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а организацию образовательного процесса осуществлять в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993).

С целью оказания практической помощи руководителям ОУ, учителям начальной общеобразовательной школы и организации тесного сотрудничества с органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования, сотрудники ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан прошли подготовку и были аккредитованы в качестве экспертов Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан. Это позволило предупредить серьезные упущения и недочеты в работе ОУ по нормативно-правому обеспечению деятельности общеобразовательного учреждения в части введения и реализации ФГОС НОО.

Приложение 1

Примерный перечень нормативных документов по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования в общеобразовательных учреждениях

  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

    2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785).

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

    5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03 февраля 2011 года регистрационный №19682).

    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).

    7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 апреля 2003 года №27 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2003 года регистрационный №4594).

    8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2011 года регистрационный №19676).

    9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 октября 2010 года регистрационный №18638).

    10. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2010 года №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».

    11. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 года №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

    12. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

    13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2011 года №МД-988/03 «О вступлении в силу приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2011 года №2075».

    14. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06 июля 2009 года №984 «Об организации апробации по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения»*.

    15. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13 октября 2010 года №1413 «О создании Координационного Совета по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при Министерстве образования Республики Башкортостан»*.

    16. Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 13 июля 2010 года №01-33/125 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта»*.

    17. Протокол заседания органа самоуправления общеобразовательного учреждения (Совета, Управляющего совета и др.), на котором принято решение о введении ФГОС НОО в ОУ. Рекомендуется согласование протокола с учредителем ОУ.

    18. Положение о Совете по введению ФГОС НОО в ОУ.

    19. Положение о группе продленного дня (при наличии).

    20. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (при наличии).

    21. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ОУ.

    22. Положение о сайте ОУ в сети Интернет.

    23. Положение о фонде надбавок и доплат работникам ОУ.

    24. План-график введения ФГОС НОО в ОУ.

    25. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС НОО на первой ступени общего образования ОУ (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).

    26. ООП НОО ОУ, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.

    27. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приложение к ООП НОО ОУ).

    28. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП НОО ОУ).

    29. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ (приложение к приказу).

    30. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

    31. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении начального общего образования.

    32. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС НОО.

    33. Приказы ОУ:

  • Приказ «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО».

  • Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС НОО».

  • Приказ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС НОО нового поколения».

  • Приказ «О разработке ООП НОО ОУ».

  • Приказ « Об утверждении плана-графика введения ФГОС НОО в ОУ».

  • Приказ «Об утверждении ООП НОО ОУ».

  • Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».

  • Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».

  • Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

  • Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ».

  • Приказ «Об утверждении плана-графика (программы) повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников ОУ».

  • Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических работников ОУ».

  • Приказ «О создании и ведении официального сайта ОУ в сети Интернет».

  • Приказ «Об утверждении режима работы школы» (с учетом организации внеурочной деятельности и работы групп продленного дня).

  • Приказ «Об утверждении структуры управления деятельностью ОУ» (с учетом созданных в соответствии с требованиями ФГОС НОО структурных подразделений ОУ)

  1. Финансово-экономическое обеспечение внедрения

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

2.1. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ:

  • Приказ «Об оплате внеурочной деятельности».

  • Приказы «Об установлении стимулирующих выплат работникам ОУ» и т.д.

2.2. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований ФГОС НОО).

2.3. Локальные акты, регламентирующие привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств.

  1. Организационное обеспечение внедрения

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

3.1. Модель организации образовательного процесса ОУ, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности обучающихся (модель «дополнительного образования», модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель и др.).

3.2. План методической работы ОУ по введению ФГОС НОО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС НОО.

  1. Кадровое обеспечение внедрения

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

4.1. Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками).

4.2. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с реализацией ФГОС НОО.

4.3. Информационно-аналитическая справка об укомплектованности ОУ педагогическими кадрами с указанием образовательного ценза, квалификации, квалификационной категории, сведений о повышении квалификации учителей начальных классов.

5. Информационное обеспечение внедрения

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

5.1. Материалы для организованного изучения общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС НОО. Документы, отражающие анализ результатов изучения общественного мнения (анкеты, опросники и др.).

5.2. Информация о созданных в ОУ условиях реализации ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО, размещенная на официальном сайте ОУ в сети Интернет, информационном стенде ОУ.

6. Материально-техническое обеспечение внедрения

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

6.1. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом обеспечении ОУ в соответствии с требованиями ФГОС НОО, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОУ, нормами охраны здоровья обучающихся.

6.2. Информационно-аналитическая справка о создании в ОУ информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

6.3. Локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном или учебно-методическом кабинете и др.)

Приложение 2

Внесение необходимых изменений в устав общеобразовательного

учреждения с учетом требований ФГОС

Напомним, что в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 в уставе ОУ в обязательном порядке указываются:

  • Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

  • Учредитель;

  • Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

  • Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

  • Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

  • Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений в случаях, не противоречащих федеральным законам);

г) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

д) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

е) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

  • Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

  • Права и обязанности участников образовательного процесса;

  • Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии с целями и требованиями ФГОС изменения и дополнения возможны в следующих разделах устава общеобразовательного учреждения.

Раздел «Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ».

Обеспечение равных возможностей для получения качественного общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования российской гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, укрепления физического и духовного здоровья.

Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Раздел «Основные характеристики организации образовательного процесса».

Режим занятий обучающихся, воспитанников (с учетом организации внеурочной деятельности и требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189).

Порядок оформления отношений общеобразовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) (например, в части организации внеурочной деятельности и посещения обучающимися внеурочных мероприятий).

Раздел «Порядок управления образовательным учреждением».

Структура, порядок формирования органов управления образовательным учреждением, их компетенция, определяющая деятельность по введению и реализации ФГОС (например, рассмотрение и принятие основных образовательных программ, дополнительных образовательных программ и др.).

Раздел «Права и обязанности участников образовательного процесса».

Право обучающихся на получение общего образования в соответствии с ФГОС, а также педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, учебников, методов оценки в соответствии с основной образовательной программой, утвержденной общеобразовательным учреждением.

Предложенный перечень изменений в устав не является исчерпывающим. Руководителю образовательного учреждения необходимо своевременно вносить в устав изменения, связанные с изменениями действующих или появлением новых нормативно-правовых актов федерального, регионального уровней, регламентирующих правоотношения в сфере образования.

Приложение 3

Лист оценки

основной образовательной программы начального общего образования

(наименование общеобразовательного учреждения)

Критерии

Отметка о выполнении (+)

Структура ООП НОО

1.

Наличие титульного листа, на котором отмечено согласование с высшим органом самоуправления ОУ и утверждение ООП НОО директором ОУ

2.

Наличие содержания ООП НОО с указанием всех разделов и страниц

3.

Наличие разделов ООП НОО в соответствии с требованиями п. 16, п. 19 раздела III ФГОС НОО

4.

Наличие Приложения 1 (Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)) в соответствии с требованиями п. 19.5 раздела III ФГОС НОО

(Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разрабатывается учителем на учебный год)

5.

Наличие Приложения 2 (Программа внеурочной деятельности ОУ) в соответствии с требованиями п. 16, п. 17 раздела III ФГОС НОО

(Программы педагогических работников по направлениям внеурочной деятельности младших школьников)

Пояснительная записка

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.1 раздела III ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Цель реализации ООП НОО, конкретизированная в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися ООП НОО

3.

Принципы и подходы к формированию ООП НОО, сформулированные на основе ФГОС НОО, ПООП НОО, Программы развития ОУ, Программы реализации НОИ «Наша новая школа»

4.

Общая характеристика ОУ:

• Тип ОУ;

• Вид ОУ;

• Особенности контингента обучающихся первой ступени общего образования;

• Кадровый состав начальной общеобразовательной школы ОУ;

• Материально-техническая оснащённость образовательного процесса ОУ;

• Особенности организации образовательного процесса (используемый УМК, инновационные образовательные технологии и т.д.)

5.

Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников

6.

Краткое описание планируемых результатов освоения ООП НОО

7.

Реализация положений системно-деятельностного подхода в соответствии со спецификой ОУ

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.2 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Обеспечение связи между требованиями ФГОС НОО, образовательным процессом ОУ и системой оценки результатов освоения ООП НОО

3.

Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП НОО

4.

Конкретизация общего понимания личностных, метапредметных и предметных результатов

5.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов:

• «Чтение. Работа с текстом»;

• Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Учебный план начального общего образования

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.3 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение в учебном плане НОО ОУ:

  • наличие пояснительной записки;

  • состав учебных предметов;

  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

  • максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся в соответствии требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • объем времени, отводимый вариативной частью учебного плана

Внеурочная деятельность

1.

Отражение и конкретизация организации внеурочной деятельности обучающихся по направлениями в соответствии с требованиями п. 16, п. 17 раздела III ФГОС НОО

2.

Программы внеурочной деятельности, по направлениям в соответствии с требованиями п. 16, п. 17 раздела III ФГОС НОО:

• титульный лист;

• пояснительная записка;

• учебно-тематическое планирование с указанием формы проведения занятий (не более 40% аудиторных);

• краткое описание содержания программы;

• методическое обеспечение программы;

• планируемые результаты, включающие формирование УУД;

• список литературы

Программа формирования универсальных учебных действий

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.4 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение связи УУД с содержанием отдельных учебных предметов в соответствии с используемым УМК

3.

Конкретизация раздела «Обеспечение преемственности формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию» в соответствии со спецификой ОУ:

• программа предшкольной подготовки детей (при наличии дошкольных групп), отражающие формирование УУД и предметных умений в соответствии с ФГТ к ООП ДОУ;

• планы совместных мероприятий учителей начальных классов с воспитателями ДОУ, учителями-предметниками ОУ

Программы отдельных учебных предметов, курсов

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.5 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Соответствие выбранной системы учебников (УМК) федеральному перечню учебников на 2011/2012 учебный год

3.

Рабочие программы в соответствии с требованиям п. 19.5 ФГОС НОО и ПООП НОО:

  1. титульный лист;

  2. пояснительная записка:

    • общая характеристика предмета учебного плана ОУ;

    • ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ;

    • место данного предмета в учебном плане ОУ;

    • результаты изучения предмета учебного плана ОУ (личностные, метапредметные, предметные);

  1. основное содержание предмета учебного плана ОУ;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса);

  3. оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы;

  4. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  5. перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  6. список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.6 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение в разделе «Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования» реализации в ОУ основного содержания концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3.

Отражение специфики ОУ в каждом разделе программы:

  • здоровесберегающая инфраструктура;

  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

  • учет этнокультурных, национально-региональных особенностей

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.7 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение специфики ОУ в каждом разделе программы:

• эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

• реализация дополнительных образовательных программ;

• просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Программа коррекционной работы

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.8 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение в ООП НОО специфики работы ОУ:

• кадровый состав и особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

• описание условий организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и одаренных детей;

• план-график проведения диагностических мероприятий;

• наличие индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;

• планируемые результаты коррекционной работы для детей с ОВЗ и результаты для одаренных детей

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

1.

Соответствие содержания раздела требованиям п. 19.9 ФГОС НОО и ПООП НОО

2.

Отражение в разделе специфики ОУ:

  • основные направления и цели оценочной деятельности;

  • объект и содержание оценки;

  • критерии, процедуры и состав инструментария оценивания;

  • формы представления результатов;

  • условия и границы применения системы оценки;

  • сочетание внутренней и внешней оценки;

  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;

  • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации

3.

Обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения ООП НОО: использование стандартизированных работ (устных, письменных) и нестандартизированных работ (проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.)

4.

Обеспечение уровневой оценки знаний по предмету и освоения УУД, позволяющей осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся (уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов)

Приложение 4

Взаимодействие общеобразовательных учреждений с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта по организации внеурочной деятельности школьников

Взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД), учреждений культуры, спорта, молодежной политики, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности в соответствии с положениями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения предусматривает заключение договоров с физическими и юридическими лицами.

В данном вопросе возможно сотрудничество по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Модели взаимодействия общеобразовательных учреждений с УДОД, а также с учреждениями культуры, спорта, молодежной политики могут быть представлены в виде следующих вариантов:

1. Организация внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений.

Первый вариант. Привлечение работников УДОД к работе в общеобразовательном учреждении на условиях совместительства (в данном случае заключается трудовой договор с лицом, который будет работать совместителем). Образовательную услугу по предоставлению дополнительного образования детей оказывает общеобразовательное учреждение.

Второй вариант. Размещение УДОД на базе общеобразовательного учреждения (посредством изъятия неиспользуемых помещений у общеобразовательного учреждения и закрепления их на праве оперативного управления за УДОД либо на условиях договоров аренды (безвозмездного пользования). В этом случае дополнительное образование встраивается в систему внеурочной работы общеобразовательного учреждения.

2. Организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей.

В этом случае общеобразовательное учреждение выполняет информационные, диагностические, организационные функции, а также (при необходимости) решает кадровые вопросы благодаря потенциалу педагогического коллектива.

В свою очередь, учреждение дополнительного образования обеспечивает:

  • создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона;

  • осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в значимые творческие виды деятельности; ориентацию школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию своих способностей;

  • компенсацию отсутствия в основном образовании компетентного кадрового состава или учебных курсов, которые необходимы школьникам для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

3. Организация внеурочной деятельности с использованием «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения из первых двух вариантов.

В этом случае, с учетом оптимальности, на паритетной основе используются материально-техническая база, кадровый потенциал, реализуются совместные образовательные программы учреждений общего и дополнительного образования детей.

При реализации различных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта, молодежной политики необходимо заключать договоры о сотрудничестве и совместной деятельности образовательных учреждений, предусматривающие разграничение прав, обязанностей и ответственности сторон в организации и проведении внеурочной деятельности.

Приложение 5

Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору

с педагогическими работниками, предусматривающих порядок,

критерии, показатели и размеры установления выплат

стимулирующего характера

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор. Изменения условий оплаты труда осуществляются по соглашению сторон.

В дополнительном соглашении к трудовому договору с работником общеобразовательного учреждения необходимо предусмотреть перечень конкретных наименований, размеров и условий установления стимулирующих выплат с учетом показателей результативности и эффективности внедрения в образовательный процесс ФГОС, определенных локальными актами о НСОТ, утвержденными в общеобразовательном учреждении по согласованию с представительным органом работников.

Заключению дополнительных соглашений к трудовому договору с работником общеобразовательного учреждения должно предшествовать официальное уведомление работника об изменении обязательных условий трудового договора. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации об изменении обязательных условий трудового договора работник уведомляется в письменной форме не позднее, чем за два месяца (см. Приложение 5.1).

Дополнительные соглашения заключаются в простой письменной форме и вступают в силу с момента подписания сторонами (руководителем образовательного учреждения и работником), если в самом дополнительном соглашении не предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, для оценки степени готовности общеобразовательного учреждения в части нормативно-правовой обеспеченности введения и реализации ФГОС нового поколения могут быть использованы следующие характеристики:

  • Наличие необходимых изменений в уставе общеобразовательного учреждения (в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения).

  • Наличие локальных актов, регламентирующих условия оплаты труда работников общеобразовательного учреждения, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

  • Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками, предусматривающих конкретные наименования, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат с учетом показателей результативности и эффективности внедрения в образовательный процесс ФГОС нового поколения.

  • Наличие договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта по организации внеурочной деятельности обучающихся.

  • Наличие иных локальных актов, отражающих специфику введения и реализации ФГОС нового поколения в конкретно взятом общеобразовательном учреждении.

Приложение 5.1

Примерная форма предупреждения (уведомления)

о предстоящих изменениях обязательных условий

трудового договора с работником

общеобразовательного учреждения

Предупреждение (уведомление)

Уважаемый(ая)__________________________________________!

(фамилия, имя, отчество)

Сообщаем о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в части размера и составных частей оплаты труда.

С_________оплата труда будет осуществляться по отраслевой системе

(дата)

оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда, утвержденным приказом органа управления образованием муниципального района (городского округа)_______Республики Башкортостан от «__»______20__года №____, и состоять из:

  1. оклада (должностного оклада), ставки заработной платы в размере________________________________________________________________;

  2. выплат компенсационного характера:

2.1)

2.2) _________________________________

2.3)

2.4) _________________________________

3) выплат стимулирующего характера:

3.1)

3.2)

3.3)

3.4)

Руководитель учреждения___________________________(подпись)

С предупреждением (уведомлением) ознакомлен(а)______ (подпись)

«____»________20__года

На внесение изменений в трудовой договор согласен(на)__________________________________________________ (подпись)

не согласен(на)_____________________________________ (подпись)

«____»________20__года

Уведомление вручено в присутствии:__________________________________

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] /popular/edu/

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] /dok/akt/8498/

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] /2011/01/14/plan-site-dok.html

  8. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] /popular/tkrf/

  9. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под ред.Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига,2011.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Сергей Сергеевич Пичугин - заведующий кафедрой теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО;

Сергей Станиславович Лысов - помощник ректора по правовым вопросам, ст. преподаватель кафедры теории и практики управления образованием ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа.

**В данном пункте рекомендуется включить соответствующие приказы, письма или иные нормативно-правовые документы регионального уровня, регламентирующие введение и реализацию ФГОС НОО на территории субъекта Российской Федерации


27